ЧАСТЬ 1. Искусство Древнего Египта.
1)Падиисет жил во второй половине VII до нашей эры. С его личностью в зале Древнего Египта связаны 3 антропоморфных деревянных саркофага.
2) Все поверхности заполнены полихромной росписью с изображениями и погребальными текстами. Изображение фрагментов на саркофагах- одно из традиционных обычаев древних египтян.
3) На деревянном ящике изображён шакал – священное животное бога-бальзамировщика Анубиса. Ящик- хранилище для ушебти.
Ушебти — специальные фигурки, изображающие человека, как правило со скрещенными на груди руками, либо с какими-нибудь орудиями труда.
ЧАСТЬ 2. Искусство Древней Греции.
1) В части экспозиции 121.1 находится скульптура Гигиеи (в греческой мифологии богиня здоровья),созданная в 1 веке в Древнем Риме. Скульптура представляет собой сидящую девушку со змеей на своих руках. Этот символ до сих пор сохранился в здравоохранении, а имя Гигиеи — в слове «гигиена» и производных от него.
2) В части экспозиции 113.1 также находится статуя Гигиеи, созданная в 1 веке в Древнем Риме. Она представлена в полный рост (без головы и рук) со змеей на своем плече.
3) Скульптура Асклепия создана в Древнем Риме в период между 1 и 2 веками. Асклепий – Бог медицины и врачевания. Асклепий изображен в виде зрелого мужа с мощным, атлетическим телом. Правой рукой он опирается на палку, вокруг которой обвивается змея. Общий символ-змея. В Греции змея олицетворяет мудрость, обновление жизни, воскресение, исцеление.
ЧАСТЬ3. Итальянское искусство эпохи Возрождения.
1) Картина «Святой Себастьян» - Тициано Вечеллио, Италия, в период между 1485 и 1490 годами. Во время чумы в Италии поклонялись святому Себастьяну. Поза Себастьяна, привязанного к дереву, но не сломленного, не утратившего достоинства и даже перед лицом надвигающейся смерти не отрёкшегося от Христа, выражает глубокую веру Тициана в стойкость человеческого духа.
|
2) Картина «Мадонна с Младенцем» написана Леонардо да Винчи в Милане в 1482году. Прекрасная женщина, кормящая младенца, представляет олицетворением материнской любви как величайшей человеческой ценности. Основным смыслом произведения, как и в прежних работах мастера, остается человечность, уважение к подлинным глубоким чувствам. Мать кормит своего ребенка грудью, устремив на него задумчивый, полный нежности взгляд. Женщина любуется малышом, погрузившись в свои мысли, сосредоточив на нем всю силу своих чувств. В изображении мадонны и младенца художником достигнута исключительная выразительность.
ЧАСТЬ 4. Голландское искусство XVII в.
1) Картина «Больная и врач» написана Ян Стеном в 1660 году в Голландии. В кресле полулежит молодая женщина. Она только что оправилась после легкого обморока. Но девушка не больна, возможно тоска от неразделенной любви. Старая служанка привела ее в чувство народным средством - запахом сжигаемого шерстяного шнура, полуобгоревший огарок которого ещё заметен в стоящей на полу горелке.
2) Картина «Деревенский шарлатан» написана Адрианом Браувером в 1620-е годы в Фландрии. На картине изображены две ключевые фигуры - лекарь в белой одежде и красным колпаком, а также мешочком на поясе, и его пациента – мужчину средних лет без каких-либо признаков телесных повреждений, которого держит женщина. Лекарь рассек бровь пациента и якобы достал из головы камни (а на самом деле из мешочка), которые кинул на землю. Поэтому это вовсе и не лекарь, а шарлатан, а мужчина вовсе и не болен.
|
3) «Возвращение блудного сына» написана Рембрандт Харменс ванн Рейн в Голландии около 1668г. Обращение к сюжету возвращения блудного сына (Лк. 15:11-32): младший сын, ушедший некогда из отцовского дома, возвратился, полный раскаяния. Отец наклонился над сыном, положив ему руки на плечи; лицо старика выражает чувство печальной радости и прощения.
ЧАСТЬ 5. Буддийское искусство.
В центре тангка популярный персонаж буддийской мифологии - бодхисаттва милосердия Авалокитешвара. Одиннадцать голов Авалокитешвары и восемь рук образовались от сочувствия к несчастьям людей и стремления им помочь. Белая фигура бодхисаттвы изображена на лотосовом троне. Центральный лик показан в фас, остальные составляют пирамидообразную композицию, увенчанную красной головой Будды Амитабхи - владыки рая Сукхавати, в котором могут перерождаться все страдающие живые существа. Руки Авалокитешвары сложены в мудра - символические жесты - или держат атрибуты. Позади бодхисаттвы слева и справа на темно-зеленом фоне, характерном для икон Хара-Хото, выделяются фигуры монахов, написанные в китайской традиции.Над центральной частью тангка в верхнем ряду - пять изображений будд. Авалокитешвара окружен четырьмя разноцветными фигурами Стражей сторон света. Внизу на одном троне сидят слева направо: красный Хаягрива - одно из воплощений Авалокитешвары; белая Ситатапатра, желтая Маричи и Зеленая Тара, родившаяся из слез бодхисаттвы.
|
ЧАСТЬ 6. Экспонаты на выбор
1 ) «Водолей в виде орла», Ирак,796-797 гг. Бронзовая фигура орла первоначально была кувшином для воды, хотя отверстие в нижней части тулова (между лапами) позволяет предположить, что какое-то время этот предмет служил флюгером. Очень интересно и важно отметить для истории развития обработки бронзовых изделий на Ближнем Востоке после распространения здесь ислама, что на этой фигуре сохранились остатки инкрустации серебром и медью. Искусство инкрустации получит огромное развитие в этом регионе в XII-XIV вв. и принесет славу медникам исламского мира. На шее орла находится надпись, выполненная простым почерком "куфи" на арабском языке: "Во имя Аллаха всемилосердного, всемилостивого. Благословение [от] Аллаха. Вот что сделано Сулейманом в городе... (?). Год сто восьмидесятый" (180 год мусульманской эры соответствует 796-797 годам христианской эры). Фигура орла является древнейшим точно датированным бронзовым предметом стран Ближнего Востока после появления здесь новой религии - ислама.
2) Свиток: «сражения Такэды Сингэна с Уэсуги Кэнсином при Кавакадзиме», Тосэда Хорю, Япония, Вторая половина XIX в. Битва при Каванакадзиме - четвертая из пяти битв между Такэдой Сингэном и Уэсуги Кэнсином. В этот раз в сражении победил Такэда Сингэн. Эта четвёртая битва при Каванакадзиме в 1561 году была по-настоящему, большим и очень кровавым сражением даже по меркам того времени. Но кроме того, это было и самым зрелищным и наиболее интересным сражением в тактическом плане.
Государственный музей истории религии
Буддизм
1) Большая часть коллекции музея связана с буддизмом Махаяны
2) В пределах РФ 3 народа исповедуют буддизм: буряты, калмыки, тувинцы. Калмыки и тувинцы входили в состав Монгольской империи и исповедуют буддизм с 16 века. Буряты вошли в состав Российской империи в 17 веке (восточные буряты с 17 века исповедуют буддизм, а западные с 20 века).
3) Можно увидеть статую Будды, которая была привезена в храм из Монголии в 1990-х. Современная статуя выполнена из папье-маше и покрыта позолотой. Ее высота – несколько метров. Если подняться на второй этаж, можно разглядеть витражи, сделанные по эскизам Рериха. Они представляют собой восемь главных символов буддизма. Здесь же, на втором этаже, расположены кельи лам.
Христианство.
1) Послания святого Апостола Павла имеют большое значение, так как в них находится глубокое раскрытие и разъяснение истин евангельского учения. Сделал христианство универсальной религией.
2) Константиновская эпоха (эпоха исторического христианства)
3) V в. (отделение дохалкидонских церквей)
XI в. (разделение на католиков и православных)
XVI в. (появление протестантизма)
Ислам.
1) Исповедание формулы веры.
Признание абсолютного единобожия (Таухид) и признание пророческое миссии Мухаммада.
2) Коран Османа.
3) Преимущественные виды изобразительного искусства в исламе - каллиграфия, искусство условного орнамента, архитектура. Развитие именно этих видов искусств связано со строгим монотеизмом, запретом изображения живых существ и природы из-за опасения идолопоклонства.