1.1. Дипломная работа выпускника вуза и диссертация:
Общее и особенное
Магистерская и кандидатская диссертации представляют собой обобщение результатов самостоятельной исследовательской деятельности выпускников магистратуры и аспирантуры соответственно.
Как и дипломная работа выпускника вуза, диссертация является квалификационной работой, т.е. готовится с целью публичной защиты для получения определенной степени. При защите кандидатских и докторских диссертаций соискатели получают соответствующие ученые степени либо кандидатов, либо докторов наук. При защите же магистерской диссертации речь идет о получении академической степени магистра. А в чем же, собственно, состоит отличие магистерской степени от кандидатской, а, следовательно, и магистерской диссертации от кандидатской? Ясно и четко об этих отличиях сказали в своей книге английские профессора Эстел М. Филипс и Д.С. Пью [34], активно занимающиеся подготовкой магистров и аспирантов (см. отступление 1.1).
|
Подчеркнув различие между магистерской и кандидатской диссертациями, следует обратить внимание и на то, чем диссертация вообще отличается от дипломной работы. А между ними существует еще большее различие, чем между диссертациями – кандидатской и магистерской. Другими словами, между диссертацией и дипломной работой есть то особенное, что вообще выделяет диссертацию в особый класс выпускных работ. Общим же у них является только то, что обе они являются квалификационными, и не более. Однако уже и в этом общем сокрыто (завуалировано) коренное различие между этими видами выпускных работ. Речь идет об оценке не только разных уровней квалификации, но и разных видов (типов) этой квалификации. Дипломная работа предназначена для оценки профессиональной квалификации выпускников бакалавриата по соответствующему направлению подготовки, или специальности, в высшем учебном заведении (в данном случает, по отношению к бакалавриату, речь идет о направлениях «экономика» и «менеджмент»), и при ее защите выпускнику вуза (будущему бакалавру или специалисту) надо показать, что в процессе обучения им накоплен достаточный уровень общепрофессиональных знаний, и он может применять их (имеет навыки и умения) в практической деятельности. Об оценке совершенно не такой квалификации идет речь при защите диссертации (причем, любой – магистерской, кандидатской, докторской).
Диссертация (от лат. dissertation – рассуждение, исследование) – это не только квалификационная работа, но и научная, подготовленная для публичной защиты с целью получения ученой степени. Цель любой диссертации состоит в решении научной проблемы (большой или малой, что определяется степенью, на которую претендует соискатель) путем познания предмета исследования, открытия в нем неизвестных сторон, характеристик, и совершенствования на этой основе (на основе новых знаний, полученных в ходе научных исследований) выбранного объекта исследования.
Диссертация представляется в виде рукописи (т.е. в письменном виде). Следовательно, можно сказать, что диссертация представляет собой особый научно-литературный жанр. Она должна быть написана понятным научным языком, иметь четкую логику в изложении полученных научных результатов, быть непротиворечивой и обладать мощной доказательной силой. Ее должен отличать безупречный стиль изложения результатов исследования. Он должен быть строгим, с применением широкого понятийного научного аппарата, но, несмотря на это, легко воспринимаемым при чтении, доступным. Текст диссертации должен быть органично дополнен рисунками, графиками, диаграммами, таблицами, увеличивающими информативность текста, что делает ее стиль специфичным, характерным только для научных текстов и что позволяет определить диссертацию, как самостоятельный литературный жанр.
Диссертация представляет собой единоличный научный труд ее автора. Поэтому в ней должны легко просматриваться личные достижения соискателя в области выбранной им науки. Исходя из этого, текст диссертации следует представлять таким образом, чтобы в нем были отражены достижения других ученых с указанием их имен и фамилий, а также и их печатных трудов. Это позволяет автору диссертации зримо, в сравнении, показать свои достижения в рамках выбранной темы исследования, выделить их из всей массы ранее произведенных знаний. Таким образом, к форме диссертации предъявляются весьма жесткие требования, хотя они нигде формально и не зафиксированы. Весьма образно об этом написали в своей книге Эстел М. Филипс и Д.С. Пью [34, с. 85]. Они, характеризуя форму диссертации, провели аналогию с музыкой, используя форму такого музыкального произведения, как соната. Форма сонаты еще не дает представления о ее содержании. Так сонаты Гайдна вовсе не похожи на произведения Леннона и Маккартни, которые так же использовали эту форму. А джазовые произведения Скотта Джоплина, несмотря на ту же самую форму, совершенно не похожи ни на произведения Гайдна, ни на произведения Леннона и Маккартни. Точно также обстоит дело и с диссертациями. Этот жанр, также как и соната, требует применения одной форм, но с уникальным содержанием. По форме диссертация должна содержать в себе исчерпывающую характеристику состояния области исследования, обоснование направления научного поиска, доказательство достоверности используемой информации и выводов.
Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что подготовленная таким образом диссертация должна представить способности соискателя для работы в области науки. А что же такое наука вообще? Ответ на этот вопрос содержится в следующем параграфе данной главы.
1.2. Наука и научная деятельность
Наука, по определению, представляет собой сферу человеческой деятельности, направленную на выработку и систематизацию объективных знаний об окружающем людей мире. Содержание науки нашло довольно полное определение в многообразной философской литературе (см. отступление 1.2).
|
Анализируя и другие философские издания, посвященные науке и научной деятельности, можно придти к выводу, что понятие науки многообразно. Она, как следует из этих публикаций, включает в себя всю деятельность, направленную на приращение знаний, но и не только. В понятие науки включают также и результаты этой деятельности, выражающиеся во все увеличивающейся сумме знаний о природе и обществе, лежащих в основе научной картины мира. Но и это еще не все. Под наукой также понимают обозначение отдельных отраслей научного знания. Например, «экономика», как наука (которую часто называют «экономическая наука»), др. Наука, как сфера деятельности, кардинальным образом отличается от всех других видов деятельности людей по своему результату, который всегда связан с приращением нового знания, приводящего к изменениям в других сферах человеческой деятельности. Таким образом, под наукой, в общем и целом, следует понимать логически непротиворечивую систему научных знаний, выраженную в понятиях о явлениях и законах природы и общества, служащую теоретической основой для их целенаправленного преобразования в интересах человечества.
Есть несколько классификационных схем науки. Во-первых, вся наука, и как сфера создания новых знаний, и как совокупность накопленных знаний, условно подразделяется на естественные, общественные и технические науки. Каждая из них, в свою очередь, подразделяется на отдельные отрасли научного знания, которые, в свою очередь, на научные специальности, включающие в себя специализации. Так, в частности, в состав экономической науки, относящейся к классу общественных наук, входит специальность «экономика и управление народным хозяйством», имеющая шифр 08.00.05 и включающая в себя ряд специализаций: «экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами промышленности», «экономика труда», «региональная экономика», др. (см. приложение № 3).
По непосредственному отношению к практике и по своей направленности в исследованиях, во-вторых, науку принято подразделять на фундаментальную и прикладную. Основную свою задачу отрасли фундаментальных наук видят в познании объективных законов взаимодействия и развития базисных структур природы, общества, мышления. Фундаментальные науки изучают эти законы, так сказать, в «чистом виде», т.е. безотносительно к их применению. Результаты фундаментальных исследований используются прикладными науками в решении своих частных познавательных задач, а также в совершенствовании технических систем и процессов, улучшении социально-экономических условий общественного бытия, др., к чему, собственно, и сводятся задачи прикладных наук и прикладных исследований.
Наука, как сфера человеческой деятельности и результат этой деятельности динамична, она постоянно пополняется новыми знаниями, добываемыми учеными в процессе научных исследований. Истинная цель науки, как следует из приведенных выше определений, как раз и заключается в производстве новых знаний и ни в чем другом. А новые знания непременно должны производиться в процессе выполнения диссертационных исследований. Таким образом, диссертационная работа, если еще более точно определить ее предназначение, в дополнении к изложенному в параграфе 1.1, и ее защита, должны показать умение (квалификацию) соискателя, в данном случае выпускников магистратуры и аспирантуры, производить новые знания, полезные для общества, т.е. способствовать приращению научных знаний. Необходимость производства новых знаний и составляет суть особенных отличительных характеристик диссертации от дипломной работы. Именно квалификацию в производстве новых знаний и следует оценивать, в частности, государственной аттестационной комиссии при защите магистерских диссертаций и диссертационному совету при защите кандидатских диссертаций.
Защитив ту или иную диссертацию, соискатель становится ученым, обладающим соответствующей степенью. Он может производить новые знания, т.е. он может быть руководителем и (или) исполнителем в различного рода научных исследовательских программах, он также может работать преподавателем в вузе, он, впоследствии, может стать научным руководителем в магистерских и кандидатских диссертациях, он может работать в государственных аттестационных комиссиях по защите магистерских и в диссертационных советах по защите кандидатских и докторских диссертаций, он может выступать в качестве эксперта (рецензента или оппонента) по оценке диссертаций, написанных другими, и т.п. Все это требует наличия у него широкой профессиональной эрудиции, глубоких знаний, умений и навыков проводить научные исследования и оценивать их результаты, полученные другими. Об этом довольно хорошо написали уже дважды цитировавшиеся в этой книге английские профессора Э. М. Филипс и Д.С. Пью [34] (см. отступление 1.3).
|
Как следует из отступления 1.3 быть ученым непросто, но интересно. Для этого надо много знать, постоянно пополняя свои знания, уметь самому производить новые знания, уметь доказательно предоставлять их научной общественности. А чтобы стать ученым, надо доказать соответствие своей квалификации этому званию, написав и защитив соответствующую диссертацию. В связи с необходимостью оценки квалификации соискателя в производстве им новых знаний и появилось, очевидно, основное понятие, неизбежно сопутствующее любой диссертационной работе, и при этом не обязательное для дипломной, а именно, понятие научной новизны, о чем речь идет в следующем параграфе данной главы.
1.3. Научная новизна. Что это такое?
Под научной новизной при квалификационной оценке любой диссертации – магистерской, кандидатской, докторской – понимаются такие результаты, полученные соискателем (выпускником магистратуры, аспирантом, докторантом), которые ранее в таком виде (в такой форме) никому не были известны, нигде не были опубликованы и нигде не применялись. И, что не менее важно, применение этих новых знаний на практике существенно повышает эффективность и результативность деятельности людей в той сфере, для которой они и созданы. Получить такие результаты можно только в процессе научного исследования. Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что диссертация представляет собой самостоятельное научное исследование, включающее в себя совокупность научных положений и обобщений (собственно научную новизну), имеющих внутреннее единство и свидетельствующих о личном вкладе соискателя в разработку научной проблемы, обозначенной в теме диссертации. Положения научной новизны (новое знание, полученное лично автором диссертации), выносимые на защиту, должны быть логически и четко (без противоречий) изложены, аргументированы и соотнесены с ранее известными научными разработками в этой области (а именно в той, что заявлена в теме диссертационного исследования) с тем, чтобы отделить новые научные результаты, полученные лично соискателем, от уже известных (об этом подробнее написано в § 2.6).
Но что же такое научная новизна вообще, если говорить о ней конкретно? К сожалению, совершенно конкретно о ней еще никто не сказал, что иногда воздвигает перед соискателями труднопреодолимые барьеры в их дискуссиях с руководителем, оппонентами, рецензентами и др., ибо каждый из них по-разному понимает научную новизну. Некоторые, и их немало, завышают требования к научной новизне, видя в диссертации только научную работу и забывая о том, что она, все-таки, является еще и квалификационной. Некоторые, наоборот, склонны занижать требования к содержанию научной новизны, сводя ее, в частности, в диссертациях по экономике и управлению, к элементарному анализу хозяйственной деятельности предприятий, зафиксированных в этих диссертациях как объекты исследования. А коль скоро нет однозначного понятия этой важнейшей категории, есть смысл, хотя бы коротко, познакомиться с различными взглядами на нее. Так, в частности, высшая аттестационная комиссия (ВАК) РФ в своем «Положении о порядке присуждения ученых степеней», не употребляя термин «научная новизна», в отношении докторских и кандидатских диссертаций требования к ним определяет следующим образом (см. отступление 1.4).
|
Более конкретно о научной новизне идет речь в некоторых специальных пособиях. Так, в частности, Ю.Г. Волков в своей книге [10] дает, более точное представление о научной новизне, чем это сделано в официальном Положении ВАК РФ (см. отступление 1.5).
|
Несколько иной, но, в общем-то, похожий подход к оценке научной квалификации соискателей применяется и за рубежом. Так, в частности, в книге Э.М. Филипс и Д.С. Пью [34], в Англии, вместо понятия «научная новизна» рекомендуется применять понятие «оригинальный вклад». Имеется в виду оригинальный вклад в науку. Следует обратить внимание на то, что и Ю.Г. Волков, говоря о научной новизне в своем пособии, ведет речь, в том числе, и о разработке соискателями оригинальных тем. Значит, между понятиями «оригинальный вклад» и «научная новизна» существует прямая связь, поскольку и к тому, и к другому вполне применимо определение «впервые». Думается, что знакомство соискателей и их руководителей с зарубежным опытом оценки научной новизны диссертаций на основе «оригинального вклада» в науку будет весьма полезным (см. отступление 1.6).
В России есть немало работ, позволяющие конкретизировать элементы научной новизны (элементы оригинального вклада в науку). Об оценке научной новизны, актуальности и практической значимости подробно написали в своей книге профессора Н.И. Аристер и Н.И. Загузов [1], много лет проработавшие в Высшей аттестационной комиссии России. Решению этой же проблемы посвящена и небольшая работа профессоров Ф.С. Веселкова (Санкт-Петербургский университете экономики и финансов) и В.А. Гаги (Томский государственный университет), которые предложили компактную по форме, но емкую по содержанию квалификационную систему оценок научной новизны в диссертационных работах [8]. В предлагаемой ими классификации типов (видов и разновидностей) элементов научной новизны реализована попытка, выделить личный вклад соискателя в теорию и практику развития исследуемой области. В их классификационных оценках, следует подчеркнуть, присутствуют слова «впервые» и «оригинально», что свидетельствует о некотором подобии подходов в зарубежных и отечественных системах оценки научной квалификации. Однако эти слова у них употребляются только при оценке довольно глобальных элементов научной новизны, характерных, пожалуй, только для диссертаций, предъявляемых к защите на соискание степени доктора наук (см. отступление 1.7).
|
При идентификации научной новизны в магистерской диссертации, безусловно, можно пользоваться требованиями, сформулированными и Э.М. Филипс, и Д.С. Пью, а также и требованиями их соотечественника Фрэнсиса (см. отступление 1.6), и классификацией Ф.С. Веселкова и В.А. Гаги (см. отступление 1.7), и рекомендациями Н.И. Аристера и Н.И Загузова [1], Ю.Г. Волкова [10], а также и других ученых, имеющих опыт в оценке научных квалификационных работ. А поскольку степень магистра, как справедливо утверждают Э.М. Филлипс и Д.С. Пью (см. отступление 1.1), свидетельствует о более низком уровне квалификации, чем степень кандидата наук, то и элементы научной новизны в магистерской диссертации, очевидно, не должны носить такой глобальный характер, какой они имеют в кандидатских, и особенно в докторских диссертациях. Для магистерских диссертаций будет вполне приемлемо, если элементы их научной новизны будут подходить под четвертый, пятый и шестой пункты классификационной схемы Ф.С. Веселкова и В.А. Гаги (см. отступление 1.7), или под первые шесть пунктов схемы Э.М. Филлипс и Д.С. Пью, или под первые три пункта классификации Фрэнсиса (см. отступление 1.6). Очевидно также и то, что количество элементов научной новизны в магистерской диссертации должно быть меньше, чем в кандидатской. Так, если в кандидатской диссертации требуется не менее четырех-пяти пунктов научной новизны, то в магистерской будет вполне достаточным наличие двух пунктов, относящихся, как уже отмечено, к наименее значимым типам по той или иной классификации.
Можно привести следующий пример идентификации элементов научной новизны в диссертации. Используя характеристики и условные обозначения, предложенные Ф.С. Веселковым и В.А Гагой, представление научной новизны в диссертационной работе (во введении к ней), которая посвящена совершенствованию системы нормирования труда на отечественных предприятиях в связи со становлением и развитием в России рыночных отношений, можно выполнить так, как это представлено в приведенной ниже таблице (см. табл. 1.1).
Таблица 1.1
Научная новизна диссертационного исследования
№ п/п | № параграфа | Наименование элементов научного вклада (научной новизны) | Степень новизны |
1 | 1.1 | Предложена модель структуризации задач экономической реформы, в которой зафиксированы роль и место нормирования труда | РТ, РП |
2 | 1.1, 1.2, 1.3 | Обоснована необходимость реформирования нормирования труда как специфической функции промышленного менеджмента | РТ, РП |
3 | 1.3 | Доказана объективная необходимость нормирования труда как самостоятельной функции промышленного менеджмента | ВТ |
4 | 1.4 | Предложена и обоснована концептуальная модель системного обоснования норм труда на предприятиях в условиях рыночной экономики | ВТ |
… | … | … | … |
Таким образом, научна новизна составляет ту основу, которая делает квалификационную работу диссертацией, т.е. работой и содержащей новые знания, и позволяющей судить о квалификации соискателя в области производства этих новых знаний. Если в работе, представленной к защите нет научной новизны, ее нельзя считать диссертацией. Возможно, она будет хорошей дипломной работой, по которой можно судить о профессиональной квалификации, но никак не о научной. А магистр – это хотя и не ученая степень, а академическая, но предшествующая ученой степени кандидата наук, то, как степень, должна свидетельствовать о том, что носитель ее умеет производить новые знания, т.е. имеет определенную научную квалификацию. Тем более это касается кандидата наук.