Характеристика моделей в управлении запасами




Понятие и виды запасов

 

Запас - то, что приготовлено, собрано для последующего потребления. Сопоставляющими запаса могут быть информация, финансовые ресурсы или прочие разнообразные ценности. В логистике термин «запас» применяется только в приложении к материальным потокам. Запасы в логистике и в управлении цепями поставок составляют товарно-материальные ценности.

Материальные запасы - это находящиеся на различных стадиях производства (и обращения) продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс внутреннего потребления или потребления производственного [6, с. 157].

Запас каждой товарной позиции, независимо от места размещения и от величины, можно разделить на две части - изменяющуюся и постоянную. Изменяющаяся часть запаса (текущий запас) связана с поставками под текущие необходимости (покрытие предвиденного, текущего спроса) и систематическим расходом (выдача, продажа). Этот запас обновляется по определённым принципам[7, с.54]. Постоянная часть в основном складывается из страхового запаса и по разным причинам также часто содержит сверхнормативный запас, не вносящий никакой ценности в общий процесс. При этом под постоянным запасом понимается запас в учётных категориях (количество, стоимость), а не физических.

Производственные запасы представляют собой сырье, материалы,полуфабрикаты и комплектующие изделия, которыепоступили на предприятие, однако еще не подверглись технологическойпереработке и находятся на складах снабженческихслужб предприятий, а также (в небольших количествах) на цеховыхскладах и непосредственно у рабочих мест. Производственные запасы имеются как у производителей, так и у торговыхи транспортных организаций, хотя в значительно меньшихобъемах. Основным признаком их выделения в самостоятельнуюформу является не местонахождение, а назначение - онипредназначены для производственного потребления своим жевладельцем.Производственные запасы ориентированы на конкретнуютехнологию и поэтому стабильны по своему натурально-вещественномусоставу. Материалы вступают в производство в количественныхсоотношениях, соответствующих нормам расхода,поэтому их запасы взаимозависимы и должны формироваться вопределенных пропорциях, чтобы недостаток одних материаловне приводил к образованию некомплектных излишков других.

Запасы в незавершенном производстве складываются изматериалов и полуфабрикатов, которые подверглись обработкеи находятся в производственных цехах в виде незаконченной продукции. Они маломаневренны, технологически зависимы, вбольшинстве случаев их невозможно продать. По этой причинеуправлением незавершенным производством занимаются некоммерческие, а технические и производственные службы организаций.

Сбытовые запасы образуются у производителей в виде готовой продукции на складах или в выпускающих цехах. Посколькуони являются продолжением производственных запасовв их развитии, процессы образования и управления имипредопределены технологией. Но одновременно это и товар,представленный на рынок, следовательно, при планированиисбытовых запасов, как и сбыта, приходится учитывать рыночныефакторы.

Транспортные запасы занимают особое место, посколькуих образование обусловлено специфическими условиями -временем транспортировки и грузоподъемностью транспортныхсредств, что не позволяет оперативно влиять на их уровень.Это продукты, находящиеся в процессе транспортировки,включающем перевалку грузов, ожидание на складах транспортныхорганизаций, погрузочно-разгрузочные работы.

Товарные запасы образуются из продуктов на складах торговыхпредприятий и предназначаются для продажи. Они выделилисьв отдельный вид с обособлением торговли в самостоятельнуюотрасль. Ассортиментный состав товарных запасов мобилен, поскольку коммерческим предприятиям (за исключениемтех, которые привязаны к специализированным торговыми складским площадям) безразлично, что продавать, новажно - с какой эффективностью [9, с. 204].

На уровне фирм запасы относятся к числу объектов, требующих больших капиталовложений, и поэтому представляют собой один из факторов, определяющих политику предприятия и воздействующих на уровень логистического обслуживания в целом. Однако многие фирмы не уделяют ему должного внимания и постоянно недооценивают свои будущие потребности в наличных запасах [10, с. 44].В результате этого фирмы обычно сталкиваются с тем, что им приходится вкладывать в запасы больший капитал, чем предполагалось[11, с. 192].

В движении материальных потоков неизбежно наступает момент, когда товары превращаются в запасы - накопленные, временно не используемые материальные ресурсы. Причем на протяжении их жизненного цикла это происходит неоднократно, сопровождаясь сменой местонахождения и выполняемых функций. Возможно, эффективность логистических систем повысилась бы при отсутствии запасов, в создание и содержание которых вкладываются денежные средства. Однако на практикеобойтись без запасов невозможно.

Запасы имеют сложную статико-динамическую природу. Статичность проявляется в том, что в данный момент времени конкретный продукт не расходуется и не перемещается. Динамичность запасов вытекает из того, что на складе, где по большей части они хранятся, ситуация постоянно меняется: одни продукты отпускаются, другие поступают.

Существует несколько причин запасообразования, которыеносят природно-географический, технико-технологический, организационный и экономический характер (таблица 1.1).

Причиной запасообразования может стать и хозяйственныймеханизм экономической системы, определяющий ее специфическуюрыночную конъюнктуру. В централизованно управляемойдефицитной экономике существует тенденция запасаниядефицитных материалов впрок. При этом часто образуются некомплектныезапасы, которые не могут быть использованыиз-за отсутствия сопутствующих материалов. В рыночной экономике, напротив, возникают избыточные, не соответствующиеплатежеспособному спросу запасы товаров.

Запас создается по экономической причине,потомучто позволяет получить дополнительную прибыль или экономиюна разнице цен. Продавцы часто предлагают скидки соптовых цен при покупке больших партий товара. Для средствпроизводства характерны значительные объемы потребления.Создание избыточного запаса в такой ситуации оправданно, таккак экономия на ценах может превысить издержки по его содержанию.Аналогично действует предприятие в условиях инфляции:оно приобретает впрок постоянно дорожающие продукты, а впоследствии продает их по более высокой, чем закупочная,цене или обменивает на другой товар[9, с. 201].

 

Таблица 1.1 - Причины образования запасов

Причины образования запасов Функции запасов
Природные и географические Невозможность непрерывного воспроизводства Устраняют несоотвествие между моментами производства, транспортировки и потребления товаров
Технико-технологические    
Организационно-экономические Хозяйственный механизм экономической системы Устраняют диспропорциональность объемов и структуры спроса и предложения
Экономические Экономическая выгода Позволяют получить спекулятивную прибыль

Примечание - Источник: [9, с. 202]

Имеется, однако, ряд соображений в пользу минимизации запасов. К их числу относятся:

) Плата за физическое хранение запаса;

) Упущенный доход, который мог бы быть получен при вложении омертвленных в запасе средств в предприятия с твердым доходом (в простейшем случае - учетный процент);

) Потери в количестве запасов (испарение, усушка, утруска, радиоактивный распад, хищения);

) Качественные изменения (ухудшение потребительских свойств вследствие необратимых процессов в хранимом продукте - разложение, гниение, ухудшение внешнего вида, старение изоляции);

) Устаревание (моральный износ), особенно характерный для модных товаров, бытовой электроники, персональных компьютеров, литературы по ним и их программному обеспечению [12, с. 20].

Необходимость надежного обеспечения спроса, подкрепляемая серьезными экономическими последствиями недопоставок, вынуждает увеличивать запасы, что приводит к временному исключению из оборота значительных материальных ценностей [13-14].

При необоснованном сокращении запасов (например, вследствие нарушения поставщиком сроков или объемов поставок) возможна остановка производства. Применяемые к неаккуратному поставщику санкции лишь отчасти компенсируют убытки предприятия.

Недостаток нужных населению товаров в розничной торговой сети возрождает забытые было очереди, ставит на грань выживания обнищавшие группы населения и может привести к тяжелым социально-экономическим последствиям.


 

Характеристика моделей в управлении запасами

 

Материальные запасы образуются в логистических системах в основном из-за несовпадения интенсивностей входного и выходного потоков или их асинхронности. Поскольку выходной поток, как правило, задан для логистической системы (производственный спрос или сформированный портфель заказов производственных предприятий и оптовых посредников) или его интенсивность определяется внешними факторами (спрос в розничной торговле), то уровень запаса регулируется путем изменения параметров входного материального потока. Поэтому; строго говоря, объектом управления в теории запасов являются не сами запасы, а параметры входного потока (главным образом его интенсивность,- размер заказа и интервал между поставками), а уровень запаса служит лишь в качестве контролируемого параметра (своего рода измерителя).

Эффективное управление запасами позволяет организации удовлетворять или превышать ожидания потребителей, создавая такие запасы каждого товара, которые максимизируют чистую прибыль.Речь может идти как о внешнихпотребителях, которые покупают товары, так и о внутренних, использующих складированные товары внутри организации. Во второй части говорится об определении объема запасов, необходимых для удовлетворения ожиданий потребителей, который обеспечит максимальную отдачу вложенных в эти товары средств. Эти две составляющие эффективного управления запасами не противоречат, а фактически дополняют друг друга.

Для того, чтобы запас мог обеспечивать имеющуюся потребность, необходима реализация процесса управления запасами. Под управлением запасами понимается деятельность, направленная на обеспечение требуемого уровня запаса.

Алгоритм управления запасами:

) определение объема потребности в запасе;

) определение состава статей затрат, связанных с созданием и поддержанием запаса;

) расчет оптимального размера заказа, пополняющего запас;

) согласование условий пополнения запаса;

) проектирование алгоритма управления запасами.

) управление запасами, наряду с нормированием, предусматривает организацию контроля за их фактическим состоянием [3, с. 76].

Пополнение и содержание запасов связано с несколькими категориями затрат, представленными в таблице 1.2.

 

Таблица 1.2 -Основные виды затрат, связанные с запасами

  Затраты постоянные (независимые) Затраты переменные (зависимые)
Затраты пополнения (обновления) Затраты, независимые от размера одной партии, а затем от размера текущего запаса (например, затраты на содержание отдела снабжения, собственного автомобильного парка) Затраты, зависимые от размера одной партии, а затем от размера текущего запаса (например, затраты на оформление договора, транспортные расходы, зависимые от количества поставок, издержки страхования)
Затраты содержания Затраты, независимые от размера запаса (например, амортизация складских зданий, складского оборудования, затраты на содержание складского персонала) Затраты, зависимые от размера запаса (например, затраты на дополнительные складские площади, убытки от естественной порчи товара, воровства, издержки страхования, стоимость замороженного капитала)
Убытки от недостатка Затраты, независимые от размера недостатка (размер недополученной в будущем прибыли от утерянного клиента) Затраты, зависимые от размера недостатка (стоимость срочного заказа по более высокой цене за единицу, объем невыпущенной продукции из-за отсутствия сырья, утраченная прибыль от каждой непроданной позиции)

Примечание - Источник: [20, с.108]

 

Прибыль фирмы можно повысить за счет увеличения объемов продаж или сокращения затрат на содержание запасов. Увеличение объемов продаж часто возможно, если высокий объем затрат ведет к более высокой доступности запасов и к более стабильному уровню обслуживания. Низкие объемы запасов могут снизить коэффициент удовлетворения спроса потребителей, в результате чего часть продаж оказывается упущенной. Однако обычно затраты, связанные с большими объемами запасов, превышают получаемые за счет этого выгоды. Методы снижения затрат, связанных с запасами, включают такие действия, как сокращение числа задерживаемых заказов или экспедиторских отправок, реализация устарелых или неликвидных запасов и повышение точности прогнозов. За счет более совершенного планирования запасов также можно сократить или устранить перераспределение запасов между региональными складами и отправку небольших партий.

Модели движения запаса на складе зависят от условий закупок. Если организация закупает продукты одинаковымипартиями через равные интервалы времени, а их отпуск со склада осуществляется равномерно в течение года, то график движения остатков на складе будет соответствовать ломаной линии (рисунок1.1).

 

Рисунок 1.1- График изменения производственного запаса в условиях равномерных закупок и потребления

Примечание:Источник:[9, с. 219]

 

Логистическая система запасообразования должна функционироватьтаким образом, чтобы:

а) не возникали ситуации дефицита,

б) большие запасы не пролеживали длительное время наскладе, если это не связано с экономической целесообразностью,

в) среднегодовой запас не был велик, так как и без того оборотныхсредств всегда не хватает. Следовательно, необходимы:расчет оптимальных значений параметров системы запасообразования;достижение полной управляемости ими; поддержаниедвижения запаса в оптимальном режиме.

В зависимости от того, какие параметры системы запасообразования являются для логистиков определяющими при принятии решений о закупках и пополнении запасов, различают различные стратегии управления запасами. Основныестратегии предполагают использование одновременно двух параметров (например, периодичность контроля запасов и объем партии поставки,минимально и максимально допустимые величины остатковна складе). Эти стратегии отличаются тем, как осуществляетсяконтроль за остатками и делается заказ новой партии- постоянно, с определенной периодичностью или по мерерасходования продуктов. В зависимости от выбранной стратегиилогистик может заказывать продукты одинаковыми партиямиили регулировать объемы поставок, ориентируясь на состояниетекущего запаса. Каждая из четырех стратегий имеет свои плюсыи минусы и довольно узкую сферу эффективного применения [9, с. 219].

Таким образом, теоретически имеется две основные модели управления запасами и две производные модели. Основные:

) модель управления запасами с фиксированным размером заказа (или двухбункерная система);

) модель управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами.

Производные:

) модель управления запасами с установленной периодичностью пополнения запаса до постоянного уровня;

) модель управления запасами «минимум-максимум».

Модель управления запасами с фиксированным размером заказа.

Методика управления запасами на основе фиксации размера заказа заключается в том, что заказы на пополнение запаса делаются в момент снижения запаса до заранее определенного, порогового уровня запаса в объеме, равном оптимальному размеру заказа (рисунок 1.2). Все параметры модели рассчитываются таким образом, что при соблюдении исходных данных модель гарантирует бездефицитное обслуживание потребности в условиях определенности (т.е. в условиях постоянного темпа потребления). Исходные данныедля расчета параметров модели:

1) объем потребности в запасе, ед.;

) оптимальный размер заказа, ед.;

) время выполнения заказа, дни; возможная задержка поставки, дни.

Расчетные параметры модели с фиксированным размером заказа:

1) максимальный желательный запас, ед.;

) пороговый уровень запаса, ед.;

) страховой запас, ед.

 

Рисунок 1.2- Движение запаса при фиксированном размере заказа

Примечание - Источник:[3, с. 231]

 


Максимальный желательный запас в отличие от последующих двух основных параметров не имеет непосредственного воздействия на движение запаса в целом. Этот уровень запаса определяется для отслеживания целесообразной загрузки площадей склада с точки зрения критерия минимизации совокупных затрат.

Пороговый уровень запаса (или точка повторногозаказа) определяет уровень запаса, при достижении которого производится очередной заказ. Величина порогового уровня должна быть рассчитана таким образом, что поступление заказа на склад происходит в момент снижения текущего запаса до уровня страхового запаса. При расчете порогового уровня задержка поставки не учитывается.

Страховой (или гарантийный) запаспозволяет удовлетворять потребность в запасе на время предполагаемой задержки поставки.

Классическая модель управления запасами с фиксированным размером заказа работает автоматически, т.е. без привлечения специалистов для принятия решений о восполнении запаса, с гарантией отсутствия дефицита запаса только в случае постоянного потребления запаса. Модель применима ограниченному спектру условий функционирования и взаимодействия поставщиков и потребителей, требует непрерывного учета текущего запаса на складе. Это приводит к повышению затрат ее использования. Однако максимальный желательный запас в этой модели, как правило, имеет меньший размер, чем в модели с фиксированным интервалом времени между заказами в связи с частой привязкой интервала времени между заказами к календарю[3, с. 231].

Модель управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами.Методика управления запасами на основе фиксации интервала между заказами заключается в том, что заказы на пополнение запаса делаются в заранее определенный момент через фиксированные интервалы между заказами в размере, который обеспечивает пополнение запаса до максимально желательного уровня. В этой модели заказы делаются в строго определенные моменты времени, которые отстоят друг от друга на равные интервалы, например 1 раз в месяц, 1 раз в неделю и т.п. (рисунок 1.3).

 

Рисунок 1.3- Движение запаса при фиксированном интервале времени между заказами

Примечание - Источник:[3, с. 243]

 

Фиксированный интервал времени между заказами должен иметь оптимальный размер. Оптимизация уровня запаса связывается с оптимизацией размера заказа на восполнение запаса. Таким образом, определять оптимальный интервал времени между заказами следует на основе оптимального размера заказа. Оптимальный размер заказа позволяет минимизировать совокупные затраты на содержание и пополнение запаса, а также достичь наилучшего сочетания таких факторов, как используемая площадь складских помещений, издержки на хранение запаса и стоимость заказа.

Так или иначе, модель с фиксированным размером заказа не позволяет избежать дефицита запаса при колебании потребности. В целом результат управления запасами по методике с фиксированным интервалом времени между заказами дает худший результат, чем по методике с фиксированным размером заказа, так как в последнем случае имеется постоянный контроль над уровнем запаса, что позволяет быстро принять решение о пополнении запаса. Модель с фиксированным интервалом времени между заказамитакже учитывает задержку поставки путем ограничения страхового запаса. Если прогноз потребления до момента будущей поставки был точным, механизм модели предохранит потребителя от дефицита материальных ресурсов при сбоях поставки.

Модель управления запасами с установленной периодичностью пополнения запаса до постоянного уровня.

Одним из результатов проектирования моделей, предназначенных для управления запасами при наличии колебаний потребности, является модель с установленной периодичностью пополнения запаса до постоянного уровня. Эта модель предполагает, что дефицит запаса недопустим и ориентирована на ситуацию, когда затраты на содержание запаса ниже издержек в результате дефицита, что приводит к необходимости накапливать достаточно большой объем запаса.

В модели с установленной периодичностью пополнения запаса до постоянного уровня заказы производятся в установленные моменты времени и при снижении запаса до порогового уровня. Таким образом, эта модель включает элемент модели с фиксированным интервалом времени между заказами (установленная периодичность выдачи заказа на пополнения запаса) и элемент модели с фиксированным размером заказа (отслеживание порогового уровня запаса). Совместное использование этих элементов позволяет предохранить логистическую систему от дефицитного состояния без излишнего завышения объема запаса (рисунок 1.4).

запас материал ассортимент полуфабрикат


Рисунок 1.4- Движение запаса при установленной периодичности пополнения запаса до постоянного уровня

 

Примечание - Источник:[3, с. 261]

 

Отличительную особенность модели с установленной периодичностью пополнения запаса до установленного уровня состоит в том, что заказы делятся на две категории.

Плановые заказы производятся через заданные интервалы времени. Возможны дополнительные или внеочередные заказы, если запас на складе снижается до порогового уровня

Интервал времени между заказами устанавливается как исходная величина, плановые заказы выдаются в объеме, который определяется либо по формуле из модели с фиксированным интервалом времени между заказами, либо экспертно с учетом возможного изменения потребности в запасе в будущие периоды.

Дополнительные заказы, рассчитанные по тем же принципам, делаются только при снижении запаса до порогового уровня.

Исходные данные для расчета параметров модели с установленной периодичностью пополнения запаса до постоянного уровня совпадают с моделью управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами. Такими показателями являются:

) объем потребности в запасе, ед.;

) интервал времени между заказами, дни; время выполнения заказа, дни;

) возможная задержка поставки, дни.

Расчетные параметры модели с установленной периодичностью пополнения запаса до постоянного уровня совпадают с расчетными параметрами модели с фиксированным размером заказа.

К ним относятся:

) максимальный желательный запас, ед.; пороговый уровень запаса, ед.;

) страховой запас, ед.

Модель с установленной периодичностью пополнения запаса до постоянного уровня позволяет удовлетворять изменяющиеся потребности в запасе с минимальным уровнем дефицитая.


2. Анализ управления запасами на ООО «Аксофт»

 

Организационно-экономическая характеристика организации

 

Компания ООО «Аксофт» уже более 10 лет поставляет стартерные аккумуляторные батареи, смазочные материалы, автомобильные лампы и др. продукцию для автомобилей.

Широкая номенклатура товаров позволяет формировать выгодные предложения для любого сегмента потребителей: от владельца старого легкового автомобиля до водителя большегрузного транспорта.

Ассортимент товаров, представленный продукцией передовых европейских, украинских и российских заводов позволяет в полной мере удовлетворять потребности покупателей

По товарной специализации торговое предприятие можно отнести к комбинированному, объединяющему несколько товарных групп, родственных по общности спроса и удовлетворяющих определенный круг потребностей (торговля аккумуляторами, автокосметикой и запчастями).

Однако, основной специализацией ООО «Аксофт» являются аккумуляторные батареи. Предприятие предлагает широкий ассортимент современных стартерных батарей, изготовленных в Германии, Австрии, Южной Корее, России и Украине для легковой, грузовой, сельскохозяйственной и дорожно-строительной техники.

Современные автомобили, укомплектованные двигателями последних поколений, требуют от аккумулятора повышенной пусковой мощности. Кроме того, системы безопасности и комфорта автомобиля также потребляют энергию. Предлагаемые аккумуляторы класса премиум торговых марок «Varta», «Banner», «Medalist» легко справятся с запуском современных автомобилей даже в холодное время года. Кроме того, эти аккумуляторы абсолютно не требуют обслуживания.

Владельцам подержанных автомобилей без дополнительных потребителей энергии подойдут «стандартные» аккумуляторы производства Украины и России, стоимость которых также значительно ниже импортных аналогов.

Владельцам элитных автомобилей, буквально «напичканных» мощными электропотребителями, и фанатам суперсовременной аудио и видео аппаратуры в автомобиле предлагаются аккумуляторы класса люкс (Optima, Varta,Ultra,Dynamic, Banner,RunningBull), разработанные по передовым технологии AGM.

Аккумуляторы для мотоциклов, скутеров, моторных лодок, уборочных машин дополняют предлагаемый ассортимент автомобильных аккумуляторов.

В таблице 2.1 указаны основные показатели работы предприятия за последние 4 года.

 


 

Таблица 2.1 - Анализ экономических показателей ООО «Аксофт» за 2007-2010 г., тыс.бел.руб.

Статья 2007г. 2008г. 2009г. 2010г.
1) Выручка с НДС 167714,1 204246,0 306371,4 365036,2
1а) Выручка без НДС 142083,2 172588,2 258882,2 304196,8
2) Материалы 22859,3 23547,8 37013,3 62383,3
3) Зарплата 32228,2 32637,1 47043,3 61058,3
4) Отчисления в ФСЗН 11278,9 11422,3 16464,0 21370,2
5) БелГосСтрах 337,7 343,0 493,1 641,4
6) Налоги с выручки 1735,5 2093,8 3071,8 3421,8
7) Коммунальные платежи 496,1 570,5 748,9 966,5
8) Арендная плата 7052,4 7205,5 8361,7 10898,6
9) Прочие расходы 973,1 1364,5 1731,3 2073,6
10) Себестоимость 53654,6 54848,8 76723,7 99451,3
11) Прибыль 10179,3 37249,0 65349,7 69489,2
12) Рентабельность 7,2 21,6 25,2 35,0

Примечание - Источник: собственная разработка по данным предприятия

 

Как видно из таблицы 2.1, рентабельность и прибыль организации за последние 4 года растет, что связано с выходом на новый рынок потребителей, расширением ассортимента, сокращением транспортных издержек, успешно проведенными мероприятия по продвижению продукции (реклама, система скидок, акции, повышение мотивации сотрудников, курсы повышения квалификации).

У предприятия на данный момент есть 2 основных конкурента.

) ОДО «Активест»

Несомненным плюсом предприятия является разветвленная дилерская сеть, и как следствие - большое число сервисных центров, обеспечивающих гарантийное и постгарантийное обслуживание, что повышает привлекательность для клиентов.

«Активест» специализиреутся исключительно на аккумуляторных батареях, что снижает привлекательность торговых точек и в секторе розничной торговли снижает конкурентоспособность предприятия.

) ООО «СоюзЗапчасти»

Компания «СоюзЗапчасти» по характеру ведения бизнеса близка к «Активест».

К плюсам предприятия можно отнести широкий ассортимент предлагаемых к продаже товаров, активную рекламу.

К минусам - очевидные проблемы с планированием поставок (либо с поставщиками), что выражается в периодическом образовании дефицита на основные виды батарей в сезоны резкого повышения спроса, не очень удачное расположение розничного магазина, отсутствие возможности совершения покупок с доставкой.

Предприятие достаточно молодо и входило в бизнес, когда местный рынок был по большей части поделен.

В отсутствие явных преимуществ возможности предприятия по наращиванию присутствия на рынке ограничены.

Организация ООО «Аксофт» занимается также реализацией некоторых видов товаров для автомобилей:

) автокосметикой;

) аккумуляторами;

) автолампами;

) жидкостями: антифризами, маслами, дистиллированной водой, тосолом, тормозной жидкостью.

Штат сотрудников ООО «Аксофт» включает 6 человек: директор, бухгалтер, менеджер по обслуживанию клиентов, менеджер по продажам, два водителя.

Предприятие осуществляет мелкооптовую и розничную торговлю.

Основными клиентами являются физические лица, приобретающие товары для собственного потребления, а также автобазы и другие предприятия, имеющие собственный автопарк.

При ведении бухгалтерского учета в 2008 г. ООО «Аксофт» руководствуется Законом РБ «О бухгалтерском учете и отчетности» и другими нормативными документами.

Учет осуществляется по журнально- ордерной системе. Используются следующие журнал-ордера: №№ 1, 2, 6, 7, 8, ведомость отгрузки и реализации продукции - №16, ведутся оборотные ведомости движения ТМЦ, кассовая книга и прочая документация.

Все результаты хозяйственно-финансовой деятельности ежемесячно отражаются в Главной книге.

Моментом реализации продукции являются:

) факт отгрузки продукции;

) выполненная работа;

) оказанные услуги (выручка по отгрузке).

При выполнении работ, услуг или выпуске продукции под крупные заказы отдельных потребителей предусмотрена предоплата в размере 50-100 % от стоимости работ, услуг или продукции с последующим отнесением ее на реализацию на момент выписки отгрузочных документов.

 

Оценка системы управления запасами на ООО «Аксофт»

 

Заказы на ООО «Аксофт» делаются в строго определенные моменты времени, отстающие друг от друга на равные интервалы времени. Фиксированный интервал времени между заказами должен иметь оптимальный размер, рассчитываемый на основе оптимального размера заказа. Исходя из этого, можно сделать вывод, что на ООО «Аксофт» используется модель управления запасами с фиксированным интервалом времени.

Таблица 2.2 - Интервал времени между заказами отдельных товарных групп на ООО«Аксофт»

Группы товаров Интервал между заказами, нед.
Автокосметика  
Автолампы  
Аккумуляторные батареи  
Тормозные жидкости и антифризы  

Примечание - Источник: собственная разработка

 

Максимальный желательный вООО «Аксофт» рассчитывается с учетом планируемой потребности в товаре.

Планируемая потребность товара в каждом отчетном периоде равна объему продаж периода прошлого года.

Учитывая годовое увеличение продаж (таблица 2.3).

 

Таблица 2.3- Пример расчета планируемой потребности на 2010г

  Объем продаж, 2009 г., б.р. Цена за 1 шт., б.р. Объем продаж, 2009 год, шт Темп роста плановый на 2010 г., % План продаж на 2010 г., шт Выполнение плана продаж, %
  63838,2          
  179766,1          
  4141716,0          
  1807464,7          
  3503307,7          
  3676305,1          
  794571,2          
  270330,6          
  1154088,5          
  252795,0          
«∙∙∙» «∙∙∙» «∙∙∙» «∙∙∙» «∙∙∙» «∙∙∙» «∙∙∙»
  364276,9          
  563113,0          
  2502927,4          
  312494,0          
  510638,9          

Примечание - Источник: собственная разработка по данным предприятия

Прогнозирование потребности в заказе осуществляется в компании ООО«Аксофт» на основе статистических данных с помощью наивного прогноза с корректировкой на запланированный объем продаж.

Прогнозирование потребности начинается с составления годового плана продаж.

Показатели, учитываемые при планировании:

) темп прироста объема продаж в предыдущем периоде;

) изменения в направлении деятельности клиента (планы развития, организация новых направлений деятельности);

) ожидаемые изменения в запросах клиента (популярность товаров, ценовые категории);

) изменения в закупаемом ассортименте клиента (изменения в ассортиментной политике, новые товарные группы);

) изменения в финансировании (планируется ли увеличение бюджета на закупку аккумуляторных батарей);

) новые товарные группы, торговые марки, вводимые в ассортимент компании в прогнозируемом периоде;

) выполнения договорных обязательств клиентами в части оплаты (не касается деятельности розничного магазина);

) планируемые маркетинговые мероприятия компании;

) действия конкурентов.

Достоинствами прогнозирования потребности с помощью наивного метода является его простата, отсутствие затрат. Недостаток - неточность прогнозирования.

Неточность прогнозирования регулярно приводит к:

1) значительным затратам на содержание малоподвижного запаса;

2) недополучению прибыли в связи с упущенными продажами высоколиквидных позиций товара;

3) уменьшению лояльности клиентов.

Прогноз составляется на основе спроса предыдущего периода и не учитывает ситуацию на рынке, действия конкурентов. Корректировка на процент увеличения продаж осуществляется на весь товарный ассортимент в целом (таблица 2.4). При этом не учитывается жизненный цикл товара (товары на пике и на спаде заказываются по одному принципу).

Товарный ассортимент не классифицируется, не выбираются важнейшие товарные позиции, которые приносят стабильную прибыль и товарные позиции, которые необходимы лишь для поддержания ассортимента.

 

Таблица 2.4 - Прогноз потребления аккумуляторных батарей на 2011г.

Наименование товара Объем продаж в 2010 г по плану 2009г., шт.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: