Возрастные периодизации психического развития (обзор зарубежных подходов (З.Фрейд, А.Валлон, Э.Эриксон, Ж.Пиаже, Ш.Бюллер, Л.Колберг).




Билет 15.

З.Фрейд.

Основная идея – развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека.

Критерии каждой стадии - способность удовлетворять либидо.(сексуальная энергия) Либидо удовлетворяется через разные эрогенные зоны. Каждому возрасту соответствует своя эрогенная зона. Если либидо не удовлетворяется, то человек останавливается на данной стадии развития=>образуются фиксации.

Стадии:

Оральная (0-1г) удовлетворение идет за счет рта, при сосании, покусывании, жевании. При задержке на этой стадии – курение, вербальная агрессия.

Анальная (1-3г.) Идет приучение к чистоплотности, к горшку. Либидо перемещается в анальную область(сдерживание/выталкивание)

Фиксация:пунктуальность/везде опаздывает, скупость/чрезмерная трата денег, чистоплотность/неаккуратность.

Фаллическая (3-5л.) ребенок замечает особенности своего тела, отношение к женскому иди мужскому полу. Рассматривает свои половые органы. Либидо в области половых органов.

Эдипов комплекс и комплекс Электры.

Фиксация: 2 типа отклонения:

1.Взрослый человек ищет партнера по образу и подобию своего родителя

2.Возникновение гомосексуальной ориентации. Если идет сбой в объекте подражания.

Латентный период (5-12л.)снижение половой активности и связи с либидо. На первый план выходит учение социальному.

Период полового созревания. (Генитильная стадия) после 11 лет. Подросток начинает ориентироваться на людей противоположного пола.

Через интерес к противоположному полу человек приближается к взрослости. Главный критерий взрослости – стремление к продуктивной деятельности, создание каких-либо ценностей.

Э.Эриксон.

Теория психосоциального развития.

Основа – прохождение человеком в течении жизни 8 психосоциальных кризисов.

Его теория строится на выделении кризисов, он подразумевает под ними целый этап жизни. Выход из кризиса м.б. «+»или «-» Это зависит от того, насколько общество удовлетворяет потребности ребенка.

1.Первый год жизни – его прожождение связано с удовлетворением/неудовлетворением физиологических потребностей ребенка(еда,комфорт) если физиологич. Потр. Удовлетворяются=>формируется базовое доверие к миру, если неполноценное удовлетворение=> подозрительность, недоверие к миру.

2. 2-3года, приучение ребенка к чистоплотности. Это первый опыт обучения и самоконтроля.

Если контроль жесткий, то у ребенка нет системы координат, в которой он ориентируется. Ориентиры являются основой для свободы действий в будующем.

3.Второе детство 3-7л. Происходит самоутверждение ребенка.

«+» У ребенка формируется инициативность, он не боится начать что то новое, вести за собойю

«-» Если взрослый пытается стимулировать ребенка => неудачи, безинициативность, чувство вины.

4.Младший школьный возраст – учебная деятельность

«+» формируется работоспособность, способност к достижениям

«-»Чувство неполноценности распространяется на предметную деятельность и на общение.

5.Подростковый возраст (по Эриксону- подростковый возраст = подростковый +юношеский)

Потребность найти себя. Это освоение образцов поведения

«+»освоение – идентификация

«-»освоение – путаница, диффузия идентичности(человек не находит себя)

6.Молодые взрослые люди Главное содержание – поиск близости с любимым человеком.

«+»Способность к близким отношениям, которая проявляется во всех отношениях человека

«-» Изоляция – замыкание человека на самом себе.

 

7.Середина жизни – кризис 40 лет

«+»Человек идет на контакт с людьми, передает опыт, интересы к взаимоотношениям, понимание молодых.

«-»Человек замыкается на своем поколении, закрывается от тех кто идет за ним.=>возникает высокая продуктивность и сознательность в любых областях.

8.Старение – период завершения жизненного пути, подведение итогов, осознание жизни как единого целого.

«+»ощущение цельности

«-»ощущение отчаяния=>страх перед смертью.

Ж.Пиаже

Стадии развития интеллекта.

Сенсомоторная(от рождения до 2л) ребенок овладевает своими сенсомоторными и моторными способностями, психологическое отделение себя от внешнего мира, начало волевого управления своими действиями, понимание постоянства внешнего мира.

6 подстадий:

1.врожденные рефлексы(1 месяц жизни)сосательный и хватательный рефлекс.

2.Моторные навыки(1-4мес.) Начало формирования условного рефлекса. Стадия первичных круговых реакций- ребенок повторяет одни и те же действия, которые соуществуют ради самого действия. Ребенок получает удовлетворение от собственной активности.

3.Циркулярные реакции (4-8мес) – вторичные круговые реакции. Ребенок обращает внимание на результат действия. Совершение действия ради результата.

4.Координация средств и целей (8-12мес).

Появляется преднамеренность действий.

5.Открытие новых средств.(12-18мес)

Ребенок начинает сам экспериментировать. Положительные действия закрепляются.

6.Изобретение новых средств (18-24мес) Ребенок на основе опыта придумывает новые способы употребления тех или иных вещей.

Дооперациональная (2-7л)

2подсталии:

1.Предооперециональная(2-5л) – первый этап интериоризации Характерен эгоцентризм мышления. Идет сильное влияние наглядного образа

2.Постановка первичных конкретных операций(5-7л) Приходит понимание независимости формы и количества вещества, представления о признаках объекта.

Стадия конкретных операций (7-12л) Формируется представление о сохранении массы, объема тела, о температуре.

Ребенок понимает связи между объектами и их признаками. Классифицирует объекты по их существенным признакам.

Стадия формальных операций (с15 лет и далее) происходит усвоение абстрактных понятий, способность к логическому мышлению.

Ш.Бюллер

Теория интенциональности.

«Интенция» - намерение.

Интенция проявляется при выборе жизненных целей, которые сам человек может осознавать и неосознавать в течении жизни. Открытие целей может произойти только в конце жизни. Интенция является основой психического развития человека.

5 фаз жизненного цикла:

1.до 15л. Отсутствуют точные цели, ребенок живет настоящим. Имеет смутное представление о будущем. Умственное и физическое развитие.

2.15-20л. Отрочество и юность Человек осознает свои потребности, вынашивает грандиозные планы, которые касаются смысла жизни, выбора профессии, партнера.

3.20-45лет. Зрелость – постановка четких целей, которые позволяют добиться стабильности в профессии, в личной жизни. Эти цели более реалистичны.

4.45-65лет. Солидный возраст. Люди подводят итоги своей прошлой жизни, и пересматривают цели с учетом профессионального статуса, физического состояния, семейного благополучия.

5.65-70лет. Люди перестают преследоват какие-либо цели, начинают осознавать насколько они сумели реализовать цели, которые поставили в юности. В результате анализа формируется удовлетворение или разочарование жизнью.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: