по __очной_ форме обучения




 

Наименование     Налич. (кол-во экз.) Потребность Примечания
  Модуль 1      
  Обязательная литература:      
  Бачинин В.А., Сандулов Ю.А. История западной социологии: учебник. СПб, Лань, 2010.      
  Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. М; КДУ; Высшая школа, 2009.      
  Плахов В.Д. Западная социология: Исторические этапы, основные школы и направления развития (Х1Х-ХХ в): учебное пособие. СПб; РГПУ им. А.И.Герцена, 2010.      
  Новикова С.С. История развития социологии в России: учебное пособие. М., Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «Модэкс», 2012.      
  Галактионов А.А. Русская социология Х1Х-ХХ в: учебник. СПб, Лань,2002.      
  Добреньков В.И. Социология: учебник. М., Инфра, 2010.      
  Кравченко А.И. Социология: учебник. М: ТК Велби, изд-во Проспект, 2002, 2011.   нет  
  Кравченко А.И. Социология: учебник. М.: Академический проект, 2010.      
  Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М., Центр, 2009.   нет  
  Тощенко Ж.Т. Социология: общий курс. М., Юрайт-Издат, 2010.   нет  
  Волков Ю.Г., Добреньков В.И, Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. Учебник. М.: Гардарики, 2012.      
  Бачинин В.А. Социология: энциклопедический словарь. СПб, изд-во Михайлова В.А., 2010.      
  Дополнительная литература:      
  Кравченко А.И. Социология: Справочное пособие. М., 2012.      
  Россия в цифрах: Краткий статистический сборник. М., 2012.      
  Журнал «Социологические исследования».   по факуль-тетам  
         

 

  Модуль 2      
  Обязательная литература      
  Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: учебник, 1995      
  Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами: учебное пособие, 1989.      
  Мостовая И.В. Социальное расслоение: символический мир метоигры: учебное пособие. Институт «Открытое общество». М.: Механик. 1996.      
  Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. Учебное пособие для ВУЗов. М.: Наука. 1995.      
  Соколов С.В. Социальная конфликтология: учебное пособие для ВУЗов. 2001      
  Философия истории.      
  Дополнительная литература:      
         
         
         
         
         
         

 


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕЙТИНГА

 

 

Обозначения:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Наименование дисциплины/курса Уровень/ступень образования (бакалавриат, магистратура)   Статус дисциплины в рабочем учебном плане (А, В, С) Количество зачетных единиц/кредитов
Основы социологии Специалист А 4,4 кредита (ЗЕТ)
Смежные дисциплины по учебному плану
Предшествующие: школьный курс по обществознанию, истории; вузовские – философия, политология, экономика, культурология.
 
Последующие: психология, педагогика.
 

 

 

Вводный модуль
Содержание Форма работы*
Количество баллов 0-5 %
min max
  Тестирование    
Итого    

 

БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 1
  Форма работы*
Количество баллов 45 %
min max
Текущая работа Посещение лекций 3б х 5л =15  
  Посещение семинаров 3б х 3с =9  
  Подготовка к семинарам в тетради   5б х 3с =15
  Выступления на семинарах 3б х 2с =6 5б х 3с= 15
  Подготовка и выступление с докладом на семинаре и лекции   5б х 1 =5 7б х 2 = 14
  Конспекты первоисточников 5б х1 =5   7б х 2 =14
  Индивидуально-самостоятельная работа (понятия, темы, карточки, консультации...)     3б х2 =6 5б х 3 =15
       
Промежуточный рейтинг-контроль Тестирование    
Итого по модулю № 1    

 

 

БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 2
  Форма работы*
Количество баллов 40 %
min max
Текущая работа Посещение лекций 3б х 5л =15  
  Посещение семинаров 3б х 2 =6  
  Подготовка к семинарам в тетради   5б х2с =10
  Выступления на семинарах 3б х1 =3 5б х 2 =10
  Подготовка и выступление с докладом на семинаре или лекции   5б х 1 =5 7б х 2= 14
  Конспекты первоисточников 5б х1= 5 7б х2= 14
  Индивидуально-самостоятельная работа (темы, первоисточники, консультации...)     3бх1 =3 5б х2 =10
       
Промежуточный рейтинг-контроль Тестирование    
Итого по модулю № 2    

 

Итоговый модуль (при наборе баллов от 130 до 180)
Содержание Форма работы*
Количество баллов 0-30 %
min max
  Зачет устно    
Дополнительное задание (на усмотрение преподавателя) Разработка тестов или вопросов-суждений по конкретной теме; Составление библиографии по определенной тематике; Индивидуальная письменная работа (реферат, эссе, презентации); Разработка пробных социологических исследований (составление анкет).    
Итого по всем модулям    

 

Критерии перевода баллов в отметки:

0-59 баллов – незачтено, 60-100 баллов – зачтено.

ФИО преподавателя:__ст. преподаватель Логунова Л.В.______________________________________________

Утверждено на заседании кафедры «_07__»сентября_______2011__г. Протокол №__1____

Зав. кафедрой________________________Гендин А.М.

 

МетодическиЕ рекомендациИ для студентов

Разработанные программы лекционного и семинарского курса выполнены в системе модульно-тематического обучения, которое, основываясь на методике выявления противоречий в познавательном процессе, их раскрытии и разрешении, нацеливает студента на самостоятельное добывание знаний и развитие своих интеллектуальных способностей, вооружает его необходимыми методами и средствами для этого.

Модульно- тематическая форма изложения учебного материала предполагает выделение крупных смысловых блоков, осмысление которых позволяет студенту глубоко изучить основные аспекты социологического знания. Следует учитывать и то, что организация учебного процесса на основе модульной образовательной технологии дает студенту возможность поэтапно осваивать социологическое знание с промежуточным закреплением уже изученного материала. Исходя из этого, в учебных целях курс «Основы социологических знаний» разбит на два модуля, включающие каждый четыре крупные темы. В первом модуле рассматриваются основные структурные проблемы социологии как науки и ее основные элементы. Во втором – более глубоко рассматриваются основные теории неравенства, личности и организация и методика эмпирических исследований.

Модульной программе учебного материала предшествует учебная программа, соответствующая требованиям государственного образовательного стандарта по дисциплине «Основы социологических знаний».

Изучение проблем курса, отраженных в программах, должно быть основано на анализе научной, учебно-методической и справочно-энциклопедической литературы, списки которой приводятся к программам семинарского курса, самостоятельной работы, а также список основной литературы, рекомендуемой для обязательного использования с учетом наличия книг в библиотечном фонде. Литература к курсу подобрана таким образом, чтобы в ней нашли отражение не только фундаментальные проблемы общего социологического знания, но и было бы представлено многообразие авторских позиций по различным социологическим проблемам. Студенту необходимо использовать при изучении лекционного курса и подготовке к семинарам рекомендованные источники, вникнуть в суть представленного в них того или иного подхода, сопоставить их, прийти к собственному выводу и четко сформулировать свою позицию по той или иной проблеме. Для успешного освоения материала необходимо учитывать рекомендации, изложенные в программе самостоятельной работы для подготовки каждой темы.

Модули курса построены стереотипно. Каждый модуль включает общую структуру, состоящую из тематики лекций и семинарских занятий, а также заданий и вопросов для самостоятельной работы. При возникновении у студентов трудностей в работе над курсом они разрешаются на семинарских занятиях, во время индивидуальных консультаций.

Модули курса отражают также межпредметные связи, которым студентом должно быть уделено важное внимание, т.к. это позволит соотносить и интегрировать уже приобретенное знание в процессе изучения социологии.

Завершающими этапами работы студента над модулями являются тестирование, по итогам которых и принимается решение о выполнении студентом программы изучаемого курса. Если результаты работы студента в ходе освоения курса не соответствуют обозначенным требованиям, итоговым этапом становится сдача зачета по основным вопросам всей дисциплины.

В процессе работы студента над курсом преподаватель будет его научным руководителем и консультантом. По его совету студент может разработать отдельные положения курса более глубоко, занимаясь по индивидуальному учебному плану.

Творческое осмысление и освоение фундаментального курса «Основы социологических знаний» - процесс трудный и сложный, но вместе с тем весьма интересный, требующий интеллектуального напряжения и мобилизации волевых усилий. И, тем не менее, данный курс является вполне доступным для каждого студента, стремящегося стать специалистом-гуманитарием.

 


Банк контрольных заданий и вопросов по дисципЛине «Основы сОЦИОЛОГИИ»

 

Тесты по модулю 1

Тема 1.

1. Наука, изучающая законы и явления общественной жизни, называется:
1) Биология 2) Философия

3) Политология 4) Социология

2. Понятие «социология» введено в научный оборот:
1)Ж. Ж. Руссо 2) К. Маркс

3) О. Конт 4) И. Кант

 

Тема 3.

3. К общественным отношениям не относятся:

1) Связи между социальными группами и внутри них.

2) Отношения между природой и обществом.

3) Отношения в семье.

4) Отношения между работником и работодателем.

4. Элементом общественной жизни не является:

1) Церковь 2) Природная среда

3) Класс 4) Нация

Тема 4, 5

5.Отношение к средствам производства является признаком:
1) Класса 2) Этноса

3) Семьи 4) Государства.

6. Классовая теория характерна для:

1) Марксизма 3) Либералов

2) Идеализма 4) Консерваторов

7. Деление общества на группы называется:

1) Социальным перемещением.

2) Социальной дифференциацией.

3) Социальной адаптацией.

4) Социальным поведением.

8. Причиной социальной дифференциации является:

1) Воля высших классов.

2) Добровольное соглашение людей.

3) Экономическое и социальное неравенство людей.

4) Случайное стечение обстоятельств.

9. Верно ли суждение?

В современном обществе возможна:

А. Вертикальная мобильность.

Б. Горизонтальная мобильность.
Варианты ответов:
1) Верно только А. 2) Верно только Б.

3) Оба неверны. 4) Оба верны.

10. Социальная мобильность практически невозможна:

1) В капиталистическом обществе.

2) В социалистическом обществе.

3) При кастовом строе.

4) При службе в армии.

11. Социальные институты, способствующие социальной мобильности ,
называются:

1) Социальными лифтами.

2) Социальными группами.

3) Социальными отношениями.

4) Социальными классами.

12. К «социальным лифтам» П. Сорокин относил:
1) Армию 2) Школу
3) Церковь 4) Все перечисленное.

13. Историческая форма брака, характеризующаяся особой ролью мужчины,
основанной на усилении значения мужского труда и монополизации частной
собственности, в изменившейся форме существующая и в наши дни, называется:

1) Парная 2) Полигамия

3) Моногамия 4) Патриархат.

14. Функцией семьи в современном обществе не является:

1) Социализация детей.

2) Воспроизводство населения.

3) Формирование преемственности поколений.

4) Производство материальных благ.

15. Признаками этноса являются:

A. Общее самосознание.
Б. Кровное родство.

B. Общность исторической судьбы.
Г. Единство языка.

Варианты ответов:

1)АВГ 2)АБВГ

3)БГ 4) А В.

16. Первой человеческой формой общности была:
1) Первобытная орда 2) Этнос

3) Племя 4) Род.

17. Определяющим фактором в процессе формирования народности является:
1) Языковая общность.

Культурная общность.

2) Территориальная общность.

3) Все вышеперечисленное.

18. Формированию нации способствует:

1) Образование государства.

2) Благоприятные природные условия.

3) Ликвидация экономической раздробленности.

4) Успешные войны с соседями.

5) Большая территория.

19. Нации возникают:

1) В эпоху неолитической революции.

2) В эпоху возникновения первых цивилизаций.

3) В период становления и развития капитализма.

4) При благоприятных биосоциальных условиях.

20. Ключевым признаком нации является:

1) Язык 2) Экономическая жизнь.

3) Самоназвание 4) Духовная жизнь.

Тема 6,7

21. Образец поведения человека, определяемый его социальным статусом
называется:

1) Действием 2) Социальной ролью

3) Поступком 4) Социальной функцией.

22. Социальные роли закреплены:

A. В предписаниях. Б) В законах.

B. В правилах. Г) В нормах морали.
Варианты ответов:

1)АБВГ 2) Б Г

3)АБ 4)АВГ.

23. Приспособление человека к социальной среде называется:

1) Социальной интеграцией.

2) Социальной адаптацией.

3) Социальным развитием.

4) Социальным поведением.

24.Человек может успешно реализовать себя:

1) Через множество социальных статусов.

2) Успех не зависит от социального статуса.

3) Только при наличии высокого социального статуса.

4) Только в определенной социальной среде.

 

Тема 8.

 

25. Какая из нижеприведенных функций не является социологической:

1) познавательная

2) регулирующая

3) прогностическая

4) управленческая

5) идеологическая

 

 

26. Объектами исследования социологии являются:

1) семья

2) общество композиторов

3) учебная группа

4) популяция белых медведей

5) организация объединенных наций

6) сообщество журавлей

7) агрегация

 

27. Какие задачи и в какой последовательности выполняет социолог на теоретическом этапе социологического исследования:

1) определяет предмет и объект исследования

2) проводит опрос

3) формулирует проблему и цель

4) выбирает соответствующие методы

5) осуществляет эксперимент

 

28. Учебная группа по основной цели является:

1) формальной

2) неформальной

3) малой

4) социальной общностью

5) социальным институтом

 

29. Выделите объект и предмет исследования в следующей проблеме: Влияние средств массовой информации на формирование мировоззрения школьников-подростков г. Красноярска.

 

30. Социальная общность, социальная связь и взаимодействие в которой носят обезличенный, функциональный и формальный характер, называется:

1) первичная социальная группа

2) вторичная социальная группа

3) малая группа

4) группа друзей

 

 

31. Средняя продолжительность жизни является показателем:

1) этнической структуры общества

2) классовой структуры общества

3) демографической структуры общества

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫК ЗАЧЕТУ

по дисциплине

«ОСНОВЫСОЦИОЛОГИИ»

1.Причины и время возникновения социологии как науки. Основоположники социологии. Взаимосвязь с другими социально-гуманитарными дисциплинами.

 

2. Предмет изучения социологии, ее функции. Исторические корни изучения предмета социологии.

 

3. Объект и предмет изучения социологии на микро- и макро- уровнях. Структура социологического знания.

 

4. Основные признаки общества. Типология обществ.

 

5. Социальная группа. Типы социальных групп в обществе.

 

6. Социальная структура общества: основные элементы, типы взаимосвязей.

 

7. Этническая структура общества. Исторические формы этноса.

 

8. Демографическая структура общества: факторы роста и снижения численности населения.

 

9. Социология классов Маркса. Классовая структура общества: сословия, касты.

 

10. Социальная стратификация. Теории социальной стратификации.

 

11. Социальная мобильность. Типы социальной мобильности.

 

12. Семья как социальный институт и социальная группа. Функции семьи. Исторические формы семьи и брака.

 

13. Программа социологического исследования: цель, основные этапы, типы социологических исследований.

 

14. Основные методы социологического исследования.

 

15. Социальный статус и социальные роли личности.

 

16. Социальные нормы, отклоняющееся поведение.

 

17. Сущность и структура личности как объекта и субъекта социальной жизни.

 

18. Роль культуры во взаимодействии личности и общества.

 

19. Образование как важнейший социальный институт общества.

 

 

 

ТематикА рефератов по дисциплине «ОСНОВЫСОЦИОЛОГИИ»

 

1. Связь социологии с другими науками

2. Происхождение социологии как научной дисциплины".

3. Источники возникновения социальных конфликтов.

4. Типы социальных конфликтов.

5. Социальные нормы поведения в первобытном и современном обществе.

6. Общество как основа социальной системы.

7. Межнациональные разногласия в современном обществе.

8. Личность как главный субъект социальных отношений.

9. Социальные общности и их взаимоотношения.

10. Семья – важнейший социальный институт.

11. Социология семейных отношений.

12. Основные проблемы в современном обществе: алкоголизм, наркомания, курение.

13. Социология труда: управление персоналом и организация трудовых процессов.

14. Виды религиозных течений.

15. Отношение современного общества к религии.

16. Проблемы дискриминации женщин.

17. Влияние проблем на рынке труда на создание напряженной обстановки в обществе.

18. Теория социального неравенства.

19. Отношение общества к развитию информационных технологий.

20. Социология культуры.

21. Особенности социальной стратификации.

22. Бедность и безработица как социальные феномены.

23. Способы повышения трудоспособности социальных работников.

Рост преступности в современном мире.

Построение карьеры в современном обществе.

Проблемы ксенофобии и пути их разрешения.

Программы социологических исследований.

Влияние научно-технического прогресса на развитие общества.

Информационный образ жизни человека в XXI веке.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: