TECHNOLOGY AND MORALITY IN THE MODERN WORLD




Kvasova Darya, student, Nizhny Novgorod

state pedagogical University named after K. Minin

(603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanova str., 1, e-mail: kvasovad2002@yandex.ru)

 

Abstract: The article discusses the problem of correlation between technological progress and moral values in modern times. The work covers theoretical aspects of studying the concepts and main features of such terms as " technic","technology" and "morality". Their interrelation and mutual influence are considered. The opinions of scientists of the twentieth century about this relationship are given. A set of methods for maintaining a balance between technological progress and moral values is proposed.

Keywords: technology, morality, technical progress, moral values.

 

ВВЕДЕНИЕ.

Внедрение технических инноваций и проникновение самой технологической рациональности во все сферы жизни сопровождается сложными изменениями в обществе. Это всегда оказывается драматическим столкновением нового и старого, традиционного. Известный экономист Й. Шумпетер указывал, что инновация представляет собой процесс «творческого разрушения». Крупнейший композитор И. Ф. Стравинский высказал эту же мысль в замечательно точном афоризме: «Любой, кто делает нечто новое, причиняет вред старому».

Это массивное «наступление на старое» неизбежно отражается и в нормативно-ценностных системах. Новые технологические достижения и разработки, особенно в радикально инновационных областях, порождают моральные конфликты. Как уже говорилось, в современных дискуссиях о проблемах технологии часто используют термин «технологический императив». Это довольно емкое понятие, в котором отражается понимание того, что технологизация представляет собой требовательный и решительный вызов для общества.

МЕТОДОЛОГИЯ.

Целью исследования является проведение анализа влияния техники на морально-нравственные ценности в современном мире. Основными задачами работы являются: изучение понятия и основных особенностей техники как науки; изучение понятия и основных аспектов понятия «мораль»; рассмотрение влияния техники на мораль и традиционные ценности; изучение способов взаимодействия науки и нравственности; рассмотрение мнения ученых XX века о вопросах нравственности в науке и технике.

 

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА ИССЛЕДОВАНИЯ.

Согласно Большой советской энциклопедии, техникой является совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. [1]

Технику часто путают с технологией, которая представляет собой совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата. [2]

Главная функция технических устройств – частичная или полная замена человека на производстве для облегчения труда и повышения продуктивности работы. Техника позволяет расширить круг возможностей человека в процессе трудовой деятельности.

С развитием человечества и появлением новых орудий труда техника освобождает людей от выполнения различных производственных функций, как физического, так и умственного труда. Технические устройства применяются человеком для воздействия на предметы труда при создании материальных и культурных ценностей; обслуживания быта; управления обществом; обеспечения обороноспособности. [3]

В свою очередь, мораль – это принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. [2]

Существуют отдельные признаки нормы морали:

1. Всеобщность - распространяется на всех без исключения.

2. Добровольность - никто не принуждает соблюдать эти нормы.

3. Всеохватность - проникает во все сферы жизни.[4]

Основной задачей статьи является анализ противоречий между ценностями информационного общества и общества традиционного. Исходя из вышесказанного, основной тенденцией в современной обществе является всеобщая информатизация общества и распространений технологий. Это опасно возникновением кризисных явлений в различных сферах общества. [5]

Современный прогресс в технологиях способствует уходу от традиций, что и является главной причиной этического конфликта ценностей информационного общества, вступающего в противоречие с традиционными ценностями. [6]

С одной стороны, процессы информатизации общества и модернизации технологий являются неустранимыми. Их нельзя остановить, поскольку это грозит не только социальной, но и экономической сферам жизни. [7]

С другой стороны, именно эти процессы вступают в противоречия с традициями и моральными нормами, присущими аграрному обществу, влияя на социальную стабильность, характерную данному этапу истории. В связи с этим необходима новая система моральных ценностей, которая сможет разрешить этот конфликт. [8]

Что касается мнения ученых ХХ века о нравственности в науке и технике, то фундаментальной задачей всех наук остается от Платона и Аристотеля до Рассела и Поппера является бескомпромиссная преданность истине в исследовании и преподавании.

И М. Вебер, прогнозируя пути развития действительности будущего, указал на раздельность истины, добра и красоты. Истинное может не быть прекрасным и нечто истинно лишь потому, поскольку оно не прекрасно, не священно и не добро. Но это самые элементарные случаи борьбы богов, несовместимости ценностей, - пишет М. Вебер. Вебер был прав. Научные достижения, достигнутые человечеством, были использованы против него же самого. Истина стала существовать отдельно от добра. Для блага людей в современном мире, истина должна быть на одной стороне баррикад с добром.

Стремление познать истину должно объединять человечество, потому что истина науки не зависит от национальности, веры или воли людей. Такую идею провозгласил Гейзенберг еще в 1946 году, выступая перед студентами Геттингенского университета. Наука, по мнению Гейзенберга, является общим языком народов, который в силах понять все. Наука интернациональна, она помогает решить вопросы, которые касаются каждого народа. И участвовать в решении этих вопросов может любой человек в мире. [9]

РЕЗУЛЬТАТЫИССЛЕДОВАНИЯ.

Говоря о методах сохранения баланса техники и морали в современном обществе, необходимо в каждом техническом процессе придерживаться определенных принципов:

Во-первых, необходима человекоцентричная модель, то есть все технологии должны быть во благо человека и во благо общества. Надо соблюдать баланс между индивидуальными потребностями и потребностями общества, о чем сейчас забывают. Этика – это программа оптимального существования людей в социуме.

Второй существенный фактор напрямую связан с первым — нельзя придавать субъектность технологиям. Не стоит забывать, что речь идет о простом наборе строчек кода и железа, лишенном чувств и эмоций.

Наконец, третий аспект — недопущение цифрового неравенства. Доступ к технологиям должен быть свободным для всех, чтобы не возникло некоего подобия «технорасизма», способного усугубить социальное расслоение общества. При этом не должно быть и никакого принуждения в отношении тех людей, которые по тем или иным причинам не хотят пользоваться достижениями современной техники.

Глава РОЦИТ Сергей Гребенников также считает особенно важным четко осознавать границу между реальной жизнью и «онлайном». Он считает, что нет ничего важнее человеческого общения. На сегодняшний день в нашу жизнь внедряются самые передовые технологии, чтобы человек располагал временем для жизни. Каждый индивидуум должен использовать технологии для того, чтобы ему было лучше. Но не погружаться исключительно в онлайн, и не подменять онлайн в офлайн.

Добиться разумного отношения к технологиям можно путем повышения цифровой грамотности и воспитания осознанного потребления. Что же касается организаций, которые внедряют технологии, то в данном случае необходимо законодательное регулирование как единственный довод, к которому прислушивается бизнес. [10]

Первостепенной задачей в ближайшее время является определение желаемой глубины проникновения технологий в нашу жизнь. Техника должна использоваться для того, чтобы облегчить, обезопасить и повысить уровень жизни человека.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Большая советская энциклопедия // Электронный ресурс. Режим доступа [https://gufo.me/dict/bse]

2. Википедия // Электронный ресурс. Режим доступа [https://ru.wikipedia.org/]

3. Мукин В.А. Философские проблемы техники: учеб. пособие / В.А. Мукин. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2019. – 88 с.

4. Скворцов А.А. Этика: Учеб. для студентов вузов / А.А. Скворцов. М.: Юрайт, 2015. 320 с.

5. Мечников И.И. Наука и нравственность. Развитие личности, 2015

6. Общество и мораль. Лекции по общественной этике профессоров Вольного университета общественных наук. - М.: ЛКИ, 2015. - 144 c

7. Русин И.А., Морозов И.А. Наука с позиции морали и мораль с позиции науки. В сборнике: Актуальные проблемы теоретической, экспериментальной, клинической медицины и фармации. материалы 52-й ежегодной Всероссийской конференции студентов и молодых ученых, посвященной 90-летию доктора медицинских наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Павла Васильевича Дунаева. 2018. С. 371-372.

8. Пахонина Е.В. Влияние техники на различные формы общественного сознания. Актуальные проблемы философии науки и техники. Сборник научных статей // Под ред. Б.В. Ковригина, Н.А. Ястреб. Вологда, 2016. С. 65-74.

9. Шевченко М.М., Султанов К.В. Философия и история науки и техники: мировоззрение, мораль, управление. Очерки истории и философии науки и техники. Коллективная монография. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2019. С. 332-362.

10. Тимофеев А. Технологии будущего: благо или угроза для человечества. Передовые технические разработки как важная этическая проблема. Антон Тимофеев // Электронный ресурс. Режим доступа [https://www.gazeta.ru/tech/2020/09/25_a_13268287.shtml], 25.09.2020.

Указываются данные подразделения, куда сдается работа

тоже



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: