Анализ лечебных камланий позволяет отметить несколько моментов.




Первое. Камлание четко нормировано и регламентировано. Это говорит о его органической вписанности в культуру, повседневную жизнь. Именно такое положение еще более усиливало роль шамана как врачевателя. Он был целителем безусловно. Как врач в белом халате в современной медицинской практике. Целительными в шаманстве являлись не только действия по отношению к больному (измерение пульса, температуры, траволечение и т.п.), но и сам ритуал, вид шамана. Человек видя, что кто-то борется за его жизнь, здоровье, и сам мобилизовывался, был "готов выздороветь".

Второе. "Специализация" духов помощников шамана разнообразна. Болезни глаз, уха, горла, носа, внутренние, кожные и др. разделены между разными "помощниками" (см. приложение). Это доказывает, что алтайцы знали и понимали различия болезней. А это знание требовало и различного воздействия, особого вмешательства. Можно предположить, что если было знание о болезни, то был и способ борьбы с ней, способ лечения.

Третье. Шаманы занимались лечебной практикой с древнейших времен. За тысячелетия ими накоплено и реальное знание о болезнях, и способы их лечении. Ведь, если народ в быту использовал травы, минералы, воду и т.п., то шаман не мог оказаться вне этого знания.

Четвертое. В современной литературе много говорится о воздействии, словом при лечении. Шаманские обращения, бормотание, пение, подражание голосам зверей и птиц - это тоже своеобразное словесное влияние на присутствующих и больного. ("Как слово наши отзовется"). Не преувеличивая медицинских возможностей шамана, отметим, что в рамках традиционной культуры им решались основные проблемы здоровья алтайцев.

Таким образом, традиционная культура во многом обеспечивала надежную защиту от внешнего природного влияния, способствовала устойчивости этноса. Даже С. Потканов, изучая прирост инородческого населения, отмечал, что "тюркские племена средней и южной полосы Сибири, в том числе алтайцы, телеуты, кумандинцы, имеют хорошее естественное приращение..., зависящее, главным образом, от образа жизни и занятий"144.

Эту же тенденцию отмечал Н. Ядринцев, говоря, что культура коренных народов обеспечивала сносное существование и плодовитость (таблица 2)145.

Таблица 2
Динамика численности алтайских дючин в 1858-1897 гг.146

Название волостей 1858-1859 гг. 1880 г. 1897 г.
Муж. Обоего пола Муж. Обоего пола Муж. Обоего пола
1 Алтайская дючина            
2 Алтайская дючина            
3 Алтайская дючина            
4 Алтайская дючина            
5 Алтайская дючина            
6 Алтайская дючина            
7 Алтайская дючина            
Не принадлежали к дючине нет сведений    
ИТОГ            

Об этом же в определенной степени свидетельствуют данные таблицы, хотя во многом цифры прироста населения отражают неполноту статистических сведений предыдущих лет. По некоторым данным в 1913 г. смертность (из расчета на 1000 населения) составляла в России 29,1, в Горном Алтае в среднем 30,2, а в отдаленных районах и того больше. Не только природное "чутье", но и социальная организация алтайцев способствовала сохранению этноса. Через обряды, традиции, повседневное бытовое общение передавались навыки жизнедеятельности, обеспечивающие достаточно комфортное проживание. И каждое поколение привносило свое знание в культуру, совершенствуя и улучшая жизнь человека.

Интересное рассуждение по этому вопросу приведено В. Б. Миневич. Им отмечено, что общество как бы стремится к совершенству, вытесняя из своей Среды "возмущающие элементы и действия". Ниспровергатели, бунтари, творцы новых идей, бродяги, преступники и т.п., подвергаются различным гонениям и преследованиям. Но подобные люди продолжают рождаться, а культура и мир все же изменяются. В. Б. Миневич относит это к проявлению генно-культурной коэволюции, считает что этот процесс вечен. Так традиционная культура, оперируя на протяжении веков схожими символами, отражающими борьбу Добра и Зла, изменяется, постепенно впуская в себя новые заимствования и находки. Таким образом, культура как система развивается, достаточно гибко и тонко реагируя на чуждые вторжения. Ни эта ли гибкость способствовала сохранению традиционной культуры? Ни эта ли гибкость поведения самих носителей культуры, например, алтайцев помогла им адаптироваться в природе и организоваться на основе здоровьесберегающей жизнедеятельности.

Ряд авторов, оценивая традиционную культуру, характеризуют ее и как идеальную с точки зрения экологии. Кочевое скотоводство, не трудоемко для людей и выгодно природе - скот не может съесть больше травы, чем нужно для выживания, количество скота ограничено выпасами. Трудоемкие технологии излишни кочевнику, нет надобностей архитектурных новаций - юрта идеальна, с точки зрения кочевой жизни. Охота давала только столько животных и дичи, сколько было необходимо для жизни.

Самое существенное во всем этом - жизнь в равновесии с природой.

Обращаясь к оценке уровня развития народной медицины в Горном Алтае, следует отметить, что представления о лечении болезней полностью соответствовали представлениям о мире и природе. Для населения Горного Алтая на рубеже XIX-XX вв. было характерно применение различных многовариантных методов и способов лечения болезней, что с полной ответственностью свидетельствует о понимании целостности и ценности человека. Эта идея являлась центральной в системе народной медицины. Вместе с тем уместно отметить, что народ черпал свои знания от природы, чувствовал и жил как неотъемлемая часть этой природы. Поэтому использовались минералы, вода и даже воздух Горного Алтая.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: