ДОРОГА К НОВОМУ МИРУ
К концу 20-ого столетия развитие человечества достигло очередного материального и социально-культурного предела. В 70-е годы череда энергетических кризисов, падение экономического роста при растущей инфляции, многие другие признаки обозначили завершение индустриальной эпохи. Конец этой эпохи одновременно стал завершением и ещё более важного цикла – периода доминирования материального труда, так называемого «базиса». Новое время требовало изменений и в производственных отношениях. Всё это и породило на Западе экономический и структурный кризис 70-х годов. В России он внешне проявился несколько позже, в начале и середине 80-х. Наступивший кризис материального развития сопровождался одновременно кризисом духовным. На Западе это выразилось бегством молодёжи от реалий жизни. Алкоголизм, наркомания, сексуальная революция, поп-культура поразили сознание миллионов, дав название времени духовного вырождения «потерянное поколение». В России кризис перехода от грубо-материального к тонко-духовному стал периодом брожений, разочарований, безверия. Напряжённый, созидательный труд для многих утратил всяческий смысл. Это время впоследствии получило название «эпохи застоя». Разумеется, если бы в России не существовало здорового начала, Новая Эпоха для неё никогда бы не наступила. Кризис «технологий» и «поколений» завершился для России грандиозным мировым развалом. Загнанная правителями в экономический тупик, утратившая в идеологических туманах всяческую ориентацию, Россия всё же смогла очнуться. Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Слом «берлинской стены», как когда-то «выстрел Авроры», стал русским детонатором новой волны планетарных изменений. О результатах этих изменений судить пока преждевременно. Для России это возвращение на роль флагмана мирового революционного Движения происходит крайне трудно, драматично, в условиях не менее сложных, нежели в семнадцатом. Но когда подвиг делался легко? Главным итогом перестройки 80-х – 90-х, при всех её потерях, стало освобождение и пробуждение России, возвращение возмужавшей России на путь стремительных перемен. Россия ныне оказалась в положении, когда жить по-старому, как при царе или компартии, – уже нельзя, а жить по-западному – невозможно. То же самое состояние неприемлемости старых путей испытывает две трети мира. Остаётся лишь один путь – жить по-новому. И этот путь нового откроет миру – Россия.
|
Время революции в учебниках истории подвергалось сильному искажению. Как же было на самом деле? В острые годы сумятицы, после Октября, высшие эшелоны власти быстро заполонили политиканы, преступники и даже ненавистники России. Исключительно по внешней видимости, по идеологизированной форме происходящего возник миф о «пролетарской революции». Но в действительности были две другие революции и не было никакой «пролетарской». Одна, внешняя, расцвеченная лозунгами, была партийно-чиновничья. Эта революция пристроилась к общему потоку, а когда закончилась интервенция и Гражданская война, она совершенно отошла от истинно народного движения, быстро выродилась в так называемый «тоталитаризм». Но в то время, когда первая, наносная двинулась в противоположную от народа сторону, обнаружила существование другая, подлинная революция. В глубине, под маской невыполняемых деклараций и уродливо-бездумных форм, исторически закономерно шла коренная – русская революция. Одним из немногих среди новых властителей, который интуитивно уловил дух подлинного направления, – оказался гениальный Ленин.
|
Главным чаянием русского народа был справедливый новый мир, мир, где живётся по душе и по совести. Где творческий дух может полностью себя реализовать. Это глубинное, врождённое стремление к Общему Благу точно так же в своё время выделило русское Православие среди остального христианства. Главные идеи Нового Мира, воспламенившие русскую революцию, за тысячелетия до того звучали у Будды и Христа. Они обнаруживаются в идеях Великой Французской революции и в Декларации независимости Соединённых Штатов Америки. Идеалы Нового Мира носят общечеловеческий, вневременной характер. В своём высшем значении они, как маяк, всегда впереди, всегда озаряют будущее. Не столь важно, в какие одежды, каким строем облекается революция. Всё наносное и лишнее рано или поздно отпадает. Важна не форма, а куда направлен вектор духовного устремления.
Чем же была русская революция? В социологии преобладает понимание революции как кратковременного неистового бунта, аналогичного поднятию у больного высокой температуры. Такие проявления оказываются более заметны, о них лучше знают. Но их можно назвать «революционными взрывами», «пиком революции», но к ним не сводится вся революция. Так, Великая Французская революция после взятия Бастилии совершалась потом в течение около двадцати, а в Европе – около пятидесяти лет и вместе с законодательством и конституционными новациями Наполеона охватила всю Европу. Именно эти не столь громоподобные широкие преобразования привели к кардинально новому состоянию половину континента.
|
В отличие от эволюционных, более постепенных и повсеместных преображений, для революции характерна концентрация целей и средств, громадное значение напряжённого человеческого фактора. Плод революции незримо зреет в огненно-причинных планах, пока на земле, в природе и сознании эволюционно не проявятся подготовительные предпосылки. Субъективное и объективное, сознательное и природное должны всеми причинно-следственными связями приноровиться к намечающейся ступени, подготовиться к новому рождению. Тогда пружина общественных действий стремительно распрямляется, и в нашем проявленном плане жизнь страны или человечества переходит на новую ступень. Характер такого распрямления пружины зависит от окружающих условий, от силы накопившихся проблем. Чем враждебнее новому старое, тем новое рождение напряжённее и болезненнее. Чем глобальнее, чем грандиознее новое, тем революция требует большего протяжения, может произойти в несколько этапов. Примерно таким порядком, начиная с семнадцатого века, в Европе шла буржуазно-демократическая революция. Тот же самый процесс обнаруживается в революции, начавшейся в 1917-м, и её продолжении сегодня.
Начавшаяся в Октябре революция, стала зарёю Новой Эпохи, зарёю Нового Мира. Русская революция провозгласила основополагающие принципы Нового Века. Но для окружающего старого мира это стало смертельной угрозой. Тёмные краски, которыми иногда окрашивают русскую революцию, не соответствуют её внутренней сути, её историческому смыслу. В лучшем случае они затрагивают сопутствующие и чужие детали, партийно-чиновничью, а не народную революцию. Не нужно отождествлять с подлинной революцией то, что о ней говорила марксистская доктрина. Тот же Ленин не любил своих сочинений, но был великим практиком, действовал не столько по теории, сколько по интуиции. Вопросы о собственности или о рынке не являлись главной целью русской революции, но стали лишь формой выражения прирождённого стремления русского народа к справедливости, его врождённой общинности. Подлинный смысл революционных изменений заключался в освобождении закрепощенного сознания, в построении Нового Мира. Именно этим русская революция покорила созвучные сердца многих народов. Политика НЭПа и другие «отступления» показали, что государственная доминанта не обязательно должна была стать тотальной, что искались работающие, соответствующие реалиям жизни варианты. Ленин лучше других умел вызвать в человеке его лучшие силы, без насилия мог привлечь на свою сторону добровольных сотрудников.
Вопрос о просвещённой новой религии во время военных баталий был оставлен на потом. Практик Ленин не мог не чувствовать, не мог не понимать, что революционный накал, революционная сплоченность отрядов при устранении угрозы, при переходе к мирной жизни быстро сойдёт и народ в обычной рядовой жизни для торжества нового строя должен будет обрести новые источники энтузиазма. Нужно нечто, что может человека постоянно устремлять. Если при капитализме таким побудительным мотивом выступает алчность, другими словами, низкие инстинкты, то в новом обществе должен найтись другой источник, который будет сильнее и достойнее, будет действовать сверху, а не снизу. Последующий кризис системы показал, что правители страны так и не смогли решить эту главную задачу. Как только миновала острая угроза, искусственное тело системы сразу же затрещало по швам. Но была уникальная возможность завоёванное сделать жизненным. Через год после смерти Ленина, когда в стране приближалось время мирного строительства, в Москву прибыло духовное посольство во главе с Н.К.Рерихом. Посланцы от Сил Света несли предложение помощи, могли реализовать искомую форму духовности для нового строя. Новая вера, или, если угодно, новая религия, должна была сочетать идеалы очищенного коммунизма с наиболее глубокими учениями Востока и с лучшими формами религий мира. Многонациональная и многорелигиозная страна, с очень разным уровнем развития народов, крайне нуждалась в духовном единении. Кто лучше Рериха в то время годился на роль национального духовного водителя? Кремлёвские властители перепугались. Впоследствии Рериха здесь назвали: «очень опасный человек». Рука помощи Светлого Братства была отвергнута, посланцы чуть не погибли.
Бедою советской эпохи стало насильственное насаждение воинствующего атеизма. Ленин начал с утверждения всеобщей грамотности, с избавления от невежества и отживших основ, а преемники закончили созданием культа строя, культа партии и культа личности. Сила и здоровье государства – в любви народа к Отечеству, в почитании достойнейших, в средоточии воли на сильнейшем. Всё это составляет основу народной нравственности, народного самоосознания. Но никакая нравственность, так же как и жизнь, невозможна без животворного Первоистока. Без Первоистока жизни и нравственности самый лучший дворец обратится тюрьмою, а живые светлые идеалы заместятся позолоченными идолами.
Разгул безбожия, царивший семьдесят лет, всё же не высушил душу, не лишил народ его глубинной одухотворённости. Не по уму, так по сердцу, не в догматах, так в главном человек продолжал следовать небесному водительству. Минуло время, и неотъемлемое и главное, в новых формах и новом понимании стало возвращаться на законное место. Именно тогда, в то смутное время, в лучах зари Востока, для России и человечества прозвучало духовное слово о Новом Мире – Учение Агни Йоги (Живой Этики).
Неизбежные искажения переходного периода, ошибки и жертвы, отнимавшие у России многие силы, не смогли помешать главному – подготовке России к заключительной битве с мировым злом. Невозможно оправдать никакую жертву без понимания её цели. Парадоксальный, противоречивый период между семнадцатым и сорок пятым, со всеми его гигантскими издержками и великими свершениями можно понять исключительно как исторически неизбежную цену, которую Россия вынуждена была заплатить, чтобы одолеть Армагеддон. Нацизм, бесноватый фюрер, равно как и возобладавшие в Кремле преступления и террор, были ближайшими инструментами, которыми воспользовалось средоточие нечеловеческого.
Назревавшая мировая война, Армагеддон, предсказанный ещё древними пророчествами, решал не только судьбу России, но судьбу всего мира. На Земле и на Небе в невиданном прежде масштабе разразилась величайшая битва. В том, что касается Земли, существовали объективные предпосылки перехода войны к массовым ракетно-ядерным ударам. Была иная угроза извержения Подземного Огня. Гибель планеты, её раскол при таком повороте событий стали бы неизбежны. Главной силой, которая могла воспрепятствовать Тьме на планете, была Россия. Многое было сделано, чтобы ей помешать. Отсюда бесконечные напасти, безумства, вакханалии, войны, терзавшие и ослаблявшие Россию. Великою жертвой – вот поистине чем были годы от семнадцатого до сорок пятого. Без земного подвига России Небо не победило бы.
Россия стала не только спасителем планеты от уничтожения, но Россия стала зарёю и дорогой для Мира Нового. Даже опора мира старого – Запад с рождением Новой России вынужден был начать жить иначе. Ростки здоровых сил под лучами русской Зари стали пробуждаться по всей планете. Но поистине планетарный переворот русская революция совершила в Азии и на Востоке, там, где ожидается главный рассвет. Сам массовый перенос в годы войны промышленности за Урал, освобождение от ледников тундр, концентрация и актуализация мировых природных запасов здесь и теперь эволюционно – не случайны. Именно здесь нетронутыми до время планета хранила свои богатства. Именно здесь, на востоке от Урала, планета берегла родники человеческого духа. Здесь набиралась сила новых народов. Здесь центр и средоточие планетарной воли.
На Востоке и в Азии проживает большая часть человечества. Здесь возникли и когда-то ушли, покрытые славой, великие цивилизации древности. Не «отставшие страны» и «отставшие народы» занимают ныне эти территории, но новые силы и воплотившиеся новые души народов просыпаются здесь к невиданным свершениям. Уже сегодня экономисты пророчат, что скоро Китай, Индия и Бразилии, а также Россия обгонят остальные страны. Но кто, как не Россия, русская революция, своим примером открыла молодым народам путь нового восхождения?
Таким образом, помимо чисто национальной, локальной революции, свергнувшей преграды на пути национального развития, русская революция вобрала в себя энергию и вектор устремления общемировой, планетарной революции. Собственно, Февральская революция имела цели лишь внутреннего оздоровления. Но волею судьбы, благодаря исторической миссии русского народа, начавшаяся на чисто домашнем запале революция Февраля переросла в мировой масштаб. Внутреннее напряжение, сила внутренних и внешних противоречий, при всех известных издержках того периода, вызвали колоссальный приток энергии и невиданный энтузиазм. Именно эта энергия зажгла другие народы, именно она изменила мир.
Таким образом, значение и главный смысл русской революции заключаются во всемирно-историческом её характере, в открытии пути перехода к Новому Миру.Новая Жизнь, Новый Мир от начала составляют национальную русскую идею. Именно русскою рекою совершился поворот в жизни планеты. Именно Россия возглавила Новый поток исторического движения.
Потери Второй мировой войны, годы залечивания ран, годы застоя, брожения и перестройки – замедлили и, казалось, даже развернули русское Движение. Но приходит время, и освобождённый народ обретает прежнюю сплочённость. Народ всё яснее осознает свою всемирно-историческую миссию. Русская революция, русская миссия не погибли. Революционное движение России – продолжается!