1. Типы гидросистем зерноуборочного комбайна «Дон1500» Комбайны «Дон-1500» имеют три независимые гидросистемы: 1-Основную, обеспечивающую выполнение двенадцати операций по управлению рабочими органами комбайна. 2-Гидросистему рулевого управления, осуществляющую поворот управляемых колес. 3-Гидросистему привода ходовой части.
2. Назначение и устройство основной гидросистемы;
Основная гидросистема обеспечивает: подъем и опускание жатки, вертикальное и горизонтальное перемещение мотовила, реверсирование рабочих органов жатки при забивании хлебной массой, включение и выключение приводов молотилки и выгрузных шнеков, поворот наклонного выгрузного шнека, управление вариаторами мотовила и молотильного барабана при изменении их частоты вращения, включение вибраторов бункера и управление копнителем.
Она включает масляный резервуар с масляным фильтром, шестеренчатый насос НШ-32, предохранительно-переливной клапан, гидроклапан с электромагнитным управлением, гидрораспределитель с механическим управлением, гидрораспределители с электромагнитным управлением, гидроцилиндры одностороннего и двустороннего действия, распределитель копнителя, вибратор бункера, дросселирующий клапан и систему шлангов и маслопроводов.
Принципиальная схема основной гидросистемы и схема потоков движения масла приведены на рис. 1 и 2.
Предохранительно-переливной клапан 45 (рис. 1) поддерживает заданное давление в нагнетательных магистралях системы, гидроклапан с электромагнитным управлением5 перекрывает поток управления
при включении любой секции распределителя с электромагнитным управлением.
Гидрораспределитель 6 с механическим управлением имеет пять золотниковых секций, которые обслуживают гидроцилиндры: 7-подъема и опускания жатки;11 – вариатора мотовила; 12 и13-перемещения мотовила по высоте; 14 и15-горизонтального перемещения мотовила и 16-механизма включения молотилки.
|
Двухсекционный распределитель 22 с электромагнитным управлением обслуживает гидроцилиндры 24 и 25, предназначенные соответственно для реверсирования рабочих органов жатки и включения и выключения приводов выгрузных шнеков.
Трехсекционный гидрораспределитель 42 с электромагнитным управлением обслуживает гидроцилиндры: 30-управления вариатором молотильного барабана; 32-поворота выгрузного наклонного шнека; 38-открытия копнителя, а также вибраторы бункера 35 и 36. Распределитель 41 управления копнителем направляет поток масла в гидроцилиндры 39 и 40 закрытия клапана копнителя. В магистрали подачи масла к гидроцилиндрам подъема жатки установлен регулируемый дросселирующий клапан8 для изменения скорости подъема и опускания жатки.
Большинство маслопроводных магистралей снабжены дросселями
(9,17,19,23,26,27,28,29,31,33,34 и37), ограничивающими скорость подачи масла. Шланги подачи масла в гидроцилиндры управления мотовилом снабжены шариковыми муфтами, позволяющими разъединять магистрали без потерь масла при снятии жатки с комбайна и соединять эти магистрали при монтаже жатки на комбайн.
Рисунок №1
Рис. 1. Принципиальная схема основной гидросистемы: 1-бак, 2-насос; 3,4-наружные платформы; 5-гидроклапан с электромагнитным управлением; 6-гидрораспределитель с механическим управлением; 7-гидроцилиндры подъема жатки; 8-дроссели-рующий клапан; 9,17,19,23,26,27,28,29,31,33,34,37-дроссели; 10,18,20,21-муфты; 11-гидроцилиндр вариатора мотовила; 12,13-гидроцилиндры вертикального перемещения мотовила; 14,15-гидроцилиндры горизонтального перемещения мотовила; 16-гидроцилиндр механизма включения молотилки; 22-двухсекционный гидрораспределитель с электромагнитным управлением; 24-гидроцилиндр прокрутки наклонной камеры; 25-гидроцилиндр привода выгрузных шнеков; 30-гидроцилиндр вариатора молотильного барабана; 32-гидроцилиндр поворота наклонного выгрузного шнека; 35,36-вибраторы бункера; 38 – гидроцилиндр открытия копнителя; 39,40-гидроцилиндры закрытия копнителя; 41-распределитель управления копнителем; 42-трехсекционный гидрораспределитель с электромагнитным управлением; 43,44-трубопроводы канала управления; 45-предохранительно-переливной клапан основной гидросистемы; 46-трубопровод канала соединения с системой рулевого управления.
|
Движение рабочей жидкости в основной гидросистеме можно подразделить (рис. 2) на пять потоков: 2-забора (всасывания) масла насосом;10-нагнетания от насоса; 9,19,20-управления; 13 и18-слива потока нагнетания и 16-слива потока управления. При работающем двигателе и нейтральном положении всех золотников распределителей масло из бака поступает к насосу1 и через переливной канал8 предохранительно-переливногоклапана сливается обратно в бак 14 потоком 13. Канал 8 открыт для слива потока 13 только при наличии потоков управления 9,19 и 20, которые обеспечивают постоянное открытие переливного клапана и снижение давления в нагнетательной магистрали. С перемещением золотника одного из распределителей поток управления перекрывается (в распределителях с механическим управлением – золотником, в распределителях с электромагнитным управлением – гидроклапаном с электромагнитным управлением), переливной клапан закрывается, и масло под давлением поступает в соответствующие гидроцилиндры, выполняя работу по управлению одним из вышеперечисленных рабочих органов. Для обеспечения плавности процессов управления скорость поступления масла в цилиндры ограничивается наличием дроссельных отверстий в магистралях. Масло, выталкиваемое из гидроцилиндров, сливается через золотники распределителей по потокам 12 или 18 в масляный бак. При поступлении из сливной магистрали масла очищается, проходя через установленный в резервуаре масляный фильтр. Основная гидросистема и гидросистема рулевого управления имеют общий масляный бак, расположенный на передней стенке бункера.
|
Рисунок №2
Рис. 2. Схема потоков масла в основной системе при нейтральном положении золотни - ков распределителей и работающем насосе: 1-насос; 2-поток забора масла насосом; 3 и 4-двух- и трехсекционные электрогидравлические распределители; 5-отверстие выхода из клапана потока управления; 6-предохранительный клапан; 7-предохрани-тельно-переливнойклапан; 8-переливной канал; 9,19,20-потоки управления; 10-поток нагнетания от насоса; 11-дроссельное отверстие; 12,13,18-потоки слива рабочей жидкости; 14-бак; 15-распределитель копнителя; 16-слив потока управления; 17-клапан с электромагнитным управлением; 21-золотник распределителя; 22-распределитель с механическим управлением.
3. Основные не исправности основной гидросистемы и способы устранения:
Общие
Проблема | Причина | Методы устранения |
Внезапная остановка | Уровень масла слишком низкий | Проверить уровень, долить масло |
Разрыв трубы/уплотнения | Устранить повреждение, долить масло | |
Блокировка входного/выходного отверстия клапанавыходного отверстия клапана | Удалить обломки, очистить систему, проверить фильтры | |
Усилие не развивается | Заклинивание стопорного клапана или гнезда плунжера | Очистить узел, проверить фильтры |
Повреждена пружина клапана | Заменить пружину | |
Уровень масла низкий | Долить до оптимального уровня | |
Высокая инерционность (медленное срабатывание) | Воздух в системе (сжимаемый) | Проверить и локализовать места поступления воздуха |
Неправильная настройка предохранительного клапана | Отрегулировать предохранительный клапан | |
Большие утечки масла | Выявить и устранить места возможных утечек масла, долить гидравлическое масло до необходимого уровня | |
Поломка насоса/клапанов/аккумулятора | Проинспектировать и заменить поврежденные детали | |
Утечки в трубопроводе или в цилиндре | Уплотнить трубопроводы, долить гидравлическое масло до необходимого уровня | |
Проверить уплотнения | ||
Не верно подобранная вязкость масла | Заменить масло (как правило, на более текучее) | |
Перетечки в насосе/перепускном клапане | Отрегулировать или отремонтировать детали | |
Неравномерное движение | Воздух в системе | Проверить и локализовать места поступления воздуха |
Долить масло, если уровень низкий | ||
Повреждена пружина гасителя гидроудара | Установить новую пружину | |
Масло слишком вязкое | Слить и заменить на менее вязкое | |
Фильтр заблокирован | Заменить фильтроэлемент | |
Поломка вала/направляющих/ рычагов управления/пружины перепускного клапана | Отремонтировать с заменой поврежденных деталей, уплотнить систему | |
Высокая температура | Неисправен маслоохладитель | Проверить, есть ли поток охлаждающей жидкости в маслоохладителе |
Перепускной клапан постоянно в работе | Выявить причины срабатывания перепускного клапана (загрязнение, забивка фильтров после клапана, его неисправность) | |
Перепускной клапан загрязнен | Очистить клапан, проверить фильтры системы | |
Низкий уровень масла в баке | Долить масло в бак | |
Гидравлическое масло не соответствует рекомендации производителя (эксплуатационный класс или класс вязкости) | Слить гидравлическое масло и заполнить бак рекомендуемым | |
Локальный перегрев одного из узлов | Проверить все узлы на предмет локальных перегревов и устранить причину | |
Калорифер | Проверить калорифер, если имеется | |
Нагрев гидроцилиндров | Проверить гидроцилиндр на износ уплотнений, повреждение поршня | |
Нагрев гидромотора | Проверить гидромотор на износ поршней и распределителя, проверить подшипники | |
Нагрев гидрораспределителей | Проверить золотники на износ Проверить клапана на исправность | |
Низкое давление | Неисправность перепускного клапана | Проверить и настроить, при необходимости заменить клапан |
Упала подача или внутренние перетечки | См. выше Общие I/Высокая инерционность | |
Повышенная вибрация | Некорректная работа насоса | Проверить балансировку соединения с двигателем Правильно установить муфти или провести ее ремонт Проверить центровку вала привода и в случае необходимости установить соосность валов Проверить крепление насоса и в случае необходимости усилить крепление Проверить наличие воздуха в системе |
Не закреплена система трубопроводов | Подтянуть или установить крепления | |
Повышенный уровень шума | Некорректная работа насоса | Проверить уровень масла, в случае необходимости произвести доливку Проверить наличие воздуха в системе Проверить центровку соединения насос- двигатель Проверить приводные редукторы и муфты на износ |
Кавитация насоса по причине затрудения поступления масла в насосе | Очистить всасывающий патрубок/входной фильтр, удалить местные сопротивления на всасе | |
Кавитация насоса по причине высокого его расположения (разрежение) | Необходима ревизия расположения насоса. Все местные сопротивления должны быть устранены | |
Высокочастотный (пронзительный шум) | Проверить предохранительные клапаны системы и произвести регулировку или замену | |
Шум и стук при работе клапанных аппаратов | Проверить клапан на засоренность Проверить пружину Проверить клапанный узел на разрегулированность | |
Присутствие воздуха | Проверить все возможные места попадания воздуха и уплотнить | |
Большой расход масла | Поврежден водомасляный калорифер | Проверить гидросистему на предмет утечек |
Повреждение трубопроводов | Отремонтировать или заменить систему трубопроводов | |
Утечки в местах соединений | Проверить затяжку резьбовых соединений Проверить уплотнительные элементы (манжеты, кольца) на разрушение |
Насос
Проблема | Причина | Методы устранения |
Лопатки/лопасти не вращаются | Поток масла не поступает в насос | Проверить контур гидравлики. Нет ли нарушений в системе трубопроводов/ протечек? Проверить предохранительный клапан. Проверить, не установлен ли он на максимально низкое давление Проверить, позволяет ли распределительный клапан поступать потоку масла во включенный насос. Если да, проверить, находится ли золотник в своем правильном положении и не залипает, вызывая изменение направления потока |
Крутящий момент насоса ниже, чем требуется системе | Проверить корректность установки давления Если мощность насоса недостаточна, необходимо его заменить на более мощный | |
Клапан гидрораспределителя работает некорректно | Проверить, достаточно ли поднят клапан Неисправный клапан не позволяет потоку поступать обратно в маслобак | |
Нагрев насоса | Износ поршней, распределителя или подшипников | Заменить насос или провести ремонт неисправных частей |
Кавитация | См. Комплектующие/Насос/Кавитация | |
Перетянуты стяжные болты | Проверить и отрегулировать | |
Неправильный класс вязкости | Заменить на масло другого класса вязкости | |
Попадание воздуха | Уплотнить, проверить уровень | |
Потеря скорости, срыв потока | Нагрузка близка к лимиту системы | Проверить настройку перепускного клапана и сравнить требуемое теоретическое давление с развиваемым усилием |
Клапан гидрораспределителя работает некорректно | Неисправный клапан не позволяет потоку поступать обратно в маслобак | |
Кавитация | Затрудение поступления масла в насос | Очистить всасывающий патрубок/входной фильтр, удалить местные сопротивления на всасе |
Высокое расположение насоса (разрежение) | Необходима ревизия расположения насоса. Все местные сопротивления должны быть устранены | |
Всасывающий фильтр загрязнен или слишком высокая степень фильтрации | Прочистить или заменить фильтр | |
Слишком мало сечение линии всасывания | Увеличить сечение линии всасывания | |
Слишком большое сопротивление в линии всасывания | Улучшить компоновку всасывающего трубопровода | |
Линия всасывания слишком длинная | Уменьшить длину или увеличить сечение | |
Масло слишком холодное | Нагреть масло до рекомендованной температуры | |
Масло не соответствует техническим условиям на машину | Применить масло, соответствующую техническим условиям | |
Воздушный фильтр засорен | Почистить или заменить фильтроэлемент | |
Локальное сужение в линии всасывания, например, частично закрыт кран или сужен шланг | Открыть или заменить кран, заменить шланг | |
Частота вращения насоса выше допустимой | Уменьшить частоту вращения до рекомендуемого значения |
Гидроцилиндр
Проблема | Причина | Методы устранения |
Неравномерное движение | Воздух в системе | Удалить воздух |
Уплотнения цилиндра слишком тугие | Отрегулировать уплотнения | |
Несовпадение/несоосность цилиндров | Восстановить соосность/центровку | |
«Скачкообразное» движение при малых подачах | Применить специальные противоскачковые масла (типа ТНК МНС 68) | |
Нагрев | Неисправен гидроцилиндр (износ уплотнений, повреждение поршня) | Заменить уплотнения, заменить поршень |
Клапаны
Проблема | Причина | Методы устранения |
Залипание клапанов | Грязь в системе | Очистить фильтр, заменить фильтроэлемент |
Лаковые отложения на клапанах | См. Пограничные/Лаковые отложения и грязь | |
Увеличенные зазоры в клапанах (заклинивает) | Заменить изношенные детали | |
Вибрация клапанов | Воздух в масле | Проверить и локализовать места поступления воздуха Долить масло, если уровень низкий |
Разрегулировка клапанов | Отрегулировать, подтянуть | |
Шум и стук при работе клапанных аппаратов | Засорен клапан | Прочистить клапан |
Разрегулирован клапанный узел | Отрегулировать, подтянуть | |
Сломана пружина | Заменить изношенные детали |
Уплотнения
Проблема | Причина | Методы устранения |
Потеря упругости | Перегрев вследствие перетяжки | Ослабить, при необходимости заменить |
Чрезмерная температура масла | См. Общие II/Высокая температура | |
Аэрированное масло вблизи уплотнения («дизельный» эффект) | Фильтровать (используя фильтр 5 мкм) Предпринять меры предотвращающие попадание воздуха в систему | |
Уплотнения размягчаются или разбухают | Несовместимость материала уплотнений и масла | Проверить рекомендации изготовителей уплотнений и масла Провести тест на совместимость материала уплотнений и масла |
Уплотнения выдавливаются | Зазоры слишком большие | Уменьшить зазоры Увеличить размеры уплотнений Установить подпорную пластину Использовать более твердый материал |
Уплотнения изнашиваются | Абразивная грязь в системе | Улучшить систему фильтров |
Повреждена поверхность движущихся частей | Отполировать поверхности |
Гидравлическая жидкость
Проблема | Причина | Методы устранения |
Масло мутное | Воздух в системе | Определить и локализовать место поступления воздуха |
Масло эмульгировано (попадание воды или др.) | Дать маслу отстояться, выяснить и устранить места попадания загрязнителей. Если масло не отстаивается, подключить центрифугу | |
Вода в масле | Неплотность в теплообменнике | Отстоять, слить воду, проверить содержание воды, подключить центрифугу, заменить масло в случае необходимости |
Высокая влажность окружающей среды (весна, осень)/попадание воды через уплотнения | Отстоять, слить воду, проверить содержание воды, подключить центрифугу, заменить масло в случае необходимости При высокой влажности (если позволяет резервуар), герметизируйте его, создав внути избыточное давление (Герметизируйте, когда уровень в резервуаре на наинизшей отметке) | |
Пена в маслобаке | Воздух в системе | Проверить и локализовать места поступления воздуха Подсос воздуха во всасывающей гидролинии |
Низкий уровень масла | Долить масло | |
Неправильное расположение перегородок в резервуаре | Сделать ревизию и изменить конструкцию. В случае необходимости установить дополнительные перегородки | |
Загрязнение масла | Сменить фильтроэлемент и масло, если необходимо | |
Потемнение масла или запах сгоревшего масла | Воздушные микропузыри при резком сжатии в насосе или подшипнике самовоспламеняются («дизельный» эффект) и образуют сажистые и коксообразные отложения | Фильтровать (используя фильтр 5 мкм) Предпринять меры предотвращающие попадание воздуха в систему |
Уплотнители/сальники перегреваются и загрязняют масло продуктами горения резины (уплотнительного материала) | Фильтровать (используя фильтр 5 мам) Устранить причину перегрева уплотнений (обычно слишком большое усилие затяжки) | |
Неприятный запах | Загрязнение масла посторонней жидкостью с запахом | Локлизовать места попадания загрязнения или СОЖ |
Перегрев масла, приводящий к разрушению присадок | См. Общие II/Высокая температура | |
Воздух в гидравлическом масле (аэрация) | Слишком низкий уровень масла в баке | Долить масло |
Сливная линия в баке над уровнем масла | Разместить сливную линию под уровнем масла | |
Масло не соответствует рекомендациям производителя | Применить масло, соответствующее требованиям производителя | |
Уплотнение вала насоса изношено или повреждено | Заменить уплотнение | |
Соединение всасывающей линии пропускает воздух | Подтянуть соединение или заменить его | |
Пористость всасывающего шланга | Заменить шланг |
Пограничные
Проблема | Причина | Методы устранения |
Коррозия черных металлов | Свободная вода в системе | Отстоять, слить воду, проверить содержание воды, подключить центрифугу, заменить масло в случае необходимости |
Кислота в системе (попадание со стороны или вследствие окисления масла) | Заменить масло, установить и локализовать место возможного попадания кислоты | |
Неправильный тип масла (без антикоррозионных свойств) | Заменить масло на другое с соответствующими характеристиками | |
Коррозия цветных металлов/серебра | Неправильный тип масла (обычное масло класса DIN 51524 – HLP, когда требуется масло категории Zn-Free (ZF) | Заменить масло на масло категории ZF |
Кислоты | Заменить масло | |
Лаковые отложения и грязь | Слишком высокая температура – идет окисление | Заменить на синтетическое масло |
Загрязненное масло | Определить и устранить источник загрязнения | |
Локальные лаковые отложения на изношенных деталях, вследствие высоких температур развивающихся при продавливании масла через увеличившиеся зазоры | Заменить изношенные детали | |
Износ компонентов | Твердые частицы в масле | Установить места загрязнений, локализовать их попадание |