для анализа учебных занятий





Карта экспертной оценки эффективности занятия

(адапт. вариант карты Квашко, 2001)

 

Цель: определение эффективности занятия на основе 30 критериев, структурированных по 5 блокам (дидактические принципы, психология обучения, методы обучения, деятельность преподавателя, деятельность учащегосяа) для выявления резервов личностной ориентации.

Эффективность занятия определяется с помощью ранжирования каждого критерия (от 0 до 2) экспертной карты. Максимально можно набрать 60 баллов. Полученную сумму баллов делят на максимально возможную, а коэффициент выражают в процентах.

Занятие с эффективностью больше 40% считается личностно-ориентированным. При этом все личностно-ориентированные занятия подразделяют по степени эффективности: 100-80% -- высокая эффективность, 79-60% - средняя эффективность, 59-40% - низкая эффективность.

 

Институт психологии и педагогики

Курс__________ Направление подготовки_________________________________________

Дата оценки __________________________________________________________________

Дисциплина __________________________________________________________________

Педагог ________________________________________________________________

Эксперт ______________________________________________________________________

 

Блок Критерий Параметры Ранг
Дидактические принципы Принцип научности   Выдержана логика занятия, содержание учебного материала не содержит фактических ошибок, не обходятся научные проблемы  
Принцип проблемности Педагог использует проблемное изложение материала, на занятии присутствует поиск решения учебной задачи совместно с педагогом или самими учащимися  
Принцип наглядности При обучении соблюдается мера в наглядном представлении изучаемого материала, учащихся систематизированы, речь преподавателя информативна  
Принцип активности и сознательности Всеми участниками учебного процесса понимаются цели и задачи предстоящей работы, хорошо налажено взаимообучение, учение опирается на логику мышления  
Принцип доступности Используются те методы обучения, которые соответствуют развитию данной студенческой группы  
Принцип систематичности и последовательности Обучение на занятии хорошо продумано, обеспечивается преемственность обучения, реализуется логика формирования теоретических знаний  
Принцип прочности Содержание образования соответствует применяемым методам обучения, осуществляется переход по уровням усвоения знаний, применяются аналогии  
Принцип развития учебной деятельности Применение освоенной информации в качестве ориентировочной основы деятельности и перенос ее в новые условия  
Принцип воспитания Положительное влияние качеств преподавателя, требования не вызывают негативной реакции у учащихся, все занятие эффективно организована учебно-познавательная деятельность  
Психология обучения Организация внимания участников занятия На занятии используются различные виды внимания, педагог умеет мобилизовать внимание учащихся различными способами, умеет поддержать и развить внимание  
Использование различных видов памяти На занятии создаются условия для успешного запоминания и предупреждения забывания изучаемого материала, используются ситуации, во время которых «включаются» различные виды памяти  
Развитие мышления Ставятся учебные задачи, требующие доказательств, педагог создает условия для самоконтроля и самоанализа результатов деятельности учащимися  
Доминантные эмоции и чувства Моральные, интеллектуальные и эстетические эмоции и чувства носят позитивный характер  
Методы обучения Объяснительно-иллюстративные методы обучения Применение их при объяснении нового и объемного материала, сообщении обобщенных выводов по теме разговора, предъявлении готового плана изложения нового материала  
Репродуктивные методы Применяются для воспроизведения знаний по образцу, для заполнения схем и таблиц, для подтверждения правил, свойств, законов  
Частично-поисковые и исследовательские методы обучения Применяются для организации творческой деятельности учащихся, организации конкретных наблюдений, решения нестандартных задач  
Деятельность преподавателя Готовность преподавателя к занятию Наличие нужной наглядности и оборудования, психологический настрой  
Целевая установка занятия Цели сформулированы в соответствии с местом занятия и особенностями группы на доступном для понимания языке  
Эстетика учебного труда Выполняются валеологические требования к занятию  
Индивидуальная работа со учащимися Обучение организуется за счет особых методических приемов, позволяющих индивидуально обучать всех  
Мотивация учебной деятельности учащихся Осуществляется на основе психологических механизмов «сдвига мотива на цель», за счет оправданного применения похвалы и поощрений  
Наличие и эффективность различных видов обратной связи Обратная связь используется на протяжении всего занятия  
Рациональное использование времени на занятии Занятость учащихся учебно-познавательной деятельностью в течение всей пары.  
Уровень общения и взаимодействия преподавателя со учащимися Сотрудничество и понимание друг друга, помощь и поддержка в отношениях  
Деятельность учащихся Готовность учащихся к занятию Организация рабочего места, выполненные домашние задания, готовность отвечать на поставленные вопросы, умение учиться с оптимальной работоспособностью  
Внешние проявления умений и навыков Грамотные и полные ответы, демонстрация практических умений в предметной деятельности, качество письменных ответов  
Самостоятельная учебная деятельность Умение самостоятельно выполнять предложенные преподавателем задания. Выполнение заданий повышенной трудности по собственному желанию.  
Самоконтроль и самооценка На занятии появляется необходимость самим учащимсяам оценить деятельность товарища и обосновать свое решение  
Межличностное взаимодействие Характер включения учащихся в совместную деятельность  
Развитие устной и письменной речи Высокий уровень речевой активности на занятии  

Карта экспертной оценки занятия

(на основе карты Федорова, 1998)

Цель: определение эффективности занятия на основе 12 критериев для выявления резервов личностной ориентации.

Эффективность занятия определяется с помощью ранжирования каждого критерия (от 0 до 2) экспертной карты.

Занятие считается личностно-ориентированным, если его средний ранг превышает 1,5.

 

Институт психологии и педагогики

Курс__________ Направление подготовки_________________________________________

Дата оценки __________________________________________________________________

Дисциплина __________________________________________________________________

Педагог ________________________________________________________________

Эксперт ______________________________________________________________________

 

 

Категория Ранг
Обоснованность целей занятия  
Соответствие целей занятия и содержательной реализации  
Осознание учащимися целей занятия  
Степень активности учащихся  
Эффективность использования времени занятия  
Эффективность использования разных методов  
Сочетание индивидуального и группового обучения  
Использование наглядности  
Организация самостоятельной работы учащихся на занятии  
Педагогический такт  
Степень достижения целей  
Связанность этапов занятия  

 


Тестовая карта коммуникативной деятельности преподавателя

Изучите тестовую карту коммуникативной деятельности педагога (Юсупов И. М.). Проставьте оценки педагогу, занятия которого Вы посетили. Определите, элементы какого стиля и модели педагогического общения проявлялись на занятии. Обоснуйте, какие действия педагога вызвали те, или иные оценки.

 

Институт психологии и педагогики

Курс__________ Направление подготовки_________________________________________

Дата оценки __________________________________________________________________

Дисциплина __________________________________________________________________

Педагог ________________________________________________________________

Эксперт ______________________________________________________________________

 

Доброжелательность 7 6 5 4 3 2 1 Недоброжелательность
Заинтересованность 7 6 5 4 3 2 1 Безразличие
Поощрение инициативы 7 6 5 4 3 2 1 Подавление инициативы
Открытость (свободное выражение чувств, отсутствие «маски») 7 6 5 4 3 2 1 Закрытость (стремление держаться за социальную роль, боязнь своих недостатков, тревога за престиж)
Активность (все время в общении, держит обучаемых в «тонусе») 7 6 5 4 3 2 1 Пассивность (не управляет процессом общения, пускает его на самотек)
Гибкость (легко схватывает и разрешает возникающие проблемы, конфликты) 7 6 5 4 3 2 1 Жесткость (не замечает изменений в настроении аудитории, направлен как бы на себя)
Дифференцированность (индивидуальный подход) в общении 7 6 5 4 3 2 1 Отсутствие дифференцированности в общении (нет индивидуального подхода к обучаемым)

 

Если усредненная оценка экспертов колеблется в пределах 45 - 49 баллов, то коммуникативная деятельность очень напряженная и близкая к модели активного взаимодействия. Педагог достиг вершин своего мастерства, свободно владеет аудиторией. Как дирижер прекрасно распределяет свое внимание, все средства общения органично вплетены во взаимодействие с обучаемыми. Непосвященному может показаться, что собрались компания давно знающих друг друга людей для обсуждения последних событий. Однако при этом все заняты общим делом, а занятие достигает поставленной цели.

35 - 44 балла - высокая оценка. Дружеская, непринужденная атмосфера царит в аудитории. Все участники занятия заинтересованно наблюдают за педагогом или обсуждают поставленный вопрос. Активно высказываются мнения, предлагаются варианты решения проблем. Стихийность отсутствует. Педагог корректно направляет ход занятия, не забывая отдавать должное юмору и остроумию собравшихся. Всякое удачное предложение тут же подхватывается и поощряется умеренной похвалой. Занятие проходит продуктивно в активном взаимодействии сторон.

20 -34 балла характеризуют педагога как вполне удовлетворительно овладевшего приемами общения. Его коммуникативная деятельность довольно свободна по форме, он легко входит в контакт с обучаемыми, но не все оказываются в поле его внимания. В импровизированных дискуссиях он опирается на наиболее активную часть собравшихся, остальные же выступают большей частью в роли наблюдателей. Занятие проходит оживленно, но не всегда достигает поставленной цели. Содержание занятия может непроизвольно приноситься в жертву форме общения. Здесь возможны проявления элементов моделей дифференцированного внимания и негибкого реагирования.

11 - 19 баллов - низкая оценка коммуникативной деятельности. Имеет место односторонняя направленность учебно-воспитательного воздействия со стороны педагога. Незримые барьеры общения препятствуют живым контактам сторон. Аудитория пассивна, инициатива подавляется доминирующим положение педагога. Его стиль уподобляется авторитарной или неконтактной моделям общения.

При очень низких оценках в 7 - 10 баллов всякое взаимодействие с обучаемыми отсутствует. Общение развивается по моделям дикторского или гипорефлексивного стиля. Оно обезличено, по психологическому содержанию анонимно и практически ничем не отличается от массовой публичной лекции или вещания пол радио. Педагогические функции ограничиваются лишь информационной стороной.

Экспертная карта для оценки методов,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: