зачетно-экзаменационных материалов




фонда оценочных средств

по дисциплине

«Философские проблемы науки»

 

№ п/п Контролируемые разделы (темы) дисциплины* Код контролируемой компетенции (или ее части) Наименование оценочного средства
  Тема 1. Наука и научное знание.     ОК–4 коллоквиум
  Тема 2. Основные исторические этапы развития науки.   ОК–4 эссе
  Тема 3. Представления о структуре научного знания и философские модели развития науки. ОК–1 контрольная работа
  Тема 4. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука: основные черты и общеметодологические проблемы     ОК–3 эссе
  Тема 5. Проблема отношения сознания и опыта: феноменология и конструктивизм ХХ в.   ОК–5 коллоквиум рубежный контроль  
  Тема 6. Неклассическая наука: парадигма изоморфизма исследуемых объектов   ОК–3 реферат
  Тема 7. Неклассическая наука: некоторые парадигмальные принципы, концепции и парадоксы ОК–4 мини-конференция
  Тема 8. Наука, природа, техника и человек: поиск понимания и равновесия ОК-5 круглый стол

 

*Наименование темы (раздела) или тем (разделов) берется из рабочей программы дисциплины.

 


Приложение 3

Форма согласования и утверждения комплекта

зачетно-экзаменационных материалов

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»

Кафедра социально-философских наук

Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине

«Философские проблемы науки»

1. Наука как форма познания мира и человека. Специфика научного знания.

2. Гуманитарное и естественнонаучное знание; особый статус математики, логики, компьютерных наук как языков познания и научной коммуникации.

3. Основные исторические этапы развития науки.

4. Научные достижения древних шумеров и древних греков.

5. Средневековая арабская и европейская наука: основные достижения

6. Наука эпохи Возрождения и наука в Новое время: открытия и достижения

7. Специфика современной науки. Наука как социальный институт и процесс институализации науки в истории.

8. Структура научного знания. Нормальная модель научного знания. Роль аномальных фактов в развитии теоретического научного знания.

9. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования

10. Понятие и структура научной парадигмы. Научная революция как смена научных парадигм (Концепция Томаса Куна).

11. Понятие и структура научной рациональности: цель, субъект, средства, объект и результат научного познания. (Концепция Степина В.)

12. Концепция трех миров К.Поппера.

13. Лакатос И. Методология исследовательских программ.

14. «Против метода» и «Наука в свободном обществе» П. Фейерабенда: основные идеи.

15. Три типа научной рациональности в истории: классическая, неклассическая, постнеклассическая рациональности. (Концепция Степина В.)

16. Классическая наука: механицизм Декарта и Ньютона, особенности парадигмы.

17. Демон Пьера Лапласа и жесткий детерминизм; вероятностный (статистический) детерминизм. Критика причинно-следственной связи Д. Юмом; принцип «монады не имеют окон» Б.Спинозы.

18. Неклассическая и постнеклассическая наука XIX – XXI вв.: парадигмальные особенности.

19. Проблема социальной детерменированности научного познания. Манхэттенский проект и его последствия. Вопрос о социальной и этической ответственности ученого.

20. Проблема субъекта научного познания: абсолютный наблюдатель классической науки; взаимосвязь наблюдателя и результата наблюдения в неклассической науке.

21. Проблема критериев научного познания в классической и неклассической науке: социальное признание, объективность, предметность, истинность, интерсубъективность, верифицируемость, фальсифицируемость научных теорий.

22. Теория систем (Л. фон Берталанфи): основные положения. Открытые и закрытые системы; феномен жизни.

23. Кибернетическая парадигма: самоуправление системы в изменчивой окружающей среде. Н.Винер и его концепция «связи, управления и контроля в машинах и живых организмах».

24. Обратная связь как основа взаимодействия управляющего элемента, системы и окружающей среды. Принцип работы термостата. Понятие отрицательной и положительной обратной связи.

25. Философия радикального конструктивизма: взаимосвязь познавательной парадигмы и формируемой в процессе познания реальности.

26. Основные идеи радикального конструктивизма: Э. фон Ферстер, Х. фон Глазерсфельд, Г. Рот, У.Матурана, Ф.Варела, Гр.Бейтсон.

27. Феноменология Э.Гуссерля: попытка построения универсальной онтологии как основания науки; метод феноменологических редукций; мир как тотальный горизонт предметности; предмет как интенциональное содержание сознания.

28. Неклассическая наука: двухщелевой эксперимент Т.Куна, его модификации и его фундаментальное значение для квантовой механики.

29. Философская позиция Н.Бора, В.Гейзенберга и А. Эйнштейна относительно детерминизма явлений в физической картине мира.

30. Копенгагенская интерпретация квантовой механики. Реальность физических объектов как результат измерительных процедур. Понятие «измерения» в классической и неклассической науке. Отсутствие принципа наглядности в описаниях микромира, неприменимость «здравого смысла» макромира к явлениям микромира.

31. Парадокс Эйнштейна-Подольского-Розена как попытка показать неполноту квантовой механики и его критика.

32. Пространственно-временной континуум А.Эйнштена и классические представления о пространстве и времени И.Ньютона. Классическая и неклассическая относительность пространства и времени. Мысленный эксперимент – относительность одновременности.

33. Принцип неопределенности В.Гейзенберга.

34. Принцип дополнительности Н.Бора. Принцип дополнительности в интерпретации В.В.Налимова и Ю.М.Лотмана

35. Принцип квантовой суперпозиции состояний и границы применения законов Аристотелевской логики.

36. «Кот Шреденгера», многомировая интерпретация Эверетта, концепция «друзей» наблюдателя.

37. Живые системы: механицизм Рене Декарта, витализм Ганса Дриша – исторические попытки объяснения.

38. «Что такое жизнь?» Э. Шредингера. Понятие об энтропии и негативной энтропии.

39. Современная критика «концепции жизни» Э.Шредингера. Представление о порядке, организации и хаосе.

40. «Порядок из хаоса» И. Пригожина. Основные идеи синергетики.

41. К. Ясперс: концепция техники

42. Мартин Хайдеггер: философия техники, основные идеи.

43. Феномен знания: наука как социальный куматоид (Степин, Горохов, Розов).

44. Рационализации мира: М. Вебер и концепция социального действия

45. Природа человека и техника у Л. Мэмфорда

46. Футурология Г. Канна и его «машина Судного дня».

47. Информационализм и сетевое общество М.Кастельса

48. Концепция макросдвига Э.Ласло

49. П. Кууси и А. Печчеи о человеке в научно-технической цивилизации

50. М.Полани: фокальное и периферийное знание.

51. Ю.Хабермас: концепция коммуникативного действия. «Познание и интерес» (Лекция 1965 г.) – основные идеи.

52. Н. Бердяев - «Дух и машина»

53. Концепция ноосферы В. Вернадского. Представления о коэволюции человека и биосферы

54. Социотехническое проектирование: человекоориентированные технологии

 

Экзаменационные вопросы в количестве 54 шт. рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «»______2015 г.

Протокол №_____

Заведующий кафедрой

Профессор, д.ф.н. В.А.Тихонова

 


Приложение 4

Форма экзаменационного билета

  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ» Кафедра социально-философских наук Экзамен по курсу «Философские проблемы науки» БИЛЕТ № 1 1. Наука как способ познания мира и человека. Специфика научного знания. 2. Неклассическая наука: двухщелевой эксперимент Т.Куна, его модификации и его фундаментальное значение для квантовой механики.   Составитель Профессор кафедры социально-философских наук, д.ф.н. Л.Г.Пугачева Зав. кафедрой социально-философских наук, д.ф.н., профессор В.А. Тихонова «____»__________________20 г.  

Критерии оценки:

- оценка «отлично» выставляется студенту, если тема раскрыта, ответ хорошо аргументирован и продемонстрировано глубокое понимание изученного материала;

- оценка «хорошо» ставится студенту, если тема в целом раскрыта, но ответ недостаточно аргументирован или допущены неточности при наличии хорошего понимания изученного материала;

- оценка «удовлетворительно» ставится студенту, если ответ является неполным и/или имеет иные существенные недочеты;

- оценка «неудовлетворительно» ставится студенту, если в ответе отсутствует аргументация, тема не раскрыта.

 

 
 
Составитель д.ф.н. Пугачева Л.Г. «15» декабря 2014 г.

Приложение 5

 

Примерный перечень оценочных средств

 

№ п/п Наименование оценочного средства Краткая характеристика оценочного средства Представление оценочного средства в фонде
       
  Деловая и/или ролевая игра Совместная деятельность группы обучающихся и преподавателя под управлением преподавателя с целью решения учебных и профессионально-ориентированных задач путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации. Позволяет оценивать умение анализировать и решать типичные профессиональные задачи. Тема (проблема), концепция, роли и ожидаемый результат по каждой игре
  Кейс-задача Проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы. Задания для решения кейс-задачи
  Коллоквиум Средство контроля усвоения учебного материала темы, раздела или разделов дисциплины, организованное как учебное занятие в виде собеседования преподавателя с обучающимися. Вопросы по темам/разделам дисциплины
  Контрольная работа Средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу Комплект контрольных заданий по вариантам
  Круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты Оценочные средства, позволяющие включить обучающихся в процесс обсуждения спорного вопроса, проблемы и оценить их умение аргументировать собственную точку зрения. Перечень дискуссионных тем для проведения круглого стола, дискуссии, полемики, диспута, дебатов
  Портфолио Целевая подборка работ студента, раскрывающая его индивидуальные образовательные достижения в одной или нескольких учебных дисциплинах. Структура портфолио

 

Продолжение приложения 5

       
  Проект Конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся. Темы групповых и/или индивидуальных проектов
  Рабочая тетрадь Дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы обучающегося и позволяющий оценивать уровень усвоения им учебного материала. Образец рабочей тетради
  Разноуровневые задачи и задания Различают задачи и задания: а) репродуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела дисциплины; б) реконструктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей; в) творческого уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. Комплект разноуровневых задач и заданий
  Расчетно-графическая работа Средство проверки умений применять полученные знания по заранее определенной методике для решения задач или заданий по модулю или дисциплине в целом. Комплект заданий для выполнения расчетно-графической работы

 
Продолжение приложения 5

       
  Реферат Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Темы рефератов
  Доклад, сообщение Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы Темы докладов, сообщений
  Собеседование Средство контроля, организованное как специальная беседа преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, и рассчитанное на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п. Вопросы по темам/разделам дисциплины
  Творческое задание Частично регламентированное задание, имеющее нестандартное решение и позволяющее диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся. Темы групповых и/или индивидуальных творческих заданий
  Тест Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося. Фонд тестовых заданий
  Тренажер Техническое средство, которое может быть использовано для контроля приобретенных студентом профессиональных навыков и умений по управлению конкретным материальным объектом. Комплект заданий для работы на тренажере
  Эссе Средство, позволяющее оценить умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. Тематика эссе

 


Приложение 6

Оформление вопросов для деловой (ролевой) игры

 

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»

Кафедра социально-философских наук

Деловая (ролевая) игра

по дисциплине Философские проблемы науки

(наименование дисциплины)

1. Тема (проблема). Сформулировать научную гипотезу по проблеме:

«Информация в сетевом обществе как инструмент управления социальными настроениями, намерениями, процессами»

 

2. Концепция игры.

Цель: предоставить возможность магистрантам в групповом взаимодействии попытаться сформулировать научную гипотезу, объясняющую реальные социальные процессы в современном обществе.

Техническое задание.

Этап подготовки:

1. Магистранты организуют рабочие группы по 4-5 человек и конкретизируют задачу на занятии.

2. В течение месяца до игры магистранты собирают информацию в средствах массовой информации, социальных сетях о каком-либо социальном, социально-политическом, социально-культурном явлении или событии, которые проявляют сущность поставленной ранее задачи.

3. Готовят материалы в устном, печатном и/или электронном виде.

4. Назначают по 1 выступающему от группы, который будет представлять собранную информацию для всех остальных участников игры.

Этап проведения: ролевая игра проводится в течение четырех академических часов (сдвоенной пары).

1. Представление темы игры и участников по рабочим группам.

2. Мини-конференция: выступления уполномоченных участников от каждой рабочей группы.

3. Работа по группам (2-3 сессии с промежуточной общегрупповой рефлексией):

Мозговой штурм по проблеме, примерный круг вопросов –

1) Каким образом распространяется информация внутри сети в отличие от классического пути трансляции информации в досетевую эпоху?

2) Можно ли и в каком смысле говорить об «истинности/ложности» информации в сетевую эпоху?

3) Какую функцию выполняет идея социальной ответственности при формировании ключевых посланий (messenger), формирующих социальный контекст?

4) В какой мере информация является средством лоббирования интересов различных социальных общностей?

5) Формирование научной гипотезы, объясняющей данный социальный процесс/явление в современном обществе с точки зрения управления информацией – в рабочих группах.

6) Заключительная конференция: представление научных гипотез и выставление баллов по критериям:

- опора на факты

- логичность, непротиворечивость

- убедительность, правдоподобность, социальная приемлемость

- этичность, социальная ответственность

- прогностический потенциал

7) Подсчет баллов, объявление результатов, общегрупповая рефлексия.

8) Домашнее задание: написание творческого отчета по проведенной игре в каждой рабочей группе.

 

4. Роли:

- ведущий/ие (преподаватель и ассистент)

- участники (все магистранты)

- представители от групп (выступают на мини-конференции)

5. Ожидаемые результаты:

- развитие навыка работы с научной информацией

- развитие научной рефлексии

- развитие умения формулировать научные гипотезы, концепции

- развитие навыка написания научных текстов

 

Критерии оценки:

- оценка «отлично» выставляется студенту, если тема раскрыта, ответ хорошо аргументирован и продемонстрировано глубокое понимание изученного материала;

- оценка «хорошо» ставится студенту, если тема в целом раскрыта, но ответ недостаточно аргументирован или допущены неточности при наличии хорошего понимания изученного материала;

- оценка «удовлетворительно» ставится студенту, если ответ является неполным и/или имеет иные существенные недочеты;

- оценка «неудовлетворительно» ставится студенту, если в ответе отсутствует аргументация, тема не раскрыта.

 

- оценка «зачтено» выставляется студенту, если тема раскрыта, наличествует хорошее понимание изученного материала, возможно допущены неточности.

- оценка «не зачтено» выставляется студенту, если тема не раскрыта, допущено много неточностей, отсутствует понимание материала.

 

Составитель д.ф.н. Пугачева Л.Г.

«15» декабря 2014 г.


Приложение 7. Кейс-задачи – данная форма контроля не может быть использована по дисциплине

«ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫНАУКИ»


Приложение 8

 

Оформление вопросов для коллоквиумов, собеседования

 

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»

Кафедра социально-философских наук

Вопросы для коллоквиумов, круглых столов,

мини-конференций

по дисциплине Философские проблемы науки

(наименование дисциплины)

 

Тема 3. «Представления о структуре научного знания и философские модели развития науки»

1. Концепция трех миров К.Поппера.

2. Понятие и структура научной парадигмы.

3. Научная революция как смена научных парадигм (Концепция Томаса Куна).

4. Понятие и структура научной рациональности: цель, субъект, средства, объект и результат научного познания. (Концепция Степина В.)

5. Три типа научной рациональности в истории: классическая, неклассическая, постнеклассическая рациональности. (Концепция Степина В.)

6. Лакатос И. Методология исследовательских программ.

7. «Против метода» и «Наука в свободном обществе» П. Фейерабенда: основные идеи.

 

 

Тема 5. Проблема отношения сознания и опыта: феноменология и конструктивизм ХХ в.

1. Феноменология Э.Гуссерля: попытка построения универсальной онтологии как основания науки.

2. Метод феноменологических редукций.

3. Чистое сознание как интенциональность.

4. Лозунг Э.Гуссерля «Назад к предметам!»

5. Философия радикального конструктивизма: взаимосвязь познавательной парадигмы и формируемой в процессе познания реальности.

6. Основные идеи радикального конструктивизма: Э. фон Ферстер, Х. фон Глазерсфельд, Г. Рот.

7. Коммуникативная кибернетика Гр. Бейтсона

8. «Разум как сущность живого» Гр. Бейтсона

9. Конструктивистские идеи У.Матураны и Ф.Варелы

 

Тема 8. Наука, природа, техника и человек: поиск понимания и равновесия

1. Мартин Хайдеггер: философия техники, основные идеи.

2. Феномен знания: наука как социальный куматоид (Степин, Горохов, Розов).

3. Информационализм и сетевое общество М.Кастельса

4. Концепция макросдвига Э.Ласло

5. М.Полани: фокальное и периферийное знание.

6. Ю.Хабермас: концепция коммуникативного действия. «Познание и интерес» (Лекция 1965 г.) – основные идеи.

7. Н. Бердяев - «Дух и машина»

8. Концепция ноосферы В. Вернадского. Представления о коэволюции человека и биосферы.

9. Социотехническое проектирование: человекоориентированные технологии

Критерии оценки:

- оценка «отлично» выставляется студенту, если тема раскрыта, ответ хорошо аргументирован и продемонстрировано глубокое понимание изученного материала;

- оценка «хорошо» ставится студенту, если тема в целом раскрыта, но ответ недостаточно аргументирован или допущены неточности при наличии хорошего понимания изученного материала;

- оценка «удовлетворительно» ставится студенту, если ответ является неполным и/или имеет иные существенные недочеты;

- оценка «неудовлетворительно» ставится студенту, если в ответе отсутствует аргументация, тема не раскрыта.

 

 

Составитель д.ф.н. Пугачева Л.Г.

«15» декабря 2014 г.

 


Приложение 9

Оформление комплекта заданий для контрольной работы

 

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»

Кафедра социально-философских наук

Комплект заданий для контрольной работы

по дисциплине Философские проблемы науки

(наименование дисциплины)

Тема 1. Наука и научное знание.

1.Наука как способ познания мира и человека и специфика научного знания.

2.Гуманитарное и естественнонаучное знание

3. Особый статус математики, логики, компьютерных наук как языков познания и научной коммуникации.

 

Тема 2. Основные исторические этапы развития науки.

1.Научные достижения древних шумеров и древних греков.

2.Средневековая арабская и европейская наука: основные достижения

3.Наука эпохи Возрождения и наука в Новое время: открытия и достижения

4.Специфика современной науки.

5.Наука как социальный институт и процесс институализации науки в истории.

 

Тема 4. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: