Физические особенности | Предлагаем |
Дети этого возраста очень подвижны, энергичны. Ребенок растет очень быстро, но его рост неравномерен. Так как сердце не растет в пропорции с его телом, он не может вынести длительные периоды напряженной деятельности – ребенок может быстро устать, что приведет к слезам или гиперактивному поведению. | Необходимы периоды отдыха, спокойные игры, рисование, ручной труд. Использовать прогулки, активные игры. Режим дня простраивать на чередовании различных видов деятельности. Рекомендуем: 1. Завтрак 2. Пешая прогулка по лагерю или динамическая двигательная активность: пляж с подвижными играми (1,5 часа), спортивный или танцевальный час (не более 40 минут). 3. Чтение или рассказывание сказок (легенд), рисование несуществующего животного. Просмотр м/фильма. 4. КТД на творчество. 5. Обед 6. ПЧМ – чтение книг, прослушивание аудиозаписей, сон. 7. Полдник. 8. Пешая прогулка или динамическая двигательная активность: пляж с подвижными играми (1,5 часа), спортивный или танцевальный час (не более 40 минут). 9. Музыкальный час – 40 минут. Экскурсия. 10. Ужин 11. Викторины, интеллектуальные игры, огоньки, отрядные дела, КТД, концерты и т.д. |
Ребенок может сосредоточить свое внимание на 15 минут (7-8 лет), 20-25 минут (8-9 лет). Но его произвольное внимание не прочно: если появляется что-то интересное, то внимание переключается. Активно реагирует на все новое, яркое. | Применять яркие активные формы работы: игра по станциям «Тайный пакет», обшелагерное дело «В гостях у Смешариков», КВНы, и т.п. Время бесед – не более 20 минут. Викторины, вечер легенд – до 40 минут. Наибольшее значение имеет не словесное объяснение, а показ: яркая картина или слайд, действие. Это запоминается гораздо сильнее. Рекомендуем: рассказывая детям о требованиях, как надо убираться в комнате – покажите, какой порядок должен быть, покажите, как заправлять кровать, как убираться в шкафу и т.п. Потом на смене каждой комнате передавайте мини-талисман в виде игрушки – за самую чистую комнату. |
Любит слушать речь взрослого, но необходимо учитывать, что порог слышимости и острота слуха еще не достигли своих наибольших величин (это произойдет в подростковом возрасте). | Важно следить за своей речью: «не глотать окончания», четко произносить все звуки, быть точным в эмоциональной окраске, а главное – помнить о том, чтобы темп речи был доступен и понятен. Не использовать громкую музыку с сильными ритмичными акцентами. |
Заниженное чувство опасности. Желание продемонстрировать сверстникам свою смелость, не достаточная чувства инстинкта самосохранения. | Контроль со стороны взрослого, проговаривание опасных мест территории лагеря, разъяснение через беседу, диспут ценности собственной жизни. Не оставлять без присмотра и контроля! Рекомендуем:не кричать на детей. Привлекать их внимание различными способами (хлопками в ладоши, шёпотом, «Кто меня слышит хлопните один раз» и т.п.) |
Интеллектуальные особенности | |
Ребенок живет, в основном, настоящим. У него ограниченное понимание времени, пространства и чисел. | Утром не зачитывать весь план работы на день, а проговаривать каждый раз, куда и для чего идём, что будем делать. Размещать план на день в отрядном уголке. Рекомендуем: любой выход отряда начинать словами «Внимание! Сейчас мы идем на …. Мы там будем ….. Кто меня слышал улыбнитесь мне (хлопните в ладоши, подпрыгните) и т.п.» |
Любит задавать вопросы: «Почему?», «А правда ли это?» Ребенок хорошо запоминает факты, сведения, стихи. Прекрасный возраст для заучивания наизусть. Более легко запоминает слова, чем мысли. Особенно хорошо запоминает то, что чем-то мотивировано, значимо. | Давать ответы на вопросы либо путем личного исследования, либо помогая ребенку самостоятельно найти ответ с помощью наводящих вопросов. Заучивать каждый раз что-то одно новое (песню, имена героев и т.д.). При этом постоянно повторять пройденное. Организовывать исследовательскую деятельность («Чёрное море», «Сбор коллекции ракушек», «Самый интересный камушек Чёрного моря»), интеллектуальные игры («Сто тысяч почему», «Вопрос-ответ»), познавательные викторины («Я знаю, что…») и т.д. Рекомендуем: проведение конкурсов: «Моё любимое стихотворение», «Расскажу я вам о …», викторины. |
Эмоциональные особенности | |
Лёгкая эмоциональная возбудимость, резкий переход от одного вида настроения к другому. | Частая смена деятельности, игры, соревнования не должны быть продолжительны по времени. Внимание! За 2 часа до сна только спокойная деятельность. Рекомендуем: «Весёлые старты» может сменить просмотр фильма о спорте, или командное решение кроссвордов на спортивную тематику с присвоением звания «Знаток спорта», чтение книги, настольные игры. |
Появление тайн: укромные уголки, полянки. | Игры в секреты, совместно сохранять их и совместно разумно использовать. Проводить интересные игры с элементами романтики. Рекомендуем: игра по станциям «Собери легенду», «Квест» |
Начинает развиваться система оценок, но эмоции часто заслоняют объективность оценки. Резко выражает свои чувства. Сначала говорит, а потом думает. Эмоционально быстро включается в споры. | Помогать ребенку правильно оценивать себя, свои качества, свои возможности, успехи и неудачи через систему огоньков, личных бесед, отрядных дел. Любой конфликт разбирать здесь и сейчас. Включать в план отрядной деятельности: этические беседы, огоньки, игры на взаимопонимание. Рекомендуем: проводить вечерние огоньки не более 15-20 минут «Кто сегодня наш герой?», «Кому скажем спасибо?», «У меня сегодня получилось», «Меня можно похвалить за…» (после каждого выступления хлопаем герою и т.п…) |
Нуждается в любви и опеке. | Постоянные единые педагогические требования со стороны всех вожатых. Ребенок должен знать, чего от него ждут – ведь, как правило, ему очень нравится быть «хорошим». Рекомендуем: конкурс «Улыбка отряда», «Обними друга», День рукопожатий. |
Старается помочь вожатому. Начинает развиваться чувство юмора. Желает рассказывать смешные истории. Скрытые страхи. Ему хотелось бы выглядеть бесстрашным. | 1. помогите ребенку увидеть свои возможности, пусть еще не реализованные: создайте условия, в которых он сможет поверить в себя, в свои силы.
|
Социальные особенности | |
|
|
Интеллектуальные особенности | |
| 1. Обучение через исследование. Задавайте свои «почему?» 2. Идти дальше поверхностных фактов. 3. Поставить вопросы, ответы на которые ребенок сможет найти самостоятельно. 4. Предложить делать коллекции на различные темы. 5. Поощрять к запоминанию как можно большего количества всего. Рекомендуем: вечер неразгаданных тайн, интеллектуальные игры в форме «Что? Где? Когда?», создать коллекцию отряда – арт-композиция из морских камней или природного материала. |
Гендерные особенности | |
1. Мальчики физически сильнее девочек, у них больше окружность грудной клетки. 2. Девочки более аккуратны, прилежны, чувствительны, нежны, уступчивы. 3. Мальчики оказываются более успешными в овладении или придумывании способов запоминания, поэтому в ряде случаев их опосредованная память оказывается более эффективной, чем у девочек. 4. Девочек интересует общие свойства предметов, их назначение. Мальчиков интересует внутреннее строение и устройство предметов. | 1. Проводить спортивные соревнования только смешанными командами. 2. Выделять для девочек дополнительное время на отдых. 3. Для мальчиков: постройки на пляже крепостей, игры связанные с конструированием. 4. Для девочек: творческие игры. При заучивании текстов песен, легенд или другого материала использовать различные приёмы запоминания: ассоциации, словарная работа с незнакомыми словами, составление плана того, что необходимо заучить. 5. НЕ противопоставлять и НЕ сравнивать «мальчики-девочки». |
|
|
|