Интерпретация и операционализация основных концептов




 

Определить понятие социальных представлений о родительстве

Прежде чем рассмотреть специфику представлений юношей и девушек о материнстве и отцовстве, необходимо кратко охарактеризовать феномен «социальные представления». Как утверждает известный французский психолог С. Московичи, создатель концепции социальных представлений, «представления человека о различных аспектах окружающего мира, о собственной жизни имеют ведущее значение, выполняя основную регуляторную функцию жизнедеятельности личности и функционирования общества» [10,34]. Как считает К.А. Абульханова, «в мышлении каждого индивида функционирует общечеловеческая система понятий, понятийно-категориальный строй его эпохи, обыденные, житейские представления, стереотипы данного социального слоя, группы, поскольку личность идентифицируется с ними» [1, 145].

Таким образом, представление является продуктом и процессом активного социально-психологического воссоздания действительности. С. Московичи указывает, что «...образы и понятия, производимые в каждый момент в ходе более или менее беглых встреч, разговоров, споров, передачи слухов имеют столь широкий резонанс. Тем больший, что, создав эти образы и понятия, мы в состоянии их объективировать, давать жизнь во внешнем мире тому, что мы произвели в мире внутреннем. Следовательно, представления - это не столько продукты ума, имеющие социальные последствия, сколько социальные продукты, созданные умом и становящиеся, стало быть, реальными» [2, 359].

С. Московичи подчёркивает, что формирование социальных представлений не следует сводить к процессу непосредственного отражения окружающей действительности, уподобляя их перцептивным процессам отдельного индивида; эти представления, прежде всего, заключают в себе логику общественного развития и предопределяют общую направленность социальной и культурной жизни порождающей их группы.

По мнению С. Московичи, такой подход избегает ограниченностей «чистого» когнитивизма, поскольку каждый индивид интегрирует и модифицирует социальную информацию, созданную культурой и отдельными группами. Передача подобной информации обеспечивается «посредниками»: средствами массовой информации, институтами власти и пр., влияющими на «транслирование» понятия в представление здравого смысла. Самым же важным транслятором является социальная группа, её опыт, система сложившихся ранее представлений.

В подобном контексте строит свои рассуждения известный исследователь проблемы родительства Р.В. Овчарова, утверждая, что представления о родительстве, идеальном родителе формируются под воздействием факторов, расположенных на трех уровнях:

микроуровне (уровень личности) - влияние личностного фактора

мезоуровне (уровень собственной семьи) - влияние семейных условий;

макроуровне (уровень общества) - влияние общественных факторов [11].

В результате совокупности всех этих фактов у юношей и девушек формируется образ идеального родителя, который выступает стимулом создания в будущем семьи, рождения детей и их воспитанием.

Р.В. Овчарова считает, что в психологическую структуру родительства включены следующие составляющие:

родительские установки и ожидания;

ценностные ориентации супругов (семейные ценности);

родительские чувства;

родительское отношение;

родительская ответственность;

родительские позиции;

стиль семейного воспитания.

Понятие «родительство» включает в себя совокупность компонентов: эмоционального, когнитивного, и поведенческого, которые выступают в виде психологических форм проявления родительства.

Эмоциональный компонент - это субъективное ощущение человека себя как родителя, родительские чувства, отношение к ребенку, отношение к себе как к родителю, отношение к супругу как к родителю общего ребенка.

Когнитивный компонент - это осознание родителями родственной связи с детьми, представление о себе как о родителе, представления об идеальном родителе, образ супруга(и) как родителя общего ребенка, знание родительских функций, образ ребенка.

У юношей и девушек система представлений о материнстве и отцовстве, находится, как правило, в стадии становления и обладает достаточно неустойчивой, не до конца осознанной и дифференцированной структурой.

В системе представлений о родительстве представлен образ идеального родителя, включающий в себя образ идеальной матери и образ идеального отца. В целом в современном обществе бытуют следующие представления об идеальном отце: обеспечивающий материальное благосостояние семьи, успешный, строгий, властный, независимый, малоэмоциональный, имеющий авторитет и уважение ребенка. Хотя сегодня распространено мнение о том, что современные отцы слишком далеки от идеала. Их упрекают в слабости и некомпетентности.

Согласно ряду проведенных эмпирических исследований, идеалы отца и матери включают в себя положительные черты, которые можно объединить в одном человеке в зависимости от ситуации. Некоторые исследователи считают, что в современном мире существует тенденция к схождению идеалов родителей. При этом большинство исследователей считают, что ребенку для успешной социализации необходимы два родителя при доминирующей роли матери.

Родительство как социально-психологическое образование личности представлено системой социальных установок различного уровня обобщения и конкретизации, имеющие гендерную обусловленность, различаясь как по полу их носителя (мать или отец), так и по полу ребенка (дочь или сын), на которого они направлены.

Юношество является особым этапом потенциального родительства, когда, хоть и отсутствует сам факт родительства, но существует его образно сконструированное содержание, включающее в себя как отдельные, так и общие когнитивные схемы, как отдельных родительских поступков, так и всего родительского поведения в целом.

Существуют гендерные различия в восприятии родительства в юношеском возрасте; эти различия затрагивают: сценарии реализации родительства, гендерные и семейные идеалы, установки на детско-родительское взаимодействие. Кроме того, установки юношей и девушек на детско-родительское взаимодействие гендерно-ориентированы и учитывают пол ребенка, на которого они направлены.

Изменение традиционных гендерных моделей поведения и кризисные явления, затронувшие институт семьи, по-разному отражаются в сознании молодых людей. При этом юноши более традиционны в своих семейных представлениях, чем девушки; семейные представления девушек в большей степени отражают современное состояние гендерно-нормативной системы общества. Кроме того, при сохранении высокой ориентации юношей и девушек на семью и родительство, она вписана в общую доминирующую и для юношей, и для девушек, направленность на ценности личной успешности.

Выявить представление об отцовстве у юношей.

Переход к нормальной модели семьи в России произойдет только тогда, когда наряду с равенством прав ответственность за воспитание и содержание детей ляжет на отца при сохранении за матерью и за детьми других семейных обязанностей. Однако в современной российской семье женщина хочет (и вынуждена силой обстоятельств) править безраздельно. Мужчина не в состоянии обеспечить семью, нести за нее ответственность, и, следовательно, быть образцом для подражания. Значит, нужно создать социальные условия для проявления мужской активности вне семьи, чтобы он мог нести основную юридическую ответственность за семью, защищать ее интересы, мог бы обеспечить ее экономическое благосостояние и социальное продвижение членов семьи.

Наличие социальной дистанции во взаимоотношениях ребенка с отцом, рассматриваются как свидетельство снижения отцовского авторитета, являются скорее пережитками нравов традиционной патриархальной семьи, в которой к отец был недосягаем, и сам он был обязан держаться «на высоте». Деятельностная позиция отца в семье, которая проявляется в активном вмешательстве в мир ребенка, зависит от ценностной значимости семьи для мужчины, желания увидеть результаты воспитания своего ребенка.

Активная отцовская позиция говорит об осознании мужчинами ответственности за воспитание ребенка и семью в целом. Часто проявление ответственности выражается в стремлении излишне опекать ребенка, навязывать свою волю, ограничивать свободу самовыражения.

В случаях высокой ценностной значимости семейной жизни и высокой оценки родительской компетентности возрастает и ценность сохранения собственной индивидуальности отцов. Причем высокая родительская компетентность мужчин-отцов связана с реализацией отношений доминирования, т. е. быть компетентным родителем для мужчины означает передачу своего жизненного опыта с позиции «сверху».

Успешность мужчины в основных сферах жизни, как правило, связана с доминированием женщины в семье или с возвышением отца над ребенком за счет подавления его воли. Дисбаланс родительских позиций влечет снижение эмоционального фона родительских чувств, поскольку мужчина начинает ощущать выполнение родительской роли как самопожертвование. Проявляет тенденцию к гиперопеке, восприятию своего ребенка как зависимого и несамостоятельного.

Представления о собственном отцовстве у юношей обусловлены следующими факторами: объективными - наличия или отсутствия отца в родительской семье юноши (полная или неполная семья), наличие или отсутствие собственного ребенка у него, а также субъективными - образ своего отца, образ идеального отца, иерархия семейных ценностей.

В целом у всех опрошенных респондентов в представлениях о собственном отцовстве все компоненты «участие», «постоянство», «осведомленность», «забота» находятся в диапазоне средних значений. При этом наиболее выраженной является «осведомленность», т.е. знание о потребностях, возможностях ребенка, о событиях в его жизни. Менее всего в представлениях присутствует компонент «забота» - способность выразить ребенку свое позитивное отношение, принятие, любовь, готовность выслушать, приободрить, проявить неравнодушие к детским проблемам.

