Практические рекомендации по организации проектной деятельности в рамках внеурочной деятельности




В данном параграфе представлены рекомендации, которые помогут другим учителям начальных классов организовать проектную деятельность в рамках внеурочной деятельности.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Важно понимать, что для достижения результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Выдвигаются следующие основные принципы проектной деятельности:

1. проект должен быть посильным для выполнения;

2. создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку)

3. вести подготовку учащихся к выполнению проектов;

4. обеспечить психолого-педагогическое сопровождение проектом со стороны педагога – обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений – рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу;

5. обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

В работе с учащимися и родителями, проект им можно представить как «пять П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Всем участникам проектной деятельности важно понимать: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Для успешной организации проектной деятельности выделим ведущие признаки проектной технологии:

1. направленность проектной деятельности учащихся на результат. На выходе должен получиться продукт, который имеет практическое значение.

2. технология проектной деятельности включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих, по своей сути, направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата (проекта).

3. Наличие условий для тесного взаимодействия субъектов проектной деятельности – ученика, учителя и родителей (Таблица 1).

Таблица 1

Алгоритм деятельности участников в работе над проектом

Название этапа Деятельность учителя по психолого-педагогическому сопровождению Деятельность ученика Возможная деятельность родителя
       
мотивационный этап заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; проводит родительское собрание, разъясняет специфику проектной деятельности; обсуждают, предлагают собственные идеи; помогает ребенку выдвинуть как можно больше идей, помогает их оформить и сделать выбор;
этап планирования помогает определить тему и цели проекта, сформулировать задачи, выработать план действий, помогает установить критерии оценки результата и процесса, согласовывает способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности; определяют тему и цели проекта, формулируют задачи, вырабатывают план действий, устанавливают критерии оценки результата и процесса; помогает выбрать лучшую идею и обосновать выбор, сформулировать тему, цель и задачи проекта; спланировать время работы над проектом с учётом занятости ребёнка;
информационно-операционный этап наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником, показывает необходимые операционные действия;   учащиеся собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; помогает в сборе информации для работы из разных источников, создаёт условия для выполнения проекта; поддерживает, вдохновляет;
рефлексивно-оценочный этап учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности;   учащиеся представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку; может присутствовать на защите, поддерживать ребенка, обсуждать с ним совместную работу;   помогает ребёнку оценить, что можно было сделать по-другому, чтобы достичь лучшего результата;

При организации проектной внеурочной деятельности важно понимать, что необходимым условием для работы в проекте, особенно в младшем школьном возраста, является помощь со стороны родителей, включённость родителей в работу.

Поэтому в представленных рекомендациях по организации проектной внеурочной деятельности отдельно выделены и подробно описаны рекомендации родителям по сопровождению учащегося в проекте (Таблица 2).

Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания внеурочных и внешкольных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.

Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. На этом этапе важно провести специальное родительское собрание, на котором родителям нужно разъяснить суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней. На собрании родителям можно предложить рекомендации-памятки, буклеты.

 

Таблица 2

Рекомендации родителям по сопровождению учащегося в проектной деятельности

этапы подэтапы проектной деятельности возможные воздействия родителей
     
мотивационный этап Выдвигаются первоначальные идеи, и выбирается лучшая идея Помогите ребенку выдвинуть как можно больше идей, записывайте их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять идеи порядком записи в столбце. Пусть идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор

Продолжение таблицы 2

     
этап планирования Выбирается и формулируется тема проектной работы Помогите выбрать лучшую идею и обосновать выбор
Формулируется цель и задачи проекта Может потребоваться помощь в правильной формулировке
Разрабатываются планы и структура выполнения проекта Помогите спланировать работу с учетом занятости вашего ребенка
Определяются сроки представления результатов (конечные и промежуточные), дорабатывается сама идея с учетом ее актуальности Возможно, потребуется корректировка плана проектной работы с учетом особенностей личного расписания ребенка
Обсуждаются возможные результаты работы по теме проекта Прикиньте возможные выходы с ребенком. Проект может предполагать определённые затраты. Помогите их спланировать, определить бюджет проекта.
Определяются и распределяются учебные задачи и устанавливаются сроки их выполнения Разбейте объем работ на небольшие части и определите срок выполнения каждой
Составляются программа и календарный план выполнения работ Скорректируйте план с учетом личной занятости ребенка. Содействуйте выполнению этого плана
информационно-операционный этап Распределяются конкретные задания и обязанности между участниками проектной группы Может потребоваться разъяснение обязанностей
Изучаются источники и литература по теме проекта Посодействуйте ребенку в передвижении до библиотеки, обращайте его внимание в книжных магазинах на книги по теме проекта
Собирается и обрабатывается информация по проблеме Посодействуйте в нахождении разнообразных источников информации. Источниками информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, ин­тервью, а также книги и периодические издания, Интернет

 

Продолжение таблицы 2

     
информационно-операционный этап Выполнение проекта, изготовление некоего продукта Помогите создать условия для создания продукта. Поддержать на этапе выполнения.
Готовятся выводы, которые сопоставляются с задачами проектной работы Может потребоваться помощь в подготовке выводов, грамматический и стилистический контроль
Оформляются результаты работы, и готовится отчет Подскажите основные правила оформления документов
Проект готовится к презентации Помогите провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять стресс перед выступлением
рефлексивно-оценочный этап Проводится публичная презентация проектной работы Присутствуйте на защите. Поддержите ребенка, у вас есть повод гордиться им
Анализируется работа, проделанная в течение проектного периода Обсудите вашу совместную работу, подумайте, что можно было сделать по-другому
Оценивается работа проектной группы в целом и каждого участника в частности Воспользуйтесь приложениями с предложенными критериями оценки

 

Таким образом, предложенные рекомендации помогут другим учителям начальных классов разобраться в сути проектной деятельности, эффективно её организовать в рамках внеурочной деятельности, построить процесс взаимодействия субъектов проектной деятельности – ученика, учителя и родителей, организовать психолого-педагогическое сопровождение.

 

Заключение

Данная работа была посвящена организации проектной внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС. Были решены следующие задачи:

1. изучены требования к внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО;

2. проанализирована специфика проектной деятельности;

3. рассмотрена организация проектной деятельности младших школьников в условиях внеурочной занятости;

4. проанализирована технология организации проектной деятельности в условиях внеурочной деятельности 1 класса МОУ СОШ №38;

5. разработаны практические рекомендации по организации проектной деятельности в рамках внеурочной деятельности.

В результате исследовательской работы были сделаны выводы:

· для организации внеурочной деятельности в начальной школе разработана нормативно-правовая база, где требования стандарта чётко определены;

· спецификой проектной деятельности является готовый продукт для использования в практике. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, как наиболее приемлемое средство решения проблемы;

· организация проектной деятельности младших школьников в условиях внеурочной занятости осуществляется при условии психолого-педагогического сопровождения. На каждом этапе: мотивационном, этап планирования, информационно-операционном, рефлексивно-оценочном, как учитель, так и учащиеся выполняют определённую роль, решают поставленные цели и задачи. В организации проектной деятельности учащихся начальной школы учитель, на своё усмотрение, привлекает родителей учащихся.

Подробно технология организации проектной деятельности в условиях внеурочной деятельности была показана на опыте работы 1 А класса МОУ СОШ №38, проанализированы положительные результаты, отмечены трудности, с которыми пришлось столкнуться.

По результатам проделанной работы были разработаны практические рекомендации по организации проектной деятельности в рамках внеурочной деятельности, описан алгоритм взаимодействия всех участников в работе над проектом. Помимо этого представлены рекомендации родителям по сопровождению учащегося в проектной деятельности. Разработаны информационные буклеты для учащихся и родителей. Предложенные рекомендации помогут другим учителям начальных классов разобраться в сути проектной деятельности, эффективно её организовать в рамках внеурочной деятельности, построить процесс взаимодействия субъектов проектной деятельности – ученика, учителя и родителей, организовать психолого-педагогическое сопровождение.

Таким образом, нами доказана выдвинутая гипотеза исследования, что эффективность реализации проектной деятельности в рамках внеурочной занятости обеспечивается при условии организации психолого-педагогического сопровождения.

 

Библиографический список:

1. Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика. - 2009. - № 4. - С.18 - 22.

2. Боровик, В.Г. Федеральный государственный образовательный стандарт: сохранится ли право ребенка на выбор? / В.Г. Боровик // Справ. рук. ОУ. - 2008. - № 4. - С. 57-61.

3. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09- 020549-8.

4. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 96 c.

5. Гузеев, В.В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения /В.В. Гузеев// Директор школы. - 1995. - №6. - С. 39 - 47.

6. Гузеев, В.В. Инновационные идеи в современном образовании /В.В. Гузеев // Школьные технологии. - 1997. - С. 3-10.

7. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А.Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. - М.: Просвещении, 2009. - 29 с. - (Стандарты второго поколения). ― ISBN 978-5-09-022138-2

8. Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления / пер. с англ. Н.М. Никольской; под ред. (и с предисл.) Н.Д. Виноградова. - М.: Мир, 1995.- С.202.

9. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. // под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.-152 с.

10. Кондаков, А.М. Образовательные стандарты второго поколения: [интервью с А.М. Кондаковым] / провела Л. Проноза // Справ. рук. ОУ. - 2009. - № 1. - С. 12-26.

11. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 39 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-019046-6.

12. Лебедева, Л.И. Метод проектов в продуктивном обучении / Л.И. Лебедева, Е.В. Иванова // Школьные технологии. - 2002. - № 2. - С. 116-120.

13. Маллуева, К.Ю. Роль родителей в проектной деятельности младших школьников / К.Ю. Маллуева // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - URL: https://festival.1september.ru/articles/510372 (дата обращения 29.03.2015)

14. Новикова, Т.И. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности / Т.И. Новикова // Народное образование. - 2008. - № 7.- С.18-21.

15. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / Под ред. В.А. Горского. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 111 с.

16. Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение – что это? / Н.Ю. Пахомова // Методист. -2004. - № 1.- С. 25-28.

17. Пахомова, Н.Ю. Учебное проектирование как деятельность /Н.Ю. Пахомова // Вестник Московского государственного областного университета. -2010. -№ 2. - С.38-45. - URL: https://vestnik-mgou.ru/Articles/View/26 (дата обращения 25.02.2015)

18. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н.Ю. Пахомова – М., 2003.

19. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. -112 с. ISBN 5-89415-268-2.

20. Переверзев, Л. Проектный подход и требования к учителю /Л.П. Переверзев // Школа и производство.- 2002. – № 1. - С. 14-16.

21. Смирнов, Д.В. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / Д.В Смирнов, В.А Горский, А.А Тимофеев. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. – 112 с.

22. Петрова, В.В. Метод проектов / В.В. Петрова - М.,1999.

23. Полат, Е. С. Метод проектов на уроках / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. 2000. - № 2. - С. 3.

24. Савенков, А.И. Творческий проект, или как провести самостоятельное исследование / А.И. Савенков // Школьные технологии. - 2006. - С. 144-148.

25. Телешева, Т.А. Педагогическая теория Джона Дьюи // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. – URL: https://si-sv.com/publ/16-1-0-288 (дата обращения 29.03.2014)

26. Харитонов, Н.П. Основы проведения школьниками исследовательских работ / Н.П. Харитонов – М.: Просвещение, 2002.-152.

27. Хибар, С.Ф. Организация исследовательской работы / С.Ф. Хибар - М.,2008.-126 c.

28. Чечель, И.Д. Метод проекта или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула / И.Д. Чечель // Директор школы. - 2008. - № 3.- C.23-24.

29. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. – 31 с.

30. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с. ISBN 978-5-7695-4068-4.

 

 

Приложение 1

Памятка для родителей, дети которых становятся участниками проектной деятельности:

«Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?»

Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя - знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью.

Помните, вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др.

Что такое метод проектов? Проект (от лат. «projectus», буквально-брошенный вперёд) замысел, план. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. В результате получаем «продукт».

Чтобы проще понять суть проекта представим его, как «пять П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Что могут делать родители?

· консультировать;

· отслеживать выполнение плана;

· решать оперативные вопросы;

· помогать в предварительной оценке проекта;

· участвовать в подготовке презентации;

· обеспечивать наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

Роль родителей на каждом этапе выполнения проекта:

На этапе выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них:

· помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей;

· записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце.

Пусть эти идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор.

Следующий этап: выбор и формулировка темы проектной работы.

Возможные действия родителей: помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор.

Затем идёт формулировка задачи проекта. Возможные действия родителей: может потребоваться помощь в правильной формулировке задачи проекта.

При разработке плана и структуры выполнения проекта возможные действия родителей проявляются в том, что они помогают спланировать работу с учётом занятости детей. Потребуется также помощь в корректировке плана проектной работы, определение сроков её выполнения с учётом особенностей личного расписания детей. Особое внимание со стороны родителей требует определение промежуточных сроков работы.

На следующем этапе идёт обсуждение возможных результатов работы по теме проекта в соответствии с конкретными частными задачами. Здесь возможные действия родителей таковы: прикинуть с детьми возможные выходы по каждой задаче, разбить объём работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой.

Затем исполнители проекта составляют программу и календарный план выполнения работ. Здесь родители могут помочь скорректировать план с учётом личной занятости детей и помочь создать условия для выполнения этого плана.

Очень важна помощь родителей на следующем этапе работы - изучение необходимого материала по теме проекта. Посмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Взрослые посодействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а так же книги, периодические издания, Интернет.

При распределении конкретных заданий и заданий между участниками проектной группы тоже может понадобиться вмешательство взрослых (ситуация несправедливого распределения обязанностей, объяснение обязанностей).

На этапе подготовки выводов по результатам работы над проектом детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле.

По результатам выполнения проекта готовится отчёт и публичная презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение детей перед выступлением.

И, наконец, работа по проекту заканчивается оценкой его результатов и самого процесса. Родители дают советы, которые помогут скорректировать деятельность детей в следующем проекте. Обсуждают с детьми, что уже можно было сделать самим, без помощи родителей.

Уважаемые родители, работая вместе с детьми над проектом, вы станете ближе к ним, сможете лучше понять интересы и проблемы своих детей.

 

Приложение 2

Темы проектов, которые были выполнены учащимися в условиях

внеурочной деятельности в 1 классе

 

№ п.п. Ф.И. Название проекта
  Владимир А. «Елка» и «Снеговик»
  Константин А. Новогодняя рукавица
  София Б. «Белоснежная красавица-ёлочка»
  Арина Г. Волшебная ель
  Александра Г. Птичья столовая
  Данил Е. Птичья столовая (кормушка)
  Арина Е. Снеговик
  Виталий Л. Новогодняя игрушка «Зайчик с морковкой»
  Дмитрий Л. Новогодний шар
  Изабелла К. Новогоднее печенье
  Кристина П. Белый Мишка
  Иван П. Новогоднее печенье
  Павел П. Новогодняя гирлянда
  Полина С. Новогодняя ёлочка
  Николай С. Новогодний восьмигранник
  Алексей Х. Новогодняя игрушка
  Юлия Х. Новогодний лучик (новогодние игрушки из солёного теста)
  Данил Ш. Новогодняя картина «Вид из окна»
  Софья Щ. «Зимние пингвины»

 

Приложение 3

Пример проекта: проект «ЕЛОЧНАЯ ИГРУШКА»

Актуальность: скоро Новый год. Здорово было бы украсить ёлку и сделать наш класс волшебным. А потом рассказать другим. Как это можно сделать. Подарить радость праздника.

Гипотеза: класс станет волшебным, а мир красивее, если его украшу я.

Цель: (что я хочу) сделать ёлочную игрушку своими руками, чтобы украсить ёлку

Задачи:

1. Изучить какие модели игрушек есть в книгах, делали друзья, есть в интернете…;

2. Выбрать понравившуюся игрушку;

3. Купить необходимые материалы;

4. Сделать игрушку своими руками, сфотографировать каждый этап (зарисовать схему каждого этапа)

5. Повесить её на ёлку.

6. Защитить свой проект.

7. Когда придёт Дед Мороз, рассказать Ему как я сделал игрушку.

Этапы проекта:

1. взять цветную бумагу…;

2. начертить шаблон детали;

3. вырезать детали;

4. склеить игрушку, фотографируя каждый этап склеивания;

5. повесить её на ёлку;

6. подготовиться к защите своего проекта (подтвердилась ли гипотеза?).

Защита проекта.

 

Приложение 4

План выступления учащегося на защите проекта

Пункты Варианты
Приветствие «Добрый день!» «Здравствуйте уважаемые члены жюри, гости и участники проектов»
Представление (фамилия, имя, класс, образовательное учреждение) «Меня зовут ……   Я учащийся (щаяся) 1 класса, школы №38
Название темы «Представляю вашему вниманию свой проект:.»
Актуальность темы «Эту тему я выбрал (а), потому что….»
Кратко о поставленной цели проекта и способах ее достижения «Цель моего проекта - ……………… Основные задачи: 1……………………………………………… 2……………………………………………… 3………………………………………………»
Кратко о ходе работы над проектом: «В ходе работы над проектом я: 1. получил (а) новые знания …; 2. научился (или научилась) работать с литературой, с разными источниками, в сети Интернет…; 3. получил (а) «продукт» проектной деятельности, который можно применить …;
Кратко о дальнейших шагах по теме проекта «Считаю, что данный проект может быть использован: 1………………….. 2………………….. 3……………………
Благодарность за внимание к выступлению «Спасибо за внимание, я готов (а) ответить на ваши вопросы»

 

 

Приложение 5

 

Критериев оценки проектов учащихся для членов жюри

 

№ п.п Ф.И. название проекта актуаль- ность оформление оригинальный подход, творческое решение умение подать свой проект при защите общий балл
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

 

 

Приложение 6

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: