Примерная схема изучения коллектива учащихся класса




Производственная практика (1)

Цель производственной практики - изучение и анализ учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, формирование умений диагностировать, прогнозировать, проектировать и конструировать различные виды психолого - педагогической деятельности.

Задачи производственной практики:

− углубить представление студентов о видах психолого - педагогической деятельности в образовательном учреждении;

− сформировать у студентов умение вести наблюдение за педагогическим процессом в различных его формах;

− научить студентов взаимодействовать и профессионально общаться с детьми и подростками;

− создать условия для выработки индивидуального стиля деятельности, творческого подхода к профессии.

Структура и содержание производственной практики

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на производственной практике

В ходе практики студенты выполняют задания:

Задание 1.

Провести исследование личности и коллектива школьников с использованием банка методик. В результате необходимо составить психологический портрет школьника и психолого-педагогическую характеристику классного коллектива, выявить уровень развития классного коллектива (см. приложения 4-5). На основе проведенного исследования необходимо выделить проблемы и перспективы в развитии коллектива и личности школьников. Форма характеристик (текст) может быть произвольной, в рамках предложенных схем, при этом необходимо пользоваться принятой в учебной литературе психолого-педагогической терминологией. В общих выводах необходимо обобщить основные достоинства и проблемы классного коллектива и личности школьника.

Задание 2.

Изучить одну из выделенных в предыдущем задании психолого-педагогических проблем, используя методы научного исследования, составить план ее решения и проанализировать предполагаемые результаты решения.

Задание 3.

Составить и частично реализовать индивидуальную про­грамму (проект) психолого-педагогической деятельности направленной на решение выявленной проблемы, которая включает: описание объекта, цели и задач, основных направлений работы, форм, методов и техно­логий, которые могут быть использованы, сроков реализации и участников. Проанализировать полученные результаты и сделать прогноз о дальнейших вариантах решения психолого-педагогической проблемы.

Задание 4.

Подготовить отчет студента о производственной практике по следующей схеме:

1. Отзыв - характеристика с места практики;

2. План работы на период практики (см. приложение 1);

3. Педагогический дневник (см. приложение 2);

4. Диагностические материалы по исследованию класса и отдельной личности школьника (отчет о выполнении задания 2):

Диагностические материалы оформляются следующим образом: цель диагностики, средства ее достижения (название методики, ее автор, процедура проведения, инструкции, содержание), результаты по каждому испытуемому оформляются в виде таблицы, выводы).

№ п/п Список класса Используемые методики Примечание
           
  Ваня И.            
  Катя Х.            

5. Материалы по описанию психолого-педагогической проблемы, обоснование и описание методов ее исследования, алгоритм решения и анализ предполагаемых результатов.

6. Описание индивидуальной программы психолого-педагогической деятельности (отчет о выполнении задания 3.)

7. Отчет (самоанализ) студента о практике (см. приложение 6).

(в приложение к отчету вложить «Карту оценки сформированности компонентов педагогического мастерства», заполненную методистом или руководителем базы практики – см. приложение 7).

 

 

Методические рекомендации по оформлению отчетной документации

Приложение 1

План работы на период практики

№ п/п Сроки Мероприятие (формы организации и тема) Планируемые результаты
       

 

Приложение 2

Педагогический дневник

ФИО:

Факультет, курс, группа:

Место прохождения практики:

В качестве кого работал:

 

Дата Основное содержание работы Формы и методы организации работы Анализ результатов
       

Приложение 3

Схема характеристики учреждения (базы практики)

1. Документы, регламентирующие деятельность учреждения;

2. Связь учреждения с органами управления, образовательными и социально-педагогическими учреждениями, учреждениями здравоохранения, внутренних дел и т.п.;

3. Материальная база учреждения;

4. Кадровый состав;

5. Основные направления деятельности учреждения;

6. Инновации;

7. Общие выводы.

 

 

Приложение 4

 

Рекомендации для анализа детского коллектива

Характеристика детского коллектива в группе (классе): включает несколько разделов: общие сведения о классе, психологическая структура класса, характеристика лидеров класса, характеристика взглядов, интересов, убеждений школьников, характери­стика уровня развития класса как коллектива.

1. Число детей в группе (классе).

2. Половозрастной состав класса.

3. Характеристика отношений в коллективе (с лидерами, наличие предпочитаемых, принятых, отвергаемых детей; деловые и личностные отношения между членами коллектива).

4. Коллективные творческие дела и традиции.

5. Уровень организованности, активности, работоспособности коллектива.

6. Характеристика общения членов коллектива.

7. Положительный опыт жизнедеятельности коллектива.

 

Примерная схема изучения коллектива учащихся класса

1. Общие сведения о коллективе учащихся (когда был сфор­мирован класс; количество учащихся, из них мальчиков и дево­чек; распределение учащихся по успеваемости и т.д.).

2. Характеристика деловой (формальной) структуры кол­лектива класса:

• сплоченность и организованность учащихся класса (от­ношение школьников к педагогическим требованиям; наличие в коллективе общественного мнения, проявле­ние взаимной требовательности и взаимопомощи; тра­диции класса, их влияние на воспитание учащихся);

• актив класса (инициативность и ответственность ак­тивистов, отношение к требованиям учителя, статус в коллективе учащихся; требовательность к себе и дру­гим членам коллектива, умение организовать совмест­ную деятельность и взаимоконтроль).

3. Характеристика личностной (неформальной) структуры класса (наличие в классе неформальных лидеров, их влияние на класс и отдельных учащихся; наличие «отверженных», причины их отвержения; наличие неформальных группировок, направленность их деятельности, основа объединения учащихся в группировки, степень их заинтересованности в делах класса; осо­бенности взаимоотношений между мальчиками и девочками; про­явление товарищества и дружбы между учащимися класса и т.д.).

4. Содержание коллективной деятельности класса:

• учебно-познавательная деятельность учащихся (общая характеристика успеваемости учащихся по отдельным

предметам, организация взаимопомощи в учебной дея­тельности, дисциплина на уроках, отношение к вы­полнению домашних учебных заданий, степень само­стоятельности в выполнении домашней учебной ра­боты и т.д.);

• внеучебная деятельность учащихся (виды совместной деятельности и участие в ней школьников; проявление учащимися активности и самостоятельности во внеучебной деятельности; участие школьников в кружках и спортивных секциях, творческих коллективах; посещение учащимися класса учреждений дополнительного
образования и т.д.).

5. Общие выводы:

• характеристика уровня развития коллектива класса;

• предложения по дальнейшему формированию коллек­тива учащихся.

 

Вопросы для беседы с активом класса

1. Интересно ли вам жить и учиться в вашем классе?

2. Что Вас здесь привлекает?

3. Какие интересные традиции сложились в вашем коллективе?

4. Насколько активны ребята в коллективных делах?

5. Что вы можете сказать о характере отношений ребят в вашем коллективе?

6. К чему вы все стремитесь?

7. Как помогаете школе, сверстникам, родителям?

 

Автор Название методики Цель
1. Методики диагностики сформированности коллектива
2. Профессор А. Н. Лутошкин Методика «Какой у нас коллектив» Определить степень удовлетворенности учащихся своим коллективом.
3. Модифицированный вариант методики О. В. Лишина Методика «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива» Определить мотивы участия учащихся в совместной деятельности.
4. Модификация теста Дж. Морено Социометрия Изучить состояние эмоционально-психологических отношений в детской общности и положение в них каждого ребенка.
5. Составлена по кн.: Фридман Л. М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988 Методика «Наши отношения» Выявить степень удовлетворенности подростка различными сторонами жизни коллектива.
6. По М. Орлову, В.И. Шкуркину и Л.П. Орловой Методика исследования мотивации общения Изучение степени заинтересованности человека выражать свое отношение к миру и к самому себе как к общественному существу.
7. По Л.Г. Жедуновой Методика "Психологическая атмосфера в коллективе" Изучить психологическую атмосферу в коллективе.
8. По М.И. Рожкову Методика "Определение уровня развития самоуправления в ученическом коллективе" Определить уровень развития ученического самоуправления.
9. Подготовлена профессором Л.В. Байбородовой Анкета для старшеклассников Определить состояние взаимодействия педагогов и учащихся в школьном коллективе, а также динамику его развития.
10. Подготовлена профессором Л.В. Байбородовой Методика для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия Определить представления школьника о его взаимодействии с педагогом, выявить существующие проблемы в межличностном взаимодействии педагога с детьми.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: