ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ




þ Законы диалектики. Закон единства и противодействия противоположностей

 

Диалектика — это теория раз­вития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалек­тика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, позна­ния и других аспектов действительности через законы диалектики, ка­тегории, принципы.

Главная проблема диалектики — что такое развитие.

Развитие — общее свойство и главнейший признак материи: изме­нение материальных и идеальных объектов, причем не простое (меха­ническое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом ко­торого является переход на более высокую ступень организации.

Развитие — высшая форма движения. В свою очередь, движение – основа развития.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, ма­тематики и др.) своей всеобщностью, универсальностью, поскольку они:

• охватывают все сферы окружающей действительности;

• раскрывают глубинные основы движения и развития — их ис­точник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

 

Выделяют три основных закона диалектики:

 

• единства и борьбы противоположностей;

• переход количества в качество;

• отрицания отрицания.

 

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи еди­ными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу.

Диалектическое противоречие — это наличие в объекте альтернативных сторон, свойств, моментов, тенденций, которые в то же время предполагают друг друга и в составе данного объекта существуют лишь во взаимной связи, в единстве. Диалектическая противополож­ность — это сторона противоречия. Диалектическое противоречие отражает двойственное отношение внутри целого: единство проти­воположностей и их «борьбу». Предельным случаем противоречия является конфликт. В мире нет развивающегося объекта, в котором нельзя было бы найти альтернативных свойств, моментов, тенден­ций: устойчивого и изменчивого, старого и нового и т. д.

Единство и борьба противоположных начал — внутренний источ­ник движения и развития всего сущего.

Особый взгляд на единство и борьбу противоположностей имел Гегель, считающийся основополож­ником диалектики. Им были выведены два понятия — «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия.

По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными ка­чествами — тождественностью и отличием. Тождественность означа­ет то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождествен­ном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки пред­мета, нарушить его тождественность.

Отличие — это сравнительная характеристика объектов на осно­вании того, что признаки одних объектов отсутствуют у других. Каждое явление и тождественно себе, и в то же время отличается от самого себя, так как постоянно изменяется. Тождество и различие представляют со­бой нечто цельное только в своем единстве.

Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отли­чием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета — движению. Например, существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Каждое явление внутренне раздвоено, содержит взаимоисключаю­щие, противоположные тенденции: например, положительно заряжен­ное ядро атома и отрицательно заряженные электроны, ассимиляция и диссимиляция в организме, реакции соединения и разложения в химии, интересы борющихся классов в обществе и т. д. Чтобы стать источни­ком развития, противоположности должны быть сторонами единого процесса, т. е. не только взаимоисключать, но и взаимопредполагать, взаимодополнять друг друга.

Противоположности могут приходить в столкновение лишь по­стольку, поскольку они находятся в связи, образуя целое, в кото­ром один момент так же необходим, как и другой. Эта необходи­мость противоположных моментов и составляет жизнь целого. Таким образом, развитие предметов есть раздвоение противоречи­вого единого на противоположности, «борьба» между ними и раз­решение противоречий. При этом единство противоположностей, выражая устойчивость объекта, оказывается относительным, пре­ходящим. Всякое развитие есть возникновение альтернатив, про­тиворечий, различий, противоположностей, их разрешение и в то же время возникновение новых противоречий и противополож­ностей.

Источником всякого движения и развития является взаимодействие «укоренных» в саму суть бытия противоположностей: например, вза­имодействие ядра с противоположно заряженными электронами явля­ется причиной движения, вращения электронов вокруг ядра, а без дви­жения электронов сам атом не может быть устойчивой системой.

Закон единства и взаимодействия противоположностей является законом не только бытия, но и законом познания. Познание есть актив­ное взаимодействие объекта и субъекта на основе практики. Сам по­знавательный процесс есть единство противоположностей: чувствен­ного и логического, абстрактного и конкретного, теории и практики.

Методологическая роль закона единства и борьбы проти­воположностей состоит в том, что он нацеливает на поиск, выделение и фиксацию этих противоположностей, нахождение формы их взаимо­проникновения. Раздвоение единого и последующий мысленный ана­лиз его элементов есть одна из существенных сторон диалектики по­знания.

Характер противоречия зависит от специфики его сторон, а также от тех условий, в которых развертывается их борьба. Различают внутренние и внешние, антагонистические и неантагонисти­ческие, основные и неосновные, главные и неглавные противоре­чия.

Внутренние противоречия — это противоречия противоположных сторон внутри данного объекта,например внутри данного вида живот­ных (внутривидовая борьба), внутри данного организма, данного конкретного общества и т.д. Процесс развития объекта характери­зуется не только развертыванием внутренних противоречий, но и постоянным взаимодействием его с внешними условиями, со средой.

Внешние противоречия — это противоречия противоположностей, относя­щихся к разным объектам,например между обществом и природой, организмом и средой и т. п. При этом решающими в развитии явля­ются, в конечном счете, внутренние противоречия.

Антагонистичес­кие противоречия — это непримиримые противоречия, например между непримиримо враждебными социальными группами и силами.

 

þ Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

Закон взаимного перехода количественных изменений в качествен­ные изменения раскрывает общий механизм развития. Сущность это­го закона состоит в том, что изменение качества данной вещи, т. е. переход от старого качества к новому, соверша­ется тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенной границы.

Содержание закона взаимоперехода количественных и качествен­ных изменений раскрывается в системе взаимосвязанных категорий «качество», «количество», «мера», «скачок»

Качество — это целостная характеристика функционального единства существенных свойств объекта, его внутренней и внешней определенности, относительной устойчивости, его отличия от других объектов, а также сходства с ними.Гегель определил, качество как «тождественную с бытием определенность». Это значит, что качество неотъемлемо от предмета. Данный предмет, теряя свое качество, перестает сущест­вовать.

Качество объекта обнаруживается в совокупности его свойств. Целостность свойств и есть качество. Свойство — это определенная сторона качества объекта. Свойства не только проявляются, но могут видоизменяться и даже формироваться в отношениях с другими объ­ектами. Подобно тому как объект не сводится к совокупности своих свойств, точно так же никакой объект не растворяется в своих свой­ствах: он есть их носитель. В зависимости от «контекста» объект как бы светится разными оттенками своих свойств. Например, че­ловек выступает различными своими качественными гранями для правоведа, писателя, социолога, врача, психолога и анатома. Свой­ства объекта обусловлены его структурой, строением, внешними и внутренними взаимодействиями его элементов. Поскольку взаимо­действия объекта с другими объектами бесконечны, то бесконечно и число свойств объекта.

С целью установления количественной определенности предметамы сравниваем составляющие его элементы — пространственные разме­ры, скорость изменения, степень развития с определенным эталоном как единицей счета и измерения. Чем сложнее явление, тем труднее его подвергать изучению с помощью количественных методов. Количество — исчисляемые параметры предмета или явления (чис­ло, величина, объем, вес, размер и т. д.).

Мера — единство количества и качества. Мера выступает как ин­тервал количественных изменений, в пределах которого вещь сохраня­ет свою качественную определенность. Выход за пределы меры приво­дит к изменению качества вещи.

При определенных количественных изменениях обязательно постепенно понемногу меня­ется качество. При этом качество не может меняться бесконечно, оставаясь принципиально тем же самым. Насту­пает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть соотношения между качеством и количеством) — к коренной транс­формации сущности предмета, к возникновению принципиально нового качества. Такие моменты получили название уз­лов, а сам переход в иное состояние называется ска­чком.

Категория «скачок» отражает сложный процесс перехода от ста­рого качества к новому, когда количественные изменения выходят за границы меры. Переход от старого качества к новому, выражаясь в скачке, состоит в пере­рыве постепенности в развитии. Скачок есть процесс коренного изменения данного качества, надлом старого и рождение нового. Скачок происходит на демаркационной линии, отделяющей одну меру от другой.

Можно привести некоторые примеры действия закона перехода ко­личественных изменений в качественные.

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — температуру, то вода будет понемногу изменять свое качество — становиться горячей (в силу нарушения при­вычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произой­дет коренное изменение качества воды — она перейдет в пар. Температура в 100 градусов в данном слу­чае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

Если телу придавать все большую и большую скорость — 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При прида­нии же телу скорости 7191 м/с («узловой» скорости) тело преодоле­ет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (из­менится сама система координат смены качества — мера, произой­дет скачок).

Скачки разнообразны по форме и по характеру протека­ния, по скорости и масштабу качественных изменений. В процессе развития имеют место, как правило, два основных типа скачков в зависимости от того, в каком темпе они происходят: скачки, протекающие в быстром темпе и бурно (скачки со «взрывом»), и скачки, осуществляющиеся постепенно. Для скачков первого типа характерны резко выраженные границы перехода, большая интенсивность, высокая скорость процесса, целостная перестройка всей системы, переход ее на другой уровень, например образование новых химических соединений, переходы объектов из одного физического состояния в другое, атом­ный взрыв. При постепенном переходе происходит последователь­ное количественное и качественное изменение отдельных элемен­тов структуры, усиление одних свойств и ослабление других. То, что имеется в виде намека, находит свое полное выражение, когда объект достигает определенного уровня развития, несущественные свойства становятся существенными и наоборот. Переход не обяза­тельно четко выражен, имеют место промежуточные стадии, совме­щающие старое и новое. Не всегда удается определить узловой момент.

Примеры резкого, одномоментного изменения качества были рассмотрены выше. Что касается незаметного перехода одного качества в другое, то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории «Куча» и «Лысый»: «При добавлении какого зерна совокупность зерен превратится в кучу?»; «Если из головы бу­дет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого кон­кретного волоса человека можно считать лысым?» Иными словами, грань конк­ретного изменения качества может быть и неуловимой.

 

þ Закон отрицания отрицания

 

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превра­щается из нового в старое и отрицается все более новым. Согласно это­му закону, развитие есть процесс, складывающийся из определенных циклов.

Цепь отрицаний в процессе развития не имеет ни начала, ни конца. В каждом предмете, процессе происходит борьба взаимоис­ключающих сторон и тенденций. В итоге она приводит к отрицанию старого и возникновению нового. Возникшее новое явление содер­жит в себе свои противоречия. Борьба противоположностей завя­зывается на новой основе и неизбежно приводит к новому отрица­нию. И так до бесконечности.

Мир в его каждый настоящий момент есть плод прошедшего и семя будущего. Настоящее «влачит» за собой прошедшее. Будущее, по словам А. И. Герцена, носится над событиями настоящего и возь­мет из них нити в свою новую ткань, из которой выйдут саван про­шедшему и пеленки новорожденному.

Примеры:

• смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);

• смена вкусов в культуре, музыке;

• эволюция рода (дети — частично родители, но уже на новой сту­пени).

Категория «отрицание» отражает определенный этап развития, от­личающий превращение объекта в нечто иное, определенным образом связанное с отрицаемым объектом. Отрицание является содержатель­ным процессом и означает не просто уничтожение старого явления, но и возникновение нового, находящегося в определенной связи с отрицаемым. Включение в состав новой вещи некоторых «положительных» элемен­тов отрицаемого качества в переработанном виде называется снятием. Для снятия характерны три взаимосвязанных аспекта: преодоление, сохранение и подъем на новую, более высокую ступень.

Как условие развития отрицание есть вместе с тем и утверждение: оно предполагает преемственность в развитии.Прошлое нельзя рас­сматривать бесследно уходящим в реку времени по принципу: что было, то прошло, и нет ему возврата. Развитие есть там, где новое прерывает существование старого, вбирая из него все положительное, жизнеспособное. А удержание положительного и есть «непрерывность в прерывном», преемствен­ность в развитии. Из старого удерживается то общезначимое, без чего невозможно дальнейшее развитие системы. Прошлое все время участвует в созидании настоящего.

Отрицание старых форм новыми — причина и механизм поступа­тельного развития. Однако вопрос о направленности развития — дис­куссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

• развитие — только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть это восходящее развитие;

• развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

• развитие хаотично, не имеет никакой направленности.

Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая.

Примеры:

• организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее раз­витие);

• исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами — расцвет Римской империи сменился ее падением, а затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ре­нессанс, Новое время и т. д.).

Таким образом, развитие идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет все, что было раньше, но на новом, более высоком уровне.

Развитие — это не прямая линия и не движение по замкнутому кругу, а спираль с бесконечным рядом витков. Тут причудливым об­разом сочетаются поступательное движение и движение по кругу. В процессе развития происходит как бы возврат к ранее пройден­ным ступеням, когда в новой форме повторяются некоторые черты уже отживших и сменившихся форм. Процесс познания иногда по­вторяет уже пройденные циклы, но всегда на новой основе.

В диалектике под двойным отрицанием понимают такое, которое завершает определенный цикл развития (типичный пример: зерно — стебель — зерна колоса). Таким образом, двойной переход противоположностей не будет буквальным возвратом в прежнее состояние, т. е. возврат словно бы к старому на самом деле сопровождается обогащением, приращением развития, когда развитие идет не по замкнутому кругу, а по спирали, имеет место поступательность в развитии. Иногда возврат осуществ­ляется путем большого количества скачков, целого ряда отрицаний. Количе­ство отрицаний и способ отрицания зависит от конкретной специфики того или иного явления.

 

 

þ Категории диалектики

 

Общее понятие о категориях. Все, что человек знает об окружающем его мире и о самом себе, он знает в форме понятий, категорий. Категории — это наиболее общие, фундаментальные понятия какой-либо науки или философии. Все категории суть понятия, но не все понятия — категории. О мире в целом, об отношении челове­ка к миру мы мыслим категориями, то есть предельно общими поня­тиями.

Каждая область знания имеет свои особые категории. Например, физика пользуется такими категориями, как «атом», «масса», «энер­гия» и др. Биология использует понятия «организм», «наследствен­ность», «изменчивость» и т. д. Но наряду с этими люди пользуются категориями, которые свойственны любой науке и знанию вообще. Конкретные науки изучают особые связи явлений, существующие в той или иной области действительности. Задача философии состоит в изучении наиболее общих связей, законов, свойственных всем яв­лениям мира и мышлению. Возьмем, например, причинные связи. Они имеются и в физических процессах, и в живой природе, и в обществе, и в мышлении. Каждая наука исследует причинные связи применительно к своей области: физик изучает физические причин­ные связи, биолог — биологические и т. д. Общее же во всех этих причинных связях является предметом изучения философии. Точно так же обстоит дело, например, с качеством, количеством, формой и содержанием, сущностью и явлением, взаимодействием, развити­ем и т. д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: