Рынок природных ресурсов




В узком смысле под фактором производства «земля» понимаются земельные угодья, земельные площади.

Земля – природные ресурсы, которые даны самой природой и могут быть использованы для производства товаров и услуг.

Природные ресурсы - совокупность природных условий, которые могут быть использованы в процессе создания товаров и услуг. Они могут быть реальные и потенциальные, возобновляемые и невозобновляемые.

Земля как фактор производства имеет следующие особенности:

1) в отличие от других факторов имеет неограниченный срок службы и не воспроизводимо по желанию и ее количество ограничено;

2) по своему происхождению является природным фактором, а не продуктом человеческого труда;

3) не поддается перемещению, свободному переводу из одной отрасли в другую, т.к. она недвижима, следовательно, в этом уникальность фактора производства;

4) при использовании в сельском хозяйстве при рациональной эксплуатации, не только не изнашивается, но и повышает свою производительность.

Рента – это плата за пользование землей и другими природными ресурсами, предложение которых постоянно. Проблему земельной ренты рассматривали: А. Смит, А. Маршал. Несмотря на различие концептуальных подходов, все они подчёркивают неординарность качества земельных успехов. Различные климатические особенности определяют особенность использования этого фактора. Производительность земли будет различаться в зависимости от её плодородия. Собственниками земли могут быть: Государство, частное лицо,АО или корпорации.

Эти собственники получают доход, который называется рента.

Экономическая рента – доход, получаемый от использования земли или любого другого природного ресурса, количество которого ограничено в долгосрочном периоде.

Рента основана на редкости хороших земель. Земельная рента не требует от получателя предпринимательской деятельности в сфере земледелия. Издержки производства на землю и продукты формируются исходя не из общественно нормальных издержек, а из издержек производства на худших участках.

Дифференциальная рента – это доход, получаемый в результате использования земли в зависимости от ее качества с более высокой производительностью.

Абсолютная рента – это та часть дохода предпринимателя, которая порождается монополией частной собственности на землю. Эта арендная плата собственнику земли, является следствием абсолютно неэластичного предложения земли.

 

Рынок труда

Рынок труда — экономическая среда, на которой в результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда.

Функции рынка труда

Функции рынка труда определяются ролью труда в жизни общества. С экономической точки зрения труд — важнейший производственный ресурс. В соответствии с этим выделяют две главные функции рынка труда:

Социальная функция — заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производственных способностей работников.

Экономическая функция — рынка труда заключается в рациональном вовлечении, распределении, регулировании и использовании труда.

Субъекты рынка труда

наемные работники (и их объединения - профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и его органы.

Спрос на рабочую силу определяется потребностями работодателей в найме определенного количества работников необходимой квалификации для производства товаров и услуг.

Спрос на рабочую силу находится в обратной зависимости от ставки реальной заработной платы, которая определяется как отношение номинальной зарплаты к уровню цен. На конкурентном рынке труда кривая спроса на труд имеет отрицательный угол наклона: с ростом общего уровня заработной платы спрос на труд падает.

 

Предложение труда определяется численностью населения, долей в нем трудоспособного населения, средним числом часов, отработанных рабочим за год, качеством труда и квалификацией рабочих.

Предложение труда зависит от величины заработной платы. Кривая предложения труда имеет положительный угол наклона: с ростом общего уровня заработной платы предложение труда увеличивается.

На рынке труда покупаются только трудовые ус­луги, а не сам индивид.

Компенсация за труд представлена не только за­работной платой, но и дополнительными льготами (премиальные и денежные вознаграждения, стоимость жилья, социальное обеспечение, стоимость профессионального обучения, культурно-бытового об­служивания и т. д.)

Трудовые контракты кроме денежного аспекта, сделки вклю­чают: содержание и условия труда, микроклимат в коллективе и нормы субординации в руководстве, вероятность сохранения рабочего места и т.д.

На рынке труда работники могут отличаться, в частности, способностями, квалификацией, производительностью, опытом, а работы различаются по требуемой квалификации и условиям труда.

При покупке рабочей силы продолжительность контрактов продавца и покупателя имеет существенное значение: от нее зависит опыт работника, его производительность тру­да; работодатель вклады­вает средства в обучение работников и прерывание контракта несет ущерб обеим сторонам.

На рынке труда присутствует большое число струк­тур, представляющих интересы государства, бизнеса, профсоюзов. Каждая из них вносит свой вклад в разра­ботку «правил игры» на рынке труда.

Рынок труда имеет дело с особым ресурсом — «че­ловеческим капиталом».

Человеческий капитал — запас интеллектуальных способностей и практических навыков, полученных в процессе образования и практической деятельности человека, а в экономической науке – способность людей к участию в процессе производства.

Сегодня считается, что самыми эффективными явля­ются инвестиции именно в «человеческий капитал».

Рынки труда бывают конкурентными и неконку­рентными.

Функционирование рынка труда основано на том, что население, для того чтобы вести нормальную жизнедеятельность, вынуждено продавать свой труд за вознаграждение, которое представлено в форме оплаты труда. Здесь специфическими товаром является труд — определенная совокупность интеллектуальных, духовных, физических способностей человека, которые, в общем, представляют собой индивидуальный трудовой потенциал. С другой стороны, другая часть населения согласна оплачивать труд наемных работников. На рынке труда они являются работодателями.

Спрос на рынке труда — представляет собой совокупность спроса на ресурсы труда страны при любой цене на них.

Предложение на рынке труда — это совокупное предложение ресурсов труда работников в стране при всех возможных ценах на труд.

Основным показателем рынка труда является оплата труда, которая определяется в том числе исходя из совокупной стоимости благ, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. Эта точка является отправной, ниже которой невозможно установление заработной платы. Конечный уровень оплаты труда определяется под воздействием множества факторов, к основным из которых относится спрос и предложение на рынке труда.

Рынок капитала

Среди условий производства, обеспечивающих функционирование рыночной экономики и ее непрерывный характер развития, одно из первых мест занимает рынок капиталов, создание которых является одной самых сложных задач для страны, переходящей к рыночной системе хозяйствования.

Рынок капиталов - это рынок денежных или вещественных ресурсов, которые необходимы для функционирования производства. Объекты рынка капиталов могут передаваться или во временное пользование, или продаваться, т.е. менять собственника. Так как капитал может иметь вещественную и денежную форму, различают рынок вещественных активов и рынок денежных капиталов, их существование взаимосвязано. Под капиталом на рынке вещественных факторов производства понимается физический капитал: станки, машины, здания, сооружения, запасы материалов и полуфабрикатов и т.п. в их стоимостном измерении. Но чаще всего под рынком капиталов понимается рынок капитала в стоимостной, денежной форме. По сути, это рынок ссудного капитала, так как на нем денежные средства передаются во временное пользование. Этот рынок мы и будем рассматривать как рынок денежных капиталов.

Функции рынка капиталов определяются его сущностью и той ролью, которую он выполняет в системе общественного хозяйствования.

Выделяют пять основных функций рынка ссудных капиталов:

1) обслуживание товарного обращения через кредит;

2) аккумуляция денежных сбережений юридических, физических лиц и государства, а также иностранных клиентов;

3) трансформация денежных фондов непосредственно в ссудный капитал и использование его в виде капиталовложений для обслуживания процесса производства;

4) обслуживание государства и населения как источников капитала для покрытия государственных и потребительских расходов;

5) ускорение концентрации и централизации капитала для образования мощных финансово-промышленных групп.

 

5. Рынок предпринимательства

Основной целью предприятия в условиях рынка является получение прибыли. Предприятие может достигнуть этой цели, если будет руководствоваться определенными принципами - экономичности, финансовой устойчивости.

Принцип экономичности требует, чтобы достигались:

определенный результат при наименьших затратах - принцип минимизации;

наибольший результат при заданном объеме затрат - принцип максимизации.

Следовательно, в основе своей принцип экономичности предъявляет свойственное всем предприятиям требование - не тратить даром производственные факторы (ресурсы), т.е. работать экономично. Принцип финансовой устойчивости означает такую деятельность предприятия, при которой оно могло бы в любой момент расплатиться по своим долгам или собственными средствами, или путем отсрочки, или за счет получения кредита.

Высшей целью предпринимательской деятельности является превышение результатов над затратами, т.е. достижение возможно большей прибыли или возможно высокой рентабельности. Идеальным является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность.

Для достижения поставленной цели предприятия должны:

 

1) выпускать высококачественную продукцию, систематически ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями;

2) рационально использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости;

3) разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;

4) систематически внедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и управление;

5) заботиться о своих работниках, росте их квалификации и большей содержательности труда, повышении их жизненного уровня, создании благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе;

6) обеспечивать конкурентоспособность предприятия и продукции, поддерживать высокий имидж предприятия;

7) проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие функции.

 

Рынок информации

Рынок знаний не имеет четких границ. Его можно определить как рынок, где происходит продажа и передача знаний.

Рынок информации — это совокупность экономических отношений по поводу

оказания информационных услуг; сбора, обработки, систематизации информации

ее купли-продажи конечному потребителю.

Рынок информации делится на:

1) рынок первичной или оригинальной информации – это уникальный товар, имеющийся в одном экземпляре, доступный одному или нескольким, не связанных между собой субъектам;

2) рынок тиражированной информации. Информацию можно произвести лишь однажды, то есть это единичный процесс, а тиражирование и распространение её – другие процессы, схожие с производством однородных промышленных товаров.

Информатизация экономики - превращение информации в экономический ресурс первостепенного значения. Происходит это на базе компьютеризации и телекоммуникаций, обеспечивающих принципиально новые возможности экономического развития, многократного роста производительности труда, решения социальных и экономических проблем, становления нового типа экономических отношений.

Рынок информации подразделяют на:

сектор бытовой и развлекательной информации;

сектор образовательной, научной и научно-технической информации;

сектор деловой информации, состоящий, в свою очередь, из сегментов:

экономико-статистической информации;

демографической информации;

финансово-биржевой информации;

торгово-производственной информации.

 

Вывод

Общественное производство есть, в первую очередь, производс­тво человека. Но это вовсе не значит, что общественное произ­водство - это сумма производств, в число которых входит и произ­водство человека. Вся система общественного производства в единстве его составных частей (материального, духовного и соци­ального) подчинена производству человека.

 

Материальное производство составляет основу общественного, ибо без производства материальных условий и средств жизни невоз­можна и сама жизнедеятельность людей. Но помимо материального производства, общественное включает в себя также духовное произ­водство, производство потребления, производство людей и произ­водство всей системы общественных отношений, которые в своей со­вокупности составляют социальную "ткань" общества. Они обслужи­вают производство и воспроизводство человека как вершины в этой своеобразной иерархии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: