Вопрос Роль инстр партии вокальных произведений. Работа над ф.п., худ образом произведения.




 

Изучение произведения работа над художественным образом включает в себя три этапа:

первый - ознакомительный,

второй – детальная работа над произведением,

третий – завершающий, подготавливающий к концертному исполнению.

Характер и роль аккомпанемента, несомненно, зависят от эпохи, национальной принадлежности музыки и ее стиля. В качестве простейших форм аккомпанемента, часто сопровождающих исполнение народной песни, могут рассматриваться даже хлопанье в ладоши или отбивание ритма ногой. В античной и средневековой профессиональной музыке родственным аккомпанементу явлением было унисонное или октавное удвоение вокальной мелодии одним или несколькими инструментами, а в XV - XVI вв. - инструментальное сопровождение к вокальным полифоническим произведениям, которое в художественном отношении было второстепенным и необязательным.

 

Говоря о формировании аккомпанемента, нельзя не упомянуть о типе многоголосия, характеризующимся разделением голосов на главный и сопровождающие (в отличие от полифонии, где все голоса равнозначны), - а именно о гомофонии. В древней культовой музыке широко использовался принцип гомофонии, где основным был верхний голос, а прочие выполняли функцию аккомпанемента, близкого к аккордовому.

 

С развитием гомофонно-гармонического склада в конце XVI - начале XVII в. аккомпанемент понимается как гармоническая опора мелодии. В то время было принято выписывать лишь нижний голос аккомпанемента, намечая гармонию с помощью цифровых обозначений (генерал-бас, или цифрованный бас). Генерал-бас представлял собой первоначальный тип гомофонного письма в музыке. На усмотрение исполнителя, что, конечно, требовало от него фантазии, дара импровизации, вкуса и специальных навыков, предоставлялась "расшифровка" цифрованного баса в виде аккордов, фигурации и т.п. Со времен И. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена аккомпанемент выписывался авторами полностью. Добавим, что в настоящее время подразделение музыкального изложения на мелодию и аккомпанемент также характерно для музыки гомофонно-гармонического склада. В оркестровой музыке указанного типа, где главная мелодия переходит от инструмента к инструменту или от группы инструментов к другой их группе, состав аккомпанирующих голосов постоянно меняется.

 

Нередко из простого сопровождения аккомпанемент превращается в равноправную партию ансамбля, особенно ярко это проявляется в фортепианных партиях романсов и песен Ф. Шуберта, Р. Шумана, Э. Грига, П.И. Чайковского, С.И. Танеева, С.В. Рахманинова и других композиторов. В инструментальной и вокальной музыке XIX - XX вв. аккомпанемент часто выполняет новые выразительные функции: "договаривает" невысказанное солистом, углубляет содержание музыки.

Вопрос. Опера. Разновидности опер.

 

Опера – синтетический вид искусства (муз, слово, театральное действие, декор. оформление). Драматич действие – первооснова оперного спектакля. Сжет заимствуется из лит произведения. Однако иногда в основе драм. замысла лежат историч факты (Иван сусанин Глинки), или сюжет разработан либретистом. А также в основу может быть положено живописного произв (Стравинский Похождение повесы). Если в основе либретто лежит крупное произведение, то композитор выбирает основную сюжетную линию, связанную с гл героем. Либретто не является худ произв. Нередко в опере иначе чем в драме трактуются образы действующих лиц. Иногда литературный первоисточник сокращают или что-то добавляют (Щедрин Мертвые души добавил народн хоры между картинами). Часто встречаются мимич сцены – т.е. действие с музыкой но без слов, а также танцы и балетн пантамимы (Глинка Руслан и Людмила). Музыка выявляет психологич подтекст. Отличие оперы от других жанров – сценическое дествие и слово включаются в муз драматургию. Т.е наличие муз-драматич действия. Близок к опере жанр ортории. Речитатив – тип вокальной речи. В его основе лежит прозаический текст. Типы речитативов – декламация, ариозные мелодии, псалмодия(обычно на одной ноте речитатив). Сказовый речитатив (поговорки и пословицы), речевое интонирование.

Разновидности опер.

1 Номерная опера (буффа и сериа), где арии и ансамбли чередовались с речитативами секко, немецкий зингшпиль. Принцип контраста. Моцарт Дон Жуан

2 Опера сквозного действия. Нет деления на речетативы и законч муз номера. Максимально приближается к драме. Внешние события и психологические развиваются параллельно. Как правило нет хоров. Даргомыжский каменный гость.

3 Камерная опера. Задумана как часть спектакля нет побоч линий сюжета. Принцип сквозного действия. Чайковский Иоланта.

4 моно опера (1, 2 –актная). 20 век. 1 действующее лицо. Шонберг Ожидание.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: