Французский персонализм.




Персонализм 26.11.12

Персонализм не получил школьного…

Это связано с очень сильной имперсональной позицией в немецкой философии начиная с Лейбницем. И почему до ХХ не стал школой. Но между тем были философы-персоналисты – конкретные семена, без которых персонализм невозможен.

 

Макс Шелер – ученик Гуссерля, друг Хайдеггера (1874-1928) родился в Мюнхене, умер в Франкфурте-на Майне. Интереснейшая фигура: был иудеем, но отец принял протестантизм, впоследствии интересовался католицизмом. С 1896 года в Йельском университете обучался у Отто Либмана.

Введение об установление между логическими и физическими лицами лицами – Диссертация. С 1907 – преподавательская деятелность в Генском университете. В результате поиска долгого принял крещение в католической церкви Сан-Антон в Мюнхене. Был сознательным философом. В 1902 году встретился с Гуссерлем, который на него оказал невыразимое впечатление и вступил в его общество. В 1912 году Макс Шелера написал самую главную работу «Формализм в этике и материальная этика ценностей». Опубликована в первой части ежегодника Гуссерля. Начал выпускаться феноменологический ежегодник.

Попытка полемики с Кантом – этика должна быть материальна, а значит философия содержательна, неформальна. Позиция Канта – «должен следовать императивам, несмотря ни на что, просто потому что это императив» -- прусская позиция.

В 1916 году он написал вторую часть, стал профессором.

В чём было содержание персонализма Шелера?

Он называл свою философию «Этический персонализм».

Он свой этический персонализм противопоставлял имматериальной, формальной, бессодержательной аксеологии Канта.

Шеллинг – в этике главное – мотивация. Потому надо опираться на ценности.

Ценности – понятие неокантианское, и если философ говорит о ценностях, то его считают неокантианцем. Ценности – объективные феномены, априори данные личности --- сильная оппозиция философии ХХ века – эйдосы, которые даны человеку изначально, в этом смысле он не совсем феноменолог.

Что такое личность по Шелеру?

Личность - Единство трёх основных актов человеческого существования. + ещё одного.

Разум (мышление), чувство и воля. + чувство, которое их всех объединяет - чувство любви. Любовь понимал по Дильтею, базовая интенция человеческого существования. Личность не только чувствует, думает и волит, но и любит. Любовь – бескорыстная базовая интенция, которая объясняет его существование. Любовь свойства человеку как виду и объясняет его существование. Любовь – это то, что связано с самопожертвованием, не предполагает ответа. Базовая интенция по Шелеру, но, конечно, связано с христианством (любовь – сущность человека). Может считаться христианским рационалистом, но он считал, что нужно создавать коллективную личность.

Исторический контекст. Нация – коллективная личность. В 1928 не смог публиковать свою философию.

 

Другой Автор Вильям Льюис Штерн (1872-1938). Так же как и Макс Шелер был сыном еврейского реформатора Сигизмунд Штерн. Отец мужа жены – свёкр - Ханный Арендт. Он доктором философии в Лотарингском университете Бориславля. Теория интеллектуального коэффициента – философская основа современного IQ. Она была прямым предшественником. В 1906 года написал свою работа «Личность и вещь -- система критического персонализма».

 

Шарль Ренувье– неокантианец и неопозитивист – уникальный случай философа, который был атеистом. Большинство были верующим. Критический имперсонализм.

Критицизм философии – линия Канта. Критический – отстаивает линию Канта. Он проповедовал системный персонализм, с системными категориями:

Штерн называет свою философию системой критического персонализма, но при этом был верующим.

Система категорий:

1. Выступал критически против разделения элементов субъекта и выделения элементов сознания. Личность – не автономная сущность, а интегральная целостность, нечто целостное. Её сущностью является целенаправленная деятельность. Существует целая иерархия личностей по Штерну, и в этом заключается шаг назад в сторону имперсонализма. Существуют низшие личности – «вещи» и высшие личности, сопричастные ценностям – люди и Бог, который излучает ценности. Есть понятие личности – центральное понятие онтологии, этики, эстетики, гноссеологии. Ему хочется всё наделить статусом личности. Человек является личностью, потому что бог является личностью. Но далее ему хочется всё наделить статусом личности. «Малеру что-то непонятно: всё должно быть сопричастно личности бог-человек… вероятно Малеру непонятно, как можно быть атеистом», - пишет далее «господин Ж.»-«наборщик», хотя на самом деле Малер говорит вообще о другом. Малеру не понятно, как всё можно наделить статусом личности. На примере «господина наборщика» мы видим первый тип заблуждений, мешающий философствовать – упоротая атеистичность. О втором типе позднее. Итак, далее…

Если вводится базовая категория, то и должны быть категории, которые ей непричастны. А на самом деле философия персонализма разделяет личность и неличность. Жалко, что вещь не является личность… Деятельность – необходима для личности. Штерн был одним из крупнейших психологов начала ХХ века: «Философия детей», «Дифференциальная психология».

Стал американским философом и умер свой смертью в Северной Каролине.

 

Мартин Губер – один из самых знаменитых философов ХХ века, был иудеем. Их было в то время огромное количество. Губер был иудейским теологом – самая крупная фигура религиозной мысли. Повлиял на иудейскую мысль, но евреи его не жаловали.

Родился в Вене умер 1962 году в Иерусалиме. Учился в университетах Берлина, Лейпцига. С ранних лет активно интересуется иудаикой. С 1924 является профессором иудаики в Франкфурте-на-Майне, пишет работу «Я и Ты», через 7 лет пишет работу «Диалог». Эмигрировал, эмигрировал. Стал профессором социологии иерусалимского унивеситета. Был одним из идеологов религиозного сионизма. И с 60-го года стал одним из академиков. Но он не просто иудейский теолог. Губер вышел за пределы иудаики и пытался осмыслить её философски. Он был человеком причастным к немецкой философии и опирался на Фейербаха. Он был секулярным философом, утверждал, что основой человеческого мышления является взаимоотношение понятий Я, Ты, Оно. Губер сделал так, что о христианстве и иудаизме стали говорить представители интеллектуальной элиты. Иудейская идея основная: диалог бога и человека. Это не описание картины мира, где есть бог и человек, а это именно диалог. И это диалог потому, что подлинной реальностью является реальность личности бога и человека. + личность ангелов. Всё остальное – вторичное, подчиненное. И хотя позиция Губера опиралась на Фейербаха, но идея диалога полезна при чтении библии. В библии нет картины мира, а диалог бога и человека. Губер говорит, что вся иудейская теология персоналистская, это всегда диалог. Бог – это не оно, это – Ты. Ницше – это философ для подростков… пиздец. Оно – это безличная категория. Плотиновское солнечное оно, до которого можно достучаться, элемент безличного бытия. Это безличное существо, до которого нельзя достучаться, а бог всегда знает, что с тобой происходит. Бог слышит, потому что ты для него образ и подобие. «Бог всегда с тобой». Проблема в понимании библии, что мы мыслим его как оно, а это языческое понимание. Бог – это Ты.

Основой авраамического мировоззрения является диалог, с вопрошанием.

Другой философ Пауль Тильрих. Немецкий философ-богослов (1886-1965), крупнейший представитель лютеранской философией. 1951- «Систематическая теология лютеранства». 1862 - «Мужество быть». Пауль Тильрих «считают» экзистенциалистами. Левый (атеистический) экзистенциализм Сартр, Камю. Религиозный ещё есть.

Экзистенциализм – схож с персонализм, но это не экзистенциализм. Экзистенция – существования. У Кьеркегора была эволюция мировоззрения, которая кончилась религией: «вся проблема этической философии, в том, что мы рассматриваем человека как сущность, а не как существование», но он берёт не как личность, а в существовании и сущности. Эту идею воскресил Лев Шестов и Бердяев и были хорошо услышаны на Западе, и сразу появился западный экзистенциализм. Большинство персоналистов были и экзистенциалистами. Персонализм начинается там, где заканчивается экзистенциализм. Что общего между персонализмом и экзистенциализмом – существование человека не сводится к его сущность, существование не сводится к природе. Человек может руководить своей природе. Сартр – человек полностью руководит собой и всё, что он делает – следствие его выбора: человек плачет, потому что он хочет плакать. Экзистенциализм утверждает, что поскольку человек не сводится к своей природе, то он обладает свободой и её нужно ценить. Граница между экзистенциализмом и персонализмом. Экзистенциализм утверждает, что экзистенция (Дазайн) – бессознательное. Есть некая ситуация существования, но она на самом деле бессознательна. Есть конфликт между природой и экзистенцией. С точки зрения персонализма человек сознателен всегда. Он отрицает идею бессознательного, они считали, что бессознательное – некая стадия развития сознания. Сознание связано с вниманием, а бессознательное ничего не воспринимает. И человек всегда к чему-то внимателен. Бессознательное – определённая стадия развития сознания. Человек всегда находится в некотором сознании. Ситуация сна, опьянения, безумия, любовный экстаз – бессознательные состояния. Но во сне снятся сны, отдаём отчёт о себе, память есть. У нас нет полноты информации, во сне мы не отдаём отчёт в том, что это сон. Можно контролировать сон. Есть сознание-внимание и оно направлено на объект. А вокруг слой информации, и на всё в ней сознание не может быть направлено, потому вдруг возникает идея бессознательного. Это бессознательное по сравнению с нашим сознательным сознанием. Экзистенция – это бессознательное, это ещё не личность, личность всегда сознательна. Унрунд – это имперсоналистское. Это предельный конфликт.

Персонализм солидарен с экзистенциализмом, что человек не сводится к своей сущности. Экзистенциализм – конфликт между сознанием и контролем и бессознательным. Личность – это выход за ситуацию дазайн. Конфликт сознательного и бессознательного – это конфликт между персонализмом и экзистенциализмом.

 

Французский персонализм.

 

Эммануэль Рунье. 1905 в Гренобле. Умер в 1950 в Шатене около Парижа. Был французом, родился в семье фармацевта. Имел конфликт со своим отцом. Получил степень аграже, позвляющую человеку преподавать. В 1932 году основал журнал «Эстпри» («Французский дух»). И до своей смерти был его редактором. И этот журнал до сих пор, журнал французского персонализма. Он был человек невероятно социально активным и он воспринимал персонализм как политическую идеологию. Там была опубликова статья Бердяева. Лунье был не согласен с тезисом Бердяева о том, что личность не может объективизировать себя во внешнем мире. Он сочетал социальную активность с презрением к политике.

В 1935 году выходит его «Персоналисткая революция». В 1936 году выходит «Манифест персонализма». В 1939-ом году выходит «Персонализм и христианство». Франция подчинена нацистами. Лунье вступил в сопротивление немецкой оккупиции. Немцы запретили журнал «Эспри». Он был схвачен, но отпущен за недостатком доказательств. После войны пишет свою работу «Персонализм».

 

Малер говорит непотребности о Хайдеггере и то, что он не извинился за нацизм. Это из оперы «Эпикурейская примитивная этика» или «Ницше – философ для подростков».

Есть два типа заблуждений, мешающих философствовать – упоротые религиозность и атеистичность. На примере Малера и «наборщика» мы видим обе крайности…

Итак, далее…

1. Личность существует лишь ценой потерь. Личность – это жертвенность. Её богатство – это то, что остаётся в час смерти.

2. Фундаментальные характеристики: - Единство экстериоризации (выхождение за свои пределы) и интериоризация – они объединены общим свойством – трансцендирование.

- Вовлечение – осмысленное и ответственное присутствие. Участие во внешних процессах.

Сущностью человеческого существования является диалектика вовлечения и трансцендирования. Интенциональность как транцедендированье. Интенция по Лунье направлена на личность бога. Он выступал против Гуссерля. Интенциональность Гуссерля типо того ведёт в дебри умозрительной философия, а подлинная – жизненна. Он выступал против Сартра, потому что по Сартру экзистенция человека герметически закрыта, а по Лунье она открыта. Он выступал и против феноменологии и против экзистенциализма, потому что желание жизни любой ценой попирают ценности самой жизни. Неопровержимое когито (самоотчёт) личности – акт любви.

Первичный опыт личности – это опыт другой личности. Личность негерметична. Я осознаю себя как личность, когда сталкиваюсь с другой личностью, личность движется к другому, осознаёт себя только в другом. Я существую только в той степени, в которой я существую для другого. Существовать – значит любить.

У него был продолжатель Жак Лакруа, родился и умер в Леоне, изучал право. В 1935 году вышла его статья «Индивидуализм и социализм». Был ведущим философом в газете «Ле Монд». В 1955 году, после смерти Лунье, он написал работу «Марксизм, экзистенциализм, персонализм». Стал преподавать курс по Канту, Конту, Лунье. Написал работу «Персонализм как антиидеология». Написал работу «Персонализм: истоки, основания». Он друг Лунье. Что его отличало? Он считал, что персонализм фундаментальный проект всей европейской философии. Вся философия сводится к персонализму. Во-вторых, он считал, что необходим синтез Марксизма и экзистенциализма.

 

Эммануэль Левинас (1905, Ковна – 1995, Париж). Феноменологическая этика. Написал статьи Я-Ты, Я-Другой. Он был франкоязычный. «От существования к существующему», «Тотальность и бесконечное» - на тему экстериорности.

 

Поль Рекёр (1913-2005) – персоналист, герменевтик. Личность – топос рождения-значения. Личность – то место, где возникают значения. Единица смысла речи – это не знак, а высказывание. Приписывание философским текстам личностных взглядов. Автор же всегда личность. «Конфликт интерпретации» -- одна из линий постмодернизма. «Путь к признанию» - главное желание человека – признание.

 

 

Персонализм 03.12.12

Русский персонализм.

Персонализм 19 века – русское неолейбницианство.

Историки: Зеньковский, Лосский.

Русский персонализм (по Зеньковскому) – Самарин, Бакунин, Белинский, Герцен, Лавров.

Михайловский, Достоевский, Чичерин, Лопатин, Бердяев.

Том 2, ч. 1. гл. 7 – Неолейбницианство в русской философии.

Возвращение к метафизике Нового времени – онтологический плюрализм. Мир являет собой совокупность свободных монад – неделимых субстанций. Они нематериальны. Между Декартом и Спинозой.

19 век – неолейбницианство: Рудольф Герман Лоцце (1817-1881). Ввел понятие ценности.

Густав Август Тейхмюллер (1832-1888). Называл свою философию персонализмом. Мир состоит из трех уровней: субстанциональное, субстанциональное, данное в сознании нашего я. Идейное и реальное бытие. Я – это неделимое начало человека, которая через познание деятельности и общих форм становится личностью.

Лосский: «Русские персоналисты» - Козлов, Лопатин, Бугаев, Астафьев, Алексеев, Лосский.

Козлов (1831-1901) – проф. Киевского универа, «Своё слово», основатель русского неолейбницианства.

Бугаев (1837-1903) – отец Андрея Белого, профессор матики в МГУ. «Основные начала эволюционной монадологии». Философия математики: теория множеств. Числа – монады. Каждое число по-своему уникально. Персоналисткая математика.

Лопатин (1855-1920) – «Положительные задачи философии», «Понятия о душе по данным внутреннего опыта». Православие+рационализм.

Алексеев (Аскольдов) (1870-1945) – сын Козлова. Филию основывал на основе православия.

Они все противостоят рационализму, позитивизму, приняли романтизм, как реакция на просвещение. Пакетное мышление – если вы принимаете что-то, то должны принять и что-то другое. Романтики принимали просвещение пакетно, то есть с секуляризмом, потому вставали на религиозную позицию. Религия – удел иррационалистов. Это сфера чувств, а там, где начинается разум, там наука и просвещение. Шлеермахер: религиозное мировоззрение основано на чувстве. Русская религиозная филия пыталась создать интеллектуальную картину мира, но к рацио относилась с недоверием. Воинствующий иррационализм даже. Тогда недоверие к логике. Отрицание системы. Если нет логики и системы, то нет ответственности. Основание филии на хр-ве тогда непонятно, так как их филия тогда систематична.

Если религия – сфера чувств, то мои личные чувства – мои личные, они определяют правильную религиозную картину мира.

Алексеев. Существует перевоплощение + хр-во. Метемпсихоз доказывал, но это противоречит персонализму. Братство Святого Серафима.

Бердяев - «Об эсхатологической метафизике: творчество и объективация». Его филия – филия субъекта, духа, свободы, дуалистическо-плюралистическая, эсхатологическая. Его персонализм еретический. Враг монизма и пантеизма, не любил идею примата бытия над сознанием, примата объекта над субъектом. Наоборот если, то будет примат свободы над бытием. Он систематик. У него эта идея сквозная. В принципе с хр-ва это правда, так как всё – результат творения. Но сам Бог бытийный. А раз так, то свобода или Бог? Но у Бога есть ещё логосные начала, и тогда порядок подчиняется свободе. Свобода – аспект личности не может быть тогда просто, значит есть некая бездна за Богом (Бёме – унгрундт, безосновательность небесная). Эта бездна первична к Богу. За Богом есть свобода. Бездна божественной свободы. Свобода – над личностью. Это редкий случай. Его персонализм впадает в другую крайность. Примат духа над логосом, свободы над порядком. Он как и пантеисты отказывается от логики и системы. А значит свобода неограниченна. Бердяев ненавидел животное начало в человеке, рождение ребёнка – это плохо, это животно-человеческое, они не личности. Но так как любил свою кошку, то писал, то может быть животные всё-таки личности.

 

Несмелов (13 января 1863-1937). Он именно персоналист, а не монадолог.

Казанский философ. родился в семье сельского священника. Закончил сельскую школу, духовное училище. Казанская духовная академия. Первая история русской филии – Воскресенский, казанский архимандрит, «История филии».

Могилёв или хз – его учитель, философ-психолог.

«Наука о человеке», преподавал метафизику.

Дисер: «Догматическая система святого Григория Нисского».

Статьи: «Вопросы о смысле жизни человека в учениях новозаветного Откровения».

«Вера и разум с точки зрения гносеологии».

«Наука о человеке» - главная. 1898 том 1. «Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни». том 2 1906 «Метафизика жизни и христианское откровение».

Филия его о жизни. Написал систему филии.

Это антропология.

Был арестован и быстро выпущен.

Его сын Валентин был ярым большевиком. Ему всё же запрещено преподавать.

 

Персонализм 17.12.12

Ортодоксальный и неортодоксальный – Бердяев и Карсавин - персонализм.

Карсавин в принципе не персоналист. Много писал о личности тем не менее. Очень повлиял на развитие дальнейшего персонализма.

1882 Питер – 1952 в концлагере. Выходец из небогатых. Учился в балетной школе. Интересовался филией, богословием, историей. Исторический фак-т, в Питере. Средневековье его интересовало.

Дисер: «Основаны средневековой религиозности в Италии».

Проф. Питерского универа.

Увлекся католицизмом. Эстетика и мистика ему нравилась.

Потом начал с ним бороться с православных позицией.

«Католичество», «Салигия», «Восток, запад и русская идея».

«О началах».

Примкнул к евразийству.

Печатал статьи в газете «Евразия».

Евразийцам нужно основание философское. Его филия этому отвечало.

«Святые отцы и учителя». «Церковь, личность и гос-во».

«Феноменология революции», «О смысле революции».

«История европейской культуры». Пишет уже в Литве.

«О личности» - главная. 1929 год.

Оказал влияние на Лосского. Отправили в концентрационный лагерь из Литвы.

В след за Соловьевым - основа бытия – всеединства. Единосущее Бога и Мира, кот. имеет 4 аспекта:

1) Божество – совершенное всеединство.

2) Усовершенствованное тварное всеединство. Ничто, ставшее Богом.

3) Стяженное тварное всеединство. Стяженность – введено Кузанцем. Присутствие творения в элементе типа монады.

4) Незавершенное тварное всеединство, момент всеединства в его ограниченности. Личное – момент всеединства. Ничто не обладает абсолютным индивидуальным существованием.

Абсолютное бытие – всеединство. Творение – теофания, раскрытие Бога. Тварь – самоотчуждение Бога. Тварь содержит Бога и возвращается к нему, потому зла нет. Всё божественное. Страдание, ненависть тоже.

Гордость человека – попытка утверждать себя, своё я. Все противоречия снимаются в трансценденции оппозиторум. Троица тоже есть это же. Совпадение противоположностей. Всё воссоединяется в духе: неопределённость и определенность (Отец и Сын). Сын – тело Бога.

Личность – конкретно-духовное, телесно-духовное, определённая сущность. Едиственная, незаменимая, многосторонняя. Единство личности – духовность, а множественность – телесность. Принцип личности неопределим. Это сущность, усия по отношению к:

Отец – изначальное единство, Сын – саморазделенное единство, Дух – воссоединяющее единство.

Но есть лишь одна тварная сущность – мировая душа, София. Тварь – не есть личность. Она самопорождённый неопределимый субстрат, в себе не устанавливает чего-либо и только при ассимиляции в божественном содержании она впервые становится личностью. Мы в той степени являемся личностью, в какой мы обоживаемся.

Личность – хорошее, Бог – единственная личность. Имея в боге основу существования, тварь сосредотачивается в самой себе, заменяя смирение гордостью. И желает невозможного – стать частью бытия, вместо того, чтобы стремиться к полноте бытия. Но Бог, уважая нашу свободу, даёт неполную смерть и неполную жизнь, как и желаем. Мир – иерархия от Бога до вещи, иерархия личностей, все, кроме Бога, потенциальные личности. (Штерн)

Симфонические личности – два типа социума: семья и народ. Семья – функциональная личность, народ – социальная личность. (Шелер)

Софиологический монизм – по Зеньковскому.

Личность – это качества, а не субстанции.

Православие преодолевает пантеизм востока и теизм запада. Церковь тоже всеединство.

Метафизика потенциального персонализма.

Юлия Белялова-Меллих «Персонализм Карсавина в европейской философии».

 

Лосский (1903 Геттинген – 1958 Париж). Сын философа.

Историко-филологический фак-т Питерского универа.

Учился в Карловом универе.

Интересовался западным хр-вом.

Дисер: «Филия Майстера Экхарта»

«Негативное богословие и познание Бога в учении Майстера Экхарта»

«Отрицательное богословие в учении Дионисия Ареопагита»

Апофатика – путь невпадения в ересь.

«Спор о Софии» - докладная записка патриарху Московскому Страгородскому о работе Булгакова-философа.

Целый ряд философов религиозных находится в ереси, основывает своё мнение на апофатике, немецкой филии…

«Неопатристический синтез» - движение, призыв к возвращению к отцам церкви, заново совершить подвиг их, взять современную филию для изложения догматов.

«Очерк мистического богословия в восточной церкви».

«Догматическое боголосвие»

Именно он заявил, что понятие личности тематизировано православием. Оно фактически сводится к филии личности. Он апофатик.

«Богословское понятие человеческой личности».

Различие личности или ипостаси и природы – главный тезис. Смешение их – причина ересей. Личность – несводимость человека к природе. Личность – это не что, а «кто-то», то есть отличен от природы. Содержит в себе всю природу, но и превосходит её. Этим превосходством даёт существование природе человеческой, и тем не менее не существует сам по себе, вне природы. напоминает экстатический характер экзистенции у Хайдеггера.

Критикует сближение персонализма и экзистенционализма у Уза фон Бальтазара. Он сближает личность с экзисетенциалтным эссе, бытийством, с актуальностью существования, котоаря превосходит сущность и понятие. Экзистенция – это ещё не личность на самом деле. Тварь природна и ипостасна, призвана осуществить своё природное единство и личностное различение. Личность не сводится к уровню бытия частных субстанций. Уровень личности превосходит уровень онтологии. Это метаонтология, а значит один только Бог может знать.

Классификация политических мировоззрений на основе дистинкции личности и природы:

 

1) Подчинение личности природе, тоталитаризм сверхличного мифа, фашизм. Спиритуализм.

2) Личность – частная природа человека, индивидуализм духовного мещанства, либерализм.

3) Отделяет личность от природы, и низводит последнюю в низшие сферы бытия, персонализм, свойственный экзистенцилистам, протестантам. Свобода без содержания. Левая идеология. Боялся слова «персонализм», отождествлял его с экзистенциализмом.

Персоналистский редукционизм: православие полностью личностно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: