отшельничество; 2)монашество; 3)священство; 4)царское правление.




Главное орудие правителя – это страх. Грозный «хотел страхом Божиим обратить людей к истине и так спасти их души». Отсюда он считал, что имеет право относится к собственному народу, как к телу, которое нужно истязать, ибо только тогда откроется путь к вечному блаженству. Грозный считал, что карая, он отсекал от русского гос-ва грех. Он пытался идеал монашеской жизни перенести на мирскую жизнь, взял на себя духовные вопросы. Поэтому в гос-ве, по его мнению, он может решать все только сам. Недопустимо никакое коллегиальное начало. Высший суд принадлежит только царю. Царь отвечает за свои действия перед Богом, но если царь виноват в чем-то перед Богом, то наказание за грех несет народ.

Священнику подходит подчинение, а царю – нет, т.к. царь! Любое отступление от власти это святотатство. Поэтому царское правление – это страх и обуздание. Человек должен исполнять как мирские так и духовные обязанности.

Андрей Курбский

Он считал русское гос-во единственной страной, к-я сохранила истинное гос-во. По его мнению, цель верховн.власти – справедливое и милостивое упр-е державой.

Исходя из «правости сердечной», он развивал мысль о свободном существовании естества человеческого и о естествен.законе, по к-му должен жить народ. А Грозный, по Курскому, создал противоестественную систему. Он называет власть Грозного безбожной и беззаконной, так как она не основана на Евангелие. Грозный со своим необузданным нравом не должен быть царем, хотя и получил власть от Бога. Иван IV – вероотступник.

Курбский критикует опричничество. Он отмечает, что гос.аппарат неэффективен, так как он заменен клеветниками и доносчиками.

Идеальная форма гос-ва - монархия, для России – православное самодержавие. Он допускает существование сословно-представительного органа, должности в котором должны замещаться по заслугам, а не по родству и знатности.

Грозный разрушил гос-во, своими руками разрушил царство! Поэтому власть в России безбожна и беззаконна. Исчезли суды и законы, отвергнуты уставы святые. Грозный возомнил себя как единственным «помазанником божьим» - он надменен и горд! Для орг-ции власти необходим синклит (Совет «старейшин» - аналогично Думе). У народа должно быть право на оказание сопротивления злонамеренной власти.


25. Политико-правовое учение Н.Макиавелли.

Гос.деятель, патриот Италии, выступает за её объед-е, “Государь”, “История Флоренции“, “Три декады Тита Ливия”.

С 1-ой стороны он выступает против одноличностной власти, т.к считает её деспотичной, но со 2-ой стороны – выступает за жёсткую власть единого князя, кот должен сформировать гос-во и объединить Италию. Макиавелли один из первых в европейск.науке начинает говорить про классовую борьбу, которая возникает между бедными и богатыми. А государь – личность, кот д. использовать как сильные, так и слабые стороны каждого из классов. Считает, что Рим – наиболее точная форма гос-ва, причём он довольно интересно ставится до религии. С 1-ой стороны религия – основа любого гос-ва, с другой – очень критическое отношение к Папе и христианской церкви. Папа был настолько слаб, чтобы не выгнать завоевателей, но настолько силён, чтобы не дать захватчикам Италию объединить.

Макиавелли даёт советы по поводу управления гос-вом: 1) быть справедливым и подчиняться законы, 2) со 2-ой стороны – при крайней необх-ти пренебрегать. Радости медленно и долго, злости – сразу и быстро. Необх-ть частных, наёмных и союзных войск. Государь м.делать всё, кроме захватывать чужую собст-ть и позорить жён.

Макиавелли говорил об идеальной форме правления. Он затрагивает вопросы религии, воспитания народа, армии и так далее. «Гос-рь». По Макиавелли гос-во делится на 2 типа. 1 тип легко завоевать, но трудно удержать. 2 тип – наоборот. Задача гос-ря – найти баланс между знатью и народом. Сила гос-ря основывается на хороших законах и любви народа. Народ должен или поддерживать гос-ря (любить его) или бояться. Второе лучше. Гос-рь должен держать чиновников, которые назначаются гос-рём и от него зависят в своей деят-ти. Макиавелли первым разделил понятия гос-во и общ-во и дал юридическое определение гос-во – территория с определённым влиянием, политическое состояние, кот предполагает наличие отношений господства и подчинения. Борьба народа и знати – источник развития гос-ва. Макиавелли разделяет мораль и политику. Сам гос-рь не должен пачкать руки в крови. Разрабатывает политич.этику принципса Непосредственная форма гос-ва зависит от числа правящих лиц: 1) единовластие; 2)правление немногих; 3) правление всего народа. В числе этих 3-х разновидностей он разграничивает гос-ва правильные и неправильные. К правильным относятся монархия, аристократия, демократия. К неправильным – тирания, олигархия, распущенность (антипод демократии). Все неправильные потому неправильные, что правящие заботятся только о собственной пользе. В числе форм идеальных Н.М. считает умеренную демократию. «Народы развращённые, им характерна единовластная форма правления».

Он был сторонником народного суверенитета, считал, что народ – не толпа, это довольно разумное, постоянное общество. В то же время он не отрицал наличие аристократии в гос-ве и рассматривал ее, как важную часть гос-ва.

Лучшая форма правления - республика, а для нее гибельны крайности: много аристократии или плебса.

Подданные должны полностью повиноваться государю. Это достижимо 2 способами: 1) любовью к государю; 2) страхом перед ним. С точки зрения Макиавелли, лучше всего, разумеется, «когда боятся и любят одновременно, однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбирать «страх» и поддерживать его «угрозой наказания, которой невозможно пренебречь».

26. Теория государствен.суверенитета Ж. Бодена.

«Шесть книг о республике». Под «республикой » понимает гос-во вообще.

Гос-во есть управление множеством семейств, осуществляемое суверенной властью сообразно праву. Осн.элемент гос-ва – семья. По своему статусу глава семьи представляет собой прообраз и отражение гос.власти. Государственность как орг-ция возникает посредством договора, и высшая ее цель не в том, чтобы обеспечивать внешнее благоденствие людей, но чтобы, гарантируя мир внутри общности и защищая её от нападения извне, заботиться об истинном счастье индивидов. Не д.б никаких поводов для выступления против гос-ва, оно суверенно. Выделял 3 вида власти: 1) родительская – отца над сыном. 2) супружеская – мужа над женой. 3) господская – господина над слугой. Если в семье ослабевает власть главы – это приведет к деградации общества и гос-ва в целом. !!!Первым выдвинул теорию «гос.суверенитета» Суверенитет:внешний,внутренний. Суверенитет есть абсолютная и постоянная власть. Абсолютность - суверенная власть не знает каких-либо ограничений для проявлений своего могущества. Постоянство суверенитета - суверенная власть существует неизменно в течение неопределенно долгого срока. Суверенная власть, по Бодену, есть также власть единая.

Единственное, что ограничивало суверенную власть: законы божественные, общечеловеческие законы, законы естественные.

Выделяет 5 отличительных пр-ков суверенитета. 1) издание законов, адресуемых всем без исключения подданным и учреждениям гос-ва. 2) решение вопросов войны и мира. 3) назначение ДЛ. 4) действие в качестве высшего суда, суда в последней инстанции. 5) помилование.

Суверенной власти вменяется блюсти законы божественные и естественные. Вместе с тем суверенной гос.власти нельзя вмешиваться в дела семьи, нарушать принцип веротерпимости, и в особенности взимать подати с подданных без их согласия, помимо воли собственника.

Обычно носитель суверенной власти поручает временно и на определенных условиях осуществление некоторых ф-ций власти назначаемым ДЛ.

Суверен издает законы, но не создает право. Различает право и закон. Право «несет с собой справедливость, а закон — приказ».

Формы: 1) демократия – оценивает ее отрицательно. 2) аристократия – неустойчивость, кот обусловлена коллегиальным способом принятия решений. 3) монархия. Боден — сторонник действительно суверенной абсолютистской монархической власти. Аристократические элементы возможны, в частности, когда государь назначает на должности только знатных, лучших, богатых. Демократические элементы начинают присутствовать в гос.упр-и, если монарх открывает доступ к должностям практически всем свободным и разумным индивидам.

По способу осуществления власти Боден делит все гос-ва на три вида: законные, вотчинные, тиранические. Законное - подданные повинуются законам суверена, а сам суверен — законам природы, сохраняя за своими подданными их естественную свободу и соб-ть. Вотчинные - суверен силой оружия сделался обладателем имущества и людей и правит ими как отец семейства семьей.

Лучшим, по мнению Бодена, является такое гос-во, в котором суверенитет принадлежит монарху, а управление имеет аристократический и демократический характер. Такое гос-во он называет королевской монархией. Идеальным для страны является такой монарх, который боится Бога, «милостив к провинившимся, благоразумен, смел, тверд в несчастье, непоколебим в данном слове, мудр в советах, заботлив о подданных. Право (= справедливость) - цель бытия гос-ва.

27. Политические воззрения Реформации (Лютер, Кальвин).

Реформация – общест.движение, охватившее Западную Европу в 16 в. Она заключалась в раннебуржуазном протесте против «дорогой» (роскоши) католич.церкви - привилегий дух-ва. Единствен.источником веры деятели Реформации провозглашали Священ.Писание - Библию; т. о., пересматривались взаимоотн-я между церковью и общ-вом, церковью и гос-вом.

Мартин Лютер (1483-1546) - это германский монах, который в 1517 г. опубликовал знаменитые «95 тезисов» в Виттенберге, осуждавшие жадность духов-ва и притязания римских пап. В своей концепции показал, в чем он не согласен с учением католич. церкви. По его мнению, спасение достигается только верой. Любой человек может общаться с Богом самостоятельно и вправе толковать и проповедовать. Лютер, таким образом, отвергает Церковь: есть человек, Бог и Библия, а в посреднике в лице Церкви нет необх-ти.

Предложил новую модель связи Бога и христианина. Христос умер за человеч.грехи, и кто верит в Бога, тот спасен. Единственный авторитет, к-й не подлежит критике, – это Библия. Лютер отвергает главенство Церкви над гос-вом, поэтому, по его мнению, карать нужно не за ересь (отступление от Церкви), а за богохульство (отступление от Библии).

Основная цель гос-ва – достижение христианской жизни. Если такой цели у гос-ва нет, то такое оно имеет искусствен.власть. Не употребляет термин «гос-во». Вместо него - латинск.термин «республика», «полития».

«О светской власти» - 2 типа правления: 1) духовное – опирается на веру, на священное писание. Считал худшей формой правл-я. 2) светское. светская власть – властитель тела, но не души. Обосновал теорию «всесвященства» - все люди одинаково равны перед богом и ничножны, каждый сам себе священник. Истинная вера – пть к спасению и только господу слудет повиноваться рабски. «О вавилонском пленении церкви» - указывал на необх-ть демократизации уклада церкви. лучше, если священник избирается.

Мартин Лютер выделял следующие виды законов:

1) божественный закон (он стоит на I месте и одинаков для всех); 2) естественный закон (он соответствует божест.закону; критерий соответствия человеч.разум); 3) императорский закон; 4) законы земель, городов и т. д.

Утверждал, что основа всего гос.устр-ва – естествен.законы, а не божественные. Божественные только для спасения души. Законы: 1) естественные законы, т.е первичное право. 2) позитивные законы, т.е вторичное право.

Учение Лютера привело к расколу, надлому в Европе, что было естественным явлением.

Построил и свою концепцию – теория «Светского гос-ва». Правление должно осуществляться светской властью, которая является независимой от духовной. В ее ф-ции входит упр-е самыми разными отраслями жизни; лишь область веры находится вне сферы гос-ва. В своей власти гос-во руководствуется этическими принципами и нормами естествен.права.

Ж. Кальвин (1509-1564) Автор работы «Наставления в христианской вере». Кальвинизм – религия богатых. Принципы протестанской этики: 1) личный аскетизм, 2) трудолюбие, 3) культ предприимчивости, 4) деловая этика, 5) честность.

Лютер утверждает о необходимости разделения светской и религиозной власти. А Кальвин говорит о первостепенном значении религиозной власти. У Лютера все определяется верой, а Кальвин утверждает, что поступки человека не влияют на решение Бога.

Главное в учении Кальвина – идея предопределения. Он отмечает, что правителем д.б лучший в религиозном, нравственном и имущественном плане. Успех в жизни материальной зависит от божествен.предопределения, т.е. Бог изначально предопределил разных людей к спасению души или к ее осуждению. Никакие человеч.усилия не могут изменить судьбы, назначенной Богом. Свободы воли, т.о, не существует.

По мнению Кальвина, гос-во в любой форме имеет божествен.происхождение. Протест против власти направлен, таким образом, против Бога; единственное исключение делал для того случая, когда дей-я самой власти противоречат Библии. Тогда подданные м.оказать власти сопротивление, но не непосредственно (восстание), а через своих представителей.

Концепция гос-ва: соединение церкви и гос-ва в единое целое. Кальвин не отвергал монархию, но отдавал предпочтение республике (наихудший из политических режимов — демократический (охлократия), наилучший — аристократический или олигархический; права на власть человек мог быть удостоен в силу духовного и нравственного превосходства над другими членами общины и гос-ва). Кальвин о праве: только один безусловный авторитет — Священное Писание; Бог выразил свою волю в Библии; чел-к должен согласовывать свою жизнь с этим законом; отвергал также веру во всесилие человеч.разума.

28. Политико-правовые взгляды Ф. Скорины, Сапеги.

Окончил Краков.унив-т со степенью бакалавра, Падуанский унив-т со степенью доктора лекарских наук. В 1517 г. на древнерусском языке издает 22 книги Библии и Псалтырь, затем – «Апостола» и «Малую подорожную книжицу». В каждой его книге имелось предисловие или послесловие, в кот и излагались его идеи (под влиянием западных учений, в частности, Фомы Аквинского).

Он понимал, что религия является мощным регулятором общест.жизни, но в условиях формиров-я новых общест.отн-й она уже давно не справлялась с ролью.

С. является сторонником «естествен.права» - сов-ть вечных и неизменных принципов, правил, ценностей, вытекающих из самой человеч.природы. Естеств.закон д.б фундамент.основанием писаного права. Основн.задача права - гармонизация отн-й между всеми слоями и классами общ-ва. Высказывается также идея о большой роли народа как в правотворчестве, так и в гос-ной жизни.

У Скорины источник всех прав и нравственных понятий – двоякий закон. 1-ый – божественный, вечный закон, дается человеку Богом с рождения. Это такое природн.кач-во, по кот человек понимает прав.нормы на основе уже имеющейся у него в сердце любви к Богу. Справедливость – тоже врожденное нравственно-божествен.понятие. 2-ой – светский, писанный, это закон, заключенный в Евангелие, правилах отцов Церкви. Он включает:

1) право земское (посполитое право, которое регулирует отн-я собс-ти и семьи, и «языческое» право (право народов, разговаривающих на разных языках));

2) рыцарское право; 3) торговое право; 4) брачно-семейное; 5) шляхецкое;

Т.е выделял уже отдельн.отрасли права.

С. предъявляет к законам опред.требования: он д.соответствовать обычаям земли, времени, географии.Законод-во д. соответ-ть, в первую очередь, культуре, а не политике. Закон нужен только людям, несовершенным в нравствен.плане и не способным жить по Богу. Право должно быть надсословным.

С. связывает создание права с созданием гос-ва и гос.власти. Идеал гос-ва – просвещенная монархия. Монархия отражает божественное мироздание, природный иерархический порядок. Глава гос-ва должен быть образованным и справедливым.

Идея прав.общ-ва и гос-ва получила обоснование в произведениях Льва Сапеги (1557—1633). “Предисловие” к Статуту 1588 г., а также письмо к архиепископу Юзефу Кунцевичу 12 марта 1622 г. В письме он утверждал, что церковь и дух-во обязаны служить интересам общ-ва, оказывая помощь гос.органам в поддержании общ.порядка.Считал, что права придуманы людьми для их общей пользы и создают их те, кто имеет власть. Осн.назначение права - гарантировать народу свободу личности, безопасность и право собс-ти, назначение права — пресечение действий потенц.преступников и применение наказания для совершивших прест-я. Рассматривал его как узду, кот сдерживает каждого наглеца и насильника.

Подчеркивал, что если государь отступает от своей обязанности и заботится только о личных интересах, а не общем благе, то его называют не государем, а тираном. был сторонником юридич.просвещения граждан.


29. Политическое и правовое учение Г. Гроция.

Гуго Гроций (1583-1645). «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняется естествен.право и право народов, а так же принципы публичн.права». Здесь Гроция интересует? как соотносятся война и право. Чтобы ответить на него, он старается уяснить природу права. Считает, что существует право естественное и волеустановленное.

Волеустановленное опирается на право божеств и Священное Писание. Естественное право – это требование человеч.разума, которое коренится в природе человека. Требованиям человеч.права д.соответствовать нормы права волеустановленного: не трогать чужого добра; возвращать то, что нам не принадлежит; вознаграждать за причинённый вред; испрашивать обещание; выдавать заслуженное наказание. Право – это то, что не противоречит справедли-ти.

Стремление людей к общению с себе подобными à вырабатывает договорн.теорию происхождения гос-ва. Различает общего носителя суверенитета – гос-во, а также конкретных носителей. До момента заключения дог-ра суверенитет принадлежит народу, а после его заключения гос-ву.

Гос-во является рез-том сознат.деят-ти людей. Оно возникает в результате обществен.дог-ра, волеизъявления людей, в результате их согласия. Гос-восовершенный союз свободных людей, заключённый ради соблюдения права и общей пользы. Гос-во характеризуется тем, что ему присуща верховная власть (осн.признак гос-ва), действия кот не подчинены иной власти и не могут быть отменены чужой властью по её усмотрению. Принципиально суверенитет принадлежит народу, который добровольно (по договору) передаёт его избранным лица.

Народ, создавая гос-во, мог избрать любую форму правл-я (монархию, аристократию и т.д ), т.е правомерна любая власть, любая форма правл -я- нет ни правильных, нет ни неправильных но, избрав власть народ обязан повиноваться правителю, без согласия кот не может изменить форму прав-я. Злоупотребление властью ведёт к гибели народа. Тогда народ вправе восстать, восстание будет правомерно.

Признает право частн.собс-ти.

Концепция международ.права: выступал против захватнических воин и за необх-ть подчиняться прав.ограничениям, если война уже началась. Война легитимна, но как крайняя мера. Осн.принцип междунар.дог-ра – дог-ры нужно соблюдать.


30. Политическое и правовое учение Б. Спинозы.

Для прекращения постоянной борьбы всех против всех люди заключают обществен.дог-р и т.о переходят к граждан.состоянию. Писал, что они соединяют свои естествен.права и создают гос.власть, чтобы жить «безопасно и наилучшим образом».

Гос-во. Предел власти гос-ва ставится необходимостью учета обществен.мнения.

Отличит.признак граж.состояния — наличие верховн.власти, совокупное тело которой и есть гос-во. Верховная власть = суверенитет гос-ва.

Важная особенность спинозовской договор.теории гос-ва – «естествен.право каждого в граж.состоянии не прекращается». В граж.состоянии имеется высшее естествен.право гос-ва, и все боятся верховн.власти. В ведении верховн.власти находятся издание, толкование и отмена законов, вопросы правосудия и прочие гос.дела, избрание ДЛ, право войны и мира.

Верховн.власть «не связывается никаким законом, но все должны ей во всем повиноваться». Права граждан (политич.право) есть дозволенная верховн.властью часть естествен.прав. Свобода индивида или гос-ва определяется степенью их разумности. Наиболее свободно то гос-во, законы кот основаны на здравом рассудке.

Конечная цель гос-ва — обеспечить безопасность каждого и возм-ть наилучшим образом удерживать свое естествен.право на сущ-е и дея-ть без вреда себе и другим.

Спиноза отвергал право подданных на сопротивление властям, но нарушение же их властями договора признает естествен.право народа на восстание.

Был защитником свободы совести и веротерпимости.

Право как таковое дано каждому в той степени, в какой он может его реализовать, оно простирается так далеко, как простирается данная ему мощь. Учение о гос-ве строил на психологии людей. В этом созвучен с Гоббсом. Основной труд - Этика, доказанная в геометрич.порядке. Естественным состоянием «война всех против всех» быть не может, все бы погибли, инстинкт самосохранения бы не помог. Все беды от противоречия между страстями и разумом.

Гос-во - это отн-я, постоянно существующие между подданными и верховн.властью. Таким образом, гос-во - это не историч.данность, кот постоянно существует, оно может гибнуть, возрождаться, объединяться и т.д. Когда отношения между подданными и верховн.властью портятся - гос-во гибнет. Наилучшая форма правления - демократия, поскольку наиболее приближена к естественной форме правления, когда управляет больш-во.

В межгосударствен.отн-ях гос-ва находятся в естествен.состоянии, и «два гос-ва — по природе враги». Право войны принадлежит каждому гос-ву в отдельности, право же мира — это право по меньшей мере двух гос-в, именуемых союзными.

Основное назначение законов - подчинять страсти разуму. Законы, действующие в гос-ве, будут соответствовать интересам всех граждан, если будут приняты на их всеобщем собрании только тогда будет гарантирована разумность законод-ва.

Монархич.уст-во Спиноза осуждал как ограничивающее человеч.свободу.

 


 

31. Учение о государстве и праве Дж. Вико

Итальянский правовед и историк Джамбаттиста Вико (1668-1744 гг.) - создатель оригинального учения о всемирном историч.процессе, изложенного в книге «Основания новой науки об общей природе наций».

Гос-во и право – естественно возникшие историч.явления в контексте развития историч.культуры. Это общая природа всех народов, вечное начало общежития, естествен.законности через призму человеч.личности – гос-прав.институты – культура.

Развитие истории отдельных обществ и гос-в происходит циклически. При этом развитие идет не по замкнутому кругу, а по спирали - каждая эпоха повторяет предыдущие лишь в общей схеме, в частностях создавая нечто новое. Этот порядок («поступательное движение наций») был навсегда установлен Богом.

Рим прошел след.этапы: 1) век богов – детство народа; 2) век героев, 3) век людей.

Люди живут в животно-прав.состоянии в век богов появляется зачатки жизни. Борьба человека со стихиями природы – возникает первобытная власть и первобытнообщин.нормы, табу и обычаи, кот рассматриваются как данные богами, возникает патриарх.семья, а вместе с ними патриарх.собс-ть. Век богов сменяется веками героев – патриарх.семья разрастается, отн-я господства и подчинения, возникают феоды; борьба между патрициями и плебеями, одни объединяются в аристократов, другие в плебеев. Борьба за соперничество – это двигатель системы. В военное время возникает положит.отбор, а мир – отрицательный.В борьбе сословий возникает полисословное гос-во. Если бы не было войны, то в общ-ве возникла бы апатия или застой. Аристократическая система исчерпывает себя, лучшие остаются только по названию, а не по существу, героическое начало слабеет – приводит к равенству. Равенство, свобода, общественная польза. Право распространяется на всех. Век людей - Аристократич.система сменяется на демократию – все равны перед законом.

Задачей гос-ва и источником его существования является поддержание внутреннего мира, недопущение конфликта сословий и соц.групп.

Гос-ва последовательно изменяют режим с аристократии на демократию. На каждом из этапов развития ведущим принципом истории выступает новая сила. Первоначально это – физ.насилие, в аристократии - героизм, в демократии - справедливость. Вершиной развития мыслитель считал монархич.устр-во, при котором уставшие от анархии граждане подчиняются внешней силе - персоне монарха, «первого слуги» гос-ва, «силой оружия берет на себя все общ.заботы предоставляет подданным заботиться о своих частных делах». Однако дальнейший ход истории приводит к росту себялюбия единоличного правителя, который начинает пренебрегать законом и ущемлять своих подданных. Тогда начинается эпоха «второго варварства», и история нации переходит на новый виток спирали.


32. Политические и правовые учения А. Ришелье..

«Политич.завещание» состоит из 2 частей: 1)историч.события, положения церкви, главы гос-ва, королевский двор, гос.структуры; 2)основные принципы правления.

Любой народ имеет присущие ему особенности, кот играют решающую роль для гос-ва. Центральн.вопрос понятие единства. Единство – необход.условие сущ-я гос-ва и общ-ва.

Сословия: духовенство, дворянство, третье сословие. Статус и права сословия вторичны по отношению к долгу и обязанности. Ты занимаешь то положение, как ты выполняешь свой долг и обязанности.

Сословия: первое место – дух-во, статус его может быть только приобретенным. Для дух-ва 3категории: образование, личные качества, призвание.

Дворянство: 1.высшая знать (опасны, т.к. стремятся к захвату власти или независ-ти от нее) и 2.остальное дворянство - городское и сельское (основа гос-ва). Основн.критерии перехода в дворянство – заслуга и достоинство. Дворянство м.б передано по наследству.

Судейские чиновники, налоговые чиновники, остальной народ – третье сословие. Недоверчиво относится к лицам с третьего сословия – они часто изменяют свои мнения и нравы в зависимости от обстановки.

Министры должны защищать монарха от злого умысла. Критерии для министров: моральные, интеллектуальные; профессиональные.

Реформы д.проводиться постепенно, последоват-но, основываться на силе гос-ва.

Двор-во и народ следует защищать от чиновников, т.к надо защищать слабейших.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: