Сценарий занятие
Тема: импровизация в театре
Учитель: Театр- и зрелище и школа для народа,
Будить сердца людей- вот в чем его природа!
На путь неправедный он не дает свернуть,
Он к свету нас ведет, открыв нам правый путь.
-Вы догадались, ребята, о чем сегодня пойдет речь?
Любите ли вы театр?
(ответы детей).
Конечно, нам трудно говорить о театральном искусстве. По нашим маленьким сёлам и посёлкам не гастролируют артисты … Некоторые из детей вообще не были в театре, но несомненно, видели театральные постановки по телевидению. Cегодня мы будем говорить не сколько о театре, сколько о театральном мастерстве. Я приглашаю вас на час театрального мастерства. В нашей школе немало талантливых, одаренных ребят, которые, смогли бы проявить себя в этом искусстве.
А сейчас мы посмотрим, в ком «затаился» талант актёра. Я предлагаю по желанию выйти сюда четверым смельчакам. (С места)
Для вас будет самое простое актёрское задание: произнести фразу «Я бы хотел стать актёром» с такими интонациями:
1. Вопросительно
2. Радостно
3. Мечтательно
4. Зло
5. Ласково, нежно.
2 слайд- У вас с актерскими способностями все в порядке. А как у остальных? Давайте проверим, насколько мы все артистичны.(тестирование) Результаты опросить у некоторых уч-ся. Последнего спросить Татарникова Д.
Нашим театральным критиком и историком сегодня выступит Татарников Дима. Он подготовил интересные факты о театре.
Татарников: -Знаете ли вы, что В Хорватии находится самый старый общественный театр в Европе. На Сицилии по сей день существует кукольный театр, спектакль в котором длится... месяц! В древности были известны и представления, которые длились по году! Правда, днем зрители занимались – как и сейчас – своими обычными делами, а по вечерам смотрели продолжение одной и той же пьесы.
|
В одном из театров Ионии был особый ряд для одноруких воинов. Пред ними сажали ряд лысых рабов, ударяя по лысинам которых первые могли аплодировать.
3 слайд Сейчас очень много развлечений: игровые приставки, компьютер, а когда-то… в далекие времена охотник, подстерегая зверя в лесной чаще, одевался в шкуру медведя или бизона, подражал их повадкам и голосам, чтобы животное подпустило его поближе. Как вы думаете, какому виду искусства предшествовали эти подражания'? Правильно, искусству пантомимы.
Творческое задание. Сейчас я приглашаю 4 человека. Они получат особое задание. (Задание дается в письменном виде.) Звуки, которые они будут издавать, конечно, всем знакомы, но надо догадаться и о том. что они хотят вам сообщить. (Например, первый учащийся изображает котенка, просит молока, второй курицу, которая собирает цыплят, третий — собаку, у которой отбирают кость, ученик, который получил «2» и рассказывает об этом маме)
Учитель: Вы часто пользуетесь пантомимой? Где? Когда?
Татарников: Знаете ли вы, что выражение «Финита ля комедиа» произошло ещё во времена древнего Рима. Тогда этой фразой актеры завершали все спектакли.
Пришло время поговорить о театральных жанрах. Какие существуют самые распространенные театральные жанры?
Кто сможет объяснить, что такое комедия? (Ответ)
Татарников: Комедия-это жанр драматического искусства, противоположный трагедии, преподносящий сюжет так, что это вызывает улыбки и смех у зрителей.
|
Трагедия — жанр художественного произведения, предназначенный для постановки на сцене, в котором сюжет приводит персонажей к катастрофическому исходу.
Творческое задание. Каждому ряду (2) дается одно и то же произведение: «Колобок».(5 участников)
Первая группа покажет это в жанре комедии, вторая – в жанре трагедии.
Учитель: Актерское дарование — явление сложное. Его надо развивать с детства. К. С. Станиславский, выдающийся режиссер и актер, писал: «Талант — это счастливая комбинация многих творческих способностей человека в соединении с творческой волей... Нужны: наблюдательность, впечатлительность, память... темперамент, воображение, фантазия, вкус, ум... искренность, самообладание, находчивость, импровизация...»
Импровизация — это такая игра, которая включает в себя разнообразное множество игр, и каждая из них никогда не имеет однозначного решения. Все зависит от воображения и фантазии играющих.
Мастер-класс по актерскому мастерству проведет для вас преподаватель- профессионал.
(видео мастер-класс) делать паузы после каждого названия упражнения. Крокодил (2 предмета: мотоцикл, мячик))
Татарников: знаете ли вы, чтоИтальянский комик Бианконелли решил разыграть перед публикой весёлую пантомиму с большой бутылью в руке. По одной из версий, после его провала слово «фиаско» (по-итальянски — «бутылка») получило значение «актёрская неудача», а затем «неудача, провал» вообще.
Существует так называемый театр жестокости. Но не думайте, что там показывают пытки и издевательства. В нем просто все представление показывается жестами и нечленораздельными звуками.
|
Римский драматург Ливий Андроник сам исполнял главные роли в своих трагедиях. Когда однажды он потерял голос, он стал поручать исполнение всех песен специальному мальчику, стоявшему сзади, а сам лишь открывал рот. Это – первый зафиксированный в истории случай использования фонограммы.
1. Без остановки (2 человека темы: доброта в нашей жизни, мы все ждем прихода весны)
2. История(2 группы сидят, по кругу передают мяч и говорят по предложению. Темы: однажды утром я зашел в школу…, Я считаю, что 7а самый дружный класс в школе.)
(Чтобы не затягивали, останавливать .)
Татарников: – Театр существовал и развивался не только на Руси, но и во всем мире. В США в штате Вирджиния существует уникальный «Бартер Театр». За вход сюда зритель может расплачиваться продуктами питания.
Самый первый театр зародился во времена античности в Древней Греции. Одна эпоха сменялась другой, изменялся и театр.
Ребята поделены на 2 группы. Каждой группе дается конверт с разноцветными карточками.Каждая группа собирает информацию про театральные эпохи: название эпохи, необходимо найти карточки с характеристиками театра (отличаются по цветам: название времени совпадает по цвету с описанием театра). Собрав карточки, учащиеся рассказывают об особенностях театра того или иного периода.
1 Античный театр (зеленый) | |
Родился в Греции | Все роли, в том числе и женские, играли мужчины |
В основе спектаклей лежат мифы | использовались маски |
2 Средневековый театр (желтый) | |
Большое влияние оказывала церковь | Одно представление продолжалось около месяца |
Одним из основных видов была мистерия – описывала религиозные и исторические события | Моралите – пьеса, персонажи которой олицетворяли собой определенные понятия: Добро, Зло, Веру, Любовь, Глупость |
3 Театр эпохи Возрождения (красный) | |
Истоки театра – в Италии | Возрождались жанры античного театра – комедия и трагедия |
Появились декорации | Пьесы писали драматурги, например, для театров Англии – В. Шекспир |
4 Театр классицизма и барроко (синий) | |
Во время спектакля декорации не менялись | Продолжительность спектакля равнялась продолжительности разыгрываемых событий |
Мир театра прекрасен, он противопоставляется жизни, скудной без поэзии и движения | Обязательным в спектакле были красивые позы, жесты, выразительные интонации |
5 Театр эпохи Просвещения (коричневый) | |
Зародилась драма (ведущ. жанр) | Актеры учили авторский текст наизусть |
Пьесы рассказывали о жизни современных людей (о жизни простых людей) |
(опрос организовать так, чтобы последней была эпоха Возрождения)
(Прочитать после Возрождения) Татарников: В лондонском театре давали трагедию Шекспира “Король Лир”. Страшные события трагедии приблизились к кровавой развязке. На сцену вышел Лир – знаменитый английский актер Гаррик, неся на руках тело погибшей дочери Корделии. Но неожиданно Гаррик разразился не рыданиями, а хохотом. Тряслась от смеха и “бездыханная” Корделия. Занавес упал. Впервые в истории театра король Лир остался в живых.
Кто же так рассмешил великого артиста? Один почтенный лондонский адвокат. Он пришел в театр не один, а с собакой (в XVIII веке это позволялось). Адвокат расположился в первом ряду, а пес – у ног хозяина. Забыв обо всем на свете, зачарованный театрал утирал пот и слезы париком. А к концу спектакля нахлобучил парик на своего пса, который, положив лапы на край сцены, с любопытством разглядывал артистов. Этого пса в парике и увидел Гаррик. Ну, как тут не умереть со смеху!
Учитель: - В эпоху Ренессанса одним из ярчайших европейских драматургов был Лопе де Вега. В этом году юбилей. Исполняется 455 лет со дня рождения испанского драматурга. В заключении нашего классного часа посмотрите сцены из его пьесы «Собака на сене». Сюжет комедии достаточно прост. Графиня Диана де Бельфлор, женщина из знатного и богатого рода, влюбляется в своего секретаря (а по сути слугу) Теодоро. Дворянская честь и гордость, чувство принадлежности к определенному сословию и любовь борются в Диане, и это противостояние выступает основной темой комедии и вместе с тем толчком для развития действия произведения.
Танец, пьеса
Слово критику
-Вот на этой замечательной ноте позвольте закончить наш час театрального мастерства. Как вам понравилось выступление наших ребят? Нужны ли вам артистические способности? Для чего?
Театр не искусство, театр - жизнь, которая учит нас красоте, добру и миру.
Любите театр, любите жизнь!