Глава 1. Мифология: космогония и теогония в традиции манихейства.




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Скибина Виктория Владимировна

Еретическое движение манихейства. Критика Августина Блаженного.

Специальность 47.03.01 «Философия»

 

Курсовая работа студента 2 курса очной формы обучения

 

 

Научный руководитель

доктор филос. наук.

_______________ С.С. Неретина

_______________

(оценка)

 

Москва 2018

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Мифология: космогония и теогония в традиции манихейства.………………………………………………………………………4

Глава 2. Манихейство в прочтении. Критика Августина Блаженного...............................................................................................................8

Заключение……………………………………………………………………….17

Список использованной литературы…………………………………………....18

 

 

Введение

Актуальность исследования обусловлена отсутствием в научной литературе четкого и структурированного представления о явлении манихейства, слабой разработкой текстуальной базы, сложностями в интерпретации. Несмотря на существование отдельных текстов, таких, как трактат «Кефалайа», реконструкция манихейского учения все еще представляется затруднительной в силу противоречивости различных источников и неполноты данных. Поэтому тема манихейства представляется открытой для дальнейших дискуссий.

Целью исследования является выявление как космологии и общих положений учения манихейства, так и критическое сопоставление со свидетельствами из текстов Августина Блаженного.

Задачи: 1) Провести сравнительный анализ источников: аутентичных трактатов и критики Августина Блаженного на основе книг «Исповедь» и «Против манихеев» 2) Рассмотреть аспекты манихейской мифологии.

Материал недостаточно изучен в силу скудности сохранившихся первоисточников по вопросам манихейского течения.

Методом исследования служит сопоставительный герменевтический анализ.

Структура работы делится на две основные части. В первой главе в короткой и сжатой форме излагаются характерный сюжет манихейской мифологии, подтвержденный и разделенный большинством дошедших источников. Во второй главе приводится критические данные и свидетельства, зафиксированные по текстам Августина Блаженного. Так же работа имеет введение, заключение, список использованной литературы.

 

Глава 1. Мифология: космогония и теогония в традиции манихейства.

В III веке в государстве Сасанидов зародилось еретическое религиозно-философское течение синкретического характера - манихейство, просуществовавшее вплоть до VI века. Названое по имени основателя и духовного наставника Мани, жившего при дворе царя Шапура, манихейство берет свои истоки как в гностических движениях, так и в представлениях христианского догматизма. Со временем продвижения манихейства на территорию Древнего Китая и Римской империи, учение ассимилировало местных богов и связанные с ними традиции, за счет чего стало «религиозным учением того типа, который принято называть синкретическим»[1]. Учитывая территориальный масштаб и раздробленность контингента, входивших и посвященных в учение масс, манихейство претендовало на роль мировой религии, доходя до пределов Восточной Сибири.

В настоящее время мы располагаем текстами манихейского канона, такими, как: трактат «Кефалайа» (так называемые «Главы»); комментарии к «Живому Евангелию» — книге, которая написана, по свидетельству источников, самим Мани и обычно стоит первой в списках книг манихейского канона; собрание манихейских псалмов — «Манихейская псалтирь» (в собрании Честера Битти); «Манихейские гомилии» (в собрании Честера Битти); собрание посланий Мани; жизнеописание Мани; трактат «Кефалайа мудрости господа моего Мани».

Из сочинений, написанных против манихеев их оппонентами, известны свидетельства таких авторов, как Августин Аврелий, Еводий, Александр Никопольский, Епифаний, ФеодоритКирский, Феодор Бар Конай и другие.

Нижеследующая интерпретация манихейского мифа приводится преимущественно по текстам «Кефалайа».

Согласно манихейской космогонии, первоначально существуют две силы, именуемые свет и мрак, не имеющие между собой никакой связи. Свет изначально представляет собой единство, характеризуемый такими понятиями, как покой, нематериальность, гармония. Персонификация света – Отец величия или Бог истины, описываемый таким образом:«Первый престол — это престол Отца, Бога [истин]ы, царя эонов Величия, который пребывает и стоит [[на нем в своем молчании]] едином, в своей собственной сущности, [[сам]] [по] себе; это — первый престол [[Отца, Бога истины]], превосходящий все престолы[2]».Мир света разделяется на двенадцать эонов, где не существует никакого зла, где все творения совершенны и бессмертны.

Миру света противопоставляется обратная сила – мрак, который наделен такими качествами, как бездуховность, отсутствие блага и гармонии. В противоположность свету, мрак агрессивен и имеет негативную природу. Его персонификация – Материя.

Свет и мрак делят между собой мир на две равные части, где свет находится наверху, мрак занимает нижнюю часть, обитая в так называемой бездне.

Манихейская история мира начинается со слияния и противостояния света и мрака, когда Материя, согласно мифологии, посмотрела на свет, позавидовав его красоте, и пожелала его захватить. Во мраке существуют пять жилищ плоти, и из них, проходя процесс эманации, излились пять стихий: дым, огонь, ветер, вода и тьма, на почве которых Материя стала выращивать пять своих воплощений.

Верховное божество света в свою очередь эманировало собственные божества, первой из которых была Мать жизни, затем – Первочеловек, который впоследствии извлек из себя пять следующих эманаций: воздух, огонь, воду, ветер и свет.

Из пяти порождений Материи вышли пять видов архонтов или демонов мрака, из которых произошли животные и растения. Главную роль в иерархии мрака играет Царь мира дыма, призванный повести за собой остальное войско – эманации мрака.

Далее описывается, как Материя поднялась войной против света вместе со всеми своими эманациями. Они взошли на край бездны, к границе мрака и захватили некоторую часть области света, смещавшись с ней. На битву с порождениями мрака и Материей выступил Первочеловек, спустившийся в захваченную мраком область.

Отец величия произвел еще одну эманацию – Дух живой или Отец жизни, который воззвал к Первочеловеку, что впоследствии персонифицировалось в следующую эманацию, названную Ответом, ставшим самостоятельным двуединым божеством.

Дух живой, спустившись на поле битвы, пришел на помощь Первочеловеку, вознеся его обратно в царство света, где он слился с божеством, хоть и познал смешение с пагубной силой мрака.

Создание материального мира, согласно манихейской доктрине, начинается на границе света и мрака, где осталась область смешения стихий, из которой Дух живой и Мать жизни пытались выделить частицы света с целью вознесения их в изначальное положение. Таким образом очищения и последующего творения была создана суша, море и звездное небо, возглавляемое демонами мрака. Материальный мир называется Поясом.

Из зависти Материи к Посланцу света образовались так называемые Выкидыши – порождение мрака. Сильнейший из которых описывается так: «Что касается архонта, вождя всех сил мрака, то [пять подобий] есть в его теле, по [подобию] клейма [пяти] творений, сущих в пяти мирах мрака: его голова — облика львиного, что возник из мира огня. Его крылья и плечи — облика орлиного, по подобию сынов ветра; [его руки] и ноги — демонские, по подобию [сынов] мира дыма; его туловище — образа [драконьего, по подобию] мира тьмы. Его хвост — образа (рыбьего, принадлежащего к [миру сын]ов воды. Вот какие [пять] форм есть в нем, вы [шедшие] из пяти [творений] пяти миров мрака. Когда захочет, он ходит на двух ногах, [[по подобию сынов]] мира [дыма]; и всякий раз, когда захочет, [[бегает]] на четвер[[еньках]] — на руках и ногах, [[подобно]] сынам огня; когда захочет, поднимается на крыльях, как сыны ветра; и, когда захочет [прыгает] вниз, в воды, [как] сыны воды; и когда захочет, ползает на [животе], как сыны ть[мы. Вот какие] пять форм есть в нем»[3].

Собрав светоносное семя, главный архонт сотворил Адама и Еву – первых людей, в которых мрак вложил украденные частицы света. Один из Выкидышей, соединившись с Евой, породил Каина и Авеля. Так началась история, описанная в иудейском Древнем Завете.

В ответ на действия мрака Отец величия породил Иисуса-Сияние и Деву света. Иисус-Сияние смог смирить мятеж Выкидышей, после чего спустился к первым людям, слился с Евой и, воспользовавшись ее образом, просветил Адама, дав ему знания о пути спасения и освобождения части души, имеющей божественное происхождение. От Адама и Евы происходит Сиф, являющийся первым пророком, от которого пошло поколение праведников, завершающееся самим Мани.

При этом в трактате описывается положение церкви манихейства и приводится ее целевая направленность: «А моя церковь полностью явилась и не скроется отныне, она полностью укреплена и не поколеблется, пребывая до конца мира»[4]. И далее: «гонения, искушения [и] угнетения, о которых возвещали прежние Апостолы, [веря,] что этому суждено случиться с церковью, — вот это случилось с ней, как и было написано. [А она] укрепилась и выстояла против [всех] искушений, не пала духом и не отступила. Да будет вам известно: всяких казней и угнетений, всевозможных убийств случалось с моей церковью больше, чем со всеми церквами»[5], что свидетельствует о душеспасительной миссии церковного аппарата. И действительно, следуя тексту трактата, манихейская эсхатология представляет собой процесс очищения и вознесения божественных эонов, заключенных в душах людей, обратно в царство света. После истребления мира огнем, божества воссядут на престолы и начнется суд над душами, в ходе которого праведники воспарят, а грешники, в которых не осталось частиц света вследствии его раздробления в ходе перерождений, навсегда низвергнутся в гиену. В довершении на границе мрака и света будет положен камень, препятствующий смешению света и мрака.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: