Технология организации проектной деятельности в условиях внеурочной деятельности 1 класса МОУ СОШ №38




В данном параграфе мы будем анализировать и представлять свой опыт работы по организации проектной деятельности в 1 классе МОУ СОШ №38 г. Комсомольска-на-Амуре. В результате работы с 11 ноября по 20 декабря было выполнено и представлено на защиту 19 проектов учащихся.

Идея организовать индивидуальную проектную деятельность в ноябре 2013 года, фактически в начале учебного года, была вызвана особой готовностью, некой «зрелостью» учеников класса, заключающаяся в следующем:

во-первых, учащиеся показывали наличие ряда коммуникативных умений: умение спрашивать, умение выражать свою точку зрения, но при этом им было трудно договариваться, выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное решение;

во-вторых, наблюдалась определенная «интеллектуальная зрелость», наличие у большинства младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность;

в-третьих, оценочная деятельность. Ребята пытались адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников, они были открыты для получения новых знаний обоснованно и доброжелательно оценивать результат, выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

В организации проектной деятельности, с вовлечением в неё всего класса, учитель преследовал решение следующих задач:

1. повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализация и рефлексия;

2. развитие осознания значимости своей работы, социальной значимости полученного продукта;

3. развитие умения сотрудничать для получения результата, как со сверстниками, так и со взрослыми;

4. развитие исследовательских умений.

Работа над проектами продолжалась с 11 ноября по 20 декабря 2013 года.

Она была разделена на следующие этапы:

· мотивационный этап 11 ноября – 15 ноября.

На классном часу 12 ноября был заявлен общий замысел, предложена идея: сделать наш класс к Новому году сказочно красивым, украсив его работами, которые выполнят сами ученики. А потом пригласить учеников других классов, чтобы поделиться с ними нашими идеями. Пусть школа станет краше.

Это создало положительный мотивационный настрой. Ученики с удовольствием приняли и обсуждали эту идею, сделали собственные предложения, как это можно сделать.

Участие в проектной деятельности – сложный труд, как для ученика начальной школы, так и для родителя. Хотя проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя знать суть этой проектной деятельности, её этапы, требования к процессу и результату выполнения. Для учащегося начальной школы очень важно видеть заинтересованность и вовлеченность родителей, их готовность к содействию своему ребёнку, если он обратится к ним за помощью.

Поэтому, идея проектной деятельности была предложена родителям 14 ноября на родительском собрании. В ходе собрания родители получили знания: что такое проектная деятельность, как она организовывается, какова роль учителя, учеников и родителей. Были предложены темы проектов и обговорены сроки их реализации. Каждый родитель получил буклет (Приложение 1).

Мотивационный этап показал готовность детей принимать идеи, желание творить, созидать, учиться новому. На этом этапе важна роль учителя в умении поддержать и развивать интерес детей к проектной деятельности, мотивируя их на выполнение задуманного.

· этап планирования 18 ноября – 22 ноября.

На этапе подготовки были определены темы проектов. Они были сформулированы естественным для детей языком (Приложение 2).

Совместно с детьми были поставлены цели, сформулированы задачи, для каждого проекта. Для этого было проведено три практических занятия, чтобы научить детей ставить цель проекта и определять задачи. Помимо этого было назначено время индивидуальных консультаций учащихся и их родителей. Для примера был предложен проект «Ёлочная игрушка» (Приложение 3).

На этапе планирования для учащихся было сложно определиться, что делать в проекте. Это связано было: для одних с желанием сделать многое, и то, и то. Для других со страхом, а вдруг не получиться. В решении данных проблем был сделан упор на изучение того, что уже умеет ученик делать, что ему интересно и направить его на выполнение посильного проекта. Здесь большую роль играла связь и сотрудничество с родителями детей.

Практические занятия по формулировке задач проекта помогли на этапе планирования отработать навык определять задачи, проще то, чем ученик будет заниматься. В ходе таких занятий формировался навык независимых суждений.

На примере проекта «Ёлочная игрушка» дети отрабатывали навык постановки задач, разработки этапов проекта. Это послужит в дальнейшем базой для организации и проведения следующих проектов.

Были определены сроки выполнения и защиты проектов.

· информационно-операционный этап 25 ноября-15 декабря.

На этом этапе ученики с помощью учителя и родителей собирали материалы для проекта, работали с литературой и другими источниками. Были использованы ресурсы школьной библиотеки. Изучена литература по работе с различными материалами: с солёным тестом, бумагой, картоном. Дети были ознакомлены с примерами выполнения новогодних украшений, используя разные технологии: бумагопластика, оригами, картинка из пластилина, новогодние игрушки из ниток.

Был проведен классный час «Из истории новогодней игрушки». Дети посетили школьный музей, ознакомились с экспозицией «Новогодние игрушки прошлого века».

На этом этапе были активно привлечены интернет ресурсы. Родители активно включились в работу, изучая с детьми проекты-аналоги, помогая выбрать и определиться с технологией выполнения проекта.

Надо отметить значимую роль родителей на данном этапе. Они помогли не только выбрать какой и как выполнять проект ребёнку, они активно сопровождали своих детей на протяжении всего проекта, помогая задуманное превратить в реальность.

Информационно-операционный этап был ёмким и непростым для каждого. Была проделана большая работа в школьной библиотеке. Дети учились находить нужную информацию, различные идеи в литературе.

Надо отметить заинтересованность и готовность родителей помогать детям и сопровождать их в этом этапе деятельности.

Вера Николаевна Г. делилась тем, как они с дочерью на протяжении нескольких дней изучали различные проекты в сети Интернет. Бабушка Виталия Л. вместе с внуком искала идею, изучая литературу в книжных магазинах. Папа Данила Е. поддержал идею сына сделать особенный новогодний проект. Не просто социально значимый, но и значимый экологически. Был разработан проект «Птичья столовая». Эта идея понравилась и была принята для проекта Александрой Г.

Родители, зная интересы и способности своих детей, помогали и направляли их. Было интересно работать над проектами, видя заинтересованность и поддержку родителей. Проявилась индивидуальность каждого ребёнка. Например, оригинальный проект был представлен учащимся Николаем С. «Новогодний восьмигранник». Модель трансформер превращалась в корону, шар, звезду.

Все проекты были оригинальны и неповторимы, даже если они были выполнены в одной технике. Три работы: Димы Л., Володи А. и Кристины П. были выполнены в технологии верёвочного декора. Но у Димы это был ёлочный шар, у Володи – снеговик, а у Кристины – замечательный белый медведь (Приложение 6).

17 проектов в день перед защитой были представлены ребятами. Мы столкнулись с тем, что две девочки так и не принесли свои проекты. Они не смогли выполнить работу. Тогда учителем была предложена идея, выполнить проекты в классе. Совместно с педагогом учащимися был проведён анализ уже представленных работ и выбрана техника, в которой будет под силу справиться за короткое время с проектной работой. Ребята предложили себя в группу поддержки, понимая, что не так- то просто одному за короткий срок сделать работу. И работа закипела. В выборе эскиза была предложена помощь учителя. Работу же дети выполняли сами: Арине помогали Юля Х. и Соня Щ., а Полине - Иван П. и Костя А. Было приятно наблюдать, с какой готовностью дети взялись за работу. Не было чувства первенства. Было желание помочь, поддержать. Через два часа работы были готовы. Весь класс был готов к защите!

Информационно-операционный этап был закончен к 15 декабря. Было выполнено 19 проектов.

На последней неделе данного этапа с детьми было проведено два практических занятия по защите проектов. Были выданы рекомендации как защитить проект, что говорить в ходе защиты (Приложение 4).

· рефлексивно-оценочный этап 16 декабря по 20 декабря.

Индивидуальная защита проектов проходила в течение недели подгруппам по 5 человек. Выполнение проекта и его защиту оценивало жюри в составе трёх человек по следующим критериям:

1. актуальность

2. оформление

3. оригинальный подход, творческое решение

4. умение подать свой проект, речь.

Каждый критерий оценивался по пятибалльной системе. Итоговый балл проекта определялся как суммарный балл по всем критериям.

Ученики представляли проекты, показывая результат своей деятельности, сопровождая рассказ презентацией или показом фото. После представления проекта отводилось время для вопросов одноклассников и членов жюри. Учащиеся выражали свою оценку проекту, говорили своё мнение по проекту, уточняли детали проекта. Далее свою оценку проекту давало жюри (Приложение 6).

Рефлексивно-оценочный этап показал, насколько дети владеют навыком общения. Для них это был первый опыт в образовательном учреждении выносить свою работу на обсуждение. Многие представили свою защиту в ясной и эффектной форме, учитывая ещё и то, что представителями жюри были представители администрации школы и мало знакомы им педагоги. Но это не помешало участникам проекта вести защиту. Стоит отметить, что большинство выступающих учащихся вели защиту уверенно, не испытывая стеснения. Ребятам помогла подготовка к этому этапу.

Ребята старались убедительно, логически строить свои аргументы, отвечая на вопросы аудитории.

Защита дала возможность отработать навыки восприятия информации на слух и постановки вопросов в процессе выбора и усвоения информации.

После представления группы проектов для подведения итогов дня защиты слово предоставлялось жюри. Результаты работы жюри были сведены в таблицу и представлены учащимся и их родителям. (Приложение 5)

Помимо жюри на защите присутствовали представители третьего класса. Они имели возможность записать идеи и поделиться со своими одноклассниками.

Все результаты были отмечены в классном уголке в рейтинге учеников 1 класса. Часть проектных работ была выставлена на школьный конкурс «Новогодняя сказка в нашем классе».

Таким образом, анализ работы показал эффективность реализации проектной деятельности при условии организации психолого-педагогического сопровождения. Стоит отметить положительные моменты и трудности по результатам данной технологии. Как положительный результат можно отметить то, что были созданы условия для приобретения следующих навыков:

1. навыки самоорганизации:

- создавать что-либо своё;

- делать то, что имеет практическое применение, что-либо уникальное;

- развивать способность справляться с новыми проблемами.

2. сбора и анализа новой информации:

3. навыки сотрудничества:

-участвовать в процессе принятия решений;

- развивать чувство такта и дипломатичность при оценке чужой работы;

- руководить и направлять деятельность в процессе проекта.

4. навыки самоанализа:

- видеть свои сильные и слабые стороны;

- давать реальную оценку своим возможностям по отношению к поставленной задаче.

5. навыки общения:

- выносить свою работу на обсуждение в ясной и эффектной форме;

- совершенствовать навыки убедительной, логически построенной аргументации;

- развивать навыки восприятия информации на слух и постановки вопросов в процессе выбора и усвоения информации.

Трудности, с которыми пришлось столкнуться по результатам организации проектной деятельности, были следующие:

- в силу своих возрастных особенностей учащиеся нуждались в плотном психолого-педагогическом сопровождении на каждом этапе проектной деятельности. Это требовало дополнительных затрат сил и времени со стороны учителя во внеурочное время;

- так как первый класс впервые приступил к проектной работе, необходимо было научит ребят работать с литературой, выделять главное и делать обобщения, поэтому этап сбора и анализа информации потребовал дополнительных затрат времени;

- остро ощущался некий конфликт «желаний» и «возможностей». Участники проектов, выдвигая идеи проектов, столкнулись с тем, что у них нет опыта работы, нет умений и навыков сделать задуманное. Чтобы избежать такого конфликта, приходилось убеждать учащихся, предлагая им другие темы проектов. Только при условии плотного сопровождения родителей смогли быть выполнены сложные проекты.

Проанализировав проделанную работу, были разработаны практические рекомендации по организации проектной деятельности в рамках внеурочной деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: