Магистерских и кандидатских диссертациях 10 глава




§ обретение обучающимися понимания различий между дипломной работой и диссертацией;

§ знакомство обучающихся с такими атрибутами диссертационных исследований, как научная новизна и практическая значимость; их логическая связь и взаимозависимость в рамках одного диссертационного исследования;

§ освоение системного подхода и приобретение навыков в организации научных исследований с его использованием;

§ приобретение обучающимися конкретных знаний в области методов и средств научных исследований;

§ выработка первоначальных навыков в применении этих методов в практике научных исследований;

§ приобретение знаний и навыков в построении методологических схем научных исследований;

§ выбор и обоснование темы диссертационного исследования, которая была бы актуальной, способной обеспечить соискателю получение научной новизны, имеющей практическую значимость.

Семинар должен проводится в форме последовательных (понедельных) сочетаний бесед (лекций) преподавателя с группой обучающихся по теме очередного задания, на которых активная роль принадлежит преподавателю, с занятиями, похожими на конференции. И они – эти занятия – в данном пособии названы именно конференциями. На них (на этих конференциях) активная роль принадлежит уже самим обучающимся, а преподаватель только ведет эту конференцию, задает вопросы, обеспечивает возникновение в аудитории дискуссии и т.п.

На преподавательских беседах (лекциях) преподаватель комментирует содержание соответствующих параграфов первой главы данного пособия, а также и других пособий, посвященных тому, как следует работать над диссертациями, обращает внимание на особые обстоятельства, касающиеся темы конкретной конференции, делится своим опытом и т.п. Обучающиеся делают короткие записи, если в этом есть необходимость, задают уточняющие вопросы и т.п. Затем они получают задание, содержание каждого из которых приведено ниже, на подготовку своих сообщений по поводу обозначенной темы. Так, в частности, тема первого семинара (см. ниже) посвящена актуальности темы диссертационного исследования, формулированию его целей и задач, научной новизне и практической значимости получаемых результатов.

На конференциях участники семинара делают короткие доклады (не более десяти – двенадцати минут) на заданную тему, к которым начинают готовиться после преподавательской беседы (лекции). При подготовке к конференции они, кроме материалов данного пособия, должны изучать и соответствующую теме семинара научную литературу. Подбор этой литературы они должны осуществлять самостоятельно, что позволяет развивать навыки научного монографического поиска. Однако, вместе с тем, в конце пособия представлен аннотированный библиографический список, которым участники семинара, безусловно, могут воспользоваться. Особенно это касается тех тем методологического семинара, в которых речь идет о методах научных исследований, об экономических законах, о методологии экономической науки и т.п. Все эти вопросы, так или иначе, затронуты в данном пособии, но ни один из них не рассмотрен подробно, ибо и цели такой не было. Очевидно, что студенты магистратуры и аспиранты, работающие над диссертациями должны знать об этих вопросах гораздо больше, чем это представлено в данном пособии. Таким образом, для расширения и углубления своих знаний в области методологии и методов научных исследований в сфере экономики они должны тщательно проработать не только то, что представлено в данном пособии, но и то, что содержится в специальной литературе, как представленной в аннотированном списке, так и в той, которая, по тем или иным причинам, не вошла в него, но которая соответствует теме конференции, и которая заинтересовала обучающегося. Например, параграф, посвященный математическому моделированию экономических процессов, объектов, явлений, содержит только самые общие сведения об этом методе. В нем даже не представлено ни одной модели. Сделано это умышленно. Невозможно в одном параграфе написать всё о математическом моделировании, и основная его задача заключается в том, чтобы направить начинающего исследователя в своем поиске, показать ему возможные пути получения новых знаний в области экономики с использованием тех или иных математических методов. А как это можно сделать, соискатель должен узнать, изучив специальную литературу по тому или иному математическому методу, который решил включить в свою методологическую схему, и доложить это на соответствующей тематической конференции.

Такой подход должен быть применен при подготовке к каждой конференции. А поэтому в заданиях к ним в квадратных скобках, в форме номеров, представлена литература из аннотированного библиографического списка для самостоятельного изучения. Безусловно, как уже указывалось, в подготовке к конференциям может быть использована и не указанная в аннотированном списке литература. Это сделает доклад на конференции более интересным, а для докладчика и более полезным, ибо он будет знать больше о данном методе, его применении в практике научных исследований.

Таким образом, семестровый семинар представляет собой последовательное сочетание бесед преподавателя (лекций) с конференциями: на одной неделе беседа, на другой конференция. Хотя, однако, проведение конференции можно осуществлять через одну неделю на третьей после преподавательской беседы (лекции). И так весь семестр. Безусловно, может быть использована и иная схема сочетаний преподавательских бесед (лекций) с конференциями. Возможны сочетания в рамках одного занятия и тех и других – сначала конференция, затем беседа, как задание обучающимся на следующий период. Все зависит от реальных условий.

Получение участниками семинара знаний по организации и методам проведения научных исследований, приобретение ими конкретных первоначальных навыков в этой области, безусловно, сделает их исследовательскую деятельность более эффективной и результативной.

Конференция 1. Актуальность темы диссертационного исследования, его цель и задачи, научная новизна и практическая значимость

полученных результатов

 

Каждый из обучающихся знакомится с понятиями актуальности диссертационного исследования, его целей и задач, научной новизны и практической значимости результатов по материалам данного пособия, а также и других пособий, включенных в аннотированный библиографический список (см. в конце книги) и посвященных тому, как следует работать над диссертацией [1, 8, 10, 19, 34, 36]. Конечно, следует знакомиться с материалами и новых аналогичных пособий, которые, безусловно, будут появляться в печати, ибо в них могут встретиться новые требования к написанию диссертации, ее оформлению, описаны новые подходы к организации научных исследований, новые методы их проведения, представлены новые источники научной информации и т.п. Затем каждый обучающийся тщательно изучает автореферат какой-либо уже защищенной кандидатской диссертации и готовит на его основе сообщение в группе по поводу содержания в этой работе актуальности, целей и задач, научной новизны и практической значимости со своими комментариями каждого из этих элементов. Весьма желательно, чтобы тема автореферата, выбранного для анализа, совпадала с научными интересами самого соискателя. Однако если соискатель еще не сформулировал для себя направление исследования, он может выбрать для работы на семинаре любой автореферат защищенной диссертации и, возможно, именно такая работа с авторефератом и поможет ему определить для себя сферу своих научных интересов и тему будущей диссертации.

Разумеется, в подборе и выдаче авторефератов самую активную роль должен играть преподаватель, ведущий семестровый методологический семинар. У него должен быть в наличии комплект хороших, интересных авторефератов уже защищенных кандидатских диссертаций, написанных по актуальным темам и он во время проведения беседы (лекции) должен коротко прокомментировать каждый из них и помочь соискателям своими советами сделать выбор одного из предлагаемых авторефератов для аналитической работы. Если у него в наличии нет таких авторефератов, то вместо них он должен предложить обучающимся список авторефератов, находящихся в библиотеке университета, где они могут взять один из рекомендованных им авторефератов для самостоятельной работы. Можно для подготовки к этой конференции пользоваться и кандидатскими или магистерскими диссертациями. По выданному автореферату, или диссертации, студент магистратуры (аспирант), как уже указывалось выше, готовит доклад, с которым выступает на конференции 1. При этом, каждый обучающийся готовит свой доклад. Если у кого-то из них еще не выбрана тема диссертационного исследования, он, возможно, участвуя в обсуждении представленного кем-то из своих сокурсников доклада, может заинтересоваться рассматриваемой темой, что и ляжет в основу выбора направления его научного исследования.

Цель семинара будет достигнута, если каждый обучающийся, с самого начала работы над темой своего исследования, будет увязывать все свои действия и мысли с содержанием научной новизны и практической значимости диссертации. Это очень важное обстоятельство, поскольку без научной новизны, как указывалось в параграфе 1.3, диссертационного исследования не может быть.

Конференция 2. Системы и системный подход в диссертационных

исследованиях

 

На конференции, посвященной системам и системному подходу, обучающиеся должны выступить с сообщениями по применению системного подхода в решении какой-либо научной или практической задачи. Для подготовки к конференции они должны воспользоваться дополнительной литературой по системному подходу и его применению в научных исследованиях. Это является обязательным требованием. В аннотированном библиографическом списке предложено несколько книг на эту тему [9, 12, 25, 27, 38]. Однако литературу по системам и системному подходу для своих докладов обучающиеся могут подобрать и самостоятельно, приобретая, таким образом, навыки библиографического поиска, представляющего собой самостоятельную часть любого научного исследования.

При подготовке докладов они должны использовать схематическое представление систем, что позволит им приобрести конкретные навыки в подготовке иллюстрационного материала к защите диссертаций и умения строить свои доклады с использованием различного рода рисунков, диаграмм, графиков, таблиц, расширяющих (и углубляющих) информативность устных сообщений. Идеальным вариантом, к которому все участники семинара должны стремиться, следует считать тот, в котором докладчик представляет сведения по применению системного подхода к уже выбранной им теме диссертационного исследования. Если такое совпадение будет обеспечено, результаты его выступления уже могут оказаться практической апробацией результатов его исследования.

В подготовке этого доклада аспирант или студент магистратуры вправе просить консультационную помощь у своего научного руководителя, хотя их самостоятельность в подготовке к этой конференции должна поощряться и оцениваться особо.

 

Конференция 3. Методы научного познания и их применение

в диссертационных исследованиях

 

При подготовке конференции, посвященной методам научных исследований, каждый из обучающихся должен подготовить короткое по форме, но емкое по содержанию, сообщение (доклад) об одном из таких методов (или группе взаимосвязанных логикой исследования методах) научного познания. Очевидно, что изложение содержания этих методов, процедур их применения и т.п. лучше всего вести на основе решения какой-либо реальной исследовательской задачи. В качестве такой задачи может быть использована какая-либо реальная проблема, лежащая не обязательно в сфере производства новых знаний (т.е. науки), а в сфере менеджмента или маркетинга конкретного предприятия, организации. Такую проблему найти (обнаружить) легче, чем научную, поскольку беспроблемного развития предприятий в условиях рынка не бывает. Кроме того, очевидно, что проблема, касающаяся только одного предприятия, может, при более глубоком ее анализе, приобрести черты и научной проблемы, т.е. проблемы, решение которой обеспечит получение новых знаний об исследуемой сфере деятельности людей вообще. Такой подход может, впоследствии, привести к формулированию темы диссертационного исследования.

При подготовке сообщения следует использовать параграфы 1.6 – 1.8 данного пособия, а также и другую литературу, в которой описаны, анализ и синтез, дедукция и индукция, обобщения и абстракция, др. Некоторые из этих книг представлены в аннотированном библиографическом списке [2, 5, 13, 28, 32]. Хотя ограничиваться только этим списком никак нельзя. Руководителем семинара должен поощряться поиск и использование дополнительной литературы по методам научных исследований. В докладе необходимо привести примеры применения представляемых методов научного познания в решении выбранной проблемы, описать в качестве результатов полученную новую информацию, или новые знания. Важно привести доказательства новизны – информационной или научной – обосновать ее практическую значимость.

При выполнении данного задания студенты магистратуры, или аспиранты, должны также проанализировать один автореферат кандидатской диссертации, или диссертацию полностью, на предмет использования ее автором методов научного познания. Следует перечислить эти методы, формы и способы их применения в диссертационном исследовании, выразить свое отношению к применению, допустим, анализа и дополнению его синтезом и др. Однако будет лучше, если обучающиеся в своем докладе представят сведения об использовании освещаемых методов в своем диссертационном исследовании. Это будет первым шагом в практической апробации результатов своей научной работы. Однако это будет возможно только тогда, когда обучающийся уже выбрал тему своего диссертационного исследования.

При подготовке доклада по теме данной конференции обучающиеся, также как при подготовке докладов и по другим темам, могут обращаться за консультационной помощью к преподавателю, хотя и здесь самостоятельность работы соискателей никак нельзя назвать излишней.

 

Конференция 4. Применение в исследованиях математических

методов и моделей

 

Очевидно, что не каждое диссертационное исследование по направлениям экономики и менеджмента должно опираться на математические методы и модели. Однако каждый из участников семинара должен знать, в своей основе, эту группу методов, уметь их применять, если придется, в своей предстоящей исследовательской работе. Поскольку математические методы, а, следовательно, и модели характеризуются довольно большим разнообразием, каждый из обучающихся, естественно, под руководством преподавателя, ведущего семинар, может выбрать для своего доклада только один определенный класс математических методов. Например, методы линейного программирования, статистические методы, др. – этого будет достаточно. Учебной и научной литературы по этой теме издано более чем достаточно. Представлена она и в аннотированном библиографическом списке [11, 16, 20, 21]. Безусловно, и здесь обучающиеся могут привлечь для своих докладов дополнительную литературу, недостатка в которой нет и не предвидится. Здесь важно, чтобы каждый из участников семинара не широко охватил применение математических методов в изучении экономических явлений и процессов, а глубоко проник в какой-либо один из них с тем, чтобы поделиться освоенным материалом со своими коллегами по группе. В докладе следует показать и содержание метода, и его процедуры, и примеры применения. Если есть компьютерные программы реализации этих методов, то важно в докладе представить и их применение. Задача для демонстрации метода может быть условной. Однако следует стремиться к тому, чтобы доклад был построен на реальной информации. Особенно удачными могут оказаться сообщения, построенные на материалах самостоятельно проводимого студентом магистратуры или аспирантом диссертационного исследования, что может стать предварительным апробированием результатов.

 

Конференция 5. Прогнозирование в диссертационных исследованиях

 

Тема прогнозирования тесно корреспондирует с темой математических методов и моделей. Многие прогнозы строятся на основе статистических моделей, о чем упоминается в параграфе 1.10, который и должен лечь в основу каждого доклада (сообщения) на конференции, посвященной прогнозированию. Безусловно, обучающиеся должны использовать и другую литературу по прогнозированию. Недостатка в ней нет (см. библиографический список). Поиск литературы по прогнозированию должен выполнить каждый из студентов магистратуры и аспирантов самостоятельно, что позволит приобрести им дополнительные навыки в работе с научной литературой. Весьма желательно, если доклады будут представлять собой не просто изложение содержания методов прогнозирования по литературе, а содержать и некоторые практические прогнозы в развитии тех или иных сфер человеческой деятельности. Это могут быть прогнозы развития ситуаций на отраслевых рынках, прогнозы развития фирм и т.п. Важно, чтобы докладчик показал в своем докладе, что он не просто владеет методами прогнозирования, но и может их применять в своей исследовательской практике. Безусловно, очень важным будет являться и то обстоятельство, будет ли соискатель использовать представленные им в докладе методы, приемы, результаты прогноза в своей диссертационной работе. Наличие таких сведений не только сделает доклад наиболее ярким и значимым, но и позволит провести предварительную апробацию полученных результатов.

 

Конференция 6. Социологические исследования в диссертациях

 

При подготовке доклада по теме данной конференции необходимо обратить внимание на сбор и анализ социологической информации. Поскольку методов ее сбора много – не только анкетирования и опросы, то обучающиеся могут выбрать для своего доклада только какой-либо один из них и подробно рассказать на конференции о его содержании своим коллегам по группе. При этом, так же как и на других конференциях, доклад следует строить не только на основе характеристики метода по литературе. Наиболее ценными из них будут те, в которых изложение метода сбора социологической информации ведется с приведением примеров применения его на практике, которые обучающийся приобрел сам, осуществляя применение этого метода самостоятельно. Наиболее ярко методы социологических исследований представлены в книгах В.А. Ядова [39, 40]. При подготовке докладов по этой теме могут быть использованы книги по маркетинговым исследованиям, поскольку в них также хорошо описаны методы анкетирования, опросов, проведения фокус-групп, глубинных интервью, проекционных методов и др.

 

Конференция 7. Объективные экономические законы в экономических исследованиях

 

В объективных экономических законах сосредоточена мудрость прошлых поколений ученых-экономистов. Не знать эти законы не только не рационально для ученых-экономистов, но и не этично, с профессиональной точки зрения.

Суть задания, в общем и целом, для обучающихся по теме данной конференции заключается в следующем. Каждый из них выбирает для себя тот или иной экономический закон, или несколько законов, и готовит по ним доклад. Для этого можно воспользоваться таблицей 1.4, представленной в параграфе 1.12. Однако сразу же следует заметить – ее одной, безусловно, будет мало. Надо обратиться к специальной литературе, внимательно ее изучить, и подготовить доклад о содержании закона, формах его проявления в экономической практике с приведением реальных примеров. Подобрать эту литературу обучающимся рекомендуется самостоятельно. Это, безусловно, потребует определенного труда, но настоящей науки без этого не бывает. Иногда, как уже и упомянуто выше, для доклада надо брать не один закон, а несколько, если они взаимосвязаны, и действуют вместе. Например, вряд ли есть смысл рассказывать отдельно о законах спроса и предложения. И еще, будет очень хорошо, если в докладах выступающих комментируемые ими законы будут так или иначе (тесно или не очень тесно) связаны с темой диссертационного исследования, если она уже обозначена (или, хотя бы, с направлением исследования).

 

Конференция 8. Методология диссертационного исследования.

 

Методологию можно понимать в широком смысле этого слова и в узком смысле. В широком смысле методология означает обобщенный подход к познанию объективного мира. В узком – системное объединение логически взаимосвязанных методов научного исследования в производстве новых знаний. Каждое диссертационное исследование должно опираться на свою уникальную методологию, т.е. на методологию в узком смысле этого слова. Поэтому, хороший доклад для этой конференции может быть подготовлен только в том случае, если у студента магистратуры или аспиранта уже сформулирована, хотя бы в общих чертах, тема диссертационного исследования (или, хотя бы направление исследования). Ибо, какова тема – таковы и методы ее разработки. Таким образом, при подготовке доклада для данной конференции, надо, во-первых, обозначить тему (или направление) исследования. Во-вторых, определить перечень методов научных исследований, которые могут быть применены для установления новой истины в рамках обозначенной темы. И, в-третьих, системно объединить эти методы в методологическую схему так, чтобы один метод дополнял другой либо в части получения новых знаний, либо в части их проверки на истинность. Безусловно, должна быть предусмотрена обратная связь, что не даст закрасться ошибкам при применении выбранных методов. В общем, в докладе должна быть представлена четкая, логически непротиворечивая методологическая схема диссертационного исследования. Дополнительная литература для самостоятельной работы представлена в аннотированном библиографическом списке, представленном в конце книги [4, 13, 26, 29, 32, 39, 40].

Конференция 9. Обоснование темы диссертационного исследования

 

Это последняя, заключительная, конференция. На ней каждый из докладчиков представляет тему своего диссертационного исследования и обосновывает ее актуальность. Здесь надо четко и недвусмысленно сформулировать цель и задачи диссертационного исследования, возможные направления получения научной новизны (где, как, в чем она может проявиться), а также и возможные направления практической значимости (экономичность, эффективность, результативность возможных решений). Надо также представить перечень основных трудов отечественных и зарубежных ученых, разрабатывавших и разрабатывающих эту проблематику. Коротко рассказать о достигнутых ими успехах, выделив еще не решенные задачи, которые важны для науки и для практики и которым будет посвящено данное диссертационное исследование. Если у диссертанта уже есть кое-какой задел в исполнении своей диссертации, следует рассказать и о нем, т.е. о степени готовности диссертации. В общем и целом, последняя заключительная конференция должна стать той основой, от которой диссертант может (и должен) оттолкнуться и начать работать над диссертацией.

 

Примечание: Проведение диссертационного исследования представляет собой творческий процесс. И выбор темы – тоже творчество. А творчество, как известно, очень трудно, если вообще возможно, поместить в жесткие рамки. Поэтому предлагаемую схему семестрового методологического семинара, которое тоже следует считать творческой деятельностью, рекомендуется считать примерной. Очевидно, можно, сообразуясь со временем и ситуацией, темы нескольких конференций, изложенные выше, объединять в одну. Можно готовить конференции по оригинальным темам, не упомянутым в данном пособии, а некоторые из упомянутых пропускать, за исключением, разве что конференции 1 и конференции 7. Другими словам, преподаватель, ведущий подобный семинар, может воспользоваться предлагаемым перечнем конференций только как приблизительной схемой, как одним из возможных вариантов – ибо пределов творчеству нет.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: