№ | Наименование | Налич. (кол-во экз.) | Потребность | Примечания |
Модуль 1 | ||||
Обязательная литература: | ||||
Бачинин В.А., Сандулов Ю.А. История западной социологии: учебник. СПб, Лань, 2010. | ||||
Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. М; КДУ; Высшая школа, 2009. | ||||
Плахов В.Д. Западная социология: Исторические этапы, основные школы и направления развития (Х1Х-ХХ в): учебное пособие. СПб; РГПУ им. А.И.Герцена, 2010. | ||||
Новикова С.С. История развития социологии в России: учебное пособие. М., Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «Модэкс», 2012. | ||||
Галактионов А.А. Русская социология Х1Х-ХХ в: учебник. СПб, Лань,2002. | ||||
Добреньков В.И. Социология: учебник. М., Инфра, 2010. | ||||
Кравченко А.И. Социология: учебник. М: ТК Велби, изд-во Проспект, 2002, 2011. | нет | |||
Кравченко А.И. Социология: учебник. М.: Академический проект, 2010. | ||||
Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М., Центр, 2009. | нет | |||
Тощенко Ж.Т. Социология: общий курс. М., Юрайт-Издат, 2010. | нет | |||
Волков Ю.Г., Добреньков В.И, Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. Учебник. М.: Гардарики, 2012. | ||||
Бачинин В.А. Социология: энциклопедический словарь. СПб, изд-во Михайлова В.А., 2010. | ||||
Дополнительная литература: | ||||
Кравченко А.И. Социология: Справочное пособие. М., 2012. | ||||
Россия в цифрах: Краткий статистический сборник. М., 2012. | ||||
Журнал «Социологические исследования». | по факуль-тетам | |||
|
Модуль 2 | ||||
Обязательная литература | ||||
Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: учебник, 1995 | ||||
Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами: учебное пособие, 1989. | ||||
Мостовая И.В. Социальное расслоение: символический мир метоигры: учебное пособие. Институт «Открытое общество». М.: Механик. 1996. | ||||
Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. Учебное пособие для ВУЗов. М.: Наука. 1995. | ||||
Соколов С.В. Социальная конфликтология: учебное пособие для ВУЗов. 2001 | ||||
Философия истории. | ||||
Дополнительная литература: | ||||
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕЙТИНГА
Обозначения:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование дисциплины/курса | Уровень/ступень образования (бакалавриат, магистратура) | Статус дисциплины в рабочем учебном плане (А, В, С) | Количество зачетных единиц/кредитов |
Основы социологии | Специалист | А | 4,4 кредита (ЗЕТ) |
Смежные дисциплины по учебному плану | |||
Предшествующие: школьный курс по обществознанию, истории; вузовские – философия, политология, экономика, культурология. | |||
Последующие: психология, педагогика. | |||
Вводный модуль | |||||
Содержание | Форма работы* |
| |||
Тестирование | |||||
Итого |
|
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 1 | |||||
Форма работы* |
| ||||
Текущая работа | Посещение лекций | 3б х 5л =15 | |||
Посещение семинаров | 3б х 3с =9 | ||||
Подготовка к семинарам в тетради | 5б х 3с =15 | ||||
Выступления на семинарах | 3б х 2с =6 | 5б х 3с= 15 | |||
Подготовка и выступление с докладом на семинаре и лекции | 5б х 1 =5 | 7б х 2 = 14 | |||
Конспекты первоисточников | 5б х1 =5 | 7б х 2 =14 | |||
Индивидуально-самостоятельная работа (понятия, темы, карточки, консультации...) | 3б х2 =6 | 5б х 3 =15 | |||
Промежуточный рейтинг-контроль | Тестирование | ||||
Итого по модулю № 1 |
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 2 | |||||
Форма работы* |
| ||||
Текущая работа | Посещение лекций | 3б х 5л =15 | |||
Посещение семинаров | 3б х 2 =6 | ||||
Подготовка к семинарам в тетради | 5б х2с =10 | ||||
Выступления на семинарах | 3б х1 =3 | 5б х 2 =10 | |||
Подготовка и выступление с докладом на семинаре или лекции | 5б х 1 =5 | 7б х 2= 14 | |||
Конспекты первоисточников | 5б х1= 5 | 7б х2= 14 | |||
Индивидуально-самостоятельная работа (темы, первоисточники, консультации...) | 3бх1 =3 | 5б х2 =10 | |||
Промежуточный рейтинг-контроль | Тестирование | ||||
Итого по модулю № 2 |
Итоговый модуль (при наборе баллов от 130 до 180) | |||||
Содержание | Форма работы* |
| |||
Зачет устно | |||||
Дополнительное задание (на усмотрение преподавателя) | Разработка тестов или вопросов-суждений по конкретной теме; Составление библиографии по определенной тематике; Индивидуальная письменная работа (реферат, эссе, презентации); Разработка пробных социологических исследований (составление анкет). | ||||
Итого по всем модулям |
|
Критерии перевода баллов в отметки:
0-59 баллов – незачтено, 60-100 баллов – зачтено.
ФИО преподавателя:__ст. преподаватель Логунова Л.В.______________________________________________
Утверждено на заседании кафедры «_07__»сентября_______2011__г. Протокол №__1____
Зав. кафедрой________________________Гендин А.М.
МетодическиЕ рекомендациИ для студентов
Разработанные программы лекционного и семинарского курса выполнены в системе модульно-тематического обучения, которое, основываясь на методике выявления противоречий в познавательном процессе, их раскрытии и разрешении, нацеливает студента на самостоятельное добывание знаний и развитие своих интеллектуальных способностей, вооружает его необходимыми методами и средствами для этого.
Модульно- тематическая форма изложения учебного материала предполагает выделение крупных смысловых блоков, осмысление которых позволяет студенту глубоко изучить основные аспекты социологического знания. Следует учитывать и то, что организация учебного процесса на основе модульной образовательной технологии дает студенту возможность поэтапно осваивать социологическое знание с промежуточным закреплением уже изученного материала. Исходя из этого, в учебных целях курс «Основы социологических знаний» разбит на два модуля, включающие каждый четыре крупные темы. В первом модуле рассматриваются основные структурные проблемы социологии как науки и ее основные элементы. Во втором – более глубоко рассматриваются основные теории неравенства, личности и организация и методика эмпирических исследований.
Модульной программе учебного материала предшествует учебная программа, соответствующая требованиям государственного образовательного стандарта по дисциплине «Основы социологических знаний».
Изучение проблем курса, отраженных в программах, должно быть основано на анализе научной, учебно-методической и справочно-энциклопедической литературы, списки которой приводятся к программам семинарского курса, самостоятельной работы, а также список основной литературы, рекомендуемой для обязательного использования с учетом наличия книг в библиотечном фонде. Литература к курсу подобрана таким образом, чтобы в ней нашли отражение не только фундаментальные проблемы общего социологического знания, но и было бы представлено многообразие авторских позиций по различным социологическим проблемам. Студенту необходимо использовать при изучении лекционного курса и подготовке к семинарам рекомендованные источники, вникнуть в суть представленного в них того или иного подхода, сопоставить их, прийти к собственному выводу и четко сформулировать свою позицию по той или иной проблеме. Для успешного освоения материала необходимо учитывать рекомендации, изложенные в программе самостоятельной работы для подготовки каждой темы.
Модули курса построены стереотипно. Каждый модуль включает общую структуру, состоящую из тематики лекций и семинарских занятий, а также заданий и вопросов для самостоятельной работы. При возникновении у студентов трудностей в работе над курсом они разрешаются на семинарских занятиях, во время индивидуальных консультаций.
Модули курса отражают также межпредметные связи, которым студентом должно быть уделено важное внимание, т.к. это позволит соотносить и интегрировать уже приобретенное знание в процессе изучения социологии.
Завершающими этапами работы студента над модулями являются тестирование, по итогам которых и принимается решение о выполнении студентом программы изучаемого курса. Если результаты работы студента в ходе освоения курса не соответствуют обозначенным требованиям, итоговым этапом становится сдача зачета по основным вопросам всей дисциплины.
В процессе работы студента над курсом преподаватель будет его научным руководителем и консультантом. По его совету студент может разработать отдельные положения курса более глубоко, занимаясь по индивидуальному учебному плану.
Творческое осмысление и освоение фундаментального курса «Основы социологических знаний» - процесс трудный и сложный, но вместе с тем весьма интересный, требующий интеллектуального напряжения и мобилизации волевых усилий. И, тем не менее, данный курс является вполне доступным для каждого студента, стремящегося стать специалистом-гуманитарием.
Банк контрольных заданий и вопросов по дисципЛине «Основы сОЦИОЛОГИИ»
Тесты по модулю 1
Тема 1.
1. Наука, изучающая законы и явления общественной жизни, называется:
1) Биология 2) Философия
3) Политология 4) Социология
2. Понятие «социология» введено в научный оборот:
1)Ж. Ж. Руссо 2) К. Маркс
3) О. Конт 4) И. Кант
Тема 3.
3. К общественным отношениям не относятся:
1) Связи между социальными группами и внутри них.
2) Отношения между природой и обществом.
3) Отношения в семье.
4) Отношения между работником и работодателем.
4. Элементом общественной жизни не является:
1) Церковь 2) Природная среда
3) Класс 4) Нация
Тема 4, 5
5.Отношение к средствам производства является признаком:
1) Класса 2) Этноса
3) Семьи 4) Государства.
6. Классовая теория характерна для:
1) Марксизма 3) Либералов
2) Идеализма 4) Консерваторов
7. Деление общества на группы называется:
1) Социальным перемещением.
2) Социальной дифференциацией.
3) Социальной адаптацией.
4) Социальным поведением.
8. Причиной социальной дифференциации является:
1) Воля высших классов.
2) Добровольное соглашение людей.
3) Экономическое и социальное неравенство людей.
4) Случайное стечение обстоятельств.
9. Верно ли суждение?
В современном обществе возможна:
А. Вертикальная мобильность.
Б. Горизонтальная мобильность.
Варианты ответов:
1) Верно только А. 2) Верно только Б.
3) Оба неверны. 4) Оба верны.
10. Социальная мобильность практически невозможна:
1) В капиталистическом обществе.
2) В социалистическом обществе.
3) При кастовом строе.
4) При службе в армии.
11. Социальные институты, способствующие социальной мобильности ,
называются:
1) Социальными лифтами.
2) Социальными группами.
3) Социальными отношениями.
4) Социальными классами.
12. К «социальным лифтам» П. Сорокин относил:
1) Армию 2) Школу
3) Церковь 4) Все перечисленное.
13. Историческая форма брака, характеризующаяся особой ролью мужчины,
основанной на усилении значения мужского труда и монополизации частной
собственности, в изменившейся форме существующая и в наши дни, называется:
1) Парная 2) Полигамия
3) Моногамия 4) Патриархат.
14. Функцией семьи в современном обществе не является:
1) Социализация детей.
2) Воспроизводство населения.
3) Формирование преемственности поколений.
4) Производство материальных благ.
15. Признаками этноса являются:
A. Общее самосознание.
Б. Кровное родство.
B. Общность исторической судьбы.
Г. Единство языка.
Варианты ответов:
1)АВГ 2)АБВГ
3)БГ 4) А В.
16. Первой человеческой формой общности была:
1) Первобытная орда 2) Этнос
3) Племя 4) Род.
17. Определяющим фактором в процессе формирования народности является:
1) Языковая общность.
Культурная общность.
2) Территориальная общность.
3) Все вышеперечисленное.
18. Формированию нации способствует:
1) Образование государства.
2) Благоприятные природные условия.
3) Ликвидация экономической раздробленности.
4) Успешные войны с соседями.
5) Большая территория.
19. Нации возникают:
1) В эпоху неолитической революции.
2) В эпоху возникновения первых цивилизаций.
3) В период становления и развития капитализма.
4) При благоприятных биосоциальных условиях.
20. Ключевым признаком нации является:
1) Язык 2) Экономическая жизнь.
3) Самоназвание 4) Духовная жизнь.
Тема 6,7
21. Образец поведения человека, определяемый его социальным статусом
называется:
1) Действием 2) Социальной ролью
3) Поступком 4) Социальной функцией.
22. Социальные роли закреплены:
A. В предписаниях. Б) В законах.
B. В правилах. Г) В нормах морали.
Варианты ответов:
1)АБВГ 2) Б Г
3)АБ 4)АВГ.
23. Приспособление человека к социальной среде называется:
1) Социальной интеграцией.
2) Социальной адаптацией.
3) Социальным развитием.
4) Социальным поведением.
24.Человек может успешно реализовать себя:
1) Через множество социальных статусов.
2) Успех не зависит от социального статуса.
3) Только при наличии высокого социального статуса.
4) Только в определенной социальной среде.
Тема 8.
25. Какая из нижеприведенных функций не является социологической:
1) познавательная
2) регулирующая
3) прогностическая
4) управленческая
5) идеологическая
26. Объектами исследования социологии являются:
1) семья
2) общество композиторов
3) учебная группа
4) популяция белых медведей
5) организация объединенных наций
6) сообщество журавлей
7) агрегация
27. Какие задачи и в какой последовательности выполняет социолог на теоретическом этапе социологического исследования:
1) определяет предмет и объект исследования
2) проводит опрос
3) формулирует проблему и цель
4) выбирает соответствующие методы
5) осуществляет эксперимент
28. Учебная группа по основной цели является:
1) формальной
2) неформальной
3) малой
4) социальной общностью
5) социальным институтом
29. Выделите объект и предмет исследования в следующей проблеме: Влияние средств массовой информации на формирование мировоззрения школьников-подростков г. Красноярска.
30. Социальная общность, социальная связь и взаимодействие в которой носят обезличенный, функциональный и формальный характер, называется:
1) первичная социальная группа
2) вторичная социальная группа
3) малая группа
4) группа друзей
31. Средняя продолжительность жизни является показателем:
1) этнической структуры общества
2) классовой структуры общества
3) демографической структуры общества
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫК ЗАЧЕТУ
по дисциплине
«ОСНОВЫСОЦИОЛОГИИ»
1.Причины и время возникновения социологии как науки. Основоположники социологии. Взаимосвязь с другими социально-гуманитарными дисциплинами.
2. Предмет изучения социологии, ее функции. Исторические корни изучения предмета социологии.
3. Объект и предмет изучения социологии на микро- и макро- уровнях. Структура социологического знания.
4. Основные признаки общества. Типология обществ.
5. Социальная группа. Типы социальных групп в обществе.
6. Социальная структура общества: основные элементы, типы взаимосвязей.
7. Этническая структура общества. Исторические формы этноса.
8. Демографическая структура общества: факторы роста и снижения численности населения.
9. Социология классов Маркса. Классовая структура общества: сословия, касты.
10. Социальная стратификация. Теории социальной стратификации.
11. Социальная мобильность. Типы социальной мобильности.
12. Семья как социальный институт и социальная группа. Функции семьи. Исторические формы семьи и брака.
13. Программа социологического исследования: цель, основные этапы, типы социологических исследований.
14. Основные методы социологического исследования.
15. Социальный статус и социальные роли личности.
16. Социальные нормы, отклоняющееся поведение.
17. Сущность и структура личности как объекта и субъекта социальной жизни.
18. Роль культуры во взаимодействии личности и общества.
19. Образование как важнейший социальный институт общества.
ТематикА рефератов по дисциплине «ОСНОВЫСОЦИОЛОГИИ»
1. Связь социологии с другими науками
2. Происхождение социологии как научной дисциплины".
3. Источники возникновения социальных конфликтов.
4. Типы социальных конфликтов.
5. Социальные нормы поведения в первобытном и современном обществе.
6. Общество как основа социальной системы.
7. Межнациональные разногласия в современном обществе.
8. Личность как главный субъект социальных отношений.
9. Социальные общности и их взаимоотношения.
10. Семья – важнейший социальный институт.
11. Социология семейных отношений.
12. Основные проблемы в современном обществе: алкоголизм, наркомания, курение.
13. Социология труда: управление персоналом и организация трудовых процессов.
14. Виды религиозных течений.
15. Отношение современного общества к религии.
16. Проблемы дискриминации женщин.
17. Влияние проблем на рынке труда на создание напряженной обстановки в обществе.
18. Теория социального неравенства.
19. Отношение общества к развитию информационных технологий.
20. Социология культуры.
21. Особенности социальной стратификации.
22. Бедность и безработица как социальные феномены.
23. Способы повышения трудоспособности социальных работников.
Рост преступности в современном мире.
Построение карьеры в современном обществе.
Проблемы ксенофобии и пути их разрешения.
Программы социологических исследований.
Влияние научно-технического прогресса на развитие общества.
Информационный образ жизни человека в XXI веке.