Экономика логистики изучает экономические отношения, воз-




Материальными потоками, а также связанной информацией, фи-

Нансами и услугами, способствующий достижению корпоративных

целей организации бизнеса с оптимальными затратами ресурсов.

Отличительной чертой экономики логистики служит не только

ее ориентация на предприятие (что отражает лишь корпоратив-

ные цели обслуживания не только сегмента рынка, но и террито-

рии, региона и даже страны в целом)

Экономика логистики изучает экономические отношения, воз-

никающие в экономическом пространстве логистики. В данном

случае под экономическим пространством понимается насыщен-

ная территория, вмещающая множество объектов и связи между

ними.

2.2.

Экономические основы логистики опираются на трехполюсную

систему (треугольник): макроэкономика, микроэкономика и регио-

нальная (пространственная) экономика и являются отра-

жением теории общего экономического равновесия, экономиче-

ского воспроизводства, экономического роста, теории устойчивого

развития, а также теории международной торговли, международ-

ной экономической интеграции и т.д.

Особое место в логистике принадлежит методологии оптималь-

ного размещения производственно-логистических мощностей (про-

изводственных площадок, складов разного уровня и назначения,

грузовых терминалов и т.д.) Эта методология находит отражение в

разных теориях. В соответствии с теорией В. Лаун-Хардта, точка

оптимума находится в зависимости от весовых соотношений пе-

ревозимых грузов и расстояний (метод локационного треуголь-

ника). По теории А. Вебера, фактором размещения служит «эко-

номическая выгода», которая выявляется в зависимости от места

деятельности

Наиболее поздняя теория (1993) – о функциях и размещении

системы пунктов в рыночном пространстве – теория централь-

ных мест В. Кристаллера. Согласно этой теории, зоны обслужи-

вания и реализации с течением времени имеют тенденцию офор-

мляться в правильные шестиугольники (пчелиные соты), а вся

территория покрывается шестиугольниками (без просвета).

Благодаря этому минимизируется среднее расстояние для реали-

зации продукции и обслуживания потребителей.

Дальнейшее развитие теории размещения привело к появле-

нию теории, построенной на анализе взаимосвязанных предпри-

ятий. Она основана на переходе от минимизации издержек к максимиза-

ции прибыли и доходов с использованием понятий переменных

цен, ренты, функций спроса и предложения, элементов динамики

Становление экономики логистики так же, как и развитие ре-

гиональной экономики, происходит на фоне развития теории

диффузии инноваций Т. Хегерстранда. Согласно этой теории, диф-фузия, т.е. распространение, рассеивание по территории различ-

ных экономических инноваций (новых видов продукции, техно-

логий, организационного опыта и т.п.)

С теорией диффузии инноваций тесно связана теория регио-

нального жизненного цикла, которая также поддерживает эконо-

мику логистики. Она рассматривает процесс производства това-

ров в несколько стадий: появление нового продукта, рост его про-

изводства, зрелость (насыщение), сокращение.

При оценке развития ЛС должны учитываться также теории

эффективной организации экономического пространства

В частности, теория

полюсов роста усиливает теорию центральных мест В. Кристал-

лера, опираясь на метод «затраты – выпуск» В. Леонтьева. В ос-

нове идеи полюсов роста, выдвинутой французским экономистом

Ф. Перру, лежит представление о ведущей роли отраслевой струк-

туры экономики и, в первую очередь, лидирующих отраслей, со-

здающих новые товары и услуги.

 

3.

Экономическое пространство логистики связано с поня-

тием ЛС, и эффективностью

логистической деятельности в рамках цепи поставок.

Качество этого пространства определяется такими характеристи-

ками, как плотность (валового продукта, ресурсов, основного ка-

питала и т.д. на ед. площади пространства) и связанность (интен-

сивность экономических связей между частями и элементами

этого пространства, условиями мобильности товаров, услуг, ка-

питала и т.д., определяемыми развитием транспортных и комму-

никационных сетей).

Для функционирования экономического пространства логис-

тики необходимо принимать во внимание существование экономи-

ческого расстояния, которое, в отличие от физического (км и т.д.),

определяется прежде всего транспортными и трансакционными

издержками (в том числе на преодоление физического расстояния).

Экономическое пространство ЛС может охватывать различные

формы организации хозяйства и типы пространственных струк-

тур. Необходимыми признаками и условиями существования

экономического пространства логистики являются: общее эконо-

мическое (федеральное) законодательство, единство денежно-

кредитной системы, единство таможенной территории и функционирование общих инфраструктурных систем (транспорта, связи

и т.д.).

Экономическое пространство логистики есть составная

часть экономического пространства страны, единство которого

обеспечивается Конституцией, где зафиксированы следующие

условия:

1.гарантируемое единство экономического пространства,

2.сво-

бодное перемещение товаров, услуг и финансовых средств,

3.за-

щита конкуренции,

4..свобода экономической деятельности, не

запрещенной законом (ст. 8);

5..недопущение установления внутренних таможенных границ,

пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свобод-

ного движения товаров, услуг и финансовых средств;

6.запрещение введения и эмиссии других денег в России, кроме

рубля, и т.д.

Большинство стран мира, кроме самых малых, имеют неоднородное экономическое пространство.

выделяются особые части – анклавы и эксклавы, кото-

рые приходится учитывать при рассмотрении экономических от-

ношений в ЛС.

Под анклавом понимается обособленный участок территории, отличающийся специфисескими, экономическими финансо-

выми, национально-культурными условиями (сэз, офшорные эк. Зоны)

эксклав- это отдельная от основной территории ее страны часть.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: