Практические задания для государственного экзамена




 

 

Задание 1. Прочитайте текст с описанием педагогической ситуации и охарактеризуйте поведение учителя: может ли учитель только учить, не воспитывая?

Молодая учительница, только что прибывшая в школу-интернат, заявила:

- Я учитель. Имею высшее педагогическое образование. Не называйте меня воспитателем. Не унижайте моего достоинства.

Задание 2. Прочитайте текст с описанием педагогической ситуации и проанализируйте, почему в описанной ситуации приём прощения оказал такое большое моральное воздействие?

 

Костя Г. И Геннадий Ш., ученики пятого класса, бегая во дворе, сломали яблоньку. За этой яблонькой дети ухаживали два года. Тридцать пар глаз смотрели на бледных, растерянных Костю и Геннадия, стоявших возле доски: их никто туда не ставил. В. А. Сухомлинский посадил Костю и Геннадия на место. Сожалея о происшедшем, он сказал, что надо найти какой-то выход, и рассказал детям, как даже среди лета можно посадить дерево. Только нужно особенно заботиться о нём. Сразу же нашлись желающие пересадить на место погибшей яблони новую. После уроков ребята, а сними Костя и Геннадий, отправились в питомник, облюбовали там яблоньку и бережно принесли ее в школу.

Никто не напоминал Косте и Геннадию о случившемся, никто не заставлял их ухаживать за яблонькой, но они стали самыми ревностными, самыми заботливыми защитниками деревьев. Мальчики осенью обкопали приствольные круги возле всех деревьев, посаженных классом весной на школьном дворе, уничтожали вредителей на плодоносящих деревьях.

 

 

 

Задание 3. Прочитайте текст с описанием педагогической ситуации и определите какие нравственные качества формируются в труде?

Вот ещё одна мозоль. Это шестая. Ну и пусть, ну и пусть. Зубчатый кусочек металла крепко зажат в тисках. Ты склонился над ним, молчаливый, напористый. И снова раз за разом вгрызается напильник в неподатливую твердь.

Взгляд налево, направо – там склонились над верстаками детские головы.

Идет урок труда. Наверное, он длиннее, чем другие. Но странно: не хочется ни перемолвиться с соседом, ни выскочить скорее за дверь. Вжиг…вжиг…вжиг…. Почему это щиплет палец на левой руке? А, снова мозоль – седьмая. Но через минуту боль позабыта. Маленький ключик над которым ты столько трудился, оказался настоящим ключом. Вот он вставлен в замок – щёлк! Открылась шкатулка, что стояла перед тобой. Маленький, скромный ключик… Ты береги его. И ещё: навсегда сохрани упорство и настойчивость, с которыми ты работал сегодня, и этот интерес к мастерству, что разгорелся в твоей душе. И тогда окажется, что ты открыл сегодня не только шкатулку, а и дорогу в жизнь.

 

Задание 4. Прочитайте текст с описанием педагогической ситуации и проанализируйте действия учителя, опираясь на знания по педагогике.

В класс пришла молодая учительница английского языка, бывшая выпускница этой школы. Ученики начали её «испытывать». Однажды Саша А. принёс в класс живую ворону. И выпустил её. Ворона отвлекла внимание учеников. Её начали ловить. Не удержалась от этого соблазна и молодая учительница. Проходивший мимо опытный учитель, классный руководитель этого класса, сделал замечание учительнице: «нужно уметь держать дистанцию». Учительница это поняла по-своему. Резко изменила отношение к ученикам. Пойманную ворону выбросила в окно.

Ученики обиделись на учительницу и не пришли на её следующий урок, собравшись за школой на строительной площадке. Учительница, проанализировав сложившуюся ситуацию, пришла к ученикам. Извинилась перед ними. Ученики вернулись в школу на урок. После этого у молодой учительницы сложились хорошие отношения с классом.

 

Задание 5. Прочитайте текст с описанием педагогической ситуации и опираясь на знания по педагогике, определите какие принципы дидактики не были реализованы на уроке?

 

Ученик шестого класса окапывает яблоню в колхозном саду. Перевернув пласт почвы и обнаружив длинные корневища пырея, он старательно рубит их лопатой на мелкие куски и закапывает в землю. Ученика спрашивают: «Для чего ты это делаешь?» - «Как для чего? – с недоумением смотрит мальчик на спрашивающего, - чтобы сорняки не росли под яблоней».

- А ты разве не учил по ботанике, что такое корневище?

- Учил: корневище – это видоизмененный стебель. На нем есть почки, из которых вырастают новые побеги. Это вегетативное размножение.

- Правильно! А тогда зачем же ты их оставляешь в земле: чтобы они вегетативно размножались и из них выросло много новых побегов пырея? – Мальчик сконфуженно молчит.

 

Задание 6. Прочитайте текст с описанием педагогической ситуации и опираясь на знания по педагогике, выявите причины неудачи школьника.

Школьнику необходимо выучить наизусть отрывок из рассказа. Мальчик читает его раз, второй, третий, четвертый, пятый… Наконец, кажется, выучил, и вот после такой тяжелой работы он получает низкий бал. И сколько обиды слышится в голосе юного труженика, когда он со слезами клянётся: «Я десять раз прочитал, десять раз!»

 

 

Задание 7. Прочитайте текст с описанием педагогической ситуации и определите какую из названных точек зрения вы разделяете и почему?

В педагогике по вопросу воспитания дисциплины у школьников четко просматриваются три точки зрения.

Одни ученые – сторонники авторитарного стиля воспитания дисциплины – в абсолют возводят методы требования, принуждения, порицания, наказания, принижая роль самовоспитания, саморегуляции, самооценки и взаимопонимания.

Другие – роль и значение требований недооценивают и выдвигают на первый план абстрактную любовь, всепрощение и прочее.

Третьи считают, что только диалектическое сочетание уважения к личности с высокой требовательностью к ней может обеспечить действительные успехи в воспитании детей, в том числе и формирование у них сознательной дисциплины.

Задание 8.

В учительской возник спор. Одни учителя считали, что осно­вой основ обучения является мастерство учителя формировать «аппетит» к знаниям, умение сделать интересным каждый урок.

Другие делали упор на воспитании способности преодоления трудностей и признавали мнение первых ошибочным, полагая, что интересная учеба приучает только к интересной работе, а в жизни приходится часто заниматься неинтересными, порой скучными, но нужными делами.

• Докажите, кто же из них прав? Каким должно быть совре­менное обучение?

Задание 9.

Укажите принципы обучения, определения которых приведе­ны ниже.

1. Направлен на всестороннее развитие личности и индивиду­альности учащегося.

2. Отражает взаимосвязь с современным научным знанием и практикой демократического устройства общества.

3. В каждой теме надо установить содержательные центры, вы­делить главные понятия, идеи, структурировать материал урока.

4. Одним из направлений реализации принципа является ак­тивное подключение учащихся к общественно полезной деятель­ности в школе и за ее пределами.

5. Требует учета особенностей развития учащихся, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических пере­грузок.

6. Эффективность обучения зависит от целесообразного при­влечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала.

7. Педагогический процесс не должен превращаться в пассив­ное восприятие знаний: учащиеся осознают цели учения, плани­руют и организуют свою работу, проявляют интерес к занятиям, ставят проблемы и умеют искать их решения.

8. Требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учени­ков, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения.

9. Принцип нацеливает учителя на использование в органи­зации учебной деятельности школьников проблемных ситуаций, вовлечение их в разнообразные наблюдения изучаемых явлений и процессов, научные споры и др.

10. Он требует логического построения, как содержания, так и
процесса обучения в целом.

Задание 10.

Из перечисленных средств обучения выберите идеальные:

1) учебники и пособия; 2) макеты; 3) диаграммы; 4) средства наглядности; 5) речь; 6) письмо; 7) учебно-технические средства; 8) учебно-лабораторное оборудование; 9) условные обозначения; 10) расписание занятий;

11) оборудование учебного кабинета; 12) чертежи; 13) коды; 14) схемы; 15) диаграммы.

 

Задание 11.

Из предложенных ниже понятий выберите методы контроля: 1) программированный опрос; 2) мотивация; 3) усвоение зна­ний; 4) зачет; 5) устный экзамен; 6) активизация; 7) дидактиче­ские тесты; 8) дидактические требования; 9) контрольные работы; 10) проверочные работы; 11) изложения; 12) индивидуальный под­ход; 13) индивидуальный опрос; 14) сочинения; 15) управление обу­чением; 16) диктанты; 17) эмоциональное воздействие; 18) семинар­ское занятие; 39) лабораторный контроль; 20) проблемное обучение.

 

 

Задание 12.

Из нижеприведенных педагогических умений выпишите (ука­жите соответствующий номер):

а) проектировочные умения:

б) организаторские умения:

в) коммуникативные умения:

11. Умение определять тип и структуру урока.

12. Умение вести беседу, полемику.

13. Умение устанавливать комфортную рабочую обстановку на уроке.

14. Умение планировать индивидуальную работу с учащимися.

15. Умение стимулировать интерес к учению, инициативу и твор­чество учащихся.

16. Умение планировать учебную деятельность учащихся на уроке.

17. Умение выступить с докладом перед коллегами.

18. Умение отбирать наиболее эффективные формы и методы вос­питания.

19. Умение осуществлять «коммуникативную атаку».

20. Умение эффективно использовать дидактические и техниче­ские средства обучения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: