Практическое занятие № 2
Цель занятия: Закрепить теоретические знания по данной теме.
1. Выберите правильный ответ. Рынок существует там, где:
а) потребители изъявляют свои потребности и желания;
б) находятся магазины;
в) нет дефицита;
г) спрос сталкивается с предложением и происходит обмен товарами.
2. Выберите правильный ответ. Если увеличится цена на товар, то спрос:
а) на дополняющий товар будет падать;
б) на дополняющий товар повысится;
д) на дополняющий товар останется неизменным;
е) правильный ответ отсутствует.
3. Выберите правильный ответ. Если спрос сократится, а предложение возрастет, то:
а) равновесное количество снизится;
б) равновесная цена уменьшится;
в) верно «а» и «б»;
г) правильный ответ отсутствует.
4. Укажите, как изменятся при повышении цены на кофе величина спроса и цена на чай:
а) повысятся;
б) понизятся;
в) останутся без изменений.
5. Приведите примеры такого вида товара, у которого при увеличении доходов населения величина потребления:
а) останется неизменной:
б) увеличивается:
в) уменьшается:
6. Почему основные продукты питания, проезд в общественном транспорте, нефтепродукты обладают неэластичным спросом?
7. Постройте график и найдите равновесную цену, т.е. цену, по которой количество яблок, предлагаемое продавцами и требуемое покупателями, совпадает. Предположим, что на рынке действует 500 покупателей и 500 продавцов. В таблице приведены спрос и предложение товара.
Цена за 1 кг, руб. | Количество товара, на который есть спрос, кг | Количество предложенного товара, кг |
8. « Верно – неверно». Напротив каждого из утверждений поставьте, верно это утверждение или нет.
|
1) полезность является объективным свойством того или иного блага;
2) закон убывающей предельной полезности гласит: «по мере того, как объем потребляемых благ растет, предельная полезность каждой дополнительной единицы блага увеличивается»;
3) автор пирамиды потребностей – А.Смит;
4) человек живет в мире неограниченных возможностей;
5) безграничные потребности людей можно удовлетворить ограниченным количеством ресурсов;
6) Спрос зависит от потребностей людей.
7) Чем больше цена на товар, тем больше спрос на него.
8) Предложение на рынке представлено покупателями
9) Чем больше цена на товар, тем больше предложение на него.
10) Равновесие на рынке возникает тогда, когда вес проданного и купленного товара одинаков.
11) Предпочтения и вкусы потребителей, величина их доходов являются неценовыми факторами спроса.
12) Связь между ценой и величиной предложения прямая.
13) Эластичность спроса определяется способностью товара растягиваться и восстанавливать свою форму после прекращения воздействия.
9. Сопоставить термины с определениями:
Спрос | Такое количество товаров и услуг на рынке, когда предлагается продукции ровно столько, каков спрос на нее, то есть отсутствует как дефицит, так и избыток товаров |
Закон Спроса | Количество товаров и услуг, которое потребители могут и хотят приобрести на рынке по определенным ценам |
Предложение | Компромиссная цена, которая в наибольшей степени удовлетворяет как покупателя, так и продавца |
Закон Предложения | Степень изменения одной величины при изменении другой на 1 % |
Рынок | Понижение цены ведет к сокращению величины предложения, а повышение – к ее росту |
Рыночное Равновесие | При повышении цены на товары величина спроса уменьшается, а при понижении увеличивается |
Равновесное Количество | Недостаток товара на рынке, превышение спроса над предложением |
Равновесная Цена | Система отношений между людьми по поводу купли-продажи товаров |
Дефицит | Состояние рынка, которое достигается, когда спрос и предложение равны |
Избыток | Количество товаров и услуг, которое производители могут поставить на рынок по определенной цене в данный момент времени |
Эластичность | Излишек товара на рынке, превышение предложения над спросом |
10. В 1973 г. ОПЕК ввела ограничения на поставки нефти на мировой рынок.
|
1) Как это повлияло на цену нефти на мировом рынке?
2) Как изменение цены на нефть повлияло на цену бензина?
3) Как изменилась ситуация на рынках больших автомобилей?
4) Как изменилась ситуация на рынках малолитражных автомобилей?
5) Как изменилась ситуация на рынках товаров, улучшающих теплоизоляцию жилых домов?
11. На основе теории спроса и предложения проанализируйте и объясните следующие ситуации:
1) Почему в периоды наибольшего потребления цена на одни блага, например, фрукты падает, а на другие блага, гостиничные номера в причерноморских отелях возрастает?
2) Почему, узнав о повышении цен на кожу, руководство компании, владеющей сетью обувных магазинов, распорядилось уволить часть продавцов?
3) Если цена на автомобили понизится, что будет со спросом на бензин?
4) Если будут благоприятные климатические условия, что будет с предложением пшеницы? Как это повлияет на цену хлеба?
12. Рекламный лозунг одной из марок виски гласит: «У него вкус дорогого виски… и оно действительно дорого». Объясните, разве не глупо рекламировать высокую цену? Разве люди купят больше по высокой цене?