Первый позитивизм О.Конта и Г.Спенсера




Лекция 5. Возникновение позитивистской философии науки

Возникновение философии науки было связано с теми процессами, которые происходили в XVII – начале XIX вв. Промышленная революция изменила социальные функции науки. Можно говорить о мировоззренческой и социальной экспансии науки. Именно в ХIХ в. наука реально выдвигается на центральное место в духовной культуре общества и вытесняет оттуда религию, занимавшую это место в средние века. Этот процесс берет начало еще в ХVII в., когда происходит научная революция, а завершается он лишь после промышленной революции ХVIII в., обусловившей переход от ручного труда к машинному производству. Переход к массовому производству стандартных изделий, разделение трудового процесса на ряд простых операций сделали возможным систематическое применение машин. А технологические проблемы машинного производства требовали применения такого же безличного стандартизированного научного знания. До этого техника ручного труда могла развиваться на базе индивидуального опыта, интуиции, неявного знания. Поэтому и применение машин в таком производстве носило частичный характер (применялись машины индивидуального использования - например, ткацкий станок).

Машинное производство вело к объединению ранее самостоятельных линий развития науки и техники в одну. Лишь в ХIХ в. берет начало научно-технический прогресс как единый процесс развития науки и техники. До этого развитие науки и развитие техники лишь изредка пересекались. Наука начинает превращаться в непосредственную производительную силу. Лозунг Ф.Бэкона "знание - сила" воплощается в жизнь. В конце ХVIII - начале ХIХ в. появляются технические науки и инженерное образование. Профессия инженера (а инженер - это специалист по применению научных знаний в производстве) становится все более массовой. В это же время формируется и дисциплинарная организация науки. Конкретные науки (физика, химия, биология) перестают быть общепонятными и превращаются в области деятельности ученых-профессионалов.

Огромные успехи науки и техники в этот период порождают преувеличенные надежды на то, что дальнейшее их развитие приведет к постепенному решению всех проблем, стоящих перед человечеством, к построению лишенного противоречий гармоничного общества всеобщего благоденствия. Научные методы кажутся стандартом и образцом для решения любых вопросов, в т.ч. мировоззренческих. Укрепляются надежды на то, что наконец-то "проклятые" и якобы вечные философские проблемы будут решены на научной основе за счет распространения методов преуспевающих областей естествознания на познание мира в целом. На роль наук, развитие которых поможет решению философских вопросов, претендуют то механика (в ХVIII в.), то биология (в конце ХIХ в.), то еще какие-нибудь успешно развивающиеся области естествознания. В этом суть мировоззрения сциентизма (от лат. слова «наука»).

Выражением такого мировоззрения стала позитивистская философия ХIХ в. Проблемы философии науки занимают в ней одно из центральных мест. Ее создателям она казалась не каким-то новым направлением профессиональной философии, а воплощением обычного здравого смысла человека научно-технической эпохи.

 

Первый позитивизм О.Конта и Г.Спенсера

 

Подобные умонастроения впервые оформляются в развернутое учение в середине ХIХ в. французским философом Огюстом Контом (1798-1857). Долгое время (1818-1834) он работал секретарем К.Сен-Симона (известного социалиста-утописта) и находился под влиянием его идей. Свои философские взгляды Конт изложил в шеститомном "Курсе позитивной философии" (1830-42).

Основная идея Конта состоит в том, что эра метафизики (умозрительной философии) закончилась, начинается эра положительного (позитивного) знания - эра науки и позитивной философии. Позитивно то знание, которое основано на наблюдении.

Конт претендует на открытие закона трех стадий, которые проходит в своем развитии любая идея, любая область знаний. Первая - теологическая, когда все явления объясняются вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с человеком, т.е. любое событие считается результатом некой сверхъестественной воли (дождь идет и гром гремит, потому что этого кто-то хочет). Вторая стадия - метафизическая: здесь сверхъестественные силы заменяются всякими абстрактными сущностями, которые якобы скрываются за миром явлений. Вода Фалеса, идея Платона, вещь-в-себе Канта, абсолютная идея Гегеля, материя материалистов - все это не воспринимается в опыте, а придумывается для того, чтобы объяснить первоначало всех вещей и явлений. Но на вопрос о первоначале мира ответа нет, поскольку знание, по Конту, ограничено опытом. Философия (метафизика) оказывается деградировавшей теологией. Все ее значение для развития познания состоит в том, что она подготавливает переход от теологии к науке.

Третья стадия - позитивная, или научная. Она связана с отказом от познания конечных причин всех явлений, первоначала мира и природы всего существующего. Позитивное знание, как уже говорилось, основано на наблюдении. В науке воображение (которое на первых стадиях все время стремится выйти за границы опыта) наконец подчиняется наблюдению. На смену теологии и метафизике приходит накопление положительного знания, получаемого частными науками. Задача этих наук - наблюдать и описывать то, что открывается в опыте. Наука должна отвечать лишь на вопросы "как?", а не "почему?". На основе наблюдения формулируются законы как отражение регулярных повторяющихся в опыте связей между явлениями. Благодаря фиксации таких связей возможно предсказание. Однако нужно забыть о поиске причин и сущности явлений.

Конт стал автором одной из первых классификаций наук. Он считал, что их можно выстроить в одну линию – от простого к сложному, от низшего к высшему. Предмет каждой следующей науки включает в себя предмет предыдущей. Эта линия получилась у него такой – математика, астрономия, физика, химия, физиология, социология, мораль. В этой классификации есть явные пробелы: отсутствуют такие дисциплины, как логика и история, нет психологии, геологии и некоторых других наук. Включение в этот ряд морали выражает сциентистскую позицию Конта. Он был убежден, что мораль может быть научной – основанной на позитивном знании[1].

Философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование, теряет, по мнению Конта, право на существование. Позитивная философия возможна лишь как обобщение других наук. Это и является ее задачей - сведение знаний из различных областей в единую картину мира. С этой задачей связана другая - систематизация принципов и методов познания, сведение их к минимальному числу основоположений научного метода как такового.

Позитивный метод Конта - это метод эмпиристский. Наука для него - накопление и обобщение фактов. Конт убежден, что подобный метод един для всех наук, но не все области знания достигают зрелости одновременно. Науки о человеке и обществе отстали от естествознания, но это отставание может быть ликвидировано как раз на основе применения в гуманитарных науках тех методов, которые успешно использовались в естествознании. Конт выдвигает идею особой науки об обществе - социологии. Причем, он представляет себе ее как социальную физику, т.е. как описание и обобщение наблюдаемых в общественной жизни явлений без поиска "скрытых механизмов" и "первых причин" развития общества. Социология должна делиться, по его мнению, на социальную статику (учение об условиях существования общества) и социальную динамику (учение об изменениях социальных систем). Конт явно занимает натуралистическую позицию в вопросе о специфике социально-гуманитарного познания. Он ее по сути дела отрицает и призывает применять в науках о человеке и обществе методы естественных наук.

Конт был убежден, что преобразование взглядов должно вести к преобразованию нравов, а последнее - к преобразованию учреждений. Болезнью современной эпохи он считал разногласие умов. Именно оно является причиной революционного состояния народов. Спасение общества в том, чтобы отдельные умы примкнули к известному числу общих принципов, на основе чего сложилась бы общая социальная доктрина. Конт надеялся, что его позитивная философия в недалеком будущем превратится в единую религию всего человечества, что позволит человечеству успешно разрешить все социальные проблемы на основе развития науки и техники.

Критики Конта справедливо отмечали, что его «закон трех стадий» никоим образом не был выведен благодаря применению рекомендуемых Контом методов (наблюдение плюс индукция).Формулируя его, Конт явно исходит из ценностных представлений: научное знание для него - несомненная культурная ценность, его преимущества над теологией и метафизикой не доказываются, а постулируются как нечто самоочевидное.

Другим классиком позитивистской философии является английский ученый и философ Герберт Спенсер (1820-1903). Он начинал свою деятельность не только как ученый, но и как инженер. Успехи на этом поприще вдохновили Спенсера на то, чтобы применить полученный опыт для решения философских проблем. Его главный философский труд - "Основные начала" (1862).

В философии Спенсера усиливаются агностические мотивы. Первый раздел его главного труда называется "Непознаваемое". К нему Спенсер относит вопросы о происхождении и сущности Вселенной, отвергая как религиозные, так и атеистические учения об этом происхождении. Как и Конт, он считает, что из философии и науки нужно убрать вопросы о сущности и происхождении всех явлений, ограничить познание областью опыта. Признание существования вещей за пределами чувственного восприятия является основанием науки, но достоверным знанием об объективном существовании мира вещей мы не обладаем. Спенсер, как и ранее Д.Юм, считает, что убеждение в объективном существовании внешнего мира основано лишь на привычке и вере, а не на знании. У философии, по мнению Спенсера, нет области, отличной от науки. Продуктом философии является объединенное знание, т.е. она сводит в единую картину мира знания других наук.

Спенсер критиковал контовскую классификацию наук. Он считал, что выстроить науки в единую линию невозможно. В его классификации научные дисциплины делятся на абстрактные, которые занимаются формой любых явлений (математика и логика), абстрактно-конкретные (механика, физика, химия) и конкретные, которые изучают сами явления (астрономия, геология, биология, социология и т.д.).

Спенсер был большим поклонником учения Ч.Дарвина. Обобщая его теорию эволюции животного мира, Спенсер выводит общий закон эволюции, позволяющий, как он считал, понять развитие любого явления. Всеобщими чертами любых эволюционных процессов являются: 1) переход от бессвязности к связности, интеграция, 2) переход от однородного к разнородному, дифференциация (проявлением этого является специализация органов у высших животных, углубление разделения труда по мере развития общества), 3) переход от неопределенности к определенности, возрастание порядка. Пределом эволюции, т.е. любого процесса развития, является равновесие со средой. При достижении такового эволюция сменяется распадом. Спенсер еще более последовательно, чем Конт, проводит биологический подход к обществу. Общество для него - это организм, развивающийся естественным путем.

К «первому» позитивизму относят также английского логика и философа Джона Стюарта Милля (1806-1873). Его главное произведение – «Система логики, силлогистической и индуктивной». В ней нет каких-то особо оригинальных философских идей. Главная заслуга Милля лежит в области логики. Он систематизировал индуктивные методы установления причинных связей. Философ-скептик Д.Юм доказывал в XVIII в., что причинная связь не наблюдаема, что утверждения о ней не носят опытный характер. Наблюдаема лишь последовательность событий во времени. Основываясь на временной последовательности люди судят по принципу: Posthoc, ergopropterhoc (после этого, значит по причине этого). Но это явная логическая ошибка.

Опираясь на идеи Ф.Бэкона, Милль показал, что опыт плюс индукция (умозаключения от частного к общему) все-таки способны дать нам возможность формулировать утверждения о причинных связях. Например, метод сходства. Если явление а возникает в самых разных обстоятельствах ABCD, AFEG, AKLM, но во всех встречается одно и тоже обстоятельство А, то логично предположить, что А и является причиной а. Или метод различий. Если в обстоятельствах ABCD a возникает, а в обстоятельствах BCD нет, можно также предположить, что А является причиной а. Более подробно об этом можно прочесть в любом учебнике логики. Для философии здесь имела значение защита принципов эмпиризма. Правда, нужно заметить, что подобные заключения о причинных связях все-таки не дают необходимых заключений, а лишь вероятностные. Вероятность эту можно повышать, но она никогда не будет стопроцентной. Так что фундаментальный недостаток индукции остается непреодоленным.

Конт и Спенсер лишь сформулировали явно ряд идей, которые стали чрезвычайно популярны в научно-техническую эпоху. У них появилось множество последователей не только среди философов и ученых-естествоиспытателей, но и среди представителей других гуманитарных дисциплин (истории, искусствоведения). Развитие социологии первоначально вообще находилось под преобладающим воздействием позитивистских идей. В конце XIX - ХХ в. позитивистская философия науки принимает новые формы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: