Непрерывность и преемственность образовательных программ различного уровня в сфере социального образования.




Они заложены у уже в формулировках Закона "Об образовании", где говорится, в частности, о преемственных образовательных программах. Между тем на "стыках" образовательных программ (или этапов обучения) эта преемственность оставляет желать лучшего. Особенно плохо согласованы "выходные" требования полной средней школы и "входные" требования вуза, что заставило Министерство образования разработать специальную комплексную программу по их согласованию.

Одним из путей преодоления указанной несогласованности является интеграция различных учебных заведений и создание так называемых образовательных комплексов типа "школа - детский сад" или "школа - вуз". Интересно, что 28% опрошенных ректоров российских вузов считают необходимым обеспечить непрерывность среднего и высшего образования и выступают за интеграцию школ и вузов в единые образовательные комплексы.

Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении. При этом под непрерывностью мы будем понимать наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное, объективное и субъективное, продвижение учащихся вперед на каждом из последовательных временных отрезков. Под преемственностью понимается непрерывность на границах различных этапов или форм обучения (детский сад – школа, школа – вуз, вуз – последипломное обучение и т.д.), т.е. в конечном счете – единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования.

Таким образом, непрерывность и преемственность предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения от детского сада до последипломного и курсового обучения.

Сложившаяся в современном российском обществе ситуация как раз и характеризуется отсутствием такой единой системы и рассогласованностью целей (и соответственно программ, учебников, контрольных требований) на стыках различных этапов и форм обучения.

Учитывая многообразие форм обучения, в особенности на этапе школы, следует, по-видимому, различать внешнюю непрерывность (преемственность), т.е. организационный переход обучения на более высокую ступень, и внутреннюю непрерывность (преемственность), определяемую соотнесенностью содержания образования на каждой предшествующей и последующей ступени. Это относится ко всей системе образования.

Вместе с тем внутри каждой ступени и каждой формы обучения должна быть предусмотрена вариативность программ для учащихся с разным уровнем подготовки, разными общими способностями и знаниями, разным уровнем личностно психологической зрелости (в частности, с разным уровнем доступной им самоорганизации), наконец, относящихся к различным личностно психологическим типам. Последовательно проведенная стратегия вариативности позволяет в значительной мере снять психологические барьеры, максимально дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения, адаптировать его к особенностям учащихся.

Таким образом, важнейшей задачей является обеспечение целевого и содержательного единства учебной деятельности на всем протяжении процесса образования. А так как образование – непрерывный процесс, растянутый на всю жизнь, речь идет о целевом и содержательном единстве всей системы непрерывного образования.

Закон "Об образовании"-говорится о преемственных образовательных программах -

преемственность оставляет желать лучшего.Плохо согласованы "выходные"

требования полной средней школы и "входные" требования вуза, что заставило

Министерство образования разработать комплексную программу по их согласованию.

Нужна: 1) интеграция различных учебных заведений и создание так называемых

образовательных комплексов типа "школа - детский сад" или "школа - вуз".

2)непрерывность и преемственность в обучении.Непрерывность - наличие

последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образования,

переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное,объективное и

субъективное, продвижение учащихся вперед на каждом из последовательных

временных отрезков.Преемственностью-непрерывность на границах различных

этапов или форм обучения (детский сад – школа, школа – вуз)

Сложившаяся в современном российском обществе ситуация как раз и

характеризуется отсутствием такой единой системы и рассогласованностью

целей(и соответственно программ,учебников,контрольных требований) на стыках

различных этапов и форм обучения.

Таким образом, важнейшей задачей является обеспечение целевого и

содержательного единства учебной деятельности на всем протяжении процесса

образования. А так как образование – непрерывный процесс, растянутый на всю

жизнь, речь идет о целевом и содержательном единстве всей системы непрерывного

образования.

7.Структура и виды нормативных документов в сфере образования.

Законодательство РФ в области образования включает в себя:

· Конституцию РФ

· Федеральный закон «Об образовании

· другие законы, принимаемые в соответствии с законом «Об образовании»

· нормативные правовые акты РФ (в т.ч. постановление Правительства)

· законы и иные правовые акты субъектов РФ в области образования.

В Конституции РФ, принятой 12.12.1993 г., образованию посвящена 43-я статья.

«1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.»

Ныне действующий закон РФ «Об образовании» № 12-ФЗ принят ГД 12.06.95 г., одобрен Советом Федерации 5.01.96 г. и подписан президентом 13.01.96 г.

Под образованием в данном Законе понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) (см. преамбулу к Закону).

Федеральные законы в области образования:

· разграничивают компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

· регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации;

· вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Федерации и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.

Министерство образования и науки РФ вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и др. документы по которым требуется решение Правительства, а также самостоятельно принимает нормативные правовые акты (постановления, приказы,)

В своем инструктивном письме от 5.07.2004 г. № 02-24ин/л «О вопросах лицензирования, аттестации и государственной аккредитации» ФС по надзору в сфере образования и науки сообщает, что «сохраняет ранее действовавшие в Минобразования России порядки, принципы и организационные подходы к проведению процедур лицензирования, аттестации, государственной аккредитации и комплексной оценки деятельности образовательных учреждений и просит неукоснительно их придерживаться».

Для включения в график проведения комплексных оценок деятельности образовательных учреждений и аттестаций филиалов на учебный год образовательные учреждения до 01 декабря должны представить в Управление лицензирования, аттестации и аккредитации Федеральной службы (далее – Управление) следующие документы:

· заявление учредителя(ей) высшего учебного заведения на проведение повторной (очередной) лицензионной экспертизы по установленной форме 1 (приложение №5 к приказу Минобразования России от 23.04.2001 №1800, зарегистрирован в Минюсте России 06.06.2001 за №2740);

· выписку из решения ученого совета с ходатайством о проведении лицензионной экспертизы образовательного учреждения;

· заявление высшего учебного заведения на проведение аттестационной экспертизы вуза или филиала по установленной форме (приложение №1); (заявление на аттестацию филиала образовательного учреждения представляется ректором вуза, структурным подразделением которого является филиал);

· выписку из решения ученого совета с ходатайством о проведении аттестационной экспертизы образовательного учреждения и (или) его филиала.

В целях совершенствования процедур повторного (очередного) лицензирования, аттестации и государственной аккредитации вуза приказом Минобразования РФ от 12.11.99 № 864 «О комплексной оценки деятельности высшего учебного заведения» введена комплексная оценка деятельности вуза, основанная на объединении данных процедур.

Порядок комплексной оценки предусматривает выдачу вузу лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации на единый срок (5 лет), сокращение времени принятия необходимых решений и объема делопроизводства, финансовых затрат вуза за счет проведения внешней экспертизы силами единой комплексной комиссии.

Цель лицензирования (лицензионной экспертизы) заключаются в установление соответствия предлагаемых соискателем лицензии условий осуществления образовательного процесса государственным и региональным требованиям в области:

· строительных норм и правил;

· социально-бытового обеспечения обучающихся и работников;

· обеспечения зданиями и помещениями, используемых для организации и ведения образовательного процесса;

· обеспеченности образовательного процесса учебной литературой и иными информационными ресурсами;

· материально-техническое оснащения и организации практики;

· образовательного ценза педагогических работников;

· укомплектованности штатов и др.

Министерство образования России осуществляет лицензирование образовательной деятельности вузов по всем реализуемым ими образовательным программам. Решение о выдаче лицензии лицензирующий орган принимает на основании заключения экспертной комиссии.

Целью и содержанием аттестации, является установление соответствия содержания уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов.

Образовательное учреждение может быть лишено государственной аккредитации по результатам аттестации.

Необходимым предварительным этапом аттестационной экспертизы, проводимой Госинспекцией по аттестации учебных заведений России, является самообследование вуза.

Структура государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Соотношение федеральных и национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов.

Государственный образовательный стандарт – это утвержденный Правительством РФ документ, который устанавливает:

– обязательный минимум содержания образовательных программ (под образовательной программой в данном случае понимается документ, определяющий содержание образования, иными словами это комплект разных документов, определяющих, как должен быть построен учебный процесс: какие дисциплины будут изучаться студентами, в какой последовательности, в каком объеме и т. д.);

– максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

– требования к уровню подготовки выпускников.

Эти требования в совокупности составляют федеральный компонент государственного образовательного стандарта, который обязательно должен быть включен каждым учебным заведением в разрабатываемую им образовательную программу. Федеральный компонент стандарта устанавливается государственным органом управления образования (сейчас Министерством образования и науки РФ).

Кроме того, каждый стандарт предусматривает так называемый национально-региональный компонент. Его содержание определяется самим учебным заведением с учетом местных особенностей и потребностей региона (национальных, социальных, экономических и др.), а также возможностей образовательного учреждения.

Помимо федерального и национально-регионального, ГОС предусматривает компонент, который называется «Курсы по выбору». Курсы по выбору включаются в каждый раздел образовательной программы подготовки социальных педагогов в вузе. Курсы по выбору представляют совокупность учебных дисциплин, которые способствуют углублению профессиональной компетентности будущего специалиста, ориентируют в области профессиональной деятельности и способствуют развитию творческой индивидуальности студента.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: