Информационные технологии в экономике, бизнесе и обществе




1. Понятие информационных технологий, её свойства.

Информационные технологии – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.
Единство понятий технология и информационная технология заключается прежде всего в том, что в основе той и другой лежит процесс, под которым понимается определенная совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. При этом любой технологический процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализовываться с помощью совокупности различных методом и средств.

Свойства ИТ:

· Целесообразность.
Состоит в повышении эффективности производства за счет внедрения современных средств вычислительной техники, распределенных баз данных, различных вычислительных сетей, что позволяет обеспечивать эффективную циркуляцию и обработку информации.

· Наличие компонентов и структуры.
Структура конкретно автоматизированной ИТ для своей реализации предполагает наличие трех основных взаимосвязанных компонента: 1) комплекс технических средств 2) программные средства 3)система организационно-методического обеспечения.

· Взаимодействие с внешней средой.
Оно предполагает организацию взаимосвязи ИТ с объектами правления, с внешними предприятиями, организациями, включая потребителей и поставщиков продукции, финансово-кредитные органы. Взаимодействие ИТ различных экономических объектов организуется по средствам программных и технических средств автоматизации.

· Целостность.
ИТ является целостной системой, способной решать задачи, не свойственные ни одному из её компонентов.

· Развитие во времени.
Обеспечение динамичности развития ИТ, возможность её модернизации и модификации, изменения структуры, включения новых компонентов, возможность решения новых задач.

 

2. Понятие информации, данных, знаний, предметной области.
Знание — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека.
Предметная область — это часть реального мира, подлежащая изучению с целью создания базы данных для автоматизации процесса управления.
Информация – любые сведения о каком-либо событии, сущности, процессе, являющиеся объектом некоторых операций: восприятия, преобразования, хранения или использования.
Данные – информация, зафиксированная в некоторой форме, пригодной для последующей обработки, передачи и хранения, например, находящейся в памяти ЭВМ или подготовленная для ввода ЭВМ.

3. Эволюция информационных технологий, этапы их развития.

1 этап. Возникновение человеческой речи.
2 этап. Появление письменности.
3 этап. Распространение книгопечатания.
4 этап. Изобретение и распространение средств передачи информации (радио, телеграфа, телефона)
5 этап. Изобретение и распространение телевидения и электронных машин.
6 этап. Изобретение микропроцессора, создание ПК.

 

4. Классификация информационных технологий по принципу построения.
1). Функционально-ориентированные технологии.
2).Объектно-ориентированные технологии.

5. Классификация информационных технологий по назначению и характеру использования.
1).Обеспечивающие ИТ. К ним относятся технологии текстовой обработки, мультимедиа технологии, технологии работы с БД, технологии распознавания символов и телекоммуникационные технологии.
2). Функциональные ИТ. К ним относятся офисные, финансовые технологии, ИТ в образовании, ИТ автоматизированного проектирования.

 

6. Классификация информационных технологий по способу организации сетевого взаимодействия.

1).ИТ на базе локальных вычислительных сетей. Представляют собой систему взаимосвязанных и распределенных на ограниченной территории средств передачи, хранения и обработки информации, ориентированных на коллективное использование общественных ресурсов.
2). ИТ на базе многоуровневых сетей. Представляют собой архитектуру создаваемой сети в виде иерархических уровней, каждый из которых решает определенные функциональные задачи.
3). ИТ на базе распределенных сетей. Обеспечивают надежную передачу разнообразной информации между территориально удаленными узлами сети с использованием единой информационной инфраструктуры.

7. Платформа в информационных технологиях. Понятие платформы, ее компоненты.
Платформа – совокупность взаимодействующих между собой аппаратных средств и операционной системой, под управлением которой функционируют прикладные программы и средства для их разработки. Платформы могут быть универсальными, а могут создаваться для выполнения локальных задач. Обычно их можно модернизировать, расширять, полностью заменять или обновлять. Характеристики универсальной платформы позволяют использовать ее при решении большого круга задач и, как правило, включаются в соответствующие стандарты.
Компоненты:

Информационные системы и прикладные программы.

 

8. Варианты решения проблемы совместимости компьютерных платформ.

1). Аппаратные решения – специальные платы, позволяющие установить аппаратное обеспечение другой платформы.
2). Программные решения – специальные программные эмуляторы, позволяющие запустить ПО, разработанное для ПК другой платформы.

9. Понятие и классификация операционных систем.
ОС – совокупность программ для управления вычислительным процессом ПК или вычислительной сети.
Классификация.

 

Классификационный признак Тип ОС
Особенности алгоритмов управления ресурсами · Локальные ОС (управляют ресурсами одного ПК) · Сетевые ОС (участвуют в управлении ресурсами сети)
Число одновременно решающих задач · Однозначный · Многозначный
Число одновременно работающих пользователей · Однопользовательские · Многопользовательские
Способ распределения процессорного времени между несколькими существующими одновременно в системе процессами или системами · Невытесняющая многозадачность · Вытесняющая многозадачность  
Зависимость от аппаратных платформ · Зависимые ОС, ориентированные на определенны класс ПК · Мобильные ОС
Тип пользовательского интерфейса · Объектно-ориентированные, как правило, с графическим интерфейсом · Командные с текстовым интерфейсом

 

10. Этапы развития операционных систем.

I. 50-е годы ХХ века. Основные х-ки: возможность пакетной обработки информации; наличие подпрограмм ввода/вывода, облегчающих процедуру ввода/вывода данных; наличие средств исправления ошибок.

II. 60-е годы ХХ века. Мультипрограммный режим работы пакетной обработки.
независимость программирования от внешних устройств.
наличие систем, работающих в режиме реального времени.

III. 70-80-е гг. ХХ века. Создание сетевых операционных систем. (Создание ОС для микропроцессоров, появление первой открытой ОС LINUX).

IV. Начало 90-х – настоящее время. (наличие сетевых функций, встроенных в ядро ОС; Появление корпоративных ОС с поддержкой различных компьютерных платформ; наличие средств обеспечения безопасности информации; развитие графических интерфейсов ОС)

 

11. Понятие технологического процесса обработки информации. Классификация технологических процессов.

 

ТП обработки информации – совокупность операций, осуществляемых в определенной последовательности с начала возникновения информации до получения результатов данных.
Классификация.

Классификационный признак Тип технологического процесса обработки информации.
Тип организации технологического процесса · Предметный тип организации предполагает создание параллельно действующих технологических линий, специализирующихся на обработке информации и решении конкретных комплексных задач · Пооперационный или поточный тип – построение ТП предусматривает последовательное преобразование данных, согласно технологии, представленной в виде непрерывной последовательности сменяющих друг друга операций, выполняемых в автоматическом режиме.
Степень централизации обработки данных · Централизованный, характеризующийся тем, что обработка информации и решение основных функциональных задач производится в центре обработки в центральном сервере, организованной на предприятии вычислительной сети, либо в отраслевом или территориально-вычислительном центре. · Децентрализованный, основанный на локальном применении средств вычислительной техники, установленных на автоматизированных рабочих местах специалистов для решения конкретных функциональных задач. Эти процессы не имеют централизованного, автоматизированного банка данных, но обеспечивают пользователей средствами коммуникации для обмена данными между рабочими станциями управления сети. · Комбинированный, характеризующийся информацией процессов решения задач на автоматизированных рабочих местах специалистов с использованием совместимых баз данных и концентрации всей информации.
Автоматизирование процесса управления · Технологические процессы, выполняемые в системах обработки данных · Технологические процессы, выполняемые в системах электронного документооборота.
Отношение к ЭВМ · Внемашинные ТП, имеющие подготовительный характер, т.к. их функционирование связано с получением исходных данных · Внутримашинные, связанные с хранением и обработкой полученной информации.
Тип обрабатываемой информации · ТП обработки цифровых данных · Текстовой информации · Графической информации · Мультимедийной информации
Тип используемого технического обеспечения · ТП обработки информации на базе ПК · ТП в локальных, региональных и глобальных сетях
Режим обработки информации · Пакетный · Диалоговый · Режим разделения времени · Режим реального времени

 

12. Операции технологического процесса, их классификация.

Цель и место исполнения Степень автоматизации Этапы выполнения Выполняемые функции в технологическом процессе
· Получение первичной информации · Ввод данных в ЭВМ · Обработка данных · Контроль и достоверность информации · Ручные операции · Автоматизированные операции · Автоматические операции   · Подготовительные операции · Основные операции (хранение и обработка) · Заключительные операции (вывод, передача информации для потребителя) Рабочие операции · Активные · пассивные Контрольные операции · по времени выполнения · по степени охвата контролем рабочих операций · принцип дублирования рабочего контроля

 

13. Основные виды операций технологического процесса обработки информации. Цель и место исполнения.
1). Получение первичной информации.
2). Ввод данных в ЭВМ
3). Обработка данных
4). Контроль и достоверность информации.

 

14. Основные виды операций технологического процесса обработки информации. Выполняемые функции в технологическом процессе.

Рабочие операции Контрольные операции
· Активные, связанные с логической или арифметической обработкой информации · Пассивные операции – не связаны с обработкой данных (ввод, вывод, передача) · По времени выполнения (предварительный, текущий, заключительный контроль) · По степени охвата контролем рабочих операций ((п)операционный контроль, охватывающий несколько рабочих операций) · Принцип организации, организованный по принципу дублирования рабоч. контроля.

 

15. Понятия информации, данных, базы и банка данных.
Информация – любые сведения о каком-либо событии, сущности, процессе, являющиеся объектом некоторых операций: восприятия, преобразования, хранения или использования.
Данные – информация, зафиксированная в некоторой форме, пригодной для последующей обработки, передачи и хранения, например, находящейся в памяти ЭВМ или подготовленная для ввода ЭВМ.
База данных – совокупность структурированных данных, относящихся к определенной предметной области, и организована таким образом, что эти данные могут быть использованы для решения многих задач многими пользователями.
Банк данных – это система специально организованных данных, программных, языковых, организационных и технических средств, предназначенных для централизованного накопления и коллективного многоцелевого использования данных.

16. Понятие модели данных.
Модель данных определяет множество действий, которые допустимо производить над некоторой реализацией базы данных для её перевода из одного состояния в другое.

17. Операции над данными.

По типу производимых действий различают:

· идентификация данных · нахождение их позиции в базе данных · выборка (чтение) данных из базы данных · включение (запись) данных в БД · удаление данных из БД · модификация (изменение) данных в БД.

 

18. Система управления базами данных. Основные функции СУБД.

Система управления базами данных (СУБД) — совокупность программных и лингвистических средств общего или специального назначения, обеспечивающих управление созданием и использованием баз данных.

· управление данными во внешней памяти (на дисках); · управление данными в оперативной памяти с использованием дискового кэша; · журнализация изменений, резервное копирование и восстановление базы данных после сбоев; · поддержка языков БД (язык определения данных, язык манипулирования данными).

 

19. Классификация компьютерных сетей.

ü По территориальной рассредоточенности: Ø Глобальные Ø Региональные Ø Локальные ü По типу ПК входящих в сеть: Ø Однородные (гомогенные) Ø Неоднородные (гетерогенные) ü По типу организации передачи данных: Ø С коммутацией каналов Ø С коммутацией сообщений Ø С коммутацией пакетов ü По решению передачи данных: Ø Широковещательные Ø Последовательные ü По характеру реализуемых функций: Ø Вычислительные Ø Информационные Ø Смешанные ü По способу управления: Ø С децентрализованным управлением Ø С централизованным управлением Ø Со смешанным направлением.

 

20. Основные компоненты локальной вычислительной сети.

· Рабочие станции (ПК, подключенные к сети) · Сетевые адаптеры (сетевые карты) · Серверы · Повторители и концентраторы · Мосты и концентраторы · Маршрутизаторы · Шлюзы · Каналы связи · Сетевая ОС

 

21. Виды серверов.

 

· Сервер рабочей группы - система начального уровня, обычно, однопроцессорная. Небольшие компании, а также удаленные офисы не располагают специально выделенным помещением и устанавливают сервер непосредственно в офисной комнате. Такая система не должна привносить много шума в офисное помещение. Функционально такая машина играет роль ограничителя прав доступа сотрудников фирмы к файловым ресурсам или служит в качестве емкости для хранения информации.

· Сервер контроллер домена - нужен для организации централизованного управления более чем 20-ю рабочими местами, а конкретно - сетевыми, файловыми ресурсами фирмы, в частности может выполнять роль сервера печати. Он должен быть на порядок надежнее и качественнее сервера рабочей группы и иметь возможность расширяемости при росте количества сотрудников. Его производительность зависит от масштаба фирмы, по обыкновению является одно- двухпроцессорным узлом, с MS Windows Server 2003-2008 "на борту" и настроенной Active Directory (службой каталогов).

· Прокси сервер - обеспечивает общий доступ к сети Интернет всем (либо некоторым) компьютерам офиса. Если бизнес компании плотно связан с деятельностью сотрудников в интернете, такой шлюз должен не только быть отказоустойчивым, а еще и достаточно производительным, ведь работа антивирусных программ, анализаторов и счетчиков трафика может требовать большие объемы системных ресурсов, ровно как и высокоскоростные интерфейсы связи.

· Сервер электронной почты - это выделенный узел для работы с почтовыми приложениями, может быть востребован в фирме с численностью работников 30-40 человек. Позволяет осуществлять централизованное управление внешней корреспонденцией, документооборотом и внутренней перепиской. Серверные версии антивирусного ПО в сочетании с грамотно настроенными фильтрами снизят риск потери либо утечки конфиденциальной информации, а также уменьшат количество нежелательной почты.

· Веб сервер - для содержания виртуального офиса, магазина в сети Интернет. Сайт может служить лишь визитной карточкой фирмы, а может быть более сложным порталом, например онлайн каталогом, имеющим возможность оформления заказов. Выделенный для веб-приложений узел позволяет обеспечить доступ большому количеству посетителей и гарантировать функционирование сложных веб-приложений фирмы.

· Терминальный сервер - обеспечивает работу удаленных офисов, сотрудников, часто работающих в командировке, при этом обеспечивая привычный доступ к рабочим ресурсам в сети Интернет либо посредством выделенных каналов связи. Шифрование данных делает такую связь безопасной. Пользователь соединяется по каналу связи с сервером, затем вводит учетные данные, потом попадает на собственный виртуальный рабочий стол, либо в хранилище документов. Таким образом доступ к своим данным можно получить, находясь в любой точке мира при наличии соединения с интернетом.

· Сервер баз данных - обрабатывает данные, организованные и структурированные согласно определенным правилам, хранимые совместно. Самыми часто используемыми средствами управления данными являются MS SQL Server, MySql, Oracle, Apache. Если бизнес процессы компании требуют подготовки и обработки данных, нужен выделенный вычислительный ресурс. Обычно, параметры такого узла прямо зависят от размера базы данных, количества пользователей, а также динамики и характера обращений к данным.

· Файловый сервер - служит для организации, структурированного хранения пользовательских данных с учетом политик безопасности и прав доступа. Объем ранимых данных и количество пользователей являются определяющими моментами в определении состава данной системы.

22. Каналы связи, используемые в локальных вычислительных сетях.

Для построения локальных сетей применяю линии связи, которые используют различную физическую среду.

Линии связи – это промежуточная аппаратура или среда по которой передаются информационные сигналы.

В зависимости от физической среды передачи данных линии связи можно разделить на:

§ проводные линии связи без изолирующих и экранирующих оплеток;

§ кабельные, где для передачи сигналов используются такие линии связи как кабели "витая пара", коаксиальные кабели или оптоволоконные кабели;

§ беспроводные (радиоканалы наземной и спутниковой связи), использующие для передачи сигналов электромагнитные волны, которые распространяются по эфиру.

Проводные линии связи используются для передачи телефонным сигналом, а также для передачи компьютерных данных. Эти линии связи применяются в качестве магистральных линий связи. По проводным линиям могут быть организованы аналоговые и цифровые каналы передачи данных, скорость очень низкая. Плохая помехозащищенность и возможность простого несанкционированного доступа к сети.

Кабельные линии связи состоят из проводников, заключенных в несколько слоев изоляции. Используется три типа кабелей: витая пара, коаксиальный кабель, оптоволоконный кабель. Наиболее быстрый и помехозащищенный – оптоволоконный, наиболее простой в монтаже – витая пара, коаксиальный уже устаревший тип проводов, но из электрических кабелей он лучше, чем витая пара.

Беспроводные каналы образуются при помощи передатчика и приемника радиоволн. Используются: радиоканал, инфракрасный канал, канал спутниковой связи.

В радиоканале абоненты ничем не связаны друг с другом и легко могут поменять свое расположение. Может поддерживать связь на больших расстояниях, но поддержки не получил из-за высокой стоимости приемных и передающих средств. Также у него неудовлетворительная надежность связи.

Инфракрасный канал нечувствителен к электромагнитным помехам. Из недостатков – большая стоимость приемников и передатчиков, требуется перевод из инфракрасных сигналов и обратно. Также у него небольшая скорость передачи данных. Он наиболее удобен для связи компьютеров в одной комнате. Также не получил широкого применения.

В спутниковых каналах используется три типа спутников, которые находятся на геостационарных, высоких и низких орбитах. Как правило, запускаются группами, так как разнесенные они могут обеспечить обхват всей территории Земли. Целесообразно использовать спутниковую связь для связи между станциями на больших расстояниях, или, когда станция находится в труднодоступном месте. Пропуская способность высокая – несколько десятком Мбит/c.

 

23. Структура сетевой операционной системы.

· Средства управления локальными ресурсами компьютера. Обеспечивает выполнение всех процессов на данном ПК · Серверная часть операционной системы. Обеспечивает предоставление собственных ресурсов и услуг в общее пользование · Клиентская часть ОС. Обеспечивает запасы доступа к удалённым ресурсам и услугами и принимает ответы сервера · Коммуникационные средства ОС. Обеспечиваю средства транспортировки сообщений.

 

24. Понятие и классификация угроз безопасности информации в информационных технологиях.

25. Основные угрозы безопасности в информационных технологиях.

1) Раскрытие конфиденциальной информации 2) Несанкционированный доступ 3) Компрометация информации 4) Несанкционированное использование ИР 5) Отказ от информации 6) Нарушение информационного обслуживания 7) Незаконное использование привилегий 8) Взлом системы

 

26. Меры и способы защиты информации в информационных технологиях.

· Защита информации от несанкционированного доступа · Защита информации в каналах связи · Защита юридической значимости электронных документов · Защита информации от утечки по каналам ночных электронно-магнитных излучений и наводок · Защита от несанкционированного копирования, распространения программ и конфиденциальной информации · Защита от компьютерных вирусов и других опасных воздействий по каналам распространения программ и файлов.

 

27. Основные виды вредоносных программ.

· Люки · Логические бомбы · Троянский конь · Черви · Захватчики паролей · Бактерии · Компьютерные вирусы

 

28. Классификация компьютерных вирусов.

§ По виду среды обитания Ø Загрузочные Ø Файловые § По степени воздействия Ø Безвредные Ø Неопасные Ø Опасные Ø Разрушительные § По способу заражения среды обитания Ø Резидентные Ø Нерезидентные § По алгоритмическому построению Ø Мутирующие Ø Репликаторные Ø Стеллс вирусы (неделимые) Ø Макровирусы

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: