1.Общие сведения о классе и история его формирования (пол, возрастной состав, смена классных руководителей, когда сформировался коллектив, и т. д.). Дисциплинированность (общая характеристика поведения, соблюдение школьного режима, выполнение требований взрослого и т. д.). Учащиеся с ослабленным здоровьем. Социальное положение родителей.
2. Направленность деятельности класса. Цель, содержание и мотивы основных видов коллективной деятельности. Место и роль класса в жизни школы, особенности его взаимоотношений и взаимодействия с другими классами и группами, как вне школы, так и в школе. Особенности общественной активности класса в целом и отдельных его членов: отношение к общественным поручениям, мотивы выполнения, потребность в общественной деятельности.(работа в Солнечном городе каждого класса)
-Положительные духовные запросы (хорошая успеваемость, общественная активность, честность, дружба, взаимопомощь).
-Активность и творческая энергия класса.
-Желание трудиться коллективно.
3.Организационная структура классной группы. Характеристика органов самоуправления. -Класс представляет устойчивое единое целое.
-Согласованность действий.
-Вопросы взаимопомощи решаются разумно и доброжелательно.
4. Характеристика учебной и трудовой деятельности класса. Отношение учащихся к учёбе в целом и к отдельным предметам. Любимые уроки класса. Участие класса в трудовой деятельности и его результативность. Есть ли заинтересованность в успехе совместной деятельности?
5.Особенности межличностных отношений внутри класса. Товарищество и дружба. Дружба мальчиков и девочек. Краткая характеристика дружеских группировок в классе: мотивы, объединяющие ребят, лидерство в группировках, отношения между группировками, причины изоляции. «Звёзды класса, предпочитаемые, принятые, пренебрегаемые и отвергнутые».
|
6. Общий психологический климат в классе. Какие настроения, переживания, эмоции преобладают в классе, каков характер отношений учащихся друг к другу и к учителям? Удовлетворённость учащихся общением. Кому и в чём подражают учащиеся? Мера чувств защищённости в коллективе класса?
-Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения. (Преобладает подавленное настроение).
-Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии. (Конфликтность в отношениях и антипатии).
-В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание. (Группировки конфликтуют между собой.)
-Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности. (Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности).
-Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива. (Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство).
- С уважением относятся к мнению друг друга. (Каждый считает своё мнение главным).
-Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные. (Достижения и неудачи не находят отклика у членов коллектива).
-В трудные минуты для коллектива происходит эмоциональное единение «один за всех, и все за одного». (В трудные минуты коллектив «раскисает», возникают ссоры¸ растерянность, взаимные обвинения.)
|
-Чувство гордости за коллектив, если его отмечают руководители. (К похвалам и поощрениям коллектив здесь относится равнодушно.)
-Коллектив активен, полон энергии. (Коллектив инертен и пассивен.)
-Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им освоиться в коллективе. (Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность.)
-Совместные дела увлекают всех, велико желание работать в коллективе. (Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах.)
-В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту. (Коллектив заметно разделяется на «привилегированных», пренебрежительное отношение к слабым.)
7. Уровень общественного мнения. Имеется ли в классе единое мнение по наиболее важным вопросам? Насколько развита критика и самокритика? Насколько класс быстро находит общий язык при решении общегрупповых задач? Какова общая интеллектуальная атмосфера и в чём она проявляется? (Члены класса легко находят общий язык, решая коллективные задачи; оценивают перспективы в данной обстановке и создают новое общественное мнение; хорошо знают свои возможности, достоинства и недостатки; критические замечания извне класс принимает доброжелательно, стремиться их осмыслить и исправить недостатки).
8. Волевые качества класса. Способен ли класс мобилизовать духовные и физические силы при преодолении препятствий? Ставит ли перед собой общие цели и как стремится к их осуществлению коллектив класса? Может ли класс сосредоточенно работать над поставленной задачей и доводить дело до конца?
|
-Способен мобилизовать все физические и духовные силы для преодоления препятствий и трудностей.
-Класс принимает решение быстро и осознанно.
-Находит безошибочный способ осуществления действий без помощи взрослого.
-Приняв решение, сразу приступает к его выполнению.
-Доводит дело до конца.
-Коллектив класса способен на разумный и оправданный риск.
9. Индивидуальные и возрастные особенности учащихся класса. Как в классе проявляются психологические особенности возраста? Отличники, общественники, инициаторы, «любимцы» класса, их влияние на товарищей. Дезорганизаторы и их влияние на товарищей. Причины специфического поведения «трудных учащихся».
Общие вывод. Мнение классного руководителя об уровне развития класса как коллектива. Какие задачи стоят перед педагогом и родителями в формировании коллектива как класса?
Характеристика позволяет выявить те свойства коллектива, которые объединяют его, и те, которые разобщают коллектив. Она помогает классному руководителю выбрать и продумать эффективные методы руководства.
Приложение 5