Институт открытого дистанционного образования
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Практики менеджмента
по специальности: 080507 – «Менеджмент организации»
Нижний Новгород - 2005
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ.. 3
2. БАЗОВЫЕ ДОКУМЕНТЫПРОГРАММЫ... 3
3. СТРУКТУРА ПРАКТИКИ.. 3
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ.. 4
5. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ.. 4
6. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.. 4
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.. 4
8. РАБОЧЕЕ МЕСТО И ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТА НА ПРАКТИКЕ. 5
9. ОХРАНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ.. 6
10. ФОРМЫИ МЕТОДЫКОНТРОЛЯ.. 6
11. ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА.. 6
12. ЭКСКУРСИИ ВО ВРЕМЯ ПРАКТИКИ.. 6
13. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ.. 7
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 10
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
Целью практики является закрепление студентами теоретических знаний, получение практических навыков управления в организациях различных форм собственности.
Задачами практики являются:
- знакомство со структурой и организацией работы различных подразделений организации;
- изучение порядка оформления организационно-распорядительной, кадровой и отчетной документацией;
- анализ систем организации и управления конкретных производственных подразделений предприятия;
- получение практических навыков диагностики личностных и деловых качеств персонала, организационной диагностики;
- знакомство с опытом проведения прикладной научно-исследовательской работы в организации.
2. БАЗОВЫЕ ДОКУМЕНТЫПРОГРАММЫ
Базовыми документами практики являются Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, утвержденный 17.03.2000 г. №234 эк/сп, и учебный план высшего профессионального образования по специальности 061100 - «Менеджмент организации».
|
3. СТРУКТУРА ПРАКТИКИ
Практику менеджмента по специальности 080507 - «Менеджмент организации» студенты заочной формы обучения проходят в 8 семестре в объеме 240 часов (6 недель) в соответствии с графиком учебного процесса.
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Четырехчасовая лекция, посвященная изложению вопросов, указанных в п.1 программы.
Экскурсии на предприятия с целью практического ознакомления со структурой и организацией работы различных подразделений организации, изучение порядка оформления организационно-распорядительной, кадровой и отчетной документацией в организациях различного назначения и форм собственности.
Ознакомление с рекомендованной руководителями практики литературой.
5. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Практика должна быть пройдена студентами в течение 8 семестра.
6. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Каждый студент получает от руководителя практики индивидуальное задание.
Тема индивидуального задания определяется с учетом специфики деятельности предприятия – базы практики и возможности получения информации. Исследование может носить реферативный характер и выполняться путем изучения имеющихся литературных источников по теме задания. Выполненное индивидуальное задание излагается в отчете более подробно, чем остальные разделы с приложением необходимых графических и статистических материалов.
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По результатам прохождения практики студентом разрабатывается и составляется отчет. Отчет является результатом самостоятельной творческой работы студента. Изложение должно быть содержательным, но кратким. Для ознакомления с необходимыми материалами и использования их в процессе подготовки отчета студенту необходимо обратиться к руководству предприятием.
|
К отчету по практике студент подбирает соответствующий материал (нормативные, плановые и фактические данные, первичные и сводные документы, учетные регистры), надлежащим образом заполняет его и подшивает в отдельную папку в последовательности изучения тем и вопросов программы практики.
Отчет по практике является основным документом, по которому студент отчитывается о своей работе. По окончании практики отчет сдается руководителю практики от университета в установленные учебным графиком сроки.
Непредставление отчета в срок, неудовлетворительное прохождение практики или неудовлетворительная защита, влекут за собой повторное прохождение практики.
8. РАБОЧЕЕ МЕСТО И ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТА НА ПРАКТИКЕ
Студенты проходят практику в следующих отделах и службах предприятий независимо от их рода деятельности и организационно-правовой формы::
- планово-финансовые службы;
- маркетинговые подразделения;
- служба управления персоналом;
- служба делопроизводства.
Распределение студентов по рабочим местам осуществляется с учетом в каждом конкретном случае общей теоретической и практической подготовленности студента и возможности предприятия - базы практики.
Обязанности студента:
- выполнение действующих в принимающей организации правил внутреннего распорядка, положений о структурных подразделениях и должностных инструкций;
|
- своевременная подготовка материала к написанию отчета по практике.
9. ОХРАНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
На работающих студентов распространяется общее трудовое законодательство, правила охраны труда и внутреннего распорядка, действующие на данном предприятии или организации. На студентов, не зачисленных на рабочие места, распространяются правила труда и режим рабочего дня, действующие на данном предприятии или организации.
10. ФОРМЫИ МЕТОДЫКОНТРОЛЯ
Фиксирование прибытия студентов на места прохождения практики, представление в установленный срок отчетов по практике, оценка качества отчетов.
11. ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА
По итогам практики студенты пишут отчет. Отчет должен включать 20 – 30 страниц текста, выполненного от руки, на печатной машинке или на персональном компьютере на листах формата А4, а также необходимые эскизы, рисунки, фотографии.
Структура отчета должна включать:
1) титульный лист,
2) содержательную часть,
3) заключение,
4) список литературы.
Оформление отчета должно соответствовать действующему стандарту организации (СТП ННГАСУ).
Отчеты по итогам практики должны быть сданы студентами не позднее даты окончания 9 семестра.
12. ЭКСКУРСИИ ВО ВРЕМЯ ПРАКТИКИ
Для сбора необходимого материала студенты самостоятельно организуют посещение предприятий различного назначения и форм собственности.
13. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИКИ
Тема 1. Общие функции предприятия
Анализ категорий:
· маркетинг – потребитель;
· предпринимательство – бизнес;
· финансы – деньги;
· организация – люди;
· производство – технологии;
· инновации – идеи;
· информация – данные.
Тема 2. Функции администрации
Анализ категорий:
· цели – будущее предприятия;
· стратегия – способы достижения целей;
· планирование задач – задания конкретным исполнителям;
· проектирование – рабочие функции исполнителей;
· мотивирование – целенаправленное воздействие на персонал;
· координация работы – согласование усилий;
· учет и оценка работы – измерение результатов;
· контроль – сопоставление результатов с целями;
· обратная вязь – корректировка целей.
Тема 3. Функции управления
Изучение относительно самостоятельных, обособленных и специализированных участков управленческой деятельности предприятия.
Тема 4. Основы экономики предприятий и организаций
Анализ предприятия по следующим характеристикам:
· организационно-правовая форма предприятия;
· отраслевая принадлежность;
· используемые ресурсы, материально-техническое снабжение;
· размер предприятия, состав и структура основных фондов;
· структурные подразделения и взаимосвязи между ними;
· персонал, трудовые отношения, система начисления заработанной платы;
· методы производства и реализации продукции;
· налогообложение, виды налогов, расчеты с бюджетом, льготы;
· взаимоотношения и операции предприятия;
· лизинговые операции в организации.
Тема 5. Экономика и организация предприятия
Анализ предприятия по следующим характеристикам:
· номенклатура выпускаемой продукции;
· организация труда на предприятии и в структурных подразделениях;
· нормирование и оплата труда, система премирования и мотивации персонала;
· производительность труда и мероприятия по ее увеличению;
· технология оперативного планирования на предприятии;
· опыт работы по планированию и учету себестоимости выпускаемой продукции;
· финансово-экономические показатели деятельности предприятия.
Тема 6. Работа маркетинговых служб предприятия
Анализ предприятия по следующим характеристикам:
· организационная структура маркетинговых служб;
· разделение функций маркетинга и сбыта;
· стратегическое маркетинговое планирование;
· работа отдела рекламы;
· проведение исследований рынка;
· маркетинговая информационная система предприятия.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Пример оформления титульного листа отчета о прохождении практики
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт открытого дистанционного образования
ОТЧЕТ
о прохождении практики менеджмента по специальности
080507 «Менеджмент организации»
Выполнил студент гр. МО 451/1 И.О. Фамилия
Проверил И.О. Фамилия
Выкса 2005 г.
Горбунов Сергей Владимирович
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
практики менеджмента по специальности
080507 - «Менеджмент организации»
Научный редактор Д.В. Хавин
Подписано в печать _______________ Формат 60х90 1/16. Бумага газетная.
Печать трафаретная. Уч.-изд. л. 0,6 Усл. печ. л. 0,7
Тираж 400 экз. Заказ № _____
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 603950, Н.Новгород, Ильинская, 65
Полиграфцентр ННГАСУ, 603950, Н.Новгород, Ильинская, 65