образ своего отца у юношей характеризуется преимущественно как гармоничный, т.е. проявляющий позитивный интерес, эмоционально близкий, справедливый, демократичный, доброжелательный. Но вместе с тем, встречаются описания отца как враждебного, непоследовательного и эмоционально отстраненного;

в образе идеального отца у всех юношей преобладающими являются когнитивная и поведенческая составляющие, эмоциональная компонента выражена значительно меньше. Идеальный отец представляется как понимающий, знающий ребенка и сотрудничающий с ним, но вместе с тем, «скупой» на проявление доброты, радости, любви;

сравнительный анализ иерархии семейных ценностей показал: родительство как семейная ценность для всех респондентов находится только на втором месте после собственной социальной активности, но является более важным, чем личностная идентификация с супругой, занимающая третье место. В то же время от супруги они ждут исполнения ее материнской функции после эмоционально-психотерапевтической поддержки и реализации функции внешней привлекательности.

Рассматривая связи между субъективными факторами, было обнаружено, что для современных юношей зачастую отец не является примером, о чем свидетельствует отсутствие корреляций между показателями его образа и идеала отца. Только у мужчин из полных семей без детей обнаружена связь образа отца и идеала: чем менее враждебен и директивен отец, чем больше проявляет близости и позитивного интереса, тем больше это определяет когнитивную составляющую идеала.

Представления об отцовстве у юношей обусловлены, в основном, собственной системой семейных ценностей, за исключением группы респондентов из неполных семей без детей, где только компонент «забота» связан с двумя ценностями. Характерно, что ни одна из групп респондентов не ориентируется в представлениях о собственном отцовстве на образ идеального отца.

Выявить представление о материнстве у девушек.

Материнство - это одна из социальных женских ролей, поэтому даже если потребность быть матерью и заложена в женской природе, не только собственная история женщины, но и общественные нормы и ценности оказывают несомненное влияние на проявления материнского отношения. Понятие «нормы материнского отношения» не является постоянным, так как содержание материнских установок меняется от эпохи к эпохе.

Представление девушек о материнстве в первую очередь связаны с чувством ответственности, любви и заботы (в исследовании приняли участие студенты трех возрастных подгрупп (младшая, средняя и старшая) от 17 до 22 лет). Одновременно с этим девушки предполагают столкнуться с различными трудностями в процессе воспитания детей. Они полагают, что им понадобится терпение и воля, понимание, доверие и принятие. В тоже время родительство, в представлении многих, принесет радость, счастье и удовлетворенность. Отношение к материнству и материнское поведение - это не сформированный от рождения психобиологический конструкт, а зависимая от актуальной ситуации переменная величина. Конечно, социальная обусловленность репродуктивного поведения не универсальна и существуют крайние группы женщин, которым ребенок нужен или не нужен без явной зависимости от условий их жизни у девушек хозяйственность матери сочетается с самостоятельностью, богатством, практичностью и возбужденностью. Девушки, в отличие от юношей, отмечают степень эмоциональной озабоченности матери вопросами хозяйства и благосостояния семьи:

девушки предполагают более тесное эмоциональное вовлечение в жизнь детей, чем юноши; поведение юношей как будущих отцов предполагает быть более рациональным, чем поведение девушек как будущих матерей;

существует эмоциональное предпочтение юношами и девушками как' будущими родителями детей одного с ними пола, юношами - сыновей, а девушками - дочерей.

Выявить основные гендерные различия в социальных представлениях. Представления о родительской роли имеют гендерные особенности. В мужской выборке преобладают установки на «самопожертвование матери», «сверхавторитет родителя» при низких оценках по факторам «ограниченность интересов рамками семьи» и «необходимость посторонней помощи в воспитании», что свидетельствует о выраженности авторитарного стиля взаимодействия с ребенком, стремлении сохранить его зависимость от родителей, а также о представлении, что предпочтительно женщина должна заботиться о ребенке. В женской выборке преобладают варианты ответов респондентов: «безучастность мужа», «доминирование матери» и «ограниченность интересов рамками семьи», из чего можно сделать вывод о концентрации женщины на семье и детях и повышении уровня тревожности.

Сравнение структуры различных компонентов родительских установок юношей и девушек между собой, а так же по отношению к полу ребенка внутри групп позволило сделать следующие выводы:

юноши предполагают быть более авторитарными по отношению к детям, чем девушки;

со стороны будущих родителей предполагается признание и предоставление сыновьям большей автономии, за поведением же дочерей предполагается несколько больший контроль, вместе с тем, в ситуации не одобряемого родителями поведения ребенка предполагается более «жесткая» реакция будущих родителей на поведение сына, чем на поведение дочери.

Поведение юношей как будущих отцов предполагает быть более последовательным с точки зрения традиционных тендерных стандартов родительского поведения, чем поведение девушек. Для последних характерно не только определенная его тендерная «нейтральность», но и «заимствование» некоторых традиционно «отцовских» элементов поведения.

Гендерные различия в установках мужчин и женщин на родительство, а также различия, связанные с полом объекта направленности этих установок, связаны с действующими социокультурными представлениями о том, что должно для мужчин, а что - для женщин, то есть с тендерными нормами общества.

Более подробно, гендерный аспект современного родительства изучается в работах К.Н. Белогай, свидетельствующей о том, что женщины-респонденты считают, что в содержание их материнской роли входит: любовь, забота, ласка и тепло, а уже после - воспитание, знания, навыки, образование и т.п. Что касается мужчин, то здесь вариантов получается гораздо больше. Отцы считают, что должны давать своим детям любовь, знания, нравственное воспитание, умение выжить, защиту (редкий ответ), дорогу в будущее, крепкий характер, деньги и уважение к себе [2]. Как полагает исследователь, подобная " разноголосица " свидетельствует о том, что рамки отцовской роли в современном социуме очерчены слабее, чем материнской.

Результаты данного исследования еще раз подтверждают положение, согласно которому гендерные роли матери и отца в современном социуме сближаются. Помимо этого, согласно заключению С.Ю. Девятых, ценностно-нормативную трансформацию современного родительства обуславливают такие социальные факторы, как: общая либерализация и демократизация общественной жизни, трансформация семьи от социального института с жестко заданными нормами бытования до малой психологической группы, изменения распределения власти в семье, изменения детско-родительских отношений и социально-экономические условия жизни [11, 19].


Литература

 

1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психол. труды / Академия педагогических и социальных наук. М.: Московский психолого-социальный ин - т, 2002.

2. Акутина С.П. Формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы. Автореф. … д-ра пед. наук / С.П. Акутина. - Нижний Новгород, 2010.

. Богачёва Н.В. Родительство как фактор устойчивости семьи в современном российской обществе: автореф. … канд. социол. наук. - Казань, 2005.

. Брутман В.И. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери / В.И. Брутман [и др.] // Психологический журнал. - 2000. - № 2.

. Варламова С.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян [Текст] / С.Н. Варламова [и др.] // Социс. - 2006. - № 11. - С. 61-73.

. Гурко Т.А. Родительство: социальные аспекты / Т.А. Гурко. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003. - 160 с.

. Евсеенкова Ю.В. Система отношений в диаде «Отец - ребенок» как фактор развития личности // Семейная психология и семейная терапия. - 2003. - №4. - С. 30 - 47.

. Евсеенкова Ю.В., Портнова А.Г. Отцовство как структурно-динамический феномен. - Кемеровский Гос. Университет: 2003.

. Кон И.С. Отцовство как социокультурный институт // // Педагогика. - 2005. -№9. - С. 3 - 16.

. Московичи С. Машина, творящая богов / С. Московичи. Пер. с фр. М.: Норма, 2008. С.-34.

. Овчарова Р.В. Психология родительства: Учебное пособие для студентов ВУЗов. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 368 с.

. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: Учеб. пособие. М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 368 с.

. Любимова, А.Б. Статус семьи: проблемы эволюции. Социально-философский аспект / А.Б. Любимова: Монография. - Н. Новгород, 2005. - 251 с.

. Филиппова Г.Г. Психологическая готовность к материнству: хрестоматия по перинатальной психологии / сост. А.Н. Васина. - М.: Изд-во УРАО, 2005. - С. 62-65.

. Черняк Е.М. Социология семьи. М.: Издательский дом «Дашков и К», 2007. - 236 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: