Особенности современного образования




Средства массовой информации как часть культуры

· Совокупность всех каналов передачи информации (печать, радио, телевидение, интернет)

· Совокупность всех жанров, посредством которых реализуется все содержание массовой информации (заметка, интервью, репортаж, комментарий, беседа, ток-шоу, пресс-конференция)

Особенности СМИ:

1) «Четвертая власть» - инструмент общественного контроля за деятельностью власти

2) Формируют общественное сознание (мнение, отношение людей к событиям общественной жизни)

3) Оперативность и динамичность, широкое использование документальных и художественных форм.

Функции СМИ:

1)Информирование общества о происходящих событиях

2) Коммуникативная

3) Организаторская

4) Идеологическая

5) Культурно-образовательная

6) Рекламно-справочная

7) Досуговая

 

Средства массовой информации стали важнейшими каналами распространения массовой культуры. Обоснованием этого вывода могут служить следующие положения:
1) СМИ активно распространяют рекламу, а она типичный продукт массовой культуры;
2) художественная продукция, преобладающая на телевидении, также отвечает всем признакам массовой культуры: упрощенность, коммерческая эффективность.
3) активное проникновение в СМИ еще одного вида массовой культуры — шоу-бизнеса (трансляция эстрадных выступлений, освещение различных сторон жизни «звезд»).

 

«Желтая пресса» - («массовая пресса», «бульварная пресса») пресса, рассчитанная на массовую аудиторию, широкий круг читателей, для нее характерны отказ от серьезной аналитики, акцент на развлекательность, преобладание информации, относящейся к частной жизни знаменитостей, криминальной хронике, сенсационность.

 

Искусство

Искусство – духовно-практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей; это специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах на основе эстетических представлений

 

Черты искусства:

1) Представляет объекты в художественно-образной форме.

Художественный образ – черты реальной действительности, мировоззрение общества, дух исторической эпохи, мироощущение художника.

2) Центральные понятия – красота и гармония.

 

Особенности искусства как одной из форм (путей) познания мира:

1) Является образным и наглядным

2) Специфические способы воспроизведения окружающей действительности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово, звук, цвет и т.д.)

3) Большая роль в процессе познания воображения и фантазии познающего субъекта

4) Условный характер создаваемых произведений

Виды искусства:

Временные Пространственные (статичные) Пространственно-временные (динамичные)
Музыка Литература архитектура. скульптура, живопись, графика, фотография, театр танец эстрада цирк  

Функции искусства:

1) Познавательная: искусство – способ и форма познания мира эстетическими средствами

2) Компенсаторная (утешительная): произведения искусства способствуют сохранению и восстановлению психического равновесия личности

3) Коммуникативная: произведения искусства помогают людям общаться, находить общие интересы

4) Воспитательная: искусство прививает эстетические чувства, формирует культуру поведения (под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни).

5) Гедонистическая: доставляет людям удовольствие

6) Прогностическая

7) Психологическая

 

Образование

Образование — это целенаправленный процесс получения/передачи систематизированных знаний, умений и навыков, приобщающий человека к культуре, ценностям данного общества.

Система образования – образовательные учреждения разных типов, направлений и уровней, а также органы управления и обеспечения их деятельности.

Школьное образование — это этап образовательной системы государства, охватывающий детей и подростков, чаще всего в возрасте 7-17 лет.

Российская система образования:

1) Дошкольное образование

· дошкольное образование (ясли и детские сады)

2) Общее образование ОБЯЗАТЕЛЬНО

· начальное общее образование (1-4 класс)

· основное общее образование (5-9 класс)

· среднее общее образование (10-11 класс)

3) Профессиональное образование

· среднее профессиональное образование (техникумы, колледжи)

· высшее профессиональное образование (Университеты, академии. институты - программы бакалавриата, специалитета и магистратуры);

· послевузовского профессионального образования (аспирантура)

4) Дополнительное образование (дома творчества, дворцы молодежи)

С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах:

· в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной;

· в форме семейного образования;

· самообразования;

 

Образование – социальный институт (ролевая система, совокупность учреждений, регулирующие правила, выполнение важных общественных функций)

Функции образования:

1) Социализация личности

2) «Социальный лифт» (перемещение из одной социальной группы в другую)

3) Экономическая – профессиональная подготовка населения

4) Культурная – использование ранее накопленной культуры в целях воспитания человека, развития его творческих способностей, передача культурных ценностей общества новым поколениям.

5) Учреждения образования выполняют функцию социального контроля

Особенности современного образования

(тенденции в развитии современного образования)

1) Демократизация системы образования (доступность, демократизация управления, расширение возможностей выбора учащимся типов образовательных учреждений)

2) Рост продолжительности образования (современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения)

3) Непрерывность образования (курсы)

4) Гуманизация образования (внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям)

5) Гуманитаризация образования (повышение роли общественных дисциплин –экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний, история – обогащающих духовный мир личности)

6) Интернационализация процесса образования (создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем)

7) Компьютеризация процесса образования (использование новых современных технологий обучения, возможность дистанционного обучения)

Религия

Религия – вера в сверхъестественное (Бога). С точки зрения верующих, бог имеет следующие качества: всемогущество, всезнание, постоянное невидимое присутствие, контроль над поведением личности или общества, воздаяние или возмездие, способность «устраивать» судьбу человека после смерти.

Проблемы, рассматриваемые и разрешаемые в религии:

1) Вопрос о смысле жизни (например, в христианстве, постижение божественной истины, обретение вечного блаженства на небесах)

2) Вопрос о происхождении человека и жизни (например, христиане признают сотворение мира Богом, сотворение первого человека Богом)

3) Вопрос о конечности земного пути человека (например, в буддизме признается идея перерождений)

 

Структура религии:

религиозное сознание, религиозные организации, религиозный культ.

Религиозный культ включает:

· богослужения,

· индивидуальная и общая молитва,

· особое использование и почитание некоторых символов, текстов, книг, мест,

· обряды (крещение, венчание).

 

Функции религии (роль религии в жизни общества):

1) Мировоззренческая (формирует нравственные ценности, осмысление мира, общества, человека)

2),Коммуникативная (сплачивает людей в общественной жизни, обеспечивает общение)

3) Культуротранслирующая (оказывает влияние на развитие культуры - архитектура, живопись, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению)

4) Компенсаторная (облегчает страдание, утешает человека в мыслях о неизбежной смерти)

5) Регулятивная (упорядочивает деятельность людей)

6) Интегрирующая /дезинтегрирующая

 

Политеизм – многобожие.

Монотеизм – единобожие.

Магия – это комплекс ритуальных обрядов с целью воздействия на скрытые от человека силы для получения материальных и иных результатов.

 

Классификация религий

Примитивные верования (язычество), обычно политеизм Язычество – это верование в силы природы: Национально-государственные религии Мировые религии  
Черты: - огромное число последователей во всем мире, - эгалитарность – обращение ко всем людям, из всех социальных слоев. - стремление обратить в свою веру лиц другого вероисповедания, - космолитичность (выходят за пределы наций и государств)  
Анимизм– это вера в наличие души у всех объектов живой и неживой природы. Индуизм Сикхизм Кришнаизм  
Тотемизм– это вера в происхождение рода от тотемного предка-животного или растения. Синтоизм  
Фетишизм – это вера в магические свойства предмета (фетиша). Иудаизм  
Шаманизм –вера в возможность воздействия на силы природы при помощи специальных обрядов Конфуцианство Даосизм Буддизм Христианство Ислам  

Большинство людей современного мира – верующие.

Церковь (от греч. дом Господний) – это социальный институт, состоящий из верующих и священнослужителей, объединенных общим вероучением и организованных специальными религиозными структурами, выполняющий функцию управления жизнедеятельностью и поведением верующих на основе правил, записанных в священной книге (книгах)..

Конфессия – отдельная религиозная организация или направление в религии.

Секта (лат. secta — школа, учение, от лат.sequor — следую) —религиозная группа, отделившейся от основного религиозного направления, или указания на организованную традицию, имеющую своего основателя и особое учение. Например, Свидетели Иеговы- опасная тоталитарная секта антихристианской направленности, учение которой способно нанести ущерб личности и здоровью последователя (запрет переливания крови), его семье (деньги уходят в секту), а также традиционной национальной духовности и государственным интересам (в частности, организация выступает против службы своих членов в рядах ВС)

Атеизм – это отрицание веры в Бога.

 

Религия и государство:

1) Государственная религия (Российская империя, поддержка православия)

2) Теократическое государство (глава церкви и государства – одно лицо)

3) Светское государство – свобода совести (верить или нет) и свобода вероисповедание (какую религию выбрать). Церковь отделена от государства.

4) Воинствующий атеизм – стремление искоренить религию из массового сознания.

 

Мировые религии:

1) Буддизм (VI-V в.в. до н.э. Индия) – любовь и милосердие ко всем живым существам, нельзя платить злом за зло, ибо в противном случае возрастают вражда и страдание.

2) Христианство (I в. н. э. Римская империя) - идея греховности человека, проповедь терпения, смирения и прощения обид.

А) православие

Б) католичество

В) протестантизм

3) Ислам (VII в. Аравийский полуостров) - главное для человека: вера в Бога, выполнение предписаний мусульманской религии, покорность земным властям.

 

Искусство

Искусство – духовно-практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей; это специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах на основе эстетических представлений

 

Черты искусства:

1) Представляет объекты в художественно-образной форме.

Художественный образ – черты реальной действительности, мировоззрение общества, дух исторической эпохи, мироощущение художника.

2) Центральные понятия – красота и гармония.

 

Особенности искусства как одной из форм (путей) познания мира:

1) Является образным и наглядным

2) Специфические способы воспроизведения окружающей действительности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово, звук, цвет и т.д.)

3) Большая роль в процессе познания воображения и фантазии познающего субъекта

4) Условный характер создаваемых произведений

Виды искусства:

Временные Пространственные (статичные) Пространственно-временные (динамичные)
Музыка Литература архитектура. скульптура, живопись, графика, фотография, театр танец эстрада цирк  

Функции искусства:

1) Познавательная: искусство – способ и форма познания мира эстетическими средствами

2) Компенсаторная (утешительная): произведения искусства способствуют сохранению и восстановлению психического равновесия личности

3) Коммуникативная: произведения искусства помогают людям общаться, находить общие интересы

4) Воспитательная: искусство прививает эстетические чувства, формирует культуру поведения (под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни).

5) Гедонистическая: доставляет людям удовольствие

6)Прогностическая

7) Психологическая

Мораль и нравственность

Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.

Развитие норм морали: табу – обычай – традиция – моральные правила.

Моральные требования и представления:

· нормы поведения («не лги», «не укради», «не убий», «почитай старших» и др.);

· моральные качества (доброжелательность, справедливость, мудрость и др.);

· нравственные принципы (коллективизм – индивидуализм; эгоизм – альтруизм и др.);

· морально-психологические механизмы (категории морали) - долг, совесть

· высшие моральные ценности (смысл жизни, свобода, счастье)

Долг – чувство личной ответственности, потребность в следовании моральным нормам.

Совесть – это способность личности осуществлять самоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми.

Честь – это достойные уважения моральные качества личности, проявляющиеся во всей деятельности.

Моральная оценка – это одобрение или осуждение деятельности человека с позиций моральных требований, которые содержаться в сознании общества, этнической группы, социальной общности, тех или иных личностей.

Функции морали

1.Регулятивная

2.Ценностно-ориентирующая

3. Познавательная

4. Воспитательная функция. Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.

5. Оценочная. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества.

6. Мотивационная. Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации. Чистые и благородные мотивы – важнейший элемент нравственного поведения личности.

7. Коммуникативная

Нравственность - степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни.

«Золотое правило нравственности» - поступай по отношению к другому так, как хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.

 

Нравственная культура личности – степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. Этапы формирования: элементарная нравственность (что со мной сделают?), конвенциональная нравственность (что обо мне подумают?), автономная нравственность (что я сам о себе подумаю?).

Гуманизм – человеколюбие, признание единства, забота о благополучии и счастье каждого человека.

Этика – философская наука (учение), предметом изучения которой является мораль, нравственность.

 


Образование

Образование — это целенаправленный процесс получения/передачи систематизированных знаний, умений и навыков, приобщающий человека к культуре, ценностям данного общества.

Система образования – образовательные учреждения разных типов, направлений и уровней, а также органы управления и обеспечения их деятельности.

Школьное образование — это этап образовательной системы государства, охватывающий детей и подростков, чаще всего в возрасте 7-17 лет.

Российская система образования:

1) Дошкольное образование

· дошкольное образование (ясли и детские сады)

2) Общее образование ОБЯЗАТЕЛЬНО

· начальное общее образование (1-4 класс)

· основное общее образование (5-9 класс)

· среднее общее образование (10-11 класс)

3) Профессиональное образование

· среднее профессиональное образование (техникумы, колледжи)

· высшее профессиональное образование (Университеты, академии. институты - программы бакалавриата, специалитета и магистратуры);

· послевузовского профессионального образования (аспирантура)

4) Дополнительное образование (дома творчества, дворцы молодежи)

С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах:

· в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной;

· в форме семейного образования;

· самообразования;

 

Образование – социальный институт (ролевая система, совокупность учреждений, регулирующие правила, выполнение важных общественных функций)

Функции образования:

1) Социализация личности

2) «Социальный лифт» (перемещение из одной социальной группы в другую)

3) Экономическая – профессиональная подготовка населения

4) Культурная – использование ранее накопленной культуры в целях воспитания человека, развития его творческих способностей, передача культурных ценностей общества новым поколениям.

5) Учреждения образования выполняют функцию социального контроля



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: