Особенности работы трансмиссионных масел:
- зубчатые передачи работают в условиях граничного трения;
- они должны сохранять работоспособность при температуре 150 ÷ + 50° C;
- время работы трансмиссии продолжительное;
- масло должно снижать уровень шума и вибрации.
Давление в местах контакта зубьев 600 ÷ 1200 мПа, в гипоидных до 4000 мПа, большие скорости скольжения, температура в местах контакта зубьев достигает 800° С, температура масла в агрегатах трансмиссии 120 ÷ 150° С. В этих условиях часто создаются условия граничного трения. Поэтому трансмиссионные масла должны обладать высокими противоизносными, противозадирными свойствами, в них больше присадок. Нижний предел температур должен обеспечивать трогание с места при низких температурах и переход на повышенные передачи. Эти масла должны обладать хорошими антикоррозийными свойствами и образовывать минимум пены.
![]() |
![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() | ||

Пластические смазки
Назначение - пластические смазки применяются в узлах трения где не удерживается смазка или невозможно обеспечить непрерывное пополнение.
Получение – загущение масел производят загустителями (жирными солями мягких металлов, мылом, парафином и др.). Название металла переносят на смазку (натриевая, кальциевая, стронциевая и т.д.) Действие смазки сложнее чем масла, поэтому для правильного выбора очень важно знать её свойства.
Свойства смазок.
Температура каплепадения – это температура при которой падает первая капля. По этому показателю смазки делятся на тугоплавкие (Т – выше 100° С), среднеплавкие
(С), низкоплавкие (Н - 65° С). Температура рабочего узла должна быть ниже на
15 ÷ 20° С температуры каплепадения смазки.
Предел прочности – характеризует способность смазки удерживаться в узлах трения, должен быть не ниже 300 ÷ 600 Па.
Число пенетрации – характеризует консистенцию и степень мягкости смазки и колеблется от 170 до 420. Это условный показатель для оценки идентичности рецептуры и соблюдении технологии изготовления. Чем больше число пенетрации, тем мягче смазка.
Коллоидная стабильность – это способность смазки сопротивляться расслаиванию.
Водостойкость – это способность смазки противостоять размыву водой.
![]() |
Специальные смазки: графитная – в открытых узлах, например, между листами рессор, АМ – карданная для грузовых, шрус - 4 для шарниров равных угловых скоростей, ШРБ – 4 для герметизированных шарниров подвесок, ЛСЦ – в шлицевых соединениях, шарнирах, осях приводов педалей, стеклоподъёмниках.
![]() |
Организация рационального использования смазочных материалов
Потери ГСМ.
Количественные – разлив, перелив, подтекание, подкапывание.
Качественные – изменение свойств из – за загрязнений, обводнений, окислений, смешений.
Смешанные – при хранении бензин теряет лёгкие фракции, что ведёт к ухудшению пусковых свойств и уменьшению количества.
Контроль качества ГСМ необходим для обеспечения надёжной, длительной работы агрегатов автомобиля, для обнаружения некондиционных нефтепрдуктов и исправления их качества на всех этапах транспортировки, приёма, хранения, отпуска, заправки. Скорость химических изменений ГСМ зависит от температуры, действия цветных металлов ёмкостей. Полноты их заполнения. Нужно хранить ГСМ в подземных ёмкостях или их окрашивать светлой краской отражающей лучи солнца. ТУ не допускается наличие воды, но она может попасть при хранении или неполном заполнении баков а/мобиля. Качество ГСМ ухудшается при попадании примесей (пыль, продукты коррозии, износа).
Перерасход ГСМ происходит если:
-плохое техническое состояние агрегатов, например, не работает одна форсунка расход увеличивается до 20℅, а при снижении температуры в системе охлаждения на 30° С увеличивает расход до 10℅ и т.д. К перерасходу в большой степени приводит приводят неисправности топливной аппаратуры, системы зажигания, охлаждения, износа КШМ, неправильная регулировка ГРМ;
- экономии масел можно достичь за счёт снижения доливов, на преждевременные замены, уменьшения на «угар». На угар расходуется до 80℅ масла. Угар зависит от состояния КШМ;
- потери пластических смазок не малые на стенках и днищах тары, в пресс – маслёнках, штуцерах, трубках и т. д. Общие потери достигают до 16℅, только при использовании ручного шприца до 11%.
Специальные жидкости
Охлаждающие жидкости.
- требования к охлаждающим жидкостям:
- высокая температура кипения;
- низкая температура замерзания;
- высокая теплоёмкость, стабильность;
- отсутствие образования накипи;
- не токсичность и пожаробезопасность.
Амортизационные жидкости служат для гашения колебаний элементов подвески. Главный эксплуатационный показатель – вязкость при плюсовых иминусовых температурах.
Тормозные жидкости.
БСК - не рекомендуется применять при температурах ниже -20° С и выше
+ 30° С. Применяют в гидроприводах тормозов старых грузовых и легковых автомобилей кроме ВАЗ.
Нева – огнеопасна, при попадании на кожу вызывает дерматит. Применяют в приводе тормозов и сцеплений автомобилей до 1985 года выпуска. Срок службы не более 1 года.
Томь – работает при температуре -40°С ÷ + 45° С. Для всех автомобилей кроме ВАЗ. Срок службы 2 года.
Роса работает при температуре -40 ÷ + 45° С, для всех грузовых и легковых автомобилей. Срок годности 3 года.
Пусковые жидкости: «холод – 40» для дизелей, «Арктика» для карбюраторных.
Моющие средства для удаления технических загрязнений двигателей применяют промывочное масло НП – ФД, при его отсутствии ипользуют масло с низкой вязкостью МГ – 22 (АУ).
![]() |
Не металлические материалы