Тема: Технология проектирования дополнительной и комплексной образовательных программ класса




1. Сущность понятий «дополнительная» и «комплексная» образовательные программы.

2. Особенность содержания и структуры дополнительной образовательной программы.

3. Основные требования при проектировании дополнительной и комплексной образовательных программ класса.

Сущность понятий «дополнительная» и «комплексная» образовательные программы. Нормативно-правовая база.

Дополнительная общеобразовательная программа – это нормативно-управленческий документ, определяющий содержание дополнительного образования, разработанный по одной из направленностей дополнительного образования и представляющий собой комплекс средств воспитания, обучения, оздоровления, развития обучающихся, реализуемый на основе имеющихся ресурсов (кадровых и материальных) в соответствии с социальным заказом.

Дополнительная общеобразовательная программа (далее – программа) является локальным нормативным документом, поэтому она должна пройти проверку и утверждение в определенном порядке:

-дополнительная общеобразовательная программа рассматривается на Методическом совете и рекомендуется к апробации и последующему утверждению;

-на основании рекомендаций Методического совета дополнительная

общеобразовательная программа утверждается приказом директора.

Только после утверждения программы приказом директора образовательной организации она может считаться полноценным нормативно-правовым документом.

Нормативно-правовой аспект

Содержание дополнительной общеобразовательной программы разрабатывается с учетом:

 Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273

«Об образовании в Российской Федерации»;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

«Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 29 декабря 2012 года № 189;

Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»;

Муниципальных правовых актов;

Устава образовательной организации;

Лицензии образовательной организации на образовательную

деятельность;

Образовательной программы образовательной организации;

Положения о структуре, порядке разработки и утверждения

дополнительных общеобразовательных программ МБОУ ….

Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности как дополнение к основному базовому образованию, а также развитие умений и навыков самопознания, саморегуляции, самосовершенствования.

Дополнительное образование детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. С помощью дополнительного образования дети развивают свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Дополнительное образование детей предоставляет ряд возможностей, стимулирующих процессы личностного саморазвития.

Занятость обучающихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.

Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.

Требования к структуре и содержанию дополнительной образовательной программы. Назначение комплексной образовательной программы класса

Примерная структура дополнительной общеобразовательнойобщеразвивающей программы

Пояснительная записка (описание образовательной программы)

1. Учебный план (вариативные учебные планы)

2.Календарный учебный график

3.Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). Содержание программного материала.

4. Методические материалы:

4.1. Наименование методических материалов, необходимых для реализации программы (методические рекомендации по проведению занятий, технологии, алгоритмы, памятки, упражнения, репертуар, музыкальное сопровождение и т.д.).

4.2. Требования техники безопасности в процессе реализации

Программы.

4.3. Система воспитательной работы. Организация мероприятий с обучающимися и родителями вне учебного плана.

5. Оценочные материал:

5.1. Система текущего контроля и промежуточной аттестации

обучающихся

5.2. Иные оценочные материалы (диагностический инструментарий, нормативы, критерии оценки, перечень вопросов, темы для проектных работ и т.д.)

Программы дополнительного образования реализуются с учётом интересов обучающихся и с учетом профессионального потенциала педагогического коллектива, отражают цели и задачи образования и воспитания в школе, направленные на развитие индивидуальных возможностей и способностей обучающегося.

Формы учебных занятий блока дополнительного образования:

- исследовательская и практическая деятельность;

- проектная деятельность, научные чтения;

-тренировки, соревнования;

-выпуск печатной газеты;

-интеллектуальная, викторины;

-концертная деятельность;

- игра;

-беседы;

-экскурсия;

-творческий отчёт;

-театрализованные представления;

- праздничные вечера;

-конструирование;

-фестивали;

-создание презентаций, видеороликов и т.д.

Режим занятий: занятия проводятся по окончании уроков, занятия в группах ведутся строго по расписанию, расписание занятий объединений составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей, санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей детей, утверждено директором школы.

Ожидаемые результаты:

- расширение возможностей для творческого развития личности ребенка, реализации его интересов;

-повышение роли дополнительного образования детей в деятельности общеобразовательного учреждения;

-интеграция основного общего и дополнительного образования в условиях реформирования структуры и содержания общего образования;

- укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни;

- снижение роста негативных явлений в детской среде;

- духовно-нравственное оздоровление.

Формы контроля:

- изучение и утверждение дополнительных образовательных программ,

тематики планирования;

- посещение и анализ занятий;

- посещение открытых мероприятий, творческих отчетов;

- организация выставок и презентаций;

- ежегодное проведение мониторинга занятости учащихся школы и учащихся

«группы риска» в объединениях дополнительного образования;

-ежегодный мониторинг успешности работы объединений дополнительного образования;

-мониторинг степени удовлетворённости родителей работой объединений дополнительного образования.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- отчетные концерты;

- показательные выступления;

- участие во внешкольных мероприятиях;

- выполнение творческих работ;

- спектакли;

- экскурсии;

-научно-практические конференции.

Содержание программы направлено на:

-создание условий для развития личности ребенка;

-развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

-обеспечение эмоционального благополучия обучающегося;

-создание условий для социального, культурного и профессионального

-самоопределения, творческой самореализации личности;

-интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;

-взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Цели и задачи дополнительного образования

Цель: удовлетворение многообразия потребностей социума.

Основная задача: - организовать занятость детей в свободное время.

Ключевые направления деятельности:

-организовать целесообразную деятельность ребёнка по саморазвитию и самосовершенствованию;

-совершенствовать знания и развитие межпредметных связей в субъективной культуре ребёнка;

-способствовать построению целостной картины мира в его мировоззрении;

-формировать навыки общения со сверстниками, старшими и младшими. Формировать ответственность у обучающихся;

-развивать познавательную активность.

Дополнительное образование организуется в формате факультативов, элективных курсов, целевыми ориентирами которых выступают:

-создание условий для социального, культурного и личностного самоопределения, творческой самореализации ребенка, его интеграции в систему мировой и отечественной культуры;

-приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

-развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

-интеллектуальное развитие личности ребенка через формирование универсальных учебных действий с учетом его познавательных способностей и возможностей;

-обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

-укрепление психического и физического здоровья и др.

Направления и содержание внеурочной деятельности определяются образовательным учреждением самостоятельно. Рекомендуются следующие направления: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно-полезная деятельность, проектная деятельность.

Дополнительная образовательная программа включает примерно те же структурные элементы, что и рабочая программа.

Требования к дополнительной образовательная программе:

1.Программа включает материал, не содержащийся в базовых программах.

2. Программа имеет содержание, вызывающее интерес у обучающихся, и способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников и предполагает широкое использование методов активного обучения.

3.Содержание программы построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими или знаниями базовых курсов.

4.Реализация программы осуществляется, преимущественно, на методах активного обучения (проектных, исследовательских, игровых и т.д.)

5.В программе конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости.

6.Реалистичность программы обеспечивается использованием учебно-методических и материально-технических средств, кадровыми возможностями школы.

Проектирование образовательных программ постоянно модернизируется, совершенствуется.

Новым направлением в проектировании образовательных программ является идея создания комплексной образовательной программы класса, в которой будет представлена целостная система работы учителя с конкретными детьми.

Комплексная программа класса – это совокупность самостоятельных, дополнительных общеобразовательных программ, объединенных по. определенному принципу, и направленных на решение общих целей и задач,...занятия по каждому предмету ведут, как правило, разные педагоги. В. комплексных программах, как правило, ставятся цели и задачи, решение. которых невозможно без разнопредметного обучения.

Структура программы строится по структуре рабочей программы.

Содержание программы представлено отдельными рабочими программами по учебным предметам и образовательными курсами внеурочной деятельности.

При проектировании комплексной образовательной программы класса целесообразно использовать авторские программы по предметам и примерные программы внеурочной деятельности. Особенностью такого проектирования является то, что, при необходимости, в программы по предметам и в рабочие программы вносится минимальное количество изменений, если это не требуется, программы используются в готовом виде.

Вызывает затруднения проектирование раздела «Система оценки достижения результатов реализации комплексной образовательной программы класса », потому что нет достаточного количества апробированных методик и процедур определения сформированности универсальных учебных действий разных видов [….].

Реализация требований к освоению дополнительных и комплексных образовательных программ, заданных в образовательных стандартах, оценивается на основе критериально-ориентированного подхода. В качестве критериев для оценки выступают требования к результатам образования. Отслеживание результатов деятельности каждого ребенка на пути освоения заданных результатов и составляет суть оценивания в компетентностном подходе к образованию.

Разрабатываемая система оценки достижения требований к результатам образования должна включать различные формы и способы оценки.

Для оценки достижения требований к результатам образования предлагается использовать уровневый подход к представлению результатов.

Оценка результатов начального образования строится на основе диагностики динамики развития универсальных учебных действий и освоения образовательных программ.

Этапы диагностики:

-Стартовый этап, организуемый в период поступления ребенка в школу с целью определения учебных возможностей ребенка, готовности его к обучению в школе.

- Промежуточные этапы имеют цель отслеживания проблем и трудностей ребенка, оказание учителем обучающемуся необходимой помощи, определение эффективности образовательного процесса.

- Рубежная диагностика проводится при переходе ребенка из класса в класс для определения итогов обучения в классе, определения успешности и возможных трудностей.

- Итоговая диагностика проводится по результатам обучения ребенка в начальной школе для выбора дальнейшей индивидуальной образовательной траектории.

- Итоговая аттестация проводится для оценки выполнения обучающимися требований, оценивания уровня подготовки к продолжению образования в основной школе. Аттестация может включать проведение контрольных проверочных работ, определяемых Министерством просвещения Российской Федерации.

Контрольные вопросы и задания

1.Дайте характеристику структуры дополнительной образовательной программы и её отличий от рабочей программы по предмету.

2.Обоснуйте целесообразность разработки и использования комплексной образовательной программы класса.

3.Какие основные требования должен соблюдать учитель при проектировании дополнительной и комплексной образовательных программ класса (из практики вашей педагогической деятельности).

Литература

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010. – 23 с.

3. Ошорова Н.Б. Проектирование программ отдельных учебных предметов, курсов в условиях ФГОС НОО. Улан-Удэ, Изд-во БГСХА им. В.Р. Филиппова 2011.-37 с.

4. Пасынюк Ю.Ю. Рабочая программа учебного предмета // www.festival.1september.ru

5. Примерные программы начального общего образования: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2010.

6. Рекомендации по разработке и утверждению рабочих программ учебных курсов // www.openclass.ru

7. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей // www.musfestival.narod.ru

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: