Особенности переходного периода.




Фазовый переход – смысл происходящего.

 

Переход от чего к чему.

От – общества, основанного на обращении преимущественно с веществом (потреблении вещества и энергии), при незначительном внимании к производству информации.

Цель жизни и мера успеха - материально оформленное богатство. Накопление вещей и денег у индивидуума и его рода - социально престижно, а результаты передаются по наследству.

Из этого следует, что:

- окружающая среда (природа и люди) – расходуемые ресурсы,

- производственные мощности и деньги, их количество и рост – наследуемый накапливаемый капитал.

- вещи (от обуви до яхт) – символические знаки успеха.

 

К - обществу, основанному на обращении преимущественно с информацией, при вторичном внимании к вещественной составляющей.

Цель и мера успеха – интеллектуальный и личностный уровень или качество развития, которые не наследуются.

Из этого следует, что:

- средства производства и деньги – используемые (расходуемые) ресурсы,

- окружающие природа и люди – капитал, объекты заботы об их качестве, и условия собственного развития: от общества соседей и местного леса до человечества и Биосферы.

- знания, умения, социальные отношения – знаки успеха.

 

В платоновской триаде – наш фазовый переход, это переход от общества ремесленников - к обществу мудрецов. Переходное между ними общество стражей – социально необходимый инструмент предотвращения хаотизации жизнедеятельности при смене суммы парадигм.

Как и любое переходное состояние – оно сравнительно краткосрочно (поэтому, например, палеонтология не фиксирует переходные между видами, родами и т.п. – формы). Но надо иметь в виду, что существующая фаза эволюции человечества, если считать от появления Хомо сапиенс, длилась около 50 тысяч лет, а если считать от появления рода Хомо – примерно 2 миллиона лет.

 

Сегодня и в предвидимом будущем.

Нам повезло жить во времена:

- естественного само-разрушения структур и стереотипов поведения, определявших и пока ещё определяющих нашу жизнь, т.е. структур и стереотипов общества ремесленников;

- появления и формирования транзитного общества стражей;

- зарождения структур и стереотипов поведения, которые будут формировать жизнеустройство общества мудрецов.

 

Структуры общества ремесленников – по сути своей посредники.

Структуры государства – посредники между людьми, устроители взаимодействий индивидуумов и их разнообразных объединений.

Система образования играет роль посредника между поколениями, имея задачей передать опыт, знания и систему ценностей предыдущих поколений – следующим поколениям как сумму непреложных истин.

Структуры церквей претендуют на роль посредников между индивидуумами и богами.

Все они работают с телами и психикой, т.е. с материальной компонентой, с индивидуумами, слабо затрагивая сознание, т.е. личности, идеальную компоненту.

В обществе стражей эти структуры будут стараться сохранить и укрепить свои формы, акцентируясь на силовых функциях, но постоянно теряя в содержательности и результативности.

В обществе мудрецов жизнеустройство будут определять межличностные взаимодействия, отношения, т.е. преимущественно работа сознаний личностей, идеальная компонента. Забота о теле и душе (психике) – будет индивидуальным делом каждого, а не частью государственной политики, как сейчас.

 

Особенности переходного периода.

В переходном обществе стражей мы будем сосуществовать как с теми, кто будет жаждать восстановления структур, которые будут направлять, организовывать и обеспечивать его индивидуальную жизнь, так и с теми, кто будет стремиться выйти из-под контроля структур разного рода, чтобы самому организовывать и обеспечивать свою жизнь.

Сегодня, в обществе ремесленников, человек смиряется (принимает её как данность) с ситуацией, когда решения, определяющие условия его жизни, преимущественно принимаются кем-то или чем-то далеко за пределами его личного пространства и от него самого никак не зависят. В обществе мудрецов жизнь индивидуума и состояние окружающей его социальной и природной среды будут преимущественно определяться его собственными решениями.

Пытающиеся укрепиться структуры общества стражей, в первую очередь, структуры насилия, будут невольно вытеснять людей из своего общества в «зеленое». При этом, как и любая переходная, обеспечивающая переход, система – общество стражей фундаментально неустойчиво само по себе, его целенаправленность будет (может?) формироваться под воздействием случайных факторов и обстоятельств.

Отсюда – наша актуальная задача – оказывать на общество стражей максимально возможное «озеленяющее» влияние. В обществе, построенном на доминанте силы, уважают только силу. Чтобы оказывать влияние – мы должны сформироваться в силу, осуществляющую постоянный общественный контроль за состоянием окружающей среды и соблюдением системы законов и правил, определяющих порядок природопользования и охраны природы, регулярно выдвигая и продвигая предложения по её совершенствованию. В силу не только контролирующую, но и постоянно вовлекающую в эту деятельность всё более широкие круги людей.

 

Однако, как будет реагировать (что будет делать) человечество в это время, и в предвидимом будущем каждый может предсказать, наблюдая наше сообщество, сообщество «экологически» ориентированных людей, потенциально способных и понять происходящее, и спроектировать свои действия по оптимизации развития событий, и действовать. Лучше, оптимальнее, чем наше сообщество, ни человечество в целом, ни сообщества жителей отдельных стран, ни любые иные сообщества, объединившиеся во имя достижения других целей и идеалов или решения других задач – не будут.

Мы – вполне репрезентативная выборка думающих позитивно настроенных личностей своих стран, народов, объединений единомышленников.

Мы имеем огромный потенциал воздействия на окружающий социум, но, действовать придётся, преимущественно, – своим примером, своим опытом, а не суммой теоретических пожеланий.

 

P.S.1. В пост-советских и китайском сообществах, общество стражей будут вольно или невольно строить (уже строят) как «социализм с человеческим лицом», поскольку имеется как бы успешный опыт жизни в социалистическом лагере.

В сообществах развитого капитализма сейчас царит глубокая растерянность, поскольку опыта другой организации жизнеустройства у них просто нет.

Страны «третьего мира», скорее всего, будут возвращаться к корням, к воспроизводству традиционных укладов, что мы уже видим в исламском мире.

P.S.2. В формуле «Свобода есть осознанная необходимость» в нашем сегодняшнем обществе «осознанная» играет роль предлога, а в обществе будущего, которое мы назвали зеленым,«осознанная» будет подлежащим.

Со временем, ситуация преимущественно внешнего по отношению к индивидууму обустройства его жизни будет с какой-то неизвестной скоростью (вероятно, разной в разных культурных социумах) меняться на ситуацию преимущественно индивидуально-внутреннего обустройства. Что неизбежно предполагает, что ответственность за происходящее с внешнего плана будет переходить на внутренний.

 

P.S.3. Индивидуум и личность – эти понятия часто используют, но пока ещё часто смешивают, подменяя одно другим весьма непредсказуемым образом. Поэтому уточню.

Индивидуум – тело+психика, обеспечивают существование человека. Психика – сумма рефлекторных, бессознательных, непроизвольных поведенческих реакций. Тело и психика хорошо поддаются формированию внешними стимулами и тренировкой, а также научному изучению, классификации и т.п., ввиду частой повторяемости характеристик у разных людей.

Солдат – это индивидуум. Современное общество постоянно производит (хочет производить) идеальных солдат, а также любых идеальных работников всевозможных специальностей.

Личность – сознание, обеспечивает творчество, т.е. креатив, порождение нового, до этого не бывшего (исторически или в опыте индивидуума), в том числе, решение новых задач, постановку новых целей и т.п. Содержание сознания современными средствами не регистрируется. Личность – уникальна и неповторима.

Человек Лена и человек Петя – личности. Общество не умеет производить способных художников, поэтов и писателей, музыкантов, а также способных учёных всех мыслимых направлений науки.

Человек – симбионт индивидуальности и личности.

 

Июль-август 2020 года.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: