Тема доклада: «Дистанционное обучение — учёба и здоровье»




Международная научная конференция «Логос» 2021

Автор, докладчик: Дятлов Андрей Владимирович, ученик 10 М класса Специализированного учебно-научного центра (факультета) — школы-интерната имени А.Н. Колмогорова Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Научный руководитель: Точенов Сергей Сергеевич, ассистент кафедры гуманитарных дисциплин Специализированного учебно-научного центра (факультета) — школы-интерната имени А.Н. Колмогорова Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

В настоящее время дистанционное обучение является неотъемлемой частью получения образования. В условиях пандемии учебные организации были вынуждены массово перейти на дистанционное обучение, которое стало единственной формой взаимодействия ученика и преподавателя.

Для большинства подобный переход вызвал ряд трудностей. С целью рекомендаций по адаптации к дистанционному обучению мною было проведено исследование в форме опроса учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений.

В анонимном опросе приняли участие 73 ученика из 7 регионов Российской Федерации (города Москва и Санкт-Петербург, Смоленская, Саратовская, Челябинская, Костромская области, Республика Татарстан). Опросный лист включал 15 вопросов, касающихся режима дня (учеба, отдых, физическая активность и спорт), а также субъективной оценки результатов дистанционного обучения (успеваемость, состояние физического здоровья, наличие психологических трудностей при удаленном обучении).

80% респондентов отметили наличие проблем при дистанционном обучении: (41% - нарушение режима сна; 33, 3 % - испытывали психологический дискомфорт; 27,8% - проблемы и интернет - соединением; и др.)

Для установления учебной нагрузки учащихся респондентам были заданы вопросы о продолжительности учебного процесса в течение дня. 43,8% ответили, что тратят на учебу от 6 до 8 часов в день. Особо следует отметить, что 9,6 % опрошенных тратят на учебу более 10 часов в день. При этом на выполнение домашнего задания большая часть опрошенных (72,8%) затрачивают не более 4 часов в день.

Такая учебная нагрузка в формате дистанционного обучения влечет к увеличению продолжительности нахождения подростков за компьютером. 42,5% опрошенных учащихся проводят перед экраном компьютера более 8 часов в день, что более чем в три раза превышает ранее действовавшие на территории Российской Федерации нормативы (2,5 часа в день для подростков 14-16 лет1).

Следует отметить, что учебная нагрузка, согласно опросу, не меняется в течение недели почти у половины учеников (27, 4% - нагрузка несущественно различается в будни и выходные; 16, 4% - нагрузка в течение недели не отличается).

При этом продолжительность отдыха учеников снижается: 17,8% опрошенных отдыхают менее 1 часа в день; 50,7% отдыхают от 1 до 3 часов).

Учащиеся 10-11 классов общеобразовательных учреждений предпочитают различные виды отдыха, как то встречи с друзьями (58,9%), просмотр кинофильмов (52,1%), занятия спортом (34,2%), чтение (41,1%), и др. 43,8% опрошенных не смогли указать, как именно они отдыхают.

Занятия физической культурой и спортом достаточно популярны среди старшеклассников. 61,6% занимаются физкультурой, находясь на дистанционном обучении, при этом 64,2% предпочитают делать физические упражнения дома самостоятельно.

41,1% респондентов ответили, что времени отдыха, занятий спортом недостаточно для снятия напряжения. Считаю, что это указывает на формирование хронической усталости учащихся, связанной с длительной стрессовой ситуацией в период дистанционного обучения. Фактически подростки не успевают и не умеют продуктивно отдыхать.

Интересно, что на вопрос о предпочтении форм обучения, 39,7% опрошенных предпочли очное обучение, 32,9% - смешанную форму обучения, 21,9% - дистанционную форму, лишь 5% ответили, что форма обучения не имеет для них значения.

Оценивая успеваемость по итогам дистанционного обучения, 50,7% отметили ее улучшение, 19,2% - ухудшение, у 30,1% успеваемость не изменилась.

Давая субъективную оценку динамики состояния своего здоровья, 38,4% респондентов отметили ухудшение состояния своего здоровья из-за дистанционного обучения. В условиях длительного нахождения за компьютером, низкой физической активности, несоблюдения режима сна, питания и отдыха эти пугающие цифры вполне объяснимы.

Особо следует отметить, что 35,6% учащихся 10-11 классов столкнулись с психологическими трудностями в период дистанционного обучения.

Период социальной изоляции во время пандемии вызвал трудности не только у подростков. Интернет и периодические издания пестрят советами по адаптации. Рекомендации дают как официальные организации[i], так и обычные пользователи интернета.

Большая часть из них сводится к следующему:

¨ Соблюдение режима сна, питания и отдыха

¨ Социальное общение

¨ Соблюдение правил работы за компьютером

¨ Сохранение физической активности

Исходя из личного опыта обучения на дистанционной форме обучения, хочу рекомендовать следующее:

1) Ведите дневник. Составьте расписание дня.

2) Записывайте лекции, не только запоминайте

3) Просите помощи, и никогда от неё не отказывайтесь

4) Просите скидывать презентации и изучайте их

5) Не грубите учителю, не кричите и не перебивайте других. Будьте культурным человеком!

6) Всегда выполняйте задания. Всегда отсылайте их. Можно не вовремя, но выполняйте. Люди должны знать, что Вы работаете

7) Помните, что Вы на уроках.

8) Ищите минуты, когда можно расслабиться (но не во время уроков).


 

Библиография.

1. Здоровье дома / Рекомендации Всемирной организации здравоохранения//Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс] //https://www.who.int/ru/campaigns/connecting-the-world-to-combat-coronavirus/healthyathome

2. Методические рекомендации по обеспечению дистанционного обучения Минпросвещения России [Электронный ресурс] // https://edu.gov.ru/distance

3. Рекомендации об организации рабочего места школьника при дистанционном обучении дома Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека [Электронный ресурс] // https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=14200

4. Нуруллаева А.И., Чеджемов Г.А. Влияние дистанционного обучения на самочувствие студентов во время пандемии / Вопросы студенческой науки. В.№5 (45), май 2020 //Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» Электронный ресурс] // https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-distantsionnogo-obucheniya-na-samochuvstvie-studentov-vo-vremya-pandemii

 


2 1. Здоровье дома / Рекомендации Всемирной организации здравоохранения//Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс] //https://www.who.int/ru/campaigns/connecting-the-world-to-combat-coronavirus/healthyathome

2. Методические рекомендации по обеспечению дистанционного обучения Минпросвещения России [Электронный ресурс] // https://edu.gov.ru/distance

3. Рекомендации об организации рабочего места школьника при дистанционном обучении дома Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека [Электронный ресурс] // https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=14200

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: