философствование, становление философствования, и, наконец, проблема диалектической логики как высшей 3 глава




«Усиливающаяся бездумность проистекает из болезни, подтачивающей самую сердцевину современного человека. Сегодняшний человек спасается бегством от мышления. Это бегство от мышления и есть основа для бездумности» [302. 103]. «Мы попадаем в то, что называется мышлением, когда мыслим сами. Чтобы нам это удалось, мы должны быть готовы учиться мыслить.

Как только мы принимаемся за это учение, мы сразу понимаем, что мыслить мы не можем. Но все же человек считается, и по праву, таким существом, которое может мыслить. Ибо человек – это существо разумное. Но разум, ratio, развертывается в мышлении. Будучи существом разумным, человек должен уметь мыслить, раз уж он хочет этого. Однако человек хочет мыслить, но не может. Пожалуй, человек своим хотением мыслить хочет слишком много, и поэтому может слишком мало» [там же, с.134]. «Чтобы нам попасть в это мышление, мы, со своей стороны, должны учиться мыслить» [там же, с. 135]. «Но как же можно сегодня говорить, что мы еще не мыслим, сегодня, когда к философии наблюдается живой интерес везде, который становится все более деятельным, так что каждый хочет знать, как там обстоят дела с философией» [там же]. «Интерес, проявляемый к философии, никоим образом не свидетельствует о готовности мыслить. И то, что мы годами упорно занимаемся сочинениями великих мыслителей, еще не гарантирует того, что мы мыслим или хотя бы готовы учиться мыслить. Занятия философией может создать нам стойкую иллюзию того, что мы мыслим, раз мы «философствуем». Все же утверждение, что мы еще не мыслим, кажется дерзким» [там же, с.136].

«… Наука, как и все действия человека, зависима от мышления» [там же, с. 137-138].

«Мы мыслим еще не в собственном смысле слова. Поэтому мы спрашиваем: что значит мыслить?» [там же, с.145]. Без истинного ответа на этот вопрос, общество не выживет в третьем тысячелетии.

 

 

3. ИДЕОЛОГИЯ И ИДЕОКРАТИЯ

Социально-экономическое осмысление проблемы идеологии

изложено в книге “Философское основание теоретической науки”. ФОТН не учебное пособие, а монография, которая

показывает, почему главным становится лозунг

“Мысли или умирай”. ФОТН отчасти устарела.

Не повторяя ее содержания, обратим внимание на ряд

аспектов проблемы: актуальность (значение), историю, суть,

эволюцию, многообразие идеологии.

1

МЕТАНАУКА®ФИЛОСОФИЯ ® НАУКА ® ИДЕОЛОГИЯ

Проблема идеологии. Общество – совокупность живших, живущих и будущих поколений людей. Люди – не одинаковы. И патологичный субъект является человеком. Индивиды – нормальные люди. А личности – идейные, интеллектуальные индивиды. Для первых нет проблемы идеологии. Для вторых она существует, но по-разному. Индивиды следуют идеологии своих наставников. И все нормальные люди сначала находятся в положении индивидов, а затем некоторые из них становятся личностями. Личности занимают активную, критическую позицию при выборе идеологии. Проблема идеологии имеет значение только для личностей. Для них идеология нужна ради жизни, а поэтому они стремятся понять ее суть, значение и то, как овладеть плодотворной для выживания ее формой.

В головах людей имеются разные представления о мире. У всех людей имеется обыденный опыт, возникающий на основе чувственного отображения мира и отражающий, главным образом, обстоятельства их жизни. В целом, он истинен, что не отрицает отдельных ошибочных фактов. На основе обыденного опыта возникают мнения и знания. Мнения базируются на вере источникам сведений. Обыденная картина мира в сознании людей в определенной мере точно отражает действительность. В то же время в ней имеется много ошибочных сведений, не адекватно отражающих действительность. Этот тип представлений о мире зависит от господствующих в обществе идеологий. Обыденное сознание – главная основа жизни современных людей. Оно не всегда адекватно обстоятельствам современной жизни. И давно уже происходит становление более высокого теоретического уровня НКМ, как основы жизни все большей доли людей.

В теоретической науке выделяют естественнонаучные, технические и гуманитарные компоненты. Первый компонент в целом является универсальным, монистичным, а второй – плюралистичным. Они относительны и не адекватны потребностям современной практики.

Люди принимают решения на основе своего сознания. Они учитывают ближние и отдаленные последствия своих деяний. Эти идеологические основания действий людей порой называют тактикой и стратегией. Люди не создают их произвольно. Они перенимают их от предшественников и окружающих людей и научением, и специальным обучением, и т.п.

Формы идеологий. В обществе много форм идеологий. Выделяют такие: консервативная, либеральная, демократическая, социалистическая, коммунистическая, экологическая, феминистская, анархистская, националистическая и т.п. [см. 174]. С равной долей истинности можно назвать множество других форм идеологии. Выделим такие их группы:

Идеологии

┌────┼────┐

частные ® общие ® всеобщие

Частные идеологии сводятся к ограниченному кругу принципов, которым следуют их субъекты. Это – либеральная, экологическая, феминистская и т.п. Общие идеологии являются более обширными – национальные, конфессиональные, партийные, правительственные и т.п. Всеобщей идеологией может быть только теоретическая наука.

Названия форм идеологий идеологичны, т.е. субъективно предвзяты. Они – самомнения представителей форм идеологии. С точки зрения других идеологий, их оценка иная.

Особое значение имеют идеологии партий, правительства и государства. Превращение первых в последующие происходит не обязательно в полной мере. Как теперь ясно в нашей стране имел факт сознательного искажения идеологий в процессе таких их превращений – говорили одно, а делали другое (принцип двойного стандарта).

Идеологии

┌──┴──┐

индивидуальные ® господствующие

┌──┴──┐

неписаные ® писаные

┌──┴──┐

просто ®научные

В каждый данный момент времени существует совокупность многих идеологий – индивидуальных, групповых, правительственных, национальных, международных, мировых. Они определяют поведение и поступки людей, групп, партий и т.п. Каждый субъект выбирает адекватную для себя идеологию и утверждает ее в качестве общезначимой (общечеловеческой). “... Всякий новый класс... уже для достижения своей цели вынужден представить свой интерес как общий интерес всех членов общества...” [181.3.47].

Идеологии

┌──┴──┐

плюралистичные ® монистичная

┌──┴──┐

эгоистичные ® духовные (альтруистичные)

┌──┴──┐

элиты® народа

Идеологии элиты отражают интересы мизерной доли (социальных групп, сословий и т.п.) населения страны. Идеологии элиты, обычно, противоречат провозглашаемым и действительным целям этой группы людей и бывают или консервативными (сохраняют прошлое), или либеральными (провозглашают свободу) и т.п. И сводятся они, как правило, к ограниченному кругу осознанных принципов.

Идеологии народа также многочисленны ввиду того, что их формулируют разные субъекты, не одинаково понимающие интересы народа.

Духовные (альтруистичные) идеологии – основа мистических ассоциаций людей, прежде всего религиозных. Они различаются по конфессиям и т.п. Многообразие форм религии ведет к тому, что они не объединяют, а разъединяют общество.

Теоретическая идеология является монистичной, хотя и относительной по своей природе. Она предполагает созидание обществом особой действительности, а соответственно и системы наук о ней. Теоретическая идеология может быть только гуманной, демократической. Не название идеологии определяет ее сущность.

При изучении идеологий необходимо определить главные их типы:

┌─ Научная

┌─┴─ Мистическая

┌─┴── Мифологическая

Такую идею об основных типах идеологии, называя их мировоззрениями, высказывают в самых последних изданиях учебников философии, например, П. В. Алексеев и А. В. Панин. Они весьма содержательно показывают отличие науки от генетических предшественников: объективизм, рационализм, эссенциализм, системность, проверяемость [см. 6.53-54].

Что же касается собственно идеологии, то П.В. Алексеев и А. В. Панин ее трактуют так: «Идеология определяется как отражение общественного бытия сквозь призму социально-групповых или классовых интересов» [там же, с. 55]. Это следует признать истинным определением господствующей идеологии. «…В обществе, раздираемом классовыми противоречиями, не может быть никогда внеклассовой или надклассовой идеологии» [161.6.39-40]. Идеи господствующего класса являются господствующими идеями [см. 181.4.445]. Тем не менее, общественный прогресс ведет к росту научности идеологии.

Совокупность не равнозначных с точки зрения общественного прогресса идеологий предполагает выбор одной из них, адекватной интересам прогресса общества. Таковой следует считать только науку. И наука выполняет в некоторой мере эту функцию, но господствуют пока не научные идеологии. Причина – неадекватность науки потребностям современного общества. Нужен качественный скачок науки – переход ее на уровень теории. Для этого следует разработать основание науки, прежде всего философское. Философия должна стать главным основанием теоретической науки. Для этого необходимо качественно поднять саму философию, превратив ее в метанауку. Метанаука – философское основание теоретической науки, которая только и станет монистической идеологией и объединит людей на основе нравственности и общественного прогресса, толерантности и т.п.

Актуальность идеологии. ХХ век стал началом «идеологизированного» общества ввиду осознания идеологии важнейшим орудием защиты интересов, острой идеологической борьбы и первой идеологической войны. Особенно актуальной сталапроблема идеологии в конце ХХ века. Нормой стало ее объяснение в словарях, статьях и книгах. Ее сделали оружием успешной борьбы с нашей страной в форме лозунга “деидеологизации ”. Сразу же была осознана собственная суть этого лозунга – переидеологизация. Все это проявило тот факт, что главной формой взаимной общественной борьбы (войны) стала идеология. Представители сверхидеологизации обычно рядятся в форму деидеологизации.

Провозглашение деидеологизации – самая худшая идеология. Она свидетельствует о намерении скрыть свою идеологию. Аналогично провозглашение иллюзорной идеологии, которая скрывает истинную. В таком случае имеет место двойной стандарт – говорим одно, а делаем другое.

 

Противостоять в идеологической войне можно только перейдя на уровень интеллектуальной войны – овладев более высоким уровнем интеллекта.

Любой жизнелюб может обеспечить жизнь адекватным усвоением самой сути идеологии с тем, чтобы развить свои интеллектуальные способности, вооружиться самой плодотворной идеологией, обеспечивающей борьбу за жизнь. И все, кто против такого интеллектуального развития субъекта, – его конкуренты (враги). Самоубийственна жизнь советами оппонентов, конкурентов, т.е. «чужим умом».

Пока недостаточно осмыслена функция идеологии в жизни современного общества. Ее должны объяснять многие науки. Нужны и специальные монографии по данному вопросу.

Актуальность исследований идеологии состоит и в том, что официальная идеология России начала ХХI века не сводится к науке, а включает и ненаучные элементы.

«К началу третьего тысячелетия человечество подошло духовно обнищавшим. У человечества огромные успехи в науке, в технике, развитии информационных технологий, средств связи, наконец, в экономическом развитии. Но нет новых идей и духовных движений, которые давали бы веру и Смысл человеческой жизни. А старые изрядно дискредитированы и требуют обновления. Нарастание бездуховности угасания великих идеологий ведет к увяданию и кризису культуры. … Мир с нетерпением ждет новых духовных прорывов или обновления старых идеологий» [60.89].

Суть идеологии. Идеологией называют учение об идеях. В таком случае идеология – одна из тысяч наук. Это исходное значение термина, приданное ему автором термина – Дестат де Траси. Более широкое значение этого слова включает в данное понятие и сами идеи общества, т.е. всю совокупность тысяч наук или все общественное сознание. Наиболее широкое значение идеологии состоит в названии им и практически осуществленных (объективированных, овеществленных, материализованных) идей. Иначе: идеологией оказывается вся ноосфера по Вернадскому.

Идеология

┌───┴───┐

учение об идеях ® сами идеи

┌───┴───┐

просто ® осуществленные

(практика)

Многообразие называемых форм идеологии требует выяснения их всеобщего свойства – сути идей.

Идеи

┌────┴────┐

фрагментарные ® целостные

┌────┴────┐

индивидов ® признанные

┌───┴───┐

группами ® властью

┌───┴───┐

правительством ®государством

Если идеология – идеи власти, то в обществе существует только одна идеология. Если идеология – идеи групп людей, то их множество, соответствующее числу сословий и т.п. Имеются идеологии у разных групп людей, начиная с мафий и заканчивая партиями. В таком случае, общественное сознание - система идеологий. Тем более, если идеологией являются идеи любого человека. Этот подход широко распространен. Очень часто понятие «идеолог» используют применительно к какому-либо конкретному человеку.

Общественное сознание является совокупностью идеологий. В каждый конкретный момент сосуществует их множество. Особое значение имеет официальная идеология, осуществляемая правительством. В Конституции России на рубеже ХХ и ХХI веков записано (статья 13): «В РФ признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной».

Несмотря на такую декларацию, правительство и государство проводит строго определенную идеологию. «Феномен идеологии заключается в том, что государственная власть, в особенности авторитарная власть, принимает какую-либо систему идей и всей силой своего авторитета, всей мощью своего пропагандистского аппарата, внедряет в сознание людей систему представлений о мире, о человеке и самой власти» [178.159]. «И странным было бы отрицать, что такой феномен существовал всегда, с того времени, как возникло государство» [там же]. «Однако и наука и идеология – это тоже разные вещи, как и философия и идеология не одно и то же» [там же, с. 160].

Осознание идеологии. Идеи всегда имели громадное значение в жизни общества. Осознание их особой роли в обществе произошло всего лишь два века назад, когда был введен термин «идеология». Дестат де Траси использовал его в 1796 году для названия “науки об идеях”. В тот исторический период была широко распространена идея о том, что “идеи правят миром”. А поэтому и важно было изучать, как идеи возникают и каким образом они обеспечивают развитие общества. Тогдашние идеологии были ненаучными, а поэтому их трактовали в качестве ложно воспринятых воззрений (идей).

После начального бума исследований идеологии начался период их застоя. В то время наука не была идеологией. Идеология тогда была искаженным представлением об обществе и его развитии. Эту природу идеологии Маркс отразил в своем определении тогдашней идеологии. В связи с этим критики Маркса пытаются представить его видение идеологии в ложном свете: будто бы он сводил идеологию вообще к искаженному представлению об обществе. В частности, так написано в словаре: «Проблематика идеологии связана, т.о. с проблематикой эпистемологии. Но если эпистемология отвечает на вопрос, в какой мере возможно познание действительности, критика идеологии ставит вопрос, в какой мере необходимо искажение действительности. Здесь задает тон формула Маркса, определившего идеологию как «ложное сознание» [265.162].

На самом же деле, Маркс констатировал факт – идеологии его времени были ненаучными, главным образом теологическими, иллюзорными. В связи с этим он и начал разрабатывать науку как идеологию общественного прогресса. Иначе, Маркс был за научную идеологию. Он посвятил жизнь разработке науки как идеологии эмансипации трудящихся. Вся гениальность Маркса состоит именно в том, что он дал ответы на вопросы, которые передовая мысль человечества уже поставила [см. 161.23.40]. Наука была для Маркса исторически движущей, революционной силой [см. 181. 19. 351]. Он заложил основы научной идеологии.

Критика идей Маркса, в частности, Т. Ойзерманом [212], обосновывает уничтожение идей Маркса. По мнению Ойзермана: “Марксизм как идеология рабочего класса принадлежит историческому прошлому”. Не называя разработанную Марксом, Энгельсом и Лениным общественную науку «марксизмом – ленинизмом», надо признать тот факт, что она сохраняет свое значение как основа идеологии общественного прогресса, а не только наемных работников. Без использования этих основополагающих идей общество не выживет. Форма общественной науки Маркса и его последователей естественно относительна, что и стало причиной ее краха.

В.И. Ленин позитивно трактовал идеологию как феномен общественной жизни. Он учитывал все элементы идеологии, но созидал главную из них – теоретическую науку.

Впервые науку признали официальной идеологией в СССР, в котором был культ науки и учебы [см. 133]. Л. Фейхтвангер писал в 1937 году об этом факте: «Эксперимент, поставивший себе целью построить гигантское государство только на базисе разума».

В основу советской научной идеологии были положены идеи Маркса потому, что они истинно отражали общественное развитие того времени. Однако его идеи со временем устарели и не были развиты, что привело страну к краху. Идеологический крах коммунизма в России стал фактом. И это произошло ввиду нетеоретичности идеологии и политики.

Идеи, идейность, идеология. Рассмотрим на примере идеологическое значение научных положений.

идеи – идейность – идеология.

Идеи – все осознаваемые, хотя бы смутно (а иногда и ошибочно) свойства действительности. В меру их осмысления они становятся мнениями людей – индивидов и групп, а в меру их практической апробации они становятся знаниями, т.е. элементами науки. Такой путь проходят все идеи науки. И овладевшие наукой люди оказываются идейными, даже если это касается жизни в примитивном обществе. Конечно, в последнем случае вероятнее всего искажение научной идеи, ее гипертрофирование и т.п. и тогда возникает фанатизм тех, кто односторонне понимает действительность и своим действием не помогает, а мешает и себе и другим. Чем адекватнее идея науки практике, тем плодотворнее идейность. И тем больше идейность становится исходным фактором практической деятельности – ее принимают в качестве идеологии, т.е. сознательно ею руководствуются, а затем превращают ее в политику власти по организации народа. В результате идеи объективируются в поведении и делах все большей доли людей общества, овеществляются в продуктах труда, опредмечиваются в правилах взаимоотношений людей и т.п. И исходным всему этому являются идеи науки, а поэтому так важно, чтобы они были адекватны действительности, истинны при данных конкретных условиях.

Не следует забывать при этом, что развитие действительности приводит к тому, что истинные в одно время идеи оказываются ложными в другое время и т.п. Общество должно постоянно поддерживать истинность идей, корректировать их и т.п. Если этого нет, то общество гибнет.

Исследуя историю техники и разрабатывая общую ее теорию, можно видеть динамизм истинных идей на многих фактах технического прогресса. Особенно наглядно это в сфере создания оружия в ХХ веке. Упомяну только двух гениев техники, внесших существенный вклад в победу над фашизмом, – двух Кошкиных (конструкторов танка Т-34 и роторной техники).

В современной практике, особенно в компьютерной сфере общества, это очевидно. Разработчики идей становятся идеологами развития соответствующей предметной области и достигают успеха – рост доли фирм на рынке тех или иных товаров. Если же идеи выбраны не адекватно, то убытки, падение доли рынка и т.п.

Аналогичное значение имеют и гуманитарные, особенно экономические идеи. Работая экономистом всю жизнь, готов иллюстрировать это положение всем содержанием общеэкономической науки (политэкономии). Приведу один новейший факт экономической мысли. Д. С. Львов утверждает идею: «Трудовая теория стоимости, породившая мощное антикапиталистическое движение, оказалась чрезвычайно разрушительной именно для тех стран, которые назвали себя социалистическими. Она на десятилетия определила неправильную ориентировку хозяйственных решений, и, как следствие деградация производительных сил… Система управления служила проводником насаждаемых сверху идеологических установок, исполнителем приговора, заложенного в трудовой теории стоимости» [157.9-10]. В конечном счете, ложная идея привела страну к краху. Запишем сказанное так:

 

Академия ® Трактовка ® идеология ® политика ® крах практики.

наук закона стоимости

 

Трудовая теория стоимости известна с Аристотеля, положена в основу общей теории экономики Смитом. Она осталась относительной у Маркса и его последователей, что и дало названный эффект. И ошибочны господствующие идеи по данному вопросу во всей экономической науке мира по настоящее время. В то же время диалектическая логика позволяет легко и просто дать теорию и данного объекта. И тогда можно пойти далее в названной цепочке факторов. А что помешало разработке теории стоимости? Отсутствие диалектической логики! А что стало причиной данному феномену? Системы аттестации и информации в стране и, вероятно, академия наук как организационное ядро науки.

Здесь важно обратить внимание только на один факт: относительная трактовка закона стоимости трансформировалась в практику и погубила ее. В связи с этим важно специально остановиться на особом значении гуманитарных наук.

Гуманитарная наука и идеология. Соотнесение идеологии и науки требует учета особого положения гуманитарных (общественных) наук. Для этого надо обратить внимание на парадигмальность наук.

Парадигмальность наук

 


Теоретичность наук

Общественное сознание – совокупность многих идеологий. Главной же проблемой идеологии является та часть общественного сознания, которая отражает общество – гуманитарные и, прежде всего, экономические, науки. Они максимально плюралистичны ввиду их политичности. Для защиты интересов народа надо достигнуть монистичного объяснения общества, что возможно только по мере становления теоретической науки об обществе. Однако, существуют силы в обществе, которым не выгодно адекватное объяснение данного его феномена. Они стремятся не допустить появления единой идеологии, объясняющей общество и способной объединить народ для защиты своих интересов.

Математическая наука едина. В ней фактически нет парадигм. Различия мнений о математике не существенны.

Естественные науки парадигмальны в некоторой мере. В них идет борьба разных трактовок тех или иных концепций.

Гуманитарные науки в большей мере

парадигмальны и политичны.

 


Что же касается отдельных гуманитарных наук, например, общеэкономической, то существуют такие ее версии, между которыми нет ничего общего.

 

Общепринятыми элементами современной официальной идеологии являются математика, естественные и технические науки. О них обычно не вспоминают при анализе идеологии. Что же касается гуманитарных наук, то в официальную идеологию входят только некоторые их парадигмы. Главная проблема идеологии лежит в парадигмальности гуманитарных наук. И только теоретизация наук позволит обществу сделать их монистичной идеологией.

Гуманитарная наука ХIХ века как идеология оказалась недостаточной для решения проблем ХХ века. Необходим был качественный её скачок – переход на уровень теории.

Идеология и предшественники. Необходимо изучить историю становления идеологии. Нельзя считать началом идеологии время возникновения данного термина. В предшествующий период идеология существовала, но называлась иначе. Предшественников идеологии можно назвать ретроспективно идеологиями. Можно использовать для этого и те термины, которые были ранее, а сегодня сохраняются в качестве архаизмов. Люди давно осознали роль идей в своей жизни. Они называли этот факт своей жизни различно.

Идеи (мнения, позиции) – осознанное представление о

мире;

Принципы – конкретно провозглашаемые идеи,

которыми руководствуются индивиды;

Кредо – совокупность идей индивида как основа

его поведения;

Доктрины (девизы) – кредо групп влиятельных людей;

 

Мировоззрения – целостное видение мира как основа

жизни;

Идеология – доктрина светской или иной власти как

основа жизни;

Теория – идеология общества.

И сегодня разные люди, их группы и т.п. используют такой же подход в жизни.

Иная версия основных форм идеологии может быть представлена так:

Духовность ® просвещенность ® идейность.

Духовность – внутренний мир людей. Она возникает в детстве на основе психического мироощущения и проявляется первоначально в эмоциях детей, затем наполняется фольклором – сказками, мифами, притчами и другими формами обыденного сознания. Она потом преобразуется в эрудицию, образованность или просвещенность, которая сейчас является главной формой идеологии. Давно возникли факты ее высшей формы – идейности.

Обыденный рассудок (здравый смысл, духовность), мифы – предания о прошлой жизни, своеобразные представления о прошлом, все более теряющие связь с действительностью ввиду утраты деталей реальности. Мифы превращаются в легенды, которые отображают действительность. Мифы – первая обособившаяся как самостоятельный элемент общественного сознания идеология. Она сохраняет позитивное значение по настоящее время как способ научения детей.

Мистика рвет преемственность с реальностью, и все более превращается в иррациональные представления о мире.

Мистика

┌─────┼──────┐

анимизм ® религия ® идеализм

Теология – более развитая форма мистики, предполагающая существование абсолюта. Теологические идеологии господствуют в мире в той или иной мере. Они не объединяют людей;

Упадок мировой истории [см. 171. 9].

 


Иррационализм

Слово «философия» используют давно в значении «идеологии». Скажем, человек говорит: “Моя философия, или кредо, или доктрина и т. п.”. Гегель писал о фактах использования слова «философия» в значении «идеология» [65.1.92];

Наука – идеология общественного прогресса. Для превращения науки в идеологию нужно, чтобы она обеспечивала истинность отражения действительности и своей собственной сути.

Более развитые формы идеологий не должны воевать с идеологиями, которые возникли раньше (со своими предшественниками). Как показывает практика, это бесполезное дело. Религия всегда выступала против суеверий, а они и сейчас расцветают пышным букетом, например астрология. Более развитые идеологии должны направить главные усилия на повышение собственной прагматичности. Предшествующие идеологии сохраняются потому, что они выполняют ряд полезных функций для общества.

«Зачастую теологии находятся в конфликте друг с другом. Наука же едина и интернациональна – попробуйте сказать о физике или математике во множественном числе. Наука объединяет людей разных национальностей и религий, потому что она выработала свой метод суждения, благодаря которому ее выводы представляют собой объективное знание» [17.8].

М. Воейков полагает: «Как правило, идеология формируется на основе научной теории. Идеология без теории есть религиозная вера и ничего больше» [48].

«Идеологией ХХ века я бы назвал науку ХХ века. Правда, сама она не хочет себя так называть» [124.34]. «Религиозность как основа современной идеологии – бесперспективна. Она принадлежит прошлому, и сейчас за нее цепляются только потому, что нет ничего другого» [там же].

И. Пригожин писал: «…Наука и есть в некотором смысле идеология…» [333].

Материалистическая идеология. Отказываясь от мистических идеологий, общество становится сторонником материалистической идеологии. В США 60% ученых неверующие, а в Национальной академии наук США неверующих 90% (124.34).

Необходима специальная работа о сути материи, идеи, бытия, сознания. В этом плане вполне понятны многочисленные исследования этой проблемы.

Кредо материализма – материя определяет идеи. Это – истина, но ее суть нужно уяснить особо, чтобы «не пересолить историю материализмом» [50.59]. В жизни слово определяет дело. И когда не осознают этого, то страна гибнет. И это не отвергает истинности прежних идей. Идеи возникают из материи, но не любой, а ее высшей формы. При этом они возникают не у всех, а только у наиболее развитых людей и т.п. И когда общество не только не поощряет развития людей с тем, чтобы они порождали идеи, но и борется с ними, то его гибель предрешена этим фактом. По Гегелю – «Гордыня предшествует падению». «Государственные устройства падали жертвою мысли …» [65.1.111].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: