Дошкольный возраст в жизни ребёнка отличается от других этапов развития тем, что в эти годы закладываются основы общего развития личности, формируются психические и личностные качества ребёнка, ценностное отношение ребёнка к окружающей действительности (природе, продуктам деятельности человека, к самому себе), формируются средства и способы познания мира, культура чувств. Важной задачей является усиление воспитательного потенциала дошкольного учреждения, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого воспитанника. Создание условий, отбор форм и средств для максимальной реализации развития качеств и возможностей ребёнка, что является актуальной задачей современной педагогики и психологии.
Программа составлена на основе анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений.
Актуальность программы развития ДОУ обусловлена изменениями в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны:
- введение новых федеральных государственных требований к структуре и содержанию дошкольного образования;
- изменение стратегии развития системы образования, в которой выделены задачи, являющиеся приоритетными для реализации модели устойчивого развития дошкольного образования, среди которых - введение полноценных, вариативных, комплексных образовательных программ в дошкольные учреждения влияющих на уровень предшкольной подготовки детей, организация мест в дошкольных учреждениях через все возможные источники, необходимость создания системы сопровождения и консультирования семьи по вопросам образования и развития детей раннего и старшего дошкольного возраста.
|
Программа Развития ДОУ учитывает и создает условия для реализации данных направлений.
В связи с этим, результатом воспитания и образования дошкольника должны стать сформированные у ребёнка ключевые компетенции:
Коммуникативная – умение общаться с целью быть понятым;
Социальная – умение жить и заниматься вместе с другими детьми, близкими;
Информационная – владение умением систематизировать и «сворачивать» информацию, работать с разными видами информации;
Продуктивная – умение планировать, доводить начатое до конца, способствовать созданию собственного продукта (рисунка, поделки, постройки)
Нравственная – готовность, способность и потребность жить в обществе по общепринятым нормам и правилам;
Физическая – готовность, способность и потребность в здоровом образе жизни.
Ценность качества образовательного процесса для ДОУ напрямую связано с ценностью ребёнка. Стремление простроить образовательный процесс в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребёнка означает с одной стороны – бережное отношение к ребёнку (его здоровью, его интересам, его возможностям), с другой стороны – профессиональное создание оптимальных условий для его развития в образовательном процессе.
Исходя из всего вышесказанного, концептуальными направлениями развития деятельности ДОУ служат:
- моделирование совместной деятельности с детьми на основе организации проектной деятельности, использования инновационных средств информатизации в образовательном процессе, направленной на формирование ключевых компетенций дошкольников;
|
- использование здоровье сберегающих технологий;
- совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды детского сада, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности;
- построение дифференцированной модели повышения профессионального уровня педагогов;
- укрепление материально–технической базы ДОУ.
Руководствуясь законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Конвенцией о правах детей, деятельность ДОУ основывается на принципе гуманизации, предполагающей ориентацию взрослых на личность ребёнка.
При этом происходит повышение уровня профессиональной компетенции педагогов, обеспечение заинтересованности педагогов в результате своего труда, совершенствование социокультурной, предметно-игровой развивающей среды, жизненного пространства в ДОУ, с целью обеспечения свободной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями, склонностями, социальным заказом родителей (законных представителей); содержания и форм совместной деятельности с детьми, интеграции различных видов деятельности; демократизация, предполагающая совместное участие воспитателей, специалистов, родителей в воспитании и образовании детей.
Дифференциация и интеграция предусматривает целостность и единство всех систем образовательной деятельности, решение следующих задач:
· психологическое и физическое здоровье ребёнка;
· формирование начал личности.
Принцип развивающего обучения предполагает использование новых инновационных развивающих технологий образования и развития детей.
|
Принцип вариативности модели познавательной деятельности, предполагает разнообразие содержания, форм и методов с учетом целей развития и педагогической поддержки каждого ребенка.
Принцип общего психологического пространства, через совместные игры, труд, беседы, наблюдения. В этом случае процесс познания протекает как сотрудничество.
Принцип активности предполагает освоение ребенком программы через собственную деятельность под руководством взрослого.
Участниками реализации Программы развития ДОУ являются воспитанники в возрасте от 1,5 до 6-6,5 лет, педагоги, специалисты, родители, представители разных образовательных и социальных структур.
Первый аспект Программы развития ДОУ - оздоровление, укрепление организма ребёнка и сохранение уровня его здоровья в условиях активного интеллектуального развития. В этой связи необходимо:
· внедрение диагностических технологий, позволяющих формировать индивидуальные образовательные программы, учитывая специфические особенности развития каждого ребёнка, его индивидуальные показатели, группу здоровья, рекомендации врачей;
· использовать такие методы закаливания и профилактики простудных заболеваний, при которых снизился бы процент заболеваемости;
· проводить работу с родителями по формированию культуры здорового образа жизни;
· для детей с особыми проблемами в развитии, со сложными заболеваниями разработать индивидуальные маршруты развития, а для их родителей организовать работу специалистов: педагога-психолога, учителя-логопеда.
Опираясь на право ДОУ в выборе образовательных программ и технологий необходимо учесть, что вариативность современных образовательных программ и технологий является предпосылкой для решения принципа технологичности. Существующие программы и педагогическая технология позволяют создать систему образовательных услуг ДОУ, обеспечивающих интегративный подход в воспитании и образовании ребёнка в совместной работе специалистов, педагогов ДОУ.
В основу реализации Программы положен современный инновационный метод. Исходя из вышесказанного, следующим аспектом Программы развития ДОУ является повышение квалификации педагогов, расширения их профессиональной ориентации в отборе современных форм педагогической и образовательной деятельности, разработка и реализация инновационных проектов, овладение педагогическим мониторингом.
Успех в воспитании и образовании ребёнка зависит от взаимодействия семьи и ДОУ. Эти отношения называются педагогическим сотрудничеством. Это следующий аспект программы развития ДОУ. Чтобы вовлечь родителей в решение проблем воспитания и образования дошкольников, мало традиционных форм взаимодействия (консультации, беседы). Необходимо так разнообразить работу с родителями - организовать встречу со специалистами, совместные мероприятия при которых родитель встал бы в позицию активного участника этих встреч. Поэтому необходимо создать систему сопровождения и консультирования семьи по вопросам формирования культуры здорового образа жизни, образования и развития детей раннего возраста, старшего дошкольного возраста, по воспитанию и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, цель разработки данной концепции Программы развития ДОУ заключается в том, чтобы способствовать организации комфортного и эффективного процесса образования детей дошкольного возраста, содействовать всестороннему развитию ребёнка на протяжении всего пребывания в ДОУ.
Цели и задачи программы развития ДОУ
Целью программы развития ДОУ на период до 2022 года является переход к инновационному качеству педагогического процесса, соответствующего требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, направленного на образование, воспитание и развитие детей нового поколения, т.е. совершенствование системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе в условиях интеграции усилий семьи и детского сада.
Основными задачами развития выступают:
- обновление содержания образования и педагогических технологий через введение ФГОС дошкольного образования;
- обеспечение эффективного, результативного функционирования и постоянного роста профессиональной компетентности стабильного коллектива, развитие кадрового потенциала ДОУ;
- формирование и развитие оценки качества образования с учётом новых требований;
- совершенствование системы здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности организации, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников на основе использования научных, современных технологий;
- совершенствование системы работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности;
- совершенствование и обновление системы взаимодействия с семьями воспитанников, содействие повышению роли родителей в образовании ребенка дошкольного возраста; ·
- развитие системы управления ДОУ на основе повышения компетентности родителей по вопросам взаимодействия с детским садом.
При этом ведущими направлениями деятельности детского сада становятся:
- обеспечение качества дошкольного образования путем успешного прохождения воспитанников ДОУ мониторинга результативности воспитания и обучения;
- формирование технологической составляющей педагогической компетентности педагогов (владение современным арсеналом приёмов и методов обучения, информатизации образования);
- готовность работать с детьми–инвалидами, выстраивать индивидуальные маршруты развития, опираясь на совместную работу ДОУ, специалистов и семьи;
- овладение педагогическим мониторингом: уточнение критериев оценки образовательной деятельности детей через поэтапное введение интегральной системы оценивания, внедрение современных методик определения оценки качества образования;
- совершенствование системы социального партнёрства;
- приведение в соответствие с требованиями предметно-развивающей среды и модернизация материально-технической базы ДОУ;
Прогнозируемый результат программы развития ДОУ
Предполагается что:
1. Для воспитанников и родителей (законных представителей):
- каждому воспитаннику будут предоставлены условия для полноценного личностного роста
- хорошее состояние здоровья детей будет способствовать повышению качества их образования
- обеспечение индивидуального медико- педагогического сопровождения для каждого воспитанника ДОУ – залог успешной адаптации и обучения в школе
- каждой семье будет предоставлена консультативная помощь в воспитании и развитии детей, право участия и контроля качества образовательной программы ДОУ,
- качество сформированности ключевых компетенций детей будет способствовать успешному переходу в предшкольную группу и в дальнейшем обучению ребёнка в школе
2. Для педагогов:
- каждому педагогу будет предоставлена возможность для повышения профессионального мастерства и улучшения благополучия
-квалификация педагогов позволит обеспечить сформированность ключевых компетенций дошкольника
- будет дальнейшее развитие условий для успешного освоения педагогических технологий, а также для реализации потребности в трансляции опыта
- поддержка инновационной деятельности
3. Для ДОУ
- будет налажена система управления качеством образования дошкольников
- органы государственного и общественного самоуправления учреждением способствуют повышению качества образования детей
- развитие сотрудничества с другими социальными системами
- будут обновляться, и развиваться материально – технические и медикосоциальные условия пребывания детей в ДОУ.
Реализация программы позволит сделать процесс развития ДОУ в большей степени социально ориентированным.
Элементы риска развития программы ДОУ
При реализации программы развития могут возникнуть следующие риски:
- недостаточный образовательный уровень родителей (законных представителей) воспитанников,
- недостаточная их компетентность в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей затрудняет получение детьми с хроническими заболеваниями качественного дошкольного образования,
- быстрый переход на новую программу развития ДОУ может создать психологическое напряжение у части педагогического коллектива