для студентов основной образовательной программы




лист внесения изменений

 

Дополнения и изменения рабочей программы на 20___/20___ учебный год

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

1. ____________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

 

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры Философии и социологии "___"___ 20___г.

 

 

Внесенные изменения утверждаю:

 

 

Заведующий кафедрой

 

 

Декан/Директор

 

 

"_____"___________ 20__г.


Оглавление

 

1. Пояснительная записка 6 стр.

2. Рабочая программа дисциплины 7 стр.

2.1. Выдержка из стандарта 8 стр.

2.2. Введение 9-10 стр.

2.3. Содержание теоретического курса дисциплины 10-17 стр.

2.4. Тематический план 18 стр.

2.5. Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины-19 стр.

2.6. Карта литературного обеспечения 20-23 стр.

2.7. Технологическая карта рейтинга 23-25 стр.

3. Методические рекомендации для студентов 25-26 стр.

4. Банк контрольных заданий и вопросов 27-32 стр.

5. Вопросы к зачёту 33-34 стр.

6. Тематика рефератов 35-36 стр.

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Основы социологии»

для студентов очной формы обучения по специальности 050700.62 «Педагогика» состоит из следующих элементов:

1. Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение, мультимедиа и электронные ресурсы.

1. Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Основы социологических знаний

2. Банка контрольных заданий и вопросов по дисциплине «основы социологических знаний», который представлен различными тестами, логическими, проблемными задачами и упражнениями, что позволяет углубить и расширить теоретический материал по изучаемым темам. К каждой теме даны тестовые вопросы для проверки знаний студентов и для закрепления учебного материала.

3. Вопросов к зачёту, который является итоговым контролем освоения студентом компетенции в области социологии.

4. Тематики рефератов, которая отражает наиболее актуальные и значимые проблемы современной социологии, и проверяет освоение вопросов рекомендованных для самостоятельного изучения студентом.

Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено контрольных и курсовых работ, то они отсутствуют; также не предусмотрены учебным планом рефераты, но перечень тем рефератов даётся в качестве дополнительного учебного материала.

 

 


 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

ОСНОВЫСОЦИОЛОГИИ

 


ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОДЕРЖАНИИ ДИСЦИПЛИНЫСОЦИОЛОГИЯ

 

ГСЭ.Ф.08 Социология Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контрольи девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования.  

Введение

 

Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Основы социологии» предназначен для введения единых требований к изучению и контролю качества по данной дисциплине в структуре КГПУ им. В.П.Астафьева по всем формам обучения. УМКД разработан в соответствии с государственным стандартом и приблизительной программой Министерства образования РФ, а также с принятыми требованиями УМКД, реализуемые в КГПУ им. В.П.Астафьева. УМКД дисциплины «Основы социологии» представлен как на бумажном носителе, так и в электронном виде в форме учебника на сайте КГПУ www.moodle.kspu.ru.

Настоящий стандарт регламентирует состав, структуру, порядок обучения и проверки качества знания по дисциплине «Основы социологии» и включает в себя:

1. Общие программы дисциплины:

- Выписку из государственного стандарта об обязательном содержании дисциплины «Основы социологии»;

- Примерную программу Министерства образования РФ по дисциплине «Основы социологии»;

- Рабочую модульную программу, разработанную в соответствии с государственным стандартом и учитывающую специфику подготовки студентов КГПУ, включающую необходимые планы и тематику лекционного, семинарского курса и карту самостоятельной работы студентов по данной дисциплине.

2. УМКД отражает ресурсное обеспечение дисциплины необходимой основной и дополнительной литературой, учебными материалами, оборудованием в форме соответствующих таблиц.

3. Для успешного освоения программы курса «Основы социологии» в составе УМКД разработана система рейтинг-контроля, позволяющая минимизировать субъективный фактор в оценке качества подготовки студентов и способствовать систематическому и последовательному изучению данной дисциплины.

4. Для оптимизации образовательного процесса в структуре УМКД предназначены и методические рекомендации по организации процесса изучения курса «Основы социологическии». Особенное внимание уделено планированию, последовательности и формам самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины.

5. Различные учебные материалы:

-Банк контрольных тестов и заданий по учебной дисциплине;

- Вопросы к зачету;

- Рабочая тетрадь для самостоятельной работы для отделения непрерывного образования;

- Конспекты лекций;

- Хрестоматия;

- Список терминологических понятий.

6. В электронном варианте учебника «Основы социологии» представлены лекции-презентации в качестве примера самостоятельной работы студентов.

 

 

Содержание теоретического курса дисциплины

(соответствует госстандарту ГСЭ. Ф. 08 по предмету «Социология»)

Исторические особенности изучения предмета социологии (философские теории общественных отношений античности, эпохи Возрождения, Нового времени). Социально-экономические предпосылки социологии как науки. Классические социологические теории (О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс, Э.Дюркгейм, М.Вебер). Современные социологические теории. Русская социологическая мысль (М.Ковалевский, П.Сорокин).

Предмет изучения социологии, ее основные функции, структура социологического знания, связь с другими науками.

Общество как целостная система. Формирование мировой системы и процессы глобализации. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Типология обществ. Концепции социального прогресса. Место России в мировом сообществе.

Социальные группы и общности. Виды общностей (народонаселение, этнос, класс). Малые группы и коллективы (семья). Социальная структура общества. Социальная организация. Социальные движения (феминизм).

Социальное неравенство. Теории социальной стратификации и социальной мобильности.

Социология личности: общество и личность, личность как социальный тип, личность как деятельный тип. Понятие социального статуса и социальной роли личности.

Социальное взаимодействие и социальные отношения. Социальные конфликты. Социальные революции и реформы. Культура как фактор социальных изменений. Социальный контроль и девиация. Социальные институты. Общественное мнение как институт гражданского общества.

Программа, основные этапы и методы социологического исследования. Типы социологических исследований.

 

 

ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

Модуль 1:

 

Тема 1: История социологического знания (2 час).

Корни изучения предмета социологии имеют древнюю историю, в ходе рассмотрения которой можно выделить два основных этапа.

· Донаучный этап:

- античность (Платон, Аристотель)

- Новое время (Т.Гоббс, Ж.Ж.Руссо)

 

· Научный этап:

- Х1Х век (О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс)

- современная социология ХХ-ХХ1 вв. (Т. Парсонс, В.Парето)

- социология в России Х1Х - ХХ вв. (П.Сорокин)

 

 

Тема 2: Социология как наука об обществе (2 час).

Социология – наука об обществе и общественных отношениях, о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, о социальных процессах и социальных отношениях между общностями, между общностью и личностью.

· Объект и предмет изучения социологии:

- общество:

- социальная группа:

- социальный субъект:

- социальные взаимодействия:

- социальный институт.

2. Структура социологического знания:

- по предмету и широте его обобщения:

А) макросоциология

В) микросоциология

- по способу получения знания:

А) теоретический уровень

В) эмпирический уровень

- по сферам (основным отраслям) общества:

А) социология экономической области

В) социология политической сферы

С) социология духовной жизни общества

Д) социальная социология

- по глубине исследования социологии:

А) фундаментальная социология

В) прикладная социология.

 

3. Функции социологии:

- познавательная (описательная)

- преобразовательная (управленческая)

- идеологическая

- прогностическая

 

4. Социология в системе общественных и гуманитарных наук.

 

 

Тема 3: Общество как целостная система (2 час).

· Социально-пространственные границы общества как целостной системы:

- понятие социальной системы

- основные подходы к изучению общества

- социальная система и ее структура

 

· Типология обществ.

- многообразие путей и форм общественного развития

- факторы социального изменения и общественного прогресса

- место России в мировом сообществе.

 

 

Тема 4: Социальные группы и общности (4 час).

· Многообразие теорий социальных групп

· Крупные социальные общности:

- народонаселение (демографические общности)

- этнические социальные общности

- классы, сословия, касты, рабство.

3. Социальные движения:

- гендерные теории

- феминистические теории.

 

Модуль 2:

 

Тема 5: Социальное неравенство. Теории социальной стратификации (2 час).

1. Проблема социального неравенства;

- теории социальной дифференциации;

2. Социальная мобильность: типы мобильности.

 

 

Тема 6: Социология личности (2 час).

1. Личность как социальный тип;

2. Личность как деятельный тип;

3. Социальный статус: разновидности статусов;

- социальная роль: понятие, функции.

 

 

Тема 7: Социальное взаимодействие и социальные отношения (4 час).

1. Теории и факторы социальных конфликтов; революции и реформы;

- потребности, ценностные ориентации, интересы в системе социальных взаимодействий;

2. Культура как ценностно-нормативная система, ее роль в функционировании и развитии общества;

3. Социальный контроль и девиация;

4. Образование как социальный институт.

 

 

Тема 8: Социологическое исследование (2 час).

1. Виды социологических исследований;

2. Основные этапы социологического исследования: задачи, цели, результат, факторы влияния, категориальный аппарат;

3. Методы социологического исследования:

- опрос,

- наблюдение,

- анализ документов,

- эксперимент.

 

 

ПРОГРАММА СЕМИНАРСКОГО КУРСА.

Модуль 1:

 

Тема 1: История социологического знания (2 час).

1. Предыстория социологии в многообразии теорий: Платон, Аристотель, Августин Аврелий (Блаженный), Н. Макиавелли, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Т. Гоббс, А. де Сен-Симон.

2. Классические социологические теории: О. Конт, К.Маркс, М.Вебер, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Р. Дарендорф.

3. Современные социологические теории: Т. Парсонс, В. Парето, Дж. Морено.

· Русская социологическая мысль: М. Михайловский, П. Лавров, Н. Кареев, П. Сорокин.

Представить в качестве доклада на семинаре одну из ключевых фигур в социологии, согласно плана, используя рекомендации для самостоятельной работы.

 

Литература:

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1992.

Бачинин В.А., Сандулов Ю.А. История западной социологии. СПб, Лань, 2002.

Галактионов А.А. Русская социология Х1Х-ХХ века. СПб, Лань, 2002.

Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., КДУ; Высшая школа, 2003.

Капитонов Э.А. История социологии. Ростов-на/Дону, 1993.

Кравченко А.И. История отечественной социологии. М., Академический проект. 2005.

Кукушкина Е.И. Русская социология Х1Х – ХХ века. М., 1993.

Медушевский А.И. История русской социологии. М., 1993.

Плахов В.Д. Западная социология: Исторические этапы, основные школы и направления развития (Х1Х-ХХв). СПб; РГПУ им. А.И.Герцена, 2000.

Социология: Хрестоматия / Сост. А.А.Горелов. М., 1998.

Аристотель. Политика// Аристотель. Соч. В 4т. М., 1983.Т.4.

Васильев А.В. На рубеже третьего тысячелетия: к 125-летию издания «Исторических писем» Петра Лаврентьевича Лаврова. М.-Мариуполь,1995.

Вебер М. Избранные произведения. М., Прогресс, 1990.

Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского// Гоббс Т. Соч. в 2 т. М., 1991.Т.2.

Дюркгейм Э. Социология. М., 1995.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

Кареев Н.И. Основы русской социологии. СПб., 1996.

Конт О. Дух позитивной философии (Слово о положительном мышлении). СПб., 1910.

Макиавелли Н. Избранные сочинения. М., 1982.

Маркс К. К критике политической экономии//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.13.

Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и взаимоотношения // Теория и история экономических и социальных институтов и система. Альманах. 1993. Т.1. Вып. 2.

Парсонс Т. Система координат и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем// Американская социол. Мысль. Тексты. М., 1994.

Платон. Государство. Законы. Политика /Пер.; предисл. Е.И.Темнова. М., Мысль. 1998.

Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.

Сен-Симон. Избранные сочинения. М., Л., 1948.

Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М., Наука, 1994.

Спенсер Г. Основания социологии, т.1// Спенсер Г. Сочинения. СПб., 1898. Т.4.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.21.

 

 

Тема 4: Социальные группы и общности (4 час).

Семинар 2: Социальные группы.

· Социальная группа: понятие, функции, критерии многообразия.

· Виды социальных групп в обществе, примеры различных групп.

· Социальные нормы: формальные и неформальные.

· Роль культуры в формировании социальных норм.

 

Литература:

Андреев Ю.П. Категория «Социальный институт» // Философские науки. 1984. № 1.

Бачинин В.А. Социология: энциклопедический словарь. СПб, Изд-во Михайлова В.А. 2005.

Борулин В.С. Диалектика сфер общественной жизни. М., МГУ, 1982.

Бутенко И.А. Социальное познание и мир повседневности: Горизонты и тупики феноменологической социологии. М., 1987.

Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. Учебник. М., Гардарики. 2006.

Город как социокультурное явление исторического процесса. М., 1995.

Добреньков В.И. Социология: учебник. М., Инфра. 2004.

Здравомыслов А.Г. Потребности, Интересы. Ценности. М., Политиздат. 1986.

Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. М., 1996.

Кравченко А.И. Социология: учебник. М., Академический проект. 2005.

Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М., Наука, 1994.

Спенсер Г. Основания социологии, т.1// Спенсер Г. Сочинения. СПб., 1898. Т.4.

Тощенко Ж.Т. Социология: общий курс. М., Юрайт-издат. 2003.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969

Ядов В.А. Размышления о предмете социологии// Социологические исследования. 1990. № 2.

 

Семинар 3: Семья как важнейшая социальная группа в обществе:

· Семья как малая группа: понятие, функции, примеры.

· Семья как социальный институт: понятие, функции, примеры.

· Исторические формы семьи и брака.

 

Литература:

Антонов А.И., Медков В.Н. Социология семьи: Учебное пособие. М., 1996.

Антонов А.И., Борисов А.Л. Кризис семьи и пути его преодоления. М., 1990.

Борисов В.А., Синельников А.Б. Брачность и рождаемость в России: демографический анализ. М., 1996.

Воучел Э.Ф. Семья и родство // Американская социология. М., 1972.

Гаспарян Ю.А. Семья на пороге ХХ1 века: Социологические проблемы. СПб., Петрополис. 1999.

Голод С.И. Личная жизнь, любовь, отношения полов. СПб., 1990.

Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов педагогических институтов. М., Просвещение. 1991.

Елисеева И.И. Перестройка – семья, семья – перестройка: обзор статей, опубликованных в периодической печати. М., Мысль. 1990.

Захаров С.В., Иванова Е.Н. Рождаемость и брачность в России // Социологические исследования. 1997. № 7.

Земски М. Семья и личность. М., 1986.

Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики. М., 1983.

Митоян А.А. Потребительское поведение семьи. М., 1990.

Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979.

Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. М., 1978.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.21.

 

Модуль 2:

Тема 6: Социология личности (2 час).

Семинар 4: Социология личности.

· Личность как социальный тип.

· Личность как деятельный тип.

· Социализация личности: задачи, проблемы.

· Социальный статус и социальная роль: понятия, виды, теории.

На основании представленных конспектов по теории личности осуществить сравнительный анализ любых двух точек зрения по следующим вопросам:

· Роль личности в обществе.

· Статусный набор ролей.

· Ваше отношение к данной теории.

 

Литература:

Вебер М. Избранные произведения. М., Прогресс, 1990.

Волков Ю.Г. Личность и гуманизм. М., 1995.

Земски М. Семья и личность. М., 1986.

Карсавин Л.П. О личности. М., 1992.

Кон И.С. Социология личности. М., 1996.

Немировский В.Г. Социология личности: Теория и опыт исследования. Красноярск, 1989.

Парсонс Т. Система координат и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем// Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1994.

Парыгин Б.Д. НТР и личность. М., Политиздат. 1987.

Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 2000.

Социальная идентификация личности / Отв. ред. В.А.Ядов. М., 1994.

Файнбург З.И. Не сотвори себе кумира. М., 1991.

Ядов В.А. Диспозиционная концепция личности// Социальная психология. Л., 1979.

 

Тема 8: Социологическое исследование (2 час).

Семинар 5: Особенности социологического исследования.

Разработать основные теоретические положения для социологического исследования по собственной проблеме, опираясь на нижеприведенный план подготовки:

1. Основные этапы социологического исследования.

· Методы получения социологического знания.

· Анкета как важнейший инструмент социолога.

 

Литература:

Аверьянов А.А. Искусство задавать вопросы. Заметки социолога. М., 1987.

Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. М., 1995.

Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами: учебное пособие, 1989.

Воронов Ю.П. Методы сбора информации в социологических исследованиях. М., 1974.

Горшков М.К., Шереги Ф.Э. и др. Как провести социологическое исследование. М., Политиздат, 1990.

Ельмеев В.Я. Социологический метод: теория, антология, логика. СПб, 1995.

Здравомыслов А.Г. Методология и процедуры социологических исследований. М., 1969.

Капитонов Э.В. Социология ХХ века: История и технология. Ростов н/Д., 1996.

Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. М., 1998.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ.

 

Наименование модулей и тем
Количество часов аудиторных
лекции семинары
Кол-во час. на индив. работу Кол-во час. на самост. работу
  Модуль 1        
  История социологического знания        
  Предмет, функции социологии          
  Общество как целостная система          
  Социальные группы и общности        
  Модуль 2        
  Социальное неравенство, стратификация и мобильность          
  Социология личности: статус и социальные роли        
  Социальные взаимодействия, социальные отношения          
  Социологическое исследование        
  Итого: 110 часов          

 

 


учебно-методическая (ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ) КАРТА дисциплины

____________________________ ОСНОВЫСОЦИОЛОГИИ____________________________

(наименование)

для студентов основной образовательной программы

специальности 050700.62– «Педагогика»

(наименование, шифр)

по очной форме обучения

Модуль
Трудоемкость
В кредитах В часах
№№ раздела, темы  
Лекционный курс Занятия (номера) Индивидуальные занятия Самостоятельная работа студентов
Вопросы, изучаемые на лекции Часы семинарские Лабораторно-практические Содержание Часы Содержание (или номера заданий) Часы
               
Формы контроля
      2,2     1,2,3,4 История социологии, предмет, соц.группы           1,2,3,4   Выступления на семинарах, карточки, конспекты текстов
      2,2     5,6,7,8 Соц.стратификация, социология личности, соц. исследование           5,6,7,8   Соц.диктант по понятиям, ролевые игры, дискуссии
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
Всего часов 4,4                      

 

 

КАРТА литературного обеспечения дисциплины

(включая мультимедиа и электронные ресурсы)

«ОСНОВЫСОЦИОЛОГИИ»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: