Виды практики:
• материальное производство;
• управленческая деятельность;
• научный эксперимент;
• социальные действия, преобразование общественного бытия.
Практика — есть общественно-исторический, непрерывный, целостный процесс, где субъектом выступают сменяющие друг друга поколения людей, что позволяет обнаружить общие и существенные моменты действительности, которые выявляются благодаря практическому взаимодействию человека и природы.
Практика является основой и движущей силой познания, потому что все знания вызваны к жизни прежде всего потребностями практической деятельности людей. Практика является и конечной целью познания, поскольку познание осуществляется для последующего использования полученных знаний в практической деятельности людей.
Функции практики (то, чем она является):
• критерием истины;
• основой познания;
• целью познания;
• результатом познания
Теория и практика тесно взаимодействуют, стимулируя развитие друг друга.
Преобразуя действительность, практика преобразует и своего «носителя» — человека, субъекта познания.
Практика — критерий истины, она составляет единство познания, преобразования и освоения мира человеком. Практика — основа развития знаний и их совершенствования.
Практика представляет собой решающий критерий истины, т. е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Значение практики нельзя абсолютизировать. В каждый конкретный момент практика ограничена по своим возможностям. Человек не всегда может осуществить на практике какие-то процессы в силу неразвитости технических средств, неспособности управлять какими-либо природными явлениями. Поэтому всегда существуют научные теории, которые невозможно проверить практикой в данный момент. Благодаря практике знания углубляются, расширяются, обогащаются новыми моментами, зернами. Как говорил Гегель, истина не есть отчеканенная монета, которая может быть дана в готовом виде и в таком же виде спрятана в карман. В истории науки не редкость, когда та или иная научная теория содержит в себе как долю истины, так и долю заблуждения. Это выясняется лишь на более высоком уровне практики и познания.
þ Диалектико-материалистическая теория истины
Согласно Аристотелю, истина есть совпадение знания с предметом.
Кант одним из первых в теории познания проводит линию агностицизма. В его понимании истина есть свойство субъекта: «Вещь в себе принципиально не может объективным образом входить в нас», «не может быть познана».
Агностицизм помешал Канту решить проблему истины. У Гегеля истина перестает быть собранием готовых догматических положений, а заключается в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней знаний на все более и более высокие, и так до бесконечности.
Диалектический материализм, вскрывая научную несостоятельность идеалистических и методологических концепций истины, дает свое решение проблемы, суть которого состоит в следующем.
Истина есть адекватное и верное отражение предмета или, что то же самое, адекватное совпадение форм сознания с предметом, адекватное воспроизведение в формах сознания форм объективной действительности. Истина — это соответствие мысли, знаний человека о мире самому миру, объективной действительности. Чтобы отличить истину от заблуждения, необходимо выяснить, насколько наше знание соответствует действительности. Такое понимание истины называется корреспондентской теорией истины. Это представление об истине является традиционным, легко понятным с точки зрения здравого смысла и до сих пор самым популярным.
Помимо корреспондентской теории истины существуют и другие теории истины, принципиально отличающиеся от корреспондентской по своему пониманию того, что такое истина. Одной из наиболее известных среди них является прагматистская теория истины. В настоящее время она особенно популярна на Западе в среде ученых.
Истина есть единство объективного и субъективного: она объективна в источнике по своему внешнему материальному содержанию, но субъективна по своему внутреннему идеальному содержанию в идеальной форме. Объективность истины заключается в том, что содержание знания совпадает с объективной действительностью и в этом смысле не зависит от сознания субъекта. Но в то же время истина субъективна по форме выражения, зависит от особенностей тех людей, которые формируют данную теорию.
В познании необходимо исходить из тождества и различия обыденных и научных истин. Их тождество состоит в том, что они объективны, составляют моменты единого процесса познания, взаимно превращаются друг в друга. Их различие заключается в том, что обыденная истина появляется без науки, теоретического мышления, на основе повседневного житейского опыта, на основе обыденного сознания. Она является важным фактором в психической саморегуляции и повседневной деятельности индивида. Научная истина невозможна без обыденной, она содержит ее в себе в снятом виде. Научная истина имеет глубокое влияние на практическую деятельность человека и сама возможна как результат длительного теоретического исследования.
Абсолютная истина, т. е. полное и исчерпывающее знание о мире, в целом, недостижима, поскольку мир бесконечен и неисчерпаем.
Теории и знания людей носят относительный характер, они формируют истину в каких-то конкретных исторических теориях, высказываниях.
Относительная истина – это такое знание, которое при всем своем объективном содержании не обладает завершенностью и является неполным; в дальнейшем оно подвергается уточнению и развитию. Развитие познания — это длительный непрекращающийся процесс движения относительных истин, который приводит к накоплению и уточнению человеческого знания. Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые «зерна» абсолютной истины. Например, механика Ньютона в ходе дальнейшего развития познания оказалась истиной в весьма ограниченной сфере приложения, относительной истиной. На смену ей пришли более сложные теории — квантовая механика и теория относительности. Тем не менее, ньютоновская механика представляет собой истину, а не заблуждение, содержит «зерна» абсолютной истины и успешно применяется в ряде областей (техника и небесная механика).
Истина конкретна. Она всегда обусловлена достигнутым уровнем практики и познания и связана с определенными условиями, в которых находится объект.
þ Природа заблуждений. Критерии истины
В истории науки та или иная научная теория содержит в себе как долю истины, так и долю заблуждения. Поскольку научное производство содержит в себе не только истину, но и заблуждение, то истина никогда не существует без заблуждения. Она всегда в той или иной форме, в той или иной степени «облеплена», окружена заблуждением и содержит его в себе.
Представления о заблуждении восходят к истокам философского мышления. Эта проблема ставилась одновременно с проблемой истины еще в античной философии. Уже здесь заблуждение рассматривалось не как несовпадение ума, воли, а объяснялась законами универсума. В Средневековье заблуждение религией рассматривается как искажение божественной истины, вызванной злой волей.
Философы Нового времени – Бэкон, Декарт, Спиноза – истолковывают заблуждение как результат искажающего влияния воли на разум. В их понимании человеческая воля свободна, шире разума, питает его, влияет на него и потому рождает заблуждения.
Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеций и другие французские материалисты источник заблуждения видели в инстинкте подчинения личности интересу социальной группы — групповому интересу, господствующих слоев — политическому интересу. По их мнению, достаточно с помощью разума открыть эти источники заблуждения, чтобы построить разумное общество без заблуждений.
Гоббс, Локк, Юм источник заблуждения видят в ошибке суждения, а основание всех заблуждений кроется в неправильном понимании словесных выражений.
Гегель считал, что заблуждение является не внешней, а внутренней противоположностью истине. Оно тоже закономерно, как и истина, полагал он.
Диалектико-материалистическое понимание заблуждения состоит в следующем: процесс познания производит одновременно как истину, так и заблуждение. Заблуждение является не только внутренне необходимым моментом истины, его преодоление также является необходимостью.
В процессе материальной практики и познания возникает общественно-исторический процесс. Логическое доказательство выступает лишь вспомогательным критерием истины.
Относительность практики как критерия истины заключается в том, что будучи всегда исторически ограниченной, она не в состоянии полностью доказать или опровергнуть все наши знания. Практика способна осуществить это только в процессе своего дальнейшего развития.