основные черты и общеметодологические проблемы




1. Классическая наука: механицизм Декарта и Ньютона, особенности парадигмы.

2.Неклассическая и постнеклассическая наука XIX – XXI вв.: парадигмальные особенности.

3.Проблема субъекта научного познания: абсолютный наблюдатель классической науки; взаимосвязь наблюдателя и результата наблюдения в неклассической науке.

4.Проблема критериев научного познания в классической и неклассической науке: социальное признание, объективность, предметность, истинность, интерсубъективность, верифицируемость, фальсифицируемость научных теорий.

5.Проблема социальной детерменированности научного познания. 6.Манхэттенский проект и его последствия. Вопрос о социальной и этической ответственности ученого

 

Тема 7. Неклассическая наука: некоторые парадигмальные принципы, концепции и парадоксы

1.Неклассическая наука: двухщелевой эксперимент Т.Куна, его модификации и его фундаментальное значение для квантовой механики.

2.Философская позиция Н.Бора, В.Гейзенберга и А. Эйнштейна относительно детерминизма явлений в физической картине мира.

3.Копенгагенская интерпретация квантовой механики. Реальность физических объектов как результат измерительных процедур.

4.Парадокс Эйнштейна-Подольского-Розена как попытка показать неполноту квантовой механики и его критика.

5.Пространственно-временной континуум А.Эйнштена и классические представления о пространстве и времени И.Ньютона.

6.Принцип неопределенности В.Гейзенберга.

7.Принцип дополнительности Н.Бора.

8.Принцип квантовой суперпозиции состояний и границы применения законов Аристотелевской логики.

 

 

Критерии оценки:

- оценка «отлично» выставляется студенту, если тема раскрыта, ответ хорошо аргументирован и продемонстрировано глубокое понимание изученного материала;

- оценка «хорошо» ставится студенту, если тема в целом раскрыта, но ответ недостаточно аргументирован или допущены неточности при наличии хорошего понимания изученного материала;

- оценка «удовлетворительно» ставится студенту, если ответ является неполным и/или имеет иные существенные недочеты;

- оценка «неудовлетворительно» ставится студенту, если в ответе отсутствует аргументация, тема не раскрыта.

 

 

Составитель д.ф.н. Пугачева Л.Г.

«15» декабря 2014 г.

 


Приложение 10

Оформление тем для круглого стола

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»

Кафедра социально-философских наук

Перечень дискуссионных тем для круглого стола

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)

по дисциплине Философские проблемы науки

(наименование дисциплины)

1. Классическая наука и неклассическуая наука: от механицизма Декарта и Ньютона к парадигмам неклассической и постнеклассической науки:

1.1 Проблема «наблюдателя» и субъекта научного знания в классической и неклассической науке. Классическая наука: абсолютный наблюдатель. Неклассическая наука: взаимосвязь наблюдателя и результатов наблюдения

1.2 Неклассические парадигмы научного знания: кибернетика.

1.3 Неклассические парадигмы научного знания: системный подход.

1.4 Неклассические парадигмы научного знания: синергетика.

 

2. Проблема критериев «научности» теоретической концепции в классической, неклассической и постнеклассической науке:

2.1 Объективность знания.

2.2 Истинность знания.

2.3 Интерсубъективность, коммуникативный характер и социальное признание знания.

2.4 Верифицируемость и фальсифицируемость знания.

 

3. Эпистемологический конструктивизм в познании ХХ и XXI вв.:

3.1 Исторические корни эпистемологического конструктивизма: Джамбаттист Вико, Фердинанд де Соссюр, Жан Пиаже, Альфред Коржибски.

3.2 Биологический конструктивизм Варелы и Матураны.

3.3 Информационный, нейробиологический и психологический конструктивизм Гр.Бейтсона, Г.Рота и П.Вацлавика

3.4 Радикальный конструктивизм Ферстера, Глазерсфельда

 

4. Социальная обусловленность научного познания.

4.1 Цели, инструменты и результаты научного познания в контексте социально-культурной ситуации эпохи.

4.2 Манхэттенский проект и деятельность Оппенгеймера, социальные последствия этого проекта.

4.3 Ответственность ученого: социальный и нравственный аспекты.

5. Понятия «парадигма», «эпистема», «модель» и структура научного знания.

5.1 Т.Кун: «Структура научных революций».

5.2 Мишель Фуко: «Слова и вещи. Археология гуманитарных наук».

5.3 Маркс Вартофский: «Модели. Репрезентация и научное понимание».

5.4 М.Полани: фокальное и переферийное знание.

 

Критерии оценки:

- оценка «отлично» выставляется студенту, если тема раскрыта, ответ хорошо аргументирован и продемонстрировано глубокое понимание изученного материала;

- оценка «хорошо» ставится студенту, если тема в целом раскрыта, но ответ недостаточно аргументирован или допущены неточности при наличии хорошего понимания изученного материала;

- оценка «удовлетворительно» ставится студенту, если ответ является неполным и/или имеет иные существенные недочеты;

- оценка «неудовлетворительно» ставится студенту, если в ответе отсутствует аргументация, тема не раскрыта.

 

 

Составитель д.ф.н. Пугачева Л.Г.

«15» декабря 2014 г.

 


Приложение 11. портфолио

Приложение 12. творческие задания, проекты

Приложение 13. разноуровневые задачи

- данные формы контроля не могут быть

использованы по дисциплине

«ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫНАУКИ»


Приложение 14

 

Оформление тем для эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»

Кафедра социально-философских наук

Темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

по дисциплине Философские проблемы науки

(наименование дисциплины)

 

1. Научные достижения древних шумеров и древних греков.

2. Средневековая арабская и европейская наука: основные достижения

3. Наука эпохи Возрождения и наука в Новое время: открытия и достижения

4. Неклассическая и постнеклассическая наука XIX – XXI вв.: особенности парадигмы.

5. Современная наука и древние религиозно-философские системы о происхождении Вселенной.

6. Три типа научной рациональности в истории: классическая, неклассическая, постнеклассическая рациональности. (Концепция Степина В.)

7. Проблема субъекта научного познания: абсолютный наблюдатель классической науки; взаимосвязь наблюдателя и результата наблюдения в неклассической науке.

8. Понятие и структура научной парадигмы. Научная революция как смена научных парадигм (Концепция Томаса Куна).

9. Понятие и структура научной рациональности: цель, субъект, средства, объект и результат научного познания. (Концепция Степина В.)

10. Лакатос И. Методология исследовательских программ.

11. «Против метода» и «Наука в свободном обществе» П. Фейерабенда: основные идеи.

12. Проблема социальной детерменированности научного познания. Манхэттенский проект и его последствия. Вопрос о социальной ответственности ученого.

13. Теория систем (Л. фон Берталанфи): основные положения. Открытые и закрытые системы; феномен жизни.

14. Кибернетическая парадигма: самоуправление системы в изменчивой окружающей среде. Н.Винер и его концепция «связи, управления и контроля в машинах и живых организмах».

15. «Что такое жизнь?» Э. Шредингера. Понятие об энтропии и негативной энтропии. Современная критика «концепции жизни» Э.Шредингера.

16. «Порядок из хаоса» И. Пригожина. Основные идеи синергетики.

17. К. Ясперс: концепция техники

18. Мартин Хайдеггер: философия техники, основные идеи.

19. Феномен знания: наука как социальный куматоид (Степин, Горохов, Розов).

20. Рационализации мира: М. Вебер и концепция социального действия

21. Концепция ноосферы В. Вернадского. Представления о коэволюции человека и биосферы

22. Природа человека и техника у Л. Мэмфорда

23. Футурология Г. Канна и его «машина Судного дня».

24. Информационализм и сетевое общество М.Кастельса

25. Концепция макросдвига Э.Ласло

26. Н. Бердяев - «Дух и машина»

27. П. Кууси и А. Печчеи о человеке в научно-технической цивилизации

28. М.Полани: фокальное и периферийное знание.

29. Ю.Хабермас: «Познание и интерес» (Лекция 1965 г.)

30. Социотехническое проектирование: человекоориентированные технологии

 

Критерии оценки:

- оценка «отлично» выставляется студенту, если тема раскрыта, ответ хорошо аргументирован и продемонстрировано глубокое понимание изученного материала;

- оценка «хорошо» ставится студенту, если тема в целом раскрыта, но ответ недостаточно аргументирован или допущены неточности при наличии хорошего понимания изученного материала;

- оценка «удовлетворительно» ставится студенту, если ответ является неполным и/или имеет иные существенные недочеты;

- оценка «неудовлетворительно» ставится студенту, если в ответе отсутствует аргументация, тема не раскрыта.

 

 

Составитель д.ф.н. Пугачева Л.Г.

«15» декабря 2014 г.

 

 


Приложение 15

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»

Кафедра социально-философских наук

Оценочный лист ЭССЕ

 

по дисциплине Философские проблемы науки

(наименование дисциплины)

ФИО________________________________________________

Группа_____________________Преподаватель___________

ДАТА_______________________________________________

1вариант

критерий да нет комментарий
форма
Деление текста на введение, основную часть и заключение, логичные и понятный переход от одной части к другой, а также внутри частей - с использованием языковых средств связи      
содержание
Соответствие теме      
Наличие тезиса во введении, развитие тезиса в основной части, аргументированность, подкрепление фактами, примерами и т.д.      
Наличие выводов, соответствующих тезису и содержанию основной части      

2вариант

оценка описание
  1) во введении четко сформулирован основной тезис, соответствующий теме эссе, описана актуальность вопроса, вызван читательский интерес 2) текст имеет введение, основную часть, заключение 3) доказательства тезиса логичные и полные 4) заключение содержит выводы, логично вытекающие из основной части работы 5) в работе уместно и в достаточной мере использованы разнообразные языковые средства, примеры, факты.
  1) во введении четко сформулирован основной тезис, соответствующий теме эссе, описана актуальность вопроса, вызван читательский интерес 2)текст имеет введение, основную часть, заключение 3) доказательства тезиса логичные и полные 4)заключение содержит выводы, логично вытекающие из основной части работы 5)в работе уместно и в достаточной мере использованы разнообразные языковые средства, примеры, факты. 6) Однако, по каждому пункту, начина с третьего возможны мелкие недочеты и неточности.
  1) во введении четко сформулирован основной тезис, соответствующий теме эссе, описана актуальность вопроса, вызван читательский интерес 2)текст имеет введение, основную часть, заключение 3) доказательства тезиса логичные и полные 4)заключение содержит выводы, логично вытекающие из основной части работы 5)в работе уместно и в достаточной мере использованы разнообразные языковые средства, примеры, факты. 6) Однако, по каждому пункту, начина с третьего возможны крупные недочеты и неточности.
  1) во введении четко сформулирован основной тезис, соответствующий теме эссе, описана актуальность вопроса, вызван читательский интерес 2)текст имеет введение, основную часть, заключение 3) доказательства тезиса логичные и полные 4)заключение содержит выводы, логично вытекающие из основной части работы 5)в работе уместно и в достаточной мере использованы разнообразные языковые средства, примеры, факты. 6) Однако, по каждому пункту, начина с первого, возможны крупные недочеты и неточности, либо полностью отсутствуют какие-либо пункты.
  1) работа написана не по теме 2) в работе присутствует не более двух пунктов

Приложение 16

МИНИСТЕРРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»

Кафедра социально-философских наук

Факультет___________________________________________

Кафедра_____________________________________________

Дисциплина Философские проблемы науки_______________

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

Д.ф.н.,профессор____________________________Тихонова В.А.

«____»______________2015 г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Преподаватель______________________________________________

Отделение_______Факультет__________Курс_______Группа_____

Да-та Тема занятий Кол-во ча-сов Вид заня- тий* Форма текущего контроля** Форма промежу-точной аттеста-ции***
  Тема 1. Наука и научное знание.     л  
      с коллок- виум
  Тема 2. Основные исторические этапы развития науки.     л  
      с эссе
  Тема 3. Представления о структуре научного знания и философские модели развития науки.   л контроль-ная работа
  Тема 4. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука: основные черты и общеметодологические проблемы     л эссе
      с  
  Тема 5. Проблема отношения сознания и опыта: феноменология и конструктивизм ХХ в.     л  
      с рубежный контроль
        с коллок- виум
  Тема 6. Неклассическая наука: парадигма изоморфизма исследуемых объектов   л  
      л  
      с реферат
  Тема 7. Неклассическая наука: некоторые парадигмальные принципы, концепции и парадоксы     л  
      л  
      с мини-конферен-ция
  Тема 8. Наука, природа, техника и человек: поиск понимания и равновесия     с  
      с круглый стол

Подпись преподавателя____________________________________

* лекция, семинар, практическое занятие, открытое занятие и т.д.

** лекция, семинар, практическое занятие, практикум, коллоквиум, дискуссия, опрос, брифинг, деловая игра, контрольная работа, мозговой штурм, реферат, эссе, тестирование, мини-конференция и т.д.

*** зачет, экзамен (указать, если проводится с приглашением работодателей)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: