Зарождение массовых постоянных армий, поступление на их вооружение более совершенного огнестрельного оружия и то, что они получили более стройную организацию и более прогрессивные методы обучения и воспитания, оказали влияние на характер военных действий и военное искусство. Постепенно вооруженная борьба приобрела более широкий размах. В ней стали принимать участие большие по численности армии, боевые действия развертывались одновременно на нескольких направлениях или театрах. Все это вело к быстрому развитию стратегии и тактики.
Однако новые условия ведения вооруженной борьбы сказались на военном искусстве не сразу. В период складывания капиталистических отношений вплоть до Французской буржуазной революции войны не носили еще решительного характера и, как правило, были затяжными. Правительства и полководцы многих западноевропейских стран боялись потерять в решительных сражениях дорогостоящую наемную армию. Полководцы обычно уклонялись от выдвижения решительных задач в военных действиях. Основной целью войны они ставили не разгром и уничтожение армии противника, а захват его территории. Такая форма ведения войны, хотя и была пассивной, получила название «маневренная стратегия». Сущность ее сводилась к тому, что полководцы стремились маневрированием своей армии угрожать коммуникациям и магазинам противника и тем заставить его оставить территорию, из-за которой велась война, В XVIII в. в Западной Европе не редкими были войны, в которых целые кампании проходили без сражений. Чтобы удержать территорию, в узлах коммуникаций и на других ключевых позициях строились крепости, в которых располагались основные запасы вооружения, боеприпасов, продовольствия и фуража и сильные гарнизоны для их охраны и обороны.
|
Умение строить крепости и вести борьбу за их удержание или овладение составляло неотъемлемую часть военного искусства. Крепости возводились, как правило, вблизи государственных границ. В крепостях располагались равномерно вдоль всей границы основные силы армии того или иного государства. Такое расположение войск получило название «кордонное». Оно создавалось и на театре военных действий. Стратегия, предполагающая равномерное расположение сил вдоль границ или в районах боевых действий с целью пассивного удержания территории или постепенного оттеснения противника, именовалась кордонной. С кордонной стратегией и стратегией маневрирования связана линейная тактика, которая господствовала почти во всех европейских армиях до конца XVIII в. И та и другая были характерны главным образом для наемных армий. Русская армия не придерживалась слепо стратегических принципов, сложившихся в наемных армиях. На формы и способы ведения военных действий русской армией оказывали влияние прогрессивные политические цели многих войн, которые она вела. Используя национальные особенности своей армии, русские полководцы применяли более решительные формы и способы вооруженной борьбы. Свои замыслы они основывали на реальном учете обстановки, своих возможностей и возможностей противника,
Показательный пример в этом отношении дают действия русской армии в ходе Северной войны 1700-1721 гг.
Основной целью России в этой войне было возвращение исконных русских земель, захваченных Швецией. Такую задачу нельзя было решить лишь маневрированием силами. Поэтому Петр I избрал в ведении Северной войны стратегию, которая отличалась активностью, настойчивостью и решительностью в достижении поставленной целя, применением разнообразных форм борьбы в зависимости от военно-политической обстановки.
|
Так, на первом этапе войны Петр I, учитывая то, что его армия еще не готова к решительным действиям, применил стратегическую оборону. Сделано это было для того, чтобы выиграть время и провести реорганизацию и перевооружение армии. В то же время Петр 1 организовал тщательную разведку противника и предпринял действия с целью изоляции армии Карла XII от ее тылов и от союзников. Кроме того, русские войска изматывали врага частыми нападениями. Чтобы прикрыть пути на Москву, были созданы засечные полосы. И только когда русская армия была перевооружена и реорганизована, а силы противника истощены и изолированы от своих тылов, Петр 1 перешел к решительным действиям.
Генеральное сражение между русскими и шведскими войсками произошло 27 июня 1709 г. в районе Полтавы. Русские имели 42 тыс. человек, а шведы-35 тыс. 25 июня русская армия заняла позиции в укрепленном лагере на правом берегу реки Ворскла в 5 км севернее Полтавы. Ранним утром 27 июня шведы пытались внезапно атаковать русские войска в лагере. Однако они натолкнулись на систему укреплений (редутов), построенных передним.При обходе редутов шведские войска попали под сильный огонь русской артиллерии и в беспорядке отошли в лес.
Успешно отразив первое наступление шведов, Петр I построил свои войска перед лагерем в две линии. В центре стояла пехота, а на флангах - конница.
|
Вскоре против русских войск выстроились и шведы. Их боевой порядок состоял из одной линии. Наступление обе армии начали почти одновременно, открыв залповый огонь. Вскоре противники сошлись вплотную, и по всему фронту завязался ожесточенный рукопашный бой. Шведы не выдержали натиска русских и начали отходить. На поле боя шведы потеряли более 9 тыс. убитыми и всю артиллерию. В ходе преследования была пленена вся шведская армия. Карл XII бежал в Турцию.
В Полтавской битве русская армия полностью разгромила считавшуюся лучшей в Европе шведскую армию. В этой битве проявились высокие качества русских солдат: их храбрость, стойкость, верность воинскому долгу, любовь к родине, готовность отстоять ее от иноземных захватчиков.
После смерти Петра I (1725 г.) руководство русской армией захватили иностранные временщики, которые пытались насаждать прусскую систему обучения войск и ведения боя. Однако их господство было не долгим. К середине XVIII в. в русской армии вновь были восстановлены порядки, введенные Петром I. Русская армия, восприняв уроки Северной войны, уже в ходе Семилетней войны 1756-1763 гг. продемонстрировала свое превосходство над армией прусского короля ФридрихаII, нанеся ей сокрушительные поражения в сражениях при Гросс-Егерсдорфе (1757 г.) и при Куннерсдорфе (1759г.).
Основными противниками в этой войне были прусская армия под командованием Фридриха 11 и русские войска во главе с талантливыми полководцами П.С. Салтыковым и П.А. Румянцевым. Фридрих II был сторонником кордонной стратегии, а русские полководцы - стратегии решительных действий. Победила в этой войне стратегия решительных действий.
Семилетняя война выявила начавшийся кризис линейной тактики. Он возник в связи с ростом численности одновременно участвующих в сражениях войск и усовершенствованием оружия. Это требовало более гибких форм и способов ведения боя, в частности большей самостоятельности в действиях и инициативы, которые линейной тактикой сковывались.
Новая тактика зародилась как тактика действий пехоты в колоннах и рассыпном строю. В то время как западноевропейские наемные армии все еще придерживались линейного построения войск, русская армия (во многом благодаря более прогрессивной системе комплектования и более целесообразным методам обучения) перешла к действиям в рассыпном строю и колоннах.
Впервые новую тактику применил выдающийся русский полководец П.А. Румянцев в сражении с прусскими поисками под Кольбергом (1761 г.), где русская пехота атаковала боевые позиции противника в батальонных колоннах. Впереди колонн в рассыпном строю наступали стрелки (егеря) и вели сильный ружейный огонь. В ходе русско-турецкой войны 1768-1774 гг. русская армия под командованием П.А. Румянцева еще более широко использовала новые формы ведения войны и боя. В сражениях на реке Ларга и у озера Касул талантливый полководец применил новый метод сближения с противником. Под прикрытием передовых отрядов он выдвинул главные силы к району сражения несколькими колоннами. Это позволило быстро развернуть их в боевой порядок и нанести внезапный удар по врагу. Для отражения нападения турецкой конницы с любого направления русские войска применяли специальный боевой порядок: дивизионное каре- прямоугольное построение пехоты, на углах которого устанавливалась артиллерия, а внутри располагалась конница. С завязкой боя пехота и артиллерия огнем отражали атак противника, наносили ему потери, а затем из-за пехоты выдвигалась конница. Бой завершался преследованием противника.
От линейного боевого порядка каре отличалось тем, что в нем не было слабо защищенных флангов и тыла. Кроме того, оно позволяло осуществлять на поле боя маневр силами и средствами.
Дальнейшее развитие русского военного искусства связано с деятельностью великого полководца А.В. Суворова, который как в области стратегии, так и в области тактики пошел значительно дальше своего учителя П.А. Румянцева и поднял русское военное искусство на небывалую высоту.
В войнах против Турции Суворов отказался от громоздких и неповоротливых дивизионных каре и стал широко применять полковые, батальонные и даже ротные каре, которые по своей подвижности и ударной силе приближались к колонне. Ярким примером применения Суворовым новой тактики служит сражение на реке Рымник, происшедшее 22 сентября 1789 г. во время русско-турецкой войны 1787-1791 гг. В этом сражении 25-тысячный отряд русско-австрийских войск под командованием А. В. Суворова, применяя новую ударную тактику, одержал победу над 100-тысячной турецкой армией. В этом сражении русско-австрийские войска наступали в глубоком построении двумя лилиями батальонных каре пехоты, расположенных в шахматном порядке. За пехотойтаким же строем следовала конница. При штурме турецких укреплений она занимала промежутки между пехотными каре. Имея такой боевой порядок, русско-австрийские войска могли маневрировать силами и средствами. А то, что Суворов оставлял еще резервные каре, позволяло ему наращивать силу удара. В ходе сражения широко использовались перекрестный огонь артиллерии, стрелявшей картечью, залповый огонь и штыковой удар пехоты.
Швейцарский поход русской армии под командованием А.В. Суворова явился классическим образцом ведения наступательных действий в условиях горного шатра войны. Великий русский полководец этим походом опроверг теорию ограниченных действий в горных условиях. Энгельс высоко оценил этот поход, назвав его «самым выдающимся из всех совершенных до того времени альпийских переходов».
Коренные изменения в стратегии и тактике западноевропейских армий связаны с борьбой революционного народа Франции против внешних посягательств на завоевания Французской буржуазной революции. В войнах, которые пришлось вести народу Франции, на смену кордонной стратегии и линейной тактике пришла революционная стратегия решительных действий, ударная тактика колонн и рассыпного строя.
Большая заслуга в развитии военного искусства буржуазной армии принадлежит Наполеону. Характерными чертами его стратегии были решительное сосредоточение основных сил армии на главном направлении; стремление к разгрому живой силы противника и достижению целей войны в одном генеральном сражении, быстрый перенос усилий с одного направления на другое; разгром противника по частям.
Наполеон развязал войну против России с целью захвата ее территории и покорения русского народа. На борьбу с французскими захватчиками - поднялся весь русский народ. Со стороны России война с самого начала была справедливой, освободительной
В этой войне М.И. Кутузов противопоставил искусству Наполеона, рассчитывавшего на разгром русской армии в одном сражении, искусство всенародной войны, войны на истощение и полный разгром врага, творческий учет национально-освободительного характера войны, решительность, высокую активность, многообразие форм военных действий.
Великий русский полководец применил оригинальную форму стратегической обороны, включив в нее генеральное сражение с оборонительной целью и марш-маневр с целью завершения под готовки к контрнаступлению и создания выгодных условий для последующей борьбы с врагом. Он применил также и новую форму осуществления контрнаступления в виде сочетания маневра, авангардных сражений и параллельного преследования во взаимодействии с партизанскими и подвижными (летучими) армейскими отрядами.
Русская армия в войне против французских захватчиков использовала самые решительные формы боя, основанные на тактике колонн и рассыпного строя. Этой тактике она следовала не только в наступлении. В обороне войска строились так же, как и в наступлении, с той лишь разницей, что костяком боевого порядка в этом случае являлись артиллерийские опорные пункты, расположенные на командных высотах, в узлах дорог, на опушках леса.
Наглядным примером применения новой тактики явилось Бородинское сражение 7 сентября 1812 г.
Существенное влияние на развитие военного искусства оказал опыт Крымской войны 1853-1856 гг. между Англией, Францией и Турцией с одной стороны и Россией - с другой. В войне отчетливо проявилось то, что старые стратегические принципы перестали соответствовать новым условиям и средствам вооруженной борьбы, подтвердилось огромное значение для ведения военных действий железнодорожного транспорта, парового флота, телеграфа. В то же время отсутствие железнодорожной связи центра России с югом явилось одной из главных причин медленного сосредоточения русских войск в Крыму и огромных затруднений в снабжении и подвозе резервов Опыт войны показал также, что расширение ее масштабов, тесная, органическая связь между отельными сражениями неизбежно ведет к расширению задач военного искусства, к усложнению форм и методов руководства войсками.