ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УРОКАХ




Термин "технология" заимствован из производства. Все современные производства в своей основе опираются на технологию. В производстве под технологией понимается система предложенных наукой алгоритмов, способов и средств, направленных на достижение целей, т.е. на получение гарантированного продукта.

В педагогике технология (педагогическая технология) - это конструирование оптимальных обучающих систем, проектирование учебных процессов. Выделяются специфические черты педагогической технологии:

1. ориентация всех учебных процедур на гарантированные достижения учебных целей;

2. оперативная обратная связь, оценка текущих и итоговых результатов;

3. воспроизводимость обучающих процедур.

Преподавание каждого предмета имеет свою специфику, которая находит отражение в предметных технологиях. Педагогическая и предметная технологии тесно связаны. Частные дидактики недавно назывались методиками. Каждый учебный предмет имеет свою методику.

Таким образом, технология по РСВ представляет собой условно аналог производственного процесса, т.к. является коллективным мастерством, который планируется, моделируется, управляется и реализуется в учебном процессе в сочетании с индивидуальным мастерством - методикой преподавания предмета.

Технология по РСВ пользуется общепедагогическими принципами, методами, формами организации учебной деятельности и применяет, реализует собственные технологические принципы, приемы и средства обучения. Сочетание педагогической и предметной технологии дает продуктивный результат обучения детей РСВ в учебном и воспитательном процессах. Воспитательный процесс тоже выделен условно, т. к. не существует ни одного учебного предмета, который бы не осуществлял в обучении воспитания.

Как известно, воспитательный процесс, являясь фундаментальной теорией педагогики, в то же время можно рассматривать как самостоятельный процесс.

Общеобразовательный урок является основной формой организации учебной деятельности в образовательных учреждениях I и II вида. Согласно Письму Министерства общего и профессионального образования РФ от 4.09.97 г. № 48, предусматривается проведение работы по РСВ и произношению в ходе всего образовательного процесса. Поэтому РСВ осуществляется на любом общеобразовательном уроке, будь то обучение грамоте, математика или природоведение.

Задачей РСВ на общеобразовательном уроке является включение слухового восприятия в учебно-воспитательный процесс школы, повышение коммуникативной функции речи в комплексном слухо-зрительном восприятии и продуцировании речи.

Развитие слухового восприятия должно органично вплетаться в ход урока. На каждом уроке перед учителем- предметником стоит задача, определяемая школьной программой в конкретной содержательной области; развитие слухового восприятия на уроке – одна из попутно решаемых учителем проблем и она не должна мешать достигнуть той цели, которая была запланирована.

На общеобразовательных уроках естественным образом постоянно складываются прекрасные условия для диалога, тема которого известна его участникам. Можно воспользоваться такой ситуацией, чтобы попытаться предложить для восприятия на слух.

В настоящее время все классы школ глухих и слабослышащих оснащены ЗУА. Поэтому весь общеобразовательный урок проводится с ЗУА. Причем ЗУА рассматривается не только как средство усиления речи, но и как средство РСВ. С этой целью на уроке предусматривается работа с использованием ЗУА и экрана, когда учебный материал воспринимается учащимися с опорой на слух, при изолированном зрении. Этот прием, использования экрана, способствует активизации функции слухового анализатора в процессе слухо-зрительного восприятия речи.

Однако неправомерно использовать экран слишком часто и много на общеобразовательном уроке, т.к. это затрудняет восприятие речи, затормаживает усвоение материала урока, усложняет процесс овладения знаниями, умениями и навыками. Поэтому весь урок ведется слухо-зрительно, но на каждом уроке рекомендуется часть материала предлагать для восприятия на слух с ЗУА, используя экран. В этом случае учителем продумываются заранее определенные виды работы, отдельные приемы для восприятия на слух, за экраном речи в виде слов, небольших фраз и т.д. Рекомендуется использовать с этой целью не более 25-30 фраз. При отборе материала нужно учитывать и привлекать:

2. материал, повторяющийся из урока в урок, который знаком учащимся, типа: какой сейчас урок? Кого нет в классе?

3. фразы, связанные с организацией урока, типа: Иди к доске, Саша. Читай задачу;

4. проведение дыхательно-голосовой зарядки;

5. сообщение целевых установок типа: на уроке будем читать рассказ. Отвечать на вопросы;

6. материал, характерный только для данного типа урока или темы урока;

7. организация начала и конца урока.

Причем формулировки вопросов и заданий, предлагаемые для восприятия на слух с экраном, должны усложняться за счет введения новых слов. Например, вместо фразы: Кого нет в классе? использовать: Кто отсутствует в классе? Можно усложнить конструкцию фразы, например, вместо: Где ты живешь? задать вопрос: Назови адрес, где ты живешь?

Речевой материал, предназначенный для восприятия на слух с использованием экрана, может выделить сам учитель, исходя из темы урока, самого учебного предмета.

Прием работы с экраном целесообразно использовать на таких типах уроков, как комбинированный или смешанный; урок обобщения и систематизации изученного материала; урок контроля и коррекции умений; урок повторения и закрепления.

Эти уроки по сравнению с уроками усвоения новых знаний, формирования новых умений создают большие возможности для развития слухового восприятия.

На общеобразовательном уроке можно использовать прием РСВ без ЗУ А, т.е. без усиленного слухового контроля. Это может выглядеть как повторение на ухо имени ученика, задания (пиши аккуратно!), указания на ошибку (Определи падеж. Исправь окончание) и др. Такая работа носит индивидуальный характер. Учитель, проходя между партами, делает на ухо замечания, исправления, оказывает помощь.

Таким образом, педагогическая технология-специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, используемых в образовательном процессе. Технология по развитию слухового восприятия пользуется общепедагогическими принципами, методами, формами организации учебной деятельности, а также реализует собственные технологические принципы, приемы и средства обучения.

ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Развитие слухового восприятия школьников рассматривается как один из компонентов системы формирования словесной речи и включается во все звенья педагогического процесса.

Педагогическая система по развитию слухового восприятия является целостной системой обучения, включающей общедидактические и специфические методы, принципы и требования, но в то же время это самостоятельная педагогическая система, т. к. она имеет собственные цели, задачи,содержание, принципы, технологию обучения, ориентирующуюся на гарантированные достижения, определение поставленных целей и других процедур, соответствующих педагогической системе.

Работа по развитию слухового восприятия проводится не только на специальных занятиях, но и в процессе общеобразовательных уроков, где задачами является включение слухового восприятия в учебно-воспитательный процесс школы, повышение коммуникативной функции речи. Потому что важнейшее направление коррекционной работы с детьми с нарушениями слуха обеспечить их эффективную социальную адаптацию в обществе. В условия слухо-речевой среды устная речь является ведущей формой общения, что помогает детям с нарушениями слуха в общении с окружающими их людьми.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: