1. Общее понятие диалектики и развития.
2. Законы диалектики:
- единства и борьбы противоположностей;
- перехода количественных изменений в качественные;
- отрицания отрицания.
3. Основные категории и принципы диалектики.
1. Само слово « диалектика » в переводе с греческого языка означает «искусство вести беседу, спор» - 1) метод познания действительности в ее противоречивости, целостности и развитии; 2) процесс развития чего-либо во всем многообразии его форм и во всей его противоречивости. Диалектика - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Иными словами, диалектика - это теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через законы диалектики, категории, принципы.
Основной вопрос диалектики: «Что такое развитие?». Развитие - закономерное, качественное изменение материальных и идеальных объектов, причем не механическое изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход объектов на более высокую ступень организации. Развитие - высшая форма движения, а движение - основа развития, внутреннее свойство материи. Движение - уникальное явление окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью, наличием противоречий.
2. Законы диалектики в системном виде впервые были изложены Гегелем как законы развития абсолютной идеи. С позиций материализма основные законы диалектики были сформулированы в марксисткой философии. Среди способов понимания диалектики развития: законов, категорий и принципов основными являются законы диалектики.
Закон - это внутренняя, существенная и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение. Законы диалектики отличаются от законов других наук своей всеобщностью и универсальностью, так как они охватывают все сферы окружающей действительности, раскрывают механизм перехода от старого к новому (основы движения и развития), связь старого и нового.
Определяют три базовых закона диалектики:
- единства и борьбы противоположностей;
- взаимного перехода количественных изменений в качественные;
- отрицания отрицания.
Закон единства и борьбы противоположностей состоит в том, что все сущее представляет собой противоположные начала, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (примеры: юг и север, холод и тепло, молодость и старость, положительное и отрицательное и т.д.). Закон противоречия детерминирует источник саморазвития и самодвижения предмета как присущего ему, поэтому он занимает центральное место в диалектике, являясь ее сутью. Содержание закона единства и борьбы противоположностей выражается через взаимодействие категорий тождества, различия, противоположности и противоречия.
Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, т.е. данный предмет есть именно этот предмет. Но в это же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность. Противоречие, борьба между тождественностью и отличием приводит к саморазвитию и изменению предмета. Например, тождество полюсов, таких как север - юг, плюс - минус, добро - зло, определяется самим фактом существования предмета как единой целостной системы, обладающей количественной и качественной определенностью. Последняя влечет за собой отличие, неодинаковость, непохожесть, отрицание друг в друге вплоть до взаимоисключения противоположных полюсов. Этот аспект существования предмета выражает категория различия. Доводя различие элементов и тенденций развития некоторой целостности до предела, мы представляем их как противоположности, как стороны существования этой целостности, непосредственно несовместимые друг с другом. В то же время они образуют системное единство, определяемое всей совокупностью взаимосвязей как внутри рассматриваемой целостности, так и во взаимодействии с внешней средой. Такое единство, одновременно проявляющееся в тождестве и различии противоположностей, выражает категория противоречия.
Противоречие представляет собой систему отношений, в рамках которой противоположности порождают друг друга, взаимопроникают и переходят друг в друга.
Можно выделить различные виды противоречий:
- противоречие, приносящее пользу обеим сторонам (постоянная конкуренция, соревнование, где каждая сторона стремится к победе и переходит на качественно новую ступень развития);
- противоречие, где одна сторона постоянно одерживает победу над соперником, но побежденный соперник сохраняется, является как бы «раздражителем» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;
- антагонистическое противоречие, где одна сторона может выжить только за счет уничтожения другой. Кроме этого различают внутренние, внешние, основные, неосновные и другие противоречия.
В процессе познания закон единства и борьбы противоположностей выполняет ряд важнейших методологических функций:
- ориентирует на поиск источника самодвижения объекта;
- указывает на преходящий характер изучаемого объекта;
- направляет процесс познания на процессы объяснения объекта;
- раскрывает внутреннюю сущность объекта.
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм развития. Согласно этому закону качественные изменения предмета происходят тогда, когда изменение количественных характеристик данного предмета достигает определенного предела. Качество - тождественная бытию определенность, стабильная система определенных свойств, характеристик предмета. Количество - исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.). Мера - единство количества и качества. Нарушение меры приводит к изменению данного предмета или явления и превращению его в другой предмет или явление. Переход в иное состояние понимается как скачок. Например, если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, т.е. изменять количественные параметры (температуру), то вода будет изменять свое качество - станет горячей. При достижении 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды - она перейдет в пар. Переход воды в пар есть скачок. Скачок определяется изменчивостью и неустойчивостью. Переход количества в принципиально новое качество может произойти резко, быстро или медленно, эволюционно.
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений имеет серьезное методологическое значение:
- ориентирует познающего субъекта на описание познаваемого объекта;
- описание объекта подчиняет последовательности: качество-количество-мера;
- данное описание способствует фиксации внешней стороны объекта (явления), чтобы в процессе познания в дальнейшем проникнуть в сущность вещей и процессов.
Закон отрицания отрицания гласит, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.
Всякая последующая фаза развития предмета отрицает предыдущую таким образом, что удерживает, сохраняет все необходимые положительные моменты последней.
Категория отрицания выражает процесс превращения данного состояния предмета в свою противоположность. Примерами могут служить: смена общественно-экономических формаций; смена поколений; отмирание старых и возникновение новых клеток в организме. Отрицание отрицания отображает процесс перехода полученной противоположности, но при этом не уничтожение предыдущего состояния, а переход к новому циклу развития с воспроизведением в качестве его существенных моментов предыдущей стадии. Этот момент закона отрицания отрицания выражается категорией снятия. Снятие есть разрешение противоречия, образуемого единством и борьбой исходного состояния и его отрицанием путем перехода в третье состояние, синтезирующее в себе необходимые и существенные стороны первых двух, но уже на качественно новом уровне. Цикл развития можно представить в такой форме:
- начальное состояние;
- отрицание начального состояния, переход в новое качество, как бы противоположное начальному;
- отрицание нового и переход в новейшее качество, противоположное новому, следовательно, возврат к исходному состоянию, но на более высоком уровне. В целом процесс развития принимает спиралеобразный характер.
Повторяемость и преемственность, как атрибуты процесса развития, обусловливают спиралевидную форму его реализации. Развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая. Примерами могут быть такие процессы, как:
- организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем уже стареет, дряхлеет (нисходящее развитие);
- историческая смена одной общественно-экономической формации другой (расцвет рабовладельческого строя сменился падением, но последовало развитие феодализма (восходящее развитие).
Закон отрицания отрицания в процессе познания предъявляет следующие методологические требования:
- указывает на определенную направленность саморазвития предмета;
- ориентирует на раскрытие и формы самодвижения, на поиск основных фаз отрицания (развития) и их взаимосвязь;
- обусловливает прогностическую функцию познания;
- раскрывает единство сущности и явления как противоположных сторон существования предмета.
3. Помимо трех основных законов диалектика включает в себя и категории - наиболее общие понятия, раскрывающие существенные характеристики развития.
Сущность и явление. Категория сущности выражает совокупность глубинных связей, отношений и внутренних законов, определяющих основные черты и тенденции развития материальной системы. Категория явления - конкретные события, свойства, процессы, выражающие внешние стороны действительности. Категории сущность и явление неразрывно связаны между собой: в мире нет такой сущности, которая не обнаруживала бы себя во вне, как нет и явления, которое не заключало бы в себе информацию о сущности. Но единство сущности и явления не означает их совпадения, т. к. сущность всегда скрыта, чем глубже она лежит, тем более трудным оказывается ее познание.
Во взаимоотношении сущности и явления обнаруживается диалектика единства и многообразия. Одна и та же сущность может иметь множество различных проявлений, как и всякое сложное явление, может определяться несколькими сущностями. В сущности превалирует необходимое и общее, в явлении - случайное и единичное.
Общее, единичное, особенное. Под общим понимаются свойства и отношения предмета, тождественные свойствам и отношениям других предметов. Под единичным подразумеваются относительная обособленность, специфические характеристики предмета, составляющие его уникальную определенность. Общее всегда реализуется в единичном и через единичное. Общее и единичное синтезируются в категории особенного.
Особенное - характерное отличительное свойство предмета или явления: не такой, как все, не обыкновенный.
Всеобщее - это общее, присущее всем предметам и явлениям действительности. Философия изучает всеобщее.
Необходимость и случайность. Необходимость - это внутренняя, устойчивая, существенная, неизбежно возникающая при определенных условиях взаимосвязь предметов. Необходимость всегда связана с существенностью.
Случайность есть точка пересечения необходимостей, т.е. она - форма проявления необходимости и характеризуется неустойчивостью, неопределенностью, внешностью, может быть связана с сущностью. Необходимость и случайность - диалектические противоположности, не существующие друг без друга. За случайностью всегда скрывается необходимость, которая определяет ход развития в природе и обществе. Случайность всегда оказывается подчиненной внутренним законам. Научное познание стремится открыть эти законы. Материалисты признают объективный характер необходимости, но не все. Так, механистический детерминизм исходил из существования только необходимости. Понимание соотношения между необходимостью и случайностью привело в философии к возникновению фатализма и волюнтаризма.
Фатализм абсолютизирует необходимость, понимает ее как неизбежность (рок, судьба человека, общества).
Волюнтаризм, наоборот, недооценивает роль необходимости, все явления сводит к случайной роли волевых действий субъекта.
Случайные события оцениваются с помощью теории вероятности. Вероятность - это количественная характеристика меры возможности появления какого-либо случайного события. Понять процесс появления нового помогают категории «возможность» и «действительность».
Возможность - это предпосылки возникновения нового. В возможности воплощены степень и многообразие форм непротиворечивости. Данная категория выражает объективные, необходимые условия и тенденции возникновения и развития некоторого предмета.
Действительность - это осуществленная возможность, действительность - все существующее, а что существует в действительности, когда-то было возможностью. С другой стороны, и сама действительность является возможностью новой действительности.
Различают реальные и абстрактные возможности. Для реализации реальных возможностей уже есть необходимые условия. Абстрактные возможности не всегда возможно реализовать, требуются существенные изменения окружающих условий.
Причина и следствие. Явление, которое порождает другое или вызывает в нем определенные изменения, есть причина. Порождаемое причиной явление (изменения в нем) называется следствием. Структура причинно-следственных связей включает в себя два важных момента: во-первых, причина предшествует следствию; во-вторых, причина порождает следствие.
Причинно-следственные связи имеют следующие основные черты:
- существуют вне и независимо от сознания (объективность);
- любое явление причинно обусловлено (всеобщность);
- определенная причина вызывает соответствующее следствие (необходимость);
- изменения не приводят к исходному состоянию (необратимость);
- причинно-следственные связи имеют характер взаимодействия: следствие воздействует на свою причину (нелинейность).
При наличии причинно-следственных связей важную роль играют условия. Условия - это совокупность факторов, которые необходимы для появления следствия, но не порождают его. Причину надо отличать от повода. Причинность может носить как необходимый, так и случайный характер.
Содержание и форма. Содержание - совокупность всех элементов вещи или процесса, то, из чего они состоят. Форма -это внешняя структура содержания, это способ существования содержания. Содержание оформлено, а форма содержательна. Содержание - более активная сторона этого единства, форма же, как внешнее существование этого единства, более устойчива.
Итак, парные диалектические категории выражают наиболее общие и существенные взаимосвязи бытия и познания. Они вместе с основными законами диалектики вскрывают объективно существующую универсальную диалектическую связь, которая находит свое отражение в сознании и познании людей окружающей их действительности.
В структуру диалектики входят и такие основные принципы, как:
ü всеобщей связи;
ü системности;
ü причинности;
ü историзма.
Под всеобщностью связи подразумевается целостность мира, внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его предметов, явлений, процессов. Связи бывают: внешние и внутренние, случайные и закономерные, генетические и функциональные, пространственные и временные.
Под системностью понимают то, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Они образуют целостную систему, в которой располагаются в иерархическом порядке. Именно поэтому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.
Причинность - это такие связи, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира всегда обусловлены, имеют внутреннюю или внешнюю причину. А причина порождает следствие, такие связи в целом называются причинно-следственными.
Историзм означает, что мир, история развития вечны и неуничтожимы; существование и развитие мира проходит в бесконечном времени.