Программа Владимира Сергеевича Кузина
§ Кузин В.С. Психология живописи. Учебное пособие для вузов. – 4-е изд., исправ. – М.: Оникс 21 век, 2005. – 304 с.
§ Кузин В.С. Рисунок. Наброски и зарисовки. – М.: Издат. Центр «Академия», 2004. – 232 с.
§ Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Агар, 1998. – 336 с.
Программа Кузина выступает частью УМК «Классическая начальная школа». УМК по ИЗО включает учебники, рабочие тетради, методические пособия, поурочное планирование, а также дидактическое пособие «Художники в начальной школе» (авторы В.С. Кузин, П.Ю. Коваленко):
§ Кузин, В.С. Изобразительное искусство. 1 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 110, [2] с.: ил.
§ Кузин, В.С. Изобразительное искусство. 1 кл.: рабочая тетрадь / В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 63, [1] с.: ил.
§ Кузин В.С. Изобразительное искусство. 2 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2008.
§ Изобразительное искусство. 1 кл.: поурочные планы по учебнику В.С. Кузина, Э.И. Кубышкиной. – М.: Дрофа, 2009.
Программа разработана в соответствии с традицией методики рисования, зародившейся в дореволюционной России. В её основе лежит подход к обучению, разработанный для Академии Художеств. Одной из главных задач которого является обучение рисованию с натуры и реалистической передаче объектов.
Главная цель художественного образования – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.
Основные задачи действующей программы:
§ овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
|
§ развитие у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
К имевшимся в ранее существующей программе четырем типам учебных занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об искусстве сейчас добавились также – иллюстрирование (композиция), лепка, аппликация с элементами дизайна.
Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя также рисование по памяти и по представлению объектов действительности карандашом, а также акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью. Для развития зрительной памяти, пространственных представлений у учащихся важно как можно чаще давать им задания рисовать по памяти и по представлению.
Рисование на темы – это рисование композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объёма, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.
|
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у детей интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире.... Ознакомление с произведениями изобразительного искусства производится в начале или в конце урока в течение 8-10 минут; как правило, два-три произведения (или три-четыре иллюстрации). С 4 класса для бесед выделяются специальные уроки; в одной беседе можно показывать до пяти произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного искусства.
Школа Неменского
(Борис Михайлович)
Неменский Б.М. Педагогика искусства. – М.: Просвещение. – 2007. – 255 с. (Библиотека учителя).
Учебники Неменского входят в комплект «Школа России», УМК включает учебники, рабочие тетради и методические разработки:
§ Неменская Л.А. (Лариса Александровна) Изобразительное искусство: ты изображаешь, украшаешь и строишь: Учебник для 1 класса / под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2009. – 141 с.
§ Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. и др. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство. Искусство и ты» для 2 класса начальной школы. / Под ред. Б.М. Неменского. – 9-е изд. – М.: Просвещение. – 2008. – 48 с.
§ Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского: 1-4 кл. / [Неменская Л.А., Неменский Б.М., Коротеева Е.И и др. под науч. рук. и ред. Б.М. Неменского]. – М.: Просвещение, 2010. – 192 с.
|
§ Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского / авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 251 с.
Родился 24 декабря 1922 года в Москве.
Живописью Борис Неменский серьезно увлекся ещё в детстве, после школы учился в Московском художественном училище имени 1905 года.
В 1942 году он окончил Саратовское художественное училище, был призван в армию и направлен для прохождения службы в Студию военных художников имени Грекова. Начались длительные командировки в действующую армию: в Панфиловскую дивизию, во время сражения за Великие Луки и боев на Смоленском направлении, на Украинский, Белорусский, Ленинградский фронты... Неменский принимал участие в боях на реке Одер и в штурме Берлина.
В многочисленных фронтовых зарисовках он воссоздал горько-поучительный образ войны. Его работы ведут зрителя по фронтовым дорогам. Рука художника запечатлела на бумаге и картоне солдат, командиров, санитаров, повозки с ранеными, военную технику, разрушенные войной жилища, лежащие в руинах города. Убедительной достоверностью подкупают рисунки «Все, что осталось», «Вернулись домой», «Сирота из Великих Лук» (1943), «Солдат» (1945). Художественной документальностью ценен его «Берлинский дневник» (1945). В нём, кроме лаконичных хронологических записей, – десятки графических рисунков и живописных этюдов, в том числе «Горячий Берлин», «9 мая 1945 года», «Вокзал Темпельхоф», «После боев», «Канцелярия Лея», «Шпрее», «Рейхстаг», «В центре Берлина», «День Победы» и другие.
В 1951 году Б.М. Неменский окончил Московский художественный институт имени Сурикова. Из правды жгучих военных лет родились многие его картины, начиная с первой из них – работы «Мать» (1945), которая создана еще до поступления в институт. Тонкое, возросшее мастерство живописца проявилось в картине «О далеких и близких» (1950).
С 1957 года важное место в жизни Бориса Михайловича занимает педагогическая деятельность. В течение ряда лет он заведовал кафедрой в Московском педагогическом институте имени В.И. Ленина, а с 1966 года является профессором художественного факультета Всесоюзного государственного института кинематографии.
С 1994 года Борис Михайлович возглавляет Центр непрерывного художественного образования при Департаменте образования города Москвы.
За эти годы Б.М. Неменским разработано целостное направление художественной педагогики «Художественное образование как духовная культура» и на его основе – программа для общеобразовательных школ «Изобразительное искусство и художественный труд», реализацией которой он активно занимается.
Б.М. Неменский – народный художник РСФСР, лауреат Государственных премий СССР и РФ, премии Президента Российской Федерации, премии «Сокровищница Родины», японской премии «Сакура», действительный член Российской академии художеств и Российской академии образования. Живет и работает в Москве.
Целью преподавания пластических искусств (изобразительных, декоративных, конструктивных) в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношения, понимаемой как культура эмоционально-ценностных стимулов жизнедеятельности, выработанных историей поколений. Эти ценности, как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны стать средством очеловечивания, т.е. приживления молодых людей к корням культуры.
В преподавании изобразительного искусства как ведущая входит задача формирования у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве. Это возможно только, если удастся закрепить в сознании ребёнка понимание прочной связанности искусств с его личным миром, с миром мыслей и чувств каждого человека. Эта задача является связующей идеей для всех лет обучения. Любые иные задачи должны соотноситься с решением этой. Решение языковых и творческих задач программы необходимо рассматривать как обеспечивающие, понимая, однако, что вне решения их нереально решить и основную.
Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
В программе как основа понимания искусств выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный. Они в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображения, украшения, постройки и представлены в игровой форме как «Братья-мастера» изображения, украшения и постройки.
К важным методическим аспектам, свойственным школе Неменского, следует отнести:
§ Отказ от выполнений заданий по схемам, образцам, стереотипу, что основано на ценности развития художественно-образного мышления. Опасностью любого, даже самого творческого хода является превращение его в обязательную схему, диктуемый педагогом приём работы. Механический приём останавливает мышление.
§ Развитие способности чувствовать, осваивать особые возможности каждого материала. Поэтому программа рекомендует овладение кистью как инструментом, дающим богатые возможности. Для этого (особенно в начальной школе) рекомендуется работа краской, кистью «от пятна» без предварительного рисунка карандашом с вмешиванием краски в краску прямо в работе, без предварительного смешивания на палитре. В средней школе от этого можно будет отойти, но в начальной лучше создавать умение работать «живой» краской. Иначе работа сводится к раскраске и трудно понять возможности живописи. Также и в лепке – нужно работать, вытягивая форму из первичного куска пластилина (глины), а, не прилепляя сделанные отдельно детали.
§ Организация сравнения как пути познания выразительных возможностей искусства. На уроках желательно проводить сравнительный анализ произведений профессионального или народного искусства в контексте основой темы. Нужно сравнивать между собой материалы и технику по выразительным возможностям, изображение, украшение и постройку по своим задачам и возможностям, работы художников по выраженному отношению к жизни, по средствам и возможностям художественного языка. В сравнение вовлекаются природа, музыка, поэтическое слово. Сравнение активизируют мышление, помогают учащимся видеть разные пути воплощения художественного замысла.
ТОЧКА ОПОРЫ
Методическое пособие рассчитано на то, что у учителя есть сами учебники. Пособие не может заменить учебник. Надеемся, что учебники есть и у каждого ребенка. Это положение естественно для любого школьного предмета.
Мы убеждены, что учебники по искусству, если они станут столь же обязательными, как учебники математики или родного языка, смогут стать точкой опоры не только для приобщения к искусству детей, но и для сохранения единого уровня и характера культуры нашей страны. Необходимо понимать, что единство народа, а, значит, и целостность государства зависят во многом не только, а может быть, и не столько от единства научных знаний, как от единства духовной культуры, несущей в себе миропонимание, мироотношение людей разных регионов страны.
Знания математики, физики, биологии едины как для Англии, Японии, Чехии, так и для России. Тут может отличаться только уровень. Однако эти знания при любом уровне не могут строить систему духовных ценностей, объединяющих людей. Литература, музыка, все искусства и, естественно, история – особая сфера именно духовных ценностей, сфера их выражения. Ценности, т.е. свою человечность, каждый народ веками формировал всем опытом своей жизни, который у народов разный. Опыт жизни русского народа и народов, исторически связанных с ним, формировался совсем по-другому, чем у народов США, Англии или Германии, например. В опыт жизни входили и взаимодействие с родной природой, религией, и взаимоотношения со многими народами, государствами – дружественными или враждебными.
Веками формировался наш менталитет. На земле нет народа идеального. У каждого есть прекрасные и есть негативные черты. И все они прочно спаяны, как две стороны одной монеты. Одно есть продолжение другого, и народ не может уцелеть, если потеряет свой характер, своё мироотношение. Опыт потери народом себя, растворения в других человеческих общностях есть в человеческой истории.
Сегодня для всей России и для русского народа время опасного исторического слома. Наша страна не впервые оказывается на подобном рубеже. Мы выходили из таких испытаний, но каждый раз никто не мог дать гарантий позитивного выхода. Нет у нас подобных гарантий и сегодня. И от того, как мы сумеем пройти этот сложный период, зависит судьба каждого нашего народа, а фактически и каждого человека.
Россия всегда была на стыке многих культур. Фактически у нас сложилась самобытная цивилизация, объединяющая не просто разные народы, но и сам русский народ, а его культура стала многовекторным единством. Мы впитали смыслы многих европейских и азиатских культур. Они нам не чужды. Об этом говорили наши великие писатели. Это чувствует каждый из нас, если вглядывается в себя. И в этом наша особенность – может минус, а может быть, плюс. Мы не умеем, наверное, не должны замыкаться в своей «самодостаточности».
Наша ментальность сформирована столетиями. А время, когда страна победила в страшной войне и стала сверхдержавой, не сломило, а, скорее, упрочило в сознании людей эту «наивную» всеохватность и антимонитарность мышления.
Сегодня часто создаются нравственные и экономические условия для потери вековых идеалов, вековых привычек взаимодействия и взаимопонимания людей. Однако…
Однако ещё не вымерли и едва ли вымрут старые поколения, не попытавшись передать свои идеалы бытия детям – этим самым новым поколениям.
Полезно ли это упорство в отстаивании «несовременных идеалов» как для наших людей, так и для России вообще? Не проще ли перестать быть собой? Да, проще, но это путь к самовырождению.
Всё наше изобразительное искусство, музыка, литература, кино, да и не только наше, всё нормальное (раньше его называли передовым) искусство той же самой Европы как прошлых веков. Так и современности отнюдь не стояло и не стоит на позициях чуждых традиционным представлениям о высоком и низком. Оно так человечно и антимонитарно. И всё это богатство веков в нашем распоряжении, если сумеем его использовать, сделать точкой опоры в самосохранении.
Мы рассчитываем, что наши учебники, наша программа могут дать учителю, школе, обществу точку опоры, вернее, много точек опоры в этой трудной работе – работе сохранения идеалов человечности.
Искусство во все века было и есть полем битвы разных мироотношений. Сегодняшняя массовая культура не просто пропагандирует, а навязывает новую идеологию: «Слабого толкни», «Пусть неудачник плачет», «Сильный (богатый) всегда прав»…разве специальные передачи по телевидению с выигрыванием больших денег – это не искусство публицистики, искусство воспитывающее? А сколько стрельбы, сколько жестоких драк и крови каждый день обрушивается на новые поколения!
Но в наших руках всё великое человечное искусство. Это огромная мощь. Неужели не сумеем её использовать?!
Да, у этого искусства нет такой прочной опоры, как телевидение и глянцевые журналы. Но через школу проходят всё новые поколения. Школа, если это поймут учителя, поймут директора школ, сможет стать не менее серьёзной точкой опоры. Ведь школа в России сумела пронести в жизнь великие традиции русской культуры. И не случайно социолог и писатель А. Зиновьев очень точно сказал, что Великую Отечественную войну выиграли десятиклассники. Выиграли, так как именно школа во всех уголках страны сумела дать им классическое гуманитарное образование, сделав детей наследниками высоких образцов мировой культуры. Они были в массе лучше образованны, чем их противник. Я прошёл фронт. И знаю всё это на собственном опыте.
Так что точки опоры у нас есть. Есть и надежда, если учителя, если школа осознает свою ответственность.
Б.М. Неменский
Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1-4 классы / [Б.М Неменский, Л.А. Неменская, Е.И Коротеева и др.]; под редакцией Б.М. Неменского. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2010. С. 188-190.
Программа Тамары Яковлевны Шпикаловой
(доктор пед. наук, профессор)
§ Шпикалова Т.Я.Русское народное искусство XVII-XIX вв. – М., 1986.
§ Шпикалова Т.Я. Мастера Палеха. – М., 1988.
§ Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М., 1997.
§ Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. – Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.
(кафедра изобразительных искусств и методики преподавания)
Программа Шпикаловой выступает частью УМК «Перспектива». УМК по ИЗО включает учебники, рабочие тетради, методические пособия:
§ Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: Метод. пособие: 4 кл. / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. – М.: Просвещение, 2005. – 96 с.
§ Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: учебник для 4 кл. нач. шк. / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 160 с.: ил.
§ Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: творческая тетрадь для: 4 кл. нач. шк. / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова., Н.Р. Макарова, А.Н. Щирова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 80 с.
«Две человеческие культуры – народное искусство и профессиональное – несут в себе целое, хотя оно проявляется и живёт по законам каждой части, того особенного и различающего их, что, собственно, и создаёт поле постоянного взаимодействия между ними. Воплощая «общий идеал», воссоздаваемый на новых уровнях с новыми качествами, и проявляя в этом национальный характер, культура раскрывает творческие возможности этноса, вклад в мировые достижения»
М.А. Некрасова
Особенность УМК «Изобразительное искусство» для начальной школы – новый взгляд на предмет в школе, суть которого в том, что искусство рассматривается как целостность, спрягающая народную и профессионально-художественные культуры, проявляющиеся и живущие каждая по своим законам и находящиеся в постоянном взаимодействии. Отсюда в содержании УМК по-новому отражены интеграционные связи различных видов искусства. Народное искусство выступает равноправным компонентом в системе непрерывного художественного образования. Это обусловлено включением в УМК «Изобразительное искусство» различных пластов художественной культуры – профессионального и народного в их гармоническом единстве.
При разработке содержания УМК авторы комплекта опирались на общенациональные приоритеты, которые находят яркое отражение в народном и профессиональном искусстве, отечественной культуре: воспитание личностных качеств, патриотизма, бережного отношения к окружающему миру, уважение к культуре других народов, восприятие вечного как живого, проходящего через русское искусство, смыкающего через столетия образы древнерусского искусства с искусством современного художника.
Цель УМК «Изобразительное искусство» для начальной школы – разработка условий для реализации идей развивающего обучения в разных видах художественно-творческой деятельности в непрерывном художественном образовании.
Формирование опыта художественно-творческой деятельности учащихся реализуется в разных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструктивной деятельности.
Группой авторов под руководством Шпикаловой разработана программа «Изобразительное искусство и художественный труд ». Её цель – формирование целостной личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства и художественного труда в народных традициях.
(Комплект учебников «Школа России»: Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч. Ч.1 / Е.В. Алексеенко, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. – М.: Просвещение, 2003.С.139-140).
Отличительные особенности курса:
§ раскрываются доступные пониманию учащихся исконные общероссийские художественно-культурные ценности, взаимосвязи народного и классического искусства;
§ активная творческая деятельность учащихся обеспечивается интеграцией уроков искусства и художественного труда на основе народных традиций путём раскрытия разнообразных связей искусства с жизнью;
§ учащиеся учатся видеть и ценить мир искусства «рядом» на примерах произведений художников и народных мастеров родного края; понимать, что искусство своего региона и отечества – путь к познанию искусства любых эпох и народов.
Основные задачи курса:
§ обеспечить Обязательный минимум содержания начального общего образования по предмету «Изобразительное искусство»;
§ содействовать проявлению целостного оптимистического мироощущения учащихся, созданию собственными силами нравственно-эстетической среды общения с изобразительным искусством с учётом многообразия его видов (народное искусство, живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и архитектурой;
§ способствовать формированию чувства национального достоинства, культуры межнационального общения, умения видеть памятники истории и культуры в связи с историей, бытом и жизнью народа;
§ способствовать формированию образного мышления, творческого воображения, культурно-исторической памяти в процессе комплексного освоения искусства России.
В данной модели этнохудожественного образования произведения народного искусства и искусства профессионального не только рассматриваются как объекты эстетического восприятия, но и служат активным средством для обогащения духовно-нравственного мира учащихся и развития их творчества. С этой целью на основе творческих принципов народного искусства разработаны различные типы заданий: повторы, вариации, импровизации.
Повтор. Это не механический повтор, а установка на творческое, эстетическое восприятие образа художественной вещи и природы (в действительности и в произведениях искусства). Задача воссоздания главных отличительных элементов росписи, форм и конструкций, традиционных приёмов технологии обработки материалов.
Вариация. Это установка на творческое, эстетическое восприятие образа на творческое, эстетическое восприятие образа художественной вещи и природы (в действительности и в произведениях искусства). Задача воссоздания главных отличительных элементов и мотивов росписи и воссоздание, традиционных приёмов технологии художественной обработки материалов с включением новых вариантов традиционