Работа над произведениями крупной формы




(сонатой, вариациями, концертом)

Работа над произведениями крупной формы является важнейшим фактором профессионального развития учащихся. Произведения К.ф. включают сонаты, вариации, концерты и др. В отличие от миниатюр, сочинениям крупной формы, свойственно большее разнообразие содержания, более протяженное развитие музыкального материала. В связи с этим при их исполнении труднее достигнуть единства целого и выявить характерные особенности отдельных образов и тем, чаще возникает потребность переключения с одной художественной задачи на другую, требуется больший объём памяти и внимания.

Подготовительным этапом к исполнению сонат служат классические сонатины. Сонатина – (итал. Sonatina – уменьшит. от Sonata) – небольшая соната, без драматического развития тем, т.е. без развернутой разработки. Сонатина обычно отличается от сонаты большей простотой содержания, меньшими масштабами, сравнительной легкостью исполнения. Сонатины знакомят учащихся с особенностями музыки периода классицизма, воспитывают чувство классической формы, ритмическую устойчивость исполнения, как ясность игры и точность выполнения всех деталей текста. Начиная с 1-2-го классов ДМШ учащиеся изучают сонатины А. Гедике, М. Клементи, Ф. Кулау. В старших классах музыкальной школы ученик знакомится с образцами сонатного творчества Гайдна, Моцарта, Бетховена и других композиторов.

Одна из особенностей сонаты заключается в том, что, как правило, 1-ая её часть изложена в сонатной форме. Поскольку чаще всего 1-ая часть сонаты написана в быстром темпе и в сонатной форме, то она получила название «сонатного allegro». Классическая сонатная форма основана на контрастном сопоставлении двух (иногда более) музыкальных тем и складывается из 3-х разделов: экспозиции, разработки и репризы. Сонатная экспозиция включает изложение и первоначальное развитие основных тем. Главная партия выражает ведущую музыкальную мысль, даёт импульс для дальнейшего движения. Эта тема действенного характера, в основной тональности. Неустойчивая и текучая связующая партия образует тональный переход и продолжает развитие главной партии. Иногда для большего контраста связующая партия отсутствует. Тема побочной партии (обычно лирического характера) излагается, как правило, в доминантовой тональности. Возможны главная партия и побочная партия на одной теме (с некоторыми изменениями) или несколько тем внутри побочной партии. Итог и завершение экспозиции в заключительной партии. Разработка обычно состоит из 3-х разделов: вступительного, основного (посвящённого развитию материала) и переходного, подготавливающего репризу. В репризе побочная партия трансформируется в основную тональность. Иногда используется обратный порядок следования тем (побочная партия, главная партия). Такая реприза называется зеркальной.

В музыкальной школе учащиеся знакомятся с более простыми образцами сонат Гайдна, Моцарта и Бетховена. При начальном ознакомлении с сонатным аллегро музыкально осмысливается трехчастная структура формы (экспозиция, разработка, реприза), разбираются образные характеристики партий (главной, побочной, заключительной), анализируется их контрастность или единство, развитие на протяжении всего произведения. Слух ученика должен быть направлен на частые смены характеров, что влечет за собой выбор соответствующих звуковых решений. Следует помнить, что благодаря лаконичной фортепианной «инструментовке» классической сонатной формы, малейшая неточность звукоизвлечения, невнимание к штрихам, передерживание или недодерживание отдельных звуков становятся особенно заметными. Фортепианное письмо ранних венских классиков (Гайдн, Моцарт) выделяется прозрачностью, и в этом отношении оно еще связано с традициями клавесинного стиля. Ему не свойственно аккордовое изложение, быстрые последования октав, двойных нот, то есть так называемая крупная техника.

В отличие от полифонического изложения (типа письма И. С. Баха) фактура раннего классицизма характеризуется заметно выраженной дифференциацией партий отдельных рук. Как правило, мелодия излагается в правой руке в диапазоне первой-второй октавы. В партии правой руки обычно сосредоточиваются также фигурации. Гармоническая фигурация венских классиков, в соответствии с их гармоническим письмом, состоит преимущественно из арпеджио простейших аккордов, главным образом трезвучий и доминантсептаккордов. Партия левой руки, достигающая в сочинениях венских классиков значительного обособления, выполняет обыкновенно функцию сопровождения. Как и в партии правой руки, в ней вырабатываются определенные типы изложения – своего рода фактурные формулы.

Весьма употребительный вид сопровождения у Моцарта и Гайдна – повторение отдельных звуков, двузвучий и аккордов. Повторения одного звука носят название барабанных басов. Они нередко применяются в быстрых сочинениях, где подчеркивают активный характер музыки. Встречаются повторения в виде ломаных октав – так называемые маркизовы басы. Наконец, весьма распространены альбертиевы басы. У ранних венских классиков альбертиевы фигурации обычно применяются в местах спокойного характера или задорно-шутливого, а не бурного драматического, как у Бетховена. Учащегося следует познакомить с определенными видами изложения музыкального материала в изучаемой сонате, среди которых могут встречаться различные гармонические фигурации, барабанные басы (повторение одного звука), маркизовы басы (повторения в виде ломаных октав), альбертиевы басы и др.

Большой популярностью в ДШИ пользуются сонаты Гайдна. Работая над ними следует учитывать, что характерной чертой стиля композитора является «оркестральность» его фортепианных сочинений. Как симфонист и мастер квартетов, И.Гайдн воспроизводил в своих фортепианных произведениях звучание струнных и духовых инструментов. Поэтому в сонатах переплетаются различные виды артикуляции. Часто встречаются такие оркестровые эффекты как pizzicato басового голоса, противопоставление звучности tutti звучанию отдельных групп инструментов. Ранние сонаты И.Гайдна предназначались для исполнения на клавичембало и клавесине, более поздние – на фортепиано.

Грациозная и изящная музыка эпохи Гайдна, Моцарта требует осторожного и тонкого обращения с динамикой. Следует учитывать, что первые фортепиано не обладали звучностью современного инструмента, на котором forte звучит намного сильнее и объёмнее. Поэтому звучность не должна быть резкой и грубой. Также надо обратить внимание на такие важные моменты как так называемая «эхо-динамика» (при повторе тактов). Особенностью бетховенской динамики является контрастность. Ее можно охарактеризовать как неожиданную, внезапную.

Работая над классической сонатной формой, в зависимости от особенностей композиторского стиля, следует обращать внимание на ритмически точное исполнение, штрихи, орнаментику, педализацию. В сонатах Гайдна и Моцарта правой педалью нужно пользоваться очень умеренно. Среди ее функций - ритмическая поддержка, выделение штриха, динамическая краска В сонатах Бетховена педаль используется более смело для усиления звучности, для подчеркивания контраста между ff и p, и наоборот; продлевает звучание басовых и других звуков, когда их невозможно удержать пальцами. Также нужно внимательно относится к выбору темпа, который зависит от характера музыки, фактуры, динамики, ритма.

В целом, работа над сонатной формой – одной из самых важных форм музыкальной литературы имеет большое значение для развития учащегося.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: