детей юкагирского народа




ДОКЛАД

Традиционное воспитание

детей юкагирского народа

«фольклор в воспитании детей»

Автор настоящей работы начнет в соответствии с современными требованиями к освоению основной образовательной программы дошкольного образования по ФГОС ДО, ос­новное внимание направлено на формирование у детей таких знаний, как первичные представления о себе, собственной принадлежности и принад­лежности других людей к определенным национальностям, об обществе, о его культурных ценностях, о государстве, о мире. Это становится возмож­ным, если ребенок воспитывается на основе этнокультурного образования.

Народные педагогики различных наций и этносов имеют много сходно­го, что их объединяет. И в то же время они сохранили в процессе своего раз­вития национально-региональную специфику, отражающую особенности географической среды проживания, специфику исторического развития, взаимосвязей и взаимодействия с другими этносами [9, с.7].

Это то общее, что объединяет, сближает народные педагогики различных наций и этносов. Это позволило выявить закономерности развития обуче­ния и воспитания детей, которую Г.Н. Волков называл этнопедагогикой.

Особое значение для общего развития ребенка имеют народные игры и игрушки. Они создавались народом для детей и были направлены на соци­ализацию ребенка, способствовали успешному вхождению ребенка в мир человеческой культуры, взаимоотношений людей и природы.

Правильное, рациональное использование сокровищницы игрового фольклора содействует физическому, интеллектуальному и духовному вос­питанию подрастающего поколения, а в итоге - сближению и взаимопони­манию представителей национальных культур.

Народные игры и игрушки в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, следует помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы из памяти чело­века. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, со­знания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творче­ской деятельности.

Народные игры являются сокровищницей человеческой культуры. Огром­но их разнообразие. Они отражают все области материального и духовного творчества людей. Понятие «игра» включает в себя множество различных форм игрового фольклора, каждая из которых способствует всестороннему развитию детей: физическому, психическому, интеллектуальному. Существу­ет обширная отечественная литература как теоретического, так и методиче­ского характера, в которых рассматриваются роль игры, ее распространение, сходство и различие игрового фольклора у разных народов. Крупнейшие педагоги, ученые, прогрессивные общественные деятели считали игру весь­ма полезной для народного воспитания. Принадлежность игры к тому или иному этнографическому району или региону, видимо, следует определять по наибольшей полноте сохранения первоначальной игровой канвы. В од­них случаях игра сохранилась более полно, в других - частично, в третьих же изменилась настолько, что лишь пристальное изучение сюжета может дать ключ к отысканию некоторых сторон истоков. В культурно-историче­ском развитии любого народа игра являлась важным фактором воспитания в процессе первоначальной подготовки людей к жизни. Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобрете­нию знаний, трудовых навыков, совершенствованию двигательной деятель­ности. И это не случайно, поскольку через игру ребенок входит в систему взаимоотношений людей в труде, на отдыхе, в семье, коллективе; усваивает систему норм и правил поведения; учится играть определенные социальные роли, подчиняться и брать ответственность на себя.

Правильное использование этого наследия в современной жизни людей содействует интеллектуальному, физическому и духовному воспитанию подрастающего поколения, а в конечном итоге - сближению и взаимообо­гащению национальных культур. Очень близкое сходство у тюрков прояв­ляется в национальных играх. Широко распространены среди тюрков Цен­тральной Азии, Урало-Поволжья, Кавказа, Анатолии и Балкан. Народные игры нагайбаков связаны с их культурой. Они являются и способом вос­питания детей, и обязательной частью обрядов, сопровождающих человека на протяжении всей жизни. Играючи, нагайбаки и поют, и пляшут, и рабо­тают... Многие нагайбакские игры способствовали тому, чтобы дети рос­ли сильными и здоровыми, умели быстро бегать, стали крепкими и вынос­ливыми. Дети любили догонялки и пятнашки. Между ребятишками часто устраивали соревнования - кто быстрее добежит, дальше и выше прыгнет, попадет издалека в мишень и т.д.

Автор используя научную литературу и собственные личные полевые материалы, охарактеризует основные методы воспитания и ухода за ребёнком у коренных народов юкагиров Республики Саха (Якутия).

Автор вырос кочуя на оленьих упряжках вместе с бабушкой (мать мамы Автора) и ее детьми, у которой было 9(!) детей. Все дети бабушки были уже взрослые, у которых, тоже были от 1 до 6 детей. Автор из 11 внуков(в те годы, сейчас их более 30) был любимым внуком бабушки. Впервые Автор приехал к бабушке 1,5 лет, но приехав через год и подружившись с двоюродными братьями/сестрами поехал с бабушкой и ее сыновьями на традиционный кочевой участок на оленьих упряжках. В этом участке началось пользование традиционными детскими игрушками юкагирского народа.

       
   

Игрушки почти все были сделаны из дерева

 

Дядя Автора в этом 1-ом участке «Мохсунуоха тааhын дьиэтэ»(сокр. «Таас дьиэтэ») начал делать игрушки, как на выше фотографиях. Роль людей исполняли кости копытных пальцев оленей, который показан на фото ниже.

 
 

 

Выше показаны игрушки детей дошкольного возраста.

       
   
 

Затем следовали игрушки детей школьного возраста, где игрушки были более развитые. Роль людей исполняли использованные патроны от охотничьих орудий.

 

 
 

Игрушечные лодки становились более объемными

 
 

 
 

С возрастом появлялись технически развитые игрушки, как: рактор, вездеход, вертолет, самолёт.

 
 

С этого возраста дети начинают получать навыки охоты, первыми, как бывает ставят опыт на крысах, у нас их нет, но есть мыши, которых дети юкагиров ловили. Потом охотились на чаек, бросая камешками, железками и рогатками.

Играли с другими детьми в стрелялки из деревянных пистолетов и автоматов.

 
 

 
 

Следующим этапом развития детей в играх были стрельба из лука, которыми также охотились на чаек, куропаток или других съедобных птичек.

Дети становясь взрослее начинали кататься на санках со склонов мыса, затем переходили в катания на собачьих упряжках.

 
 

 
 

Автор в 4 классе начал заниматься охотой на гусей используя огнестрельное ружье дробного патрона 16 калибра и добыл свою свой первый трофей - гуся большого. Начал подключаться к работе по разведению домашних оленей, которые использовались, как транспорт для перемещения хозяйственных вещей родственников оленеводов, которые кочевали для охоты за дикими оленями. Автора был малым старожилом оленей, следил, чтобы олени далеко питаясь не уходили, не убегали во время ловли для кочевки.

 
 

На следующий год в 5 классе начал охотиться на диких оленей, где первого дикого оленя уложил, также из ружья 16 калибра.

       
   
 

Автор с 5 класса начал получать задания на ночные смотры за оленями.

С этого периода времени, наверно для стремления к физическому и хозяйственному развитию дяди начали рассказывать фольклорные былины, рассказы про древних «хоһунах» (богатырях – национальных этнических героях). Самым любимым героем был «Кыталыктаах Сэмэнэ» («Стерха Семен»), который о́чень быстро бегал, у него были длинные ноги, особенно длинными были ноги до колена, ему не было равных даже из диких животных кроме волков и черневшего оленёнка, который его и погубил. Рассказывали и про других «хоһунов», у которых кожа была твердой, как дерево и они дрались с «бухатырами» (богатырями) центральной части Якутии. Следом про фольклорные эпосы, мифы, легенды начали рассказывать в школьном предмете национальная культура.

       
   
 

В 6 классе Автор спроектировал балаганский жилой дом, потому что у дяди один охотник спросил, где расположено самое не затопляемое снегом место. Дядя порекомендовал этому охотнику, спросить лучше всего у маленького Автора, так как я обколесил все ближайшие местности таская за собой свой деревянный вездеход. Знал, где находятся каждая конура мышки.

 

 

Вот так дети юкагиров играя развивались по жизни, куда входила почти вся взрослая жизнь детского облегчённого формата.

 

Литература:

1. Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду // Дошкольное вос­питание. 1999. № 5. С. 32-36.

2. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989.

3. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном про­цессе. М.: «Школьная Пресса», 2003.

4. Волков Г.Н. Якутские этнопедагогические этюды / Сост. А.А. Григорьева. Якутск: Кудук, 1998.

5. Иванова А.П. Личностное ориентирование обучения в условия якутской школы // Народное образование Якутии. 1998. № 3. С. 24-27.

6. Народы и религии мира: Энциклопедия. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1998.

7. Неустроев Н.Д. Этнопедагогика народов Севера. Якутск: ИПКРО, 1999.

8. Педагогическая энциклопедия / Гл.ред.: И.А. Каиров, Ф.Н. Петров [и др.]. Т.1, 2, 7. М.: «Совет­ская энциклопедия», 1968.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: