Структура мастерства преподавателя




Понятие мастерства преподавателя

Мастерство - это «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог мастер своего дела - это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания».

Становление мастерства преподавателя является для многих учителей более трудным процессом, чем мастерство обучения. В основе этого, конечно, лежит объективная причина: само воспитание – более широкое понятие, нежели обучение, которое выступает одним из средств воспитания личности, развития её интеллектуального потенциала, нравственного совершенства, эстетической чуткости и образованности, трудолюбия и умения трудиться. Однако затрудняют формирование основ мастерства воспитания и субъективные установки педагогов на понимание его сущности, а также связанные с ними усилия молодого учителя по овладению целостной системой профессионально значимых свойств личности.

Что мы имеем в виду? Начинающий педагог склонен связывать с мастерством воспитания находчивость учителя в выборе разнообразных приёмов поведения в конфликтных ситуациях. Это, бесспорно, важно, но не набором приёмов силён мастер – преподаватель. А именно этого часто и жаждут начинающие преподаватели, уповая в основном на знание способов наказания.

Я.А. Каменский считал, что главное назначение учителя состоит в том, чтобы своей высокой нравственностью, любовью к людям, знаниями, трудолюбием, и другими качествами стать образцом для подражания со стороны учащихся и личным примером воспитывать у них человечность.

А. С. Макаренко, рассматривая работу преподавателя, говорил, что деятельность преподавателя есть, в сущности, деятельность организатора. И мастерство преподавателя есть не что иное, как мастерство организатора жизни детей. Мастерство – это умение создавать педагогические ситуации, стимулирующие эффективное развитие школьников. Не сиюминутное решение вопросов в паре "учитель – ученик", а организация творческой коллективной деятельности способны создавать условия для воспитательного воздействия на коллектив и каждую личность.

 

Основные умения преподавателя

Знания и основанные на них умения – это основа содержания мастерства преподавателя. К важным умениям преподавателя относятся: умение воспринимать те процессы, которые происходят в мире детей, каждого отдельного ребёнка в различных педагогических ситуациях; умение анализировать соотношение "цель – средства – результат" применительно к выбору ситуации; умение требовать и доверять; умение быстро ориентироваться и переключать внимание; умение играть с детьми; умение оценивать ситуацию с различных сторон; умение из многообразия педагогических факторов выделить существенное; умение в случайном факте увидеть существенное; умение в одной и той же ситуации пользоваться разнородными приёмами воздействия; умение точно передавать свои настроения, чувства и мысли словом, мимикой, движениями".

Неразрывно связаны с перечисленными умениями и такие: умение устанавливать контакты с детьми в процессе учебной, трудовой, спортивной и художественной деятельности; умение осуществлять индивидуальный подход; умение развивать инициативу детей; умение помочь детям в трудные минуты; умение доверять мнению ученического коллектива, постоянно советоваться с учащимися, изучать их мнение по поводу проводимых мероприятий; умение щадить самолюбие школьников, оберегать слабых, застенчивых от насмешек их товарищей; умение разумно использовать различные формы самоуправления; умение не злоупотреблять доверием ученика; умение в каждом ученике искать и находить положительные качества и именно на них строить свои отношения; умение не делить учеников на нелюбимых и любимых; умение непримиримо относиться ко всякому злу, несправедливости, нечестности, моральной нечистоплотности; умение формировать у школьников способность отстаивать свои убеждения, основанные на чётком представлении о добре и зле; умение формировать у школьников нравственные ориентации.

 

 

Структура мастерства преподавателя

Технологическая подсистема

В педагогике мастерство преподавателя как целостная структура подразделяется на три взаимосвязанные подсистемы: технологическую, социально-психологическую (отношения) и этическую.

Технологическая подсистема, или, как её иногда называют технологией, представляет собой "систему точных средств воздействия на личность и коллектив, позволяющих педагогу экономить свои силы и добиваться желаемых результатов".

В чём же заключаются основы профессиональной техники? Разумеется, в организации педагогом практической деятельности учащихся, т. Е. разумном вовлечении их, особенно старшеклассников, в выполнении ими определённых педагогических функций. Речь идёт о посильном участии школьников в организации своей жизни, о самоуправлении – одном из основных рычагов в механизме нравственных отношений, эффективной форме привлечения учащихся к активной практической деятельности. Это тот фундамент, на котором строится воспитание.

К сожалению, ещё можно встретить классных руководителей, которые сами организуют дежурства, коллективное посещение кино, театров, музеев, оповещают родителей о собрании, проведении сборов, праздников, диспутов и т.д. Дело порой доходит до того, что детям без учителя запрещается убирать помещение, играть, входить в раздевалку. Ни о каком успехе руководства говорить ни приходится, если преподаватель – активная сила управления, а учащийся – пассивный объект. Опыт лучших школ даёт нам образцы действительно умелого самоуправления.

Есть школы, где учителя освобождены от дежурства. Это с успехом выполняют старшеклассники. Они проводят рейды по всеобучу, осуществляют самообслуживание, организовывают субботники, умеют решительно, бескомпромиссно спросить с нерадивых. Преподаватели же помогают готовить конференции, предметные олимпиады, спортивные соревнования, ведут кружки и многое другое. Без учителя в классе не бывает ни диспута, ни похода, ни обсуждения спектакля. Технологический процесс строится так, что неизбежно выводит преподавателя к творческим поискам, вызывая к жизни детскую инициативу, которая становится неиссякаемым источником новых находок. Идёт самоуправление.

Совместная работа преподавателя с органами ученического самоуправления высвобождает ему время для решения новых и более сложных вопросов и, в свою очередь, вовлекает всё большее количество учащихся в самоуправление.

Важное место в технологической подсистеме мастерства преподавателя занимают мероприятия. По поводу их много спорят, но на примерах работы мастеров – преподавателей можно увидеть, что мероприятия способствуют умственному развитию учащихся, формированию правильных представлений, суждений, понятий, дают много полезного для воспитания нравственных качеств личности школьника, их физического развития. Любая деталь педагогического мероприятия станет в полную меру воспитывающей, если педагог сумеет придать детской активности высокий гражданский смысл. Поэтому так важны личная идейная убеждённость преподавателя, принципиальность и верность идеалам, глубокое знание своей работы, понимание детей, сохранение в себе чувства детства.

Мудрость и мастерство преподавателя заключается в том, чтобы найти подход к каждому школьнику, разбудить его активность в той сфере деятельности, в которой наиболее полно раскрываются его задатки, способности, наклонности; чтобы утвердить в коллективе подлинно гуманную систему отношений между учащимися.

Но если мероприятие становится самоцелью, то организаторская работа неизбежно превращается в формальное дело, имеющее мало общего с подлинным воспитанием. Даже самые интересные мероприятия не могут компенсировать идейную, содержательную сторону воспитательного процесса. Как только мероприятие навязывается сверху, как только способ навязывания становится основным стержнем организаторства, это мероприятие перестаёт будить мысль и чувства. Оно может увлечь, нравиться и захватывать, но не в состоянии способствовать воспитанию гражданина.

Важнейшие требования к воспитательному мероприятию, которые должен реализовать преподаватель, следующие: любое воспитательное мероприятие не должно быть случайным и рассматриваться как относительно самостоятельная часть всей системы воспитания учащихся; каждое воспитательное мероприятие готовится и проводится комплексно.

Для молодого учителя очень важно овладеть технологией коллективной творческой деятельности, которая известна в литературе под названием "коммунарская педагогика", "орлятская педагогика", методика И.П. Иванова, в трудах которого она является органическим продолжением идей Н.К, Крупской, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого. Иванов раскрывает принципы и приёмы интенсивного творческого развития коллектива:

создание коллектива на основе борьбы за высокие, привлекательные для детей идеалы, формируемые не лозунгами, а жизненной позицией педагога и делами, направленными на гражданскую заботу об улучшении окружающей жизни;

построение коллектива на принципах сменяемости всего актива, коллективного планирования, организации и анализа - и общих дел, и отношений, и поступков;

организация деятельности, общественно значимой ("для людей"), личностно значимой ("творчески – иначе зачем"), художественно инструментированной (ритуалы, законы, традиции);

особая позиция педагога как старшего товарища, способного к сотрудничеству с воспитанниками.

Весь смысл методики направлен на то, чтобы ребят с первого по выпускной класс учить коллективному общественному творчеству. Клеточкой такой деятельности является коллективное творческое дело.

 

Этическая подсистема

В центре внимания педагога и коллектива должны находиться мотивы – во имя чего действует школа, класс, отдельные школьники. Это сегодня главное. Сущность мастерства преподавателя в способности увлечь школьников светлыми идеалами, делами по улучшению окружающей жизни. Как формировать эти идеалы? Здесь полезно снова вернуться к методике И. П. Иванова, точнее, не к самой методике, а её принципиальным положениям. Одна из важнейших закономерностей преподавания, которая лежит в основе этой методики, раскрывается так: "Человек воспитывается не что мир действует на него, а прямо противоположным образом: тем, что он сам, человек, действует на мир… Только изменяя мир, можно измениться, воспитаться". Эта мысль в своё время была высказана К. Марксом.

Педагогическая этика – это наука о педагогической нравственности.

Существует несколько правил для учителя:

Правило первое - если не сделать учащегося своим союзником, то никакого нравственного внимания нам на него не оказать.

Второе правило – обеспечение качеств знаний.

Третье правило – рассмотрение процесса обучения с точки зрения того, насколько он насыщен элементами творчества и подготовки студентов к самообразованию.

Четвертое правило – рассматривать свой предмет с позиции его значимости в целях подготовки специалиста, его роль и место в учебно – воспитательном процессе.

И последнее: занятия должны носить обучающий, а не контролирующий характер.

В.А. Сухомлинский писал: «Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, - в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это - желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы».

Он, отвечая на вопрос, почему в его школе идёт постоянное строительство, подчёркивал: "Мы не школу строим, мы себя строим".

Большие цели требуют, чтобы важнейшим условием положительного воздействия педагога была опора на систему принципов, обосновывающую процесс воспитания к которым относятся: единство жизни и воспитания; единство детской самостоятельности и самовоспитания; единство моральных норм и нравственного поведения; единство гражданственности и человечности; связь этического с эстетическим; подход к ребёнку с оптимистической гипотезой; единство требования и доверия; бережное отношение к личности школьника; повышение чувства собственного достоинства; учёт половых различий; забота о физическом и нравственном здоровье детей; принцип меры.

Немаловажным является педагогический такт! Педагогический такт можно определить как соблюдение педагогического принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, как умение выбрать правильный подход к учащимся, исходя из их личностных особенностей и отношений с ними. Педагогический такт есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка воздействия, и способность проконтролировать и, если это необходимо, уравновесить это средство другим. Педагогический такт:

v Педагогический такт трактуется, как принцип меры, который педагог должен соблюдать в процессе общения с детьми.

v Определяется педагогическим мастерством, опытом, уровнем культуры и личностными качествами педагога.

v Выражается в умении найти оптимальные меры воспитательного воздействия в любых ситуациях (в том числе конфликтных), не унижая достоинство ребенка и не вызывая у него сопротивление воспитанию.

v Специфика педагогического такта является мерой профессионального поведения учителя.

К.Д. Ушинский замечал, что в основе воспитания у ребенка добрых качеств лежат не бесконечные наставления, а моральное действие. Пусть учатся они делать хорошие дела, упражняются в хороших поступках. Пусть почувствуют первую радость от того, что сделали доброе дело для коллектива, для общества. В процессе проведения бесед преподаватель поможет ученикам анализировать свои поступки, вносить коррективы в свое поведение. В этом в значительной мере состоит искусство воспитания.

 

А теперь рассмотрим, как организуется КТД (коллективное творческое дело).

Коллективное творческое дело — форма организации воспитательной ра­боты, которая:

• представляет собой заботу о своем коллективе, друг о друге, об окружаю­щей жизни;

• совершается вместе воспитанниками и их наставниками как общая за­бота;

• представляет собой непрерывный поиск лучших решений жизненно важ­ной задачи;

• выполняется и организуется сообща.

Условия организации КТД

> предложенная воспитателем идея воспринята детским коллективом как соб­ственная;

> деятельность детей имеет практическую направленность на благо собствен­ного или другого коллектива, других людей — гуманистическую и альтруис­тическую цель;

> все члены коллектива на добровольных началах, с интересом и желанием включаясь в реализацию дела, могут раскрыть свои творческие возможнос­ти.

Как правило, в шесть этапов – стадий. Можно ограничиться и тремя: коллективное планирование, коллективное проведение, коллективный анализ. Но шестиэтапная разработка даёт более чёткое представление о специфике этой работы. Рассмотрим их, опираясь на материалы И.П. Иванова.

Первая стадия – предварительная работа коллектива. Она может проходить в форме "стартовой беседы". Ведёт её преподаватель с целью увлечь радостной перспективой интересного и полезного дела. Здесь важно осознание: что и для кого будем делать? Когда? Где? Кто? С кем вместе? Кому быть организатором?

Вторая стадия – коллективное планирование. План разрабатывается сначала в микроколлективах (звеньях, группах), а решения их выносятся на общий сбор-старт, где по кругу, от имени микроколлективов даются предложения для общего плана. Эти предложения обсуждаются (сначала в микрогруппах), затем утверждаются сбором. В ходе разработки плана применяются такие приёмы, как анкета предложений ("Что бы ты хотел сделать? Для кого?"), разведка дел и друзей (например, по маршрутам "Класс", "Микрорайон" и др.), конкурс на лучшее предложение, шкатулка предложений, стенды с предложениями звеньев, "молнии".

Третья стадия – подготовка КТД. Для создания центров коллективной подготовки конкретного дела избирается совет дела. – временный руководящий орган, включающий представителей каждого коллектива. В совете дела и старшие друзья – консультанты: педагоги, выпускники, родители учащихся. Задача совета – совместное решение вопросов, конкретизация плана, контроль за подготовкой и проведением, обмен опытом.

Четвёртая стадия – проведение КТД, где уже реализуется коллективное планирование. Этот период насыщен подготовленными сюрпризами, экспромтами, импровизацией. Работа идёт микрогруппами в зависимости от содержания дела. Приёмы: общий сбор по тревоге с обсуждением экстренных дел, "молнии", фото, живые газеты посвящённые ходу выполнения дела), десант совета дела в отстающие коллективы для совместной ударной работы и пр.

Пятая стадия – коллективное подведение итогов – сбор "Огонёк". На этом сборе сначала по первичным коллективам (микрогруппам), а затем сообща обсуждаются итоги проведения дела по вопросам – задачам: что нам удалось и почему? Что не получилось и почему? Какие уроки извлечём на будущее? Используются анкеты – оценки, газеты, линейки с творческими рапортами. Преподаватель заботится о том, чтобы каждый воспитанник участвовал в общих размышлениях.

Шестая стадия – последствие. Это педагогический "Огонёк", где обсуждаются возможности полученного опыта в дальнейшей работе, анализируются методические находки, характер педагогической позиции. Оформляется летопись – эстафета жизни коллектива, пополняются методические рекомендации.

Использование технологии коллективной творческой деятельности обеспечивает личностную включённость каждого школьника в жизнь класса, школы, стимулирует быстрый рост коллективных отношений, одухотворяет жизнь детей высокими идеалами, наполняет опытом общественно полезной деятельности.

Подведя итог нашего доклада, скажем, что педагог – это не профессия, это призвание!

Спасибо за внимание!

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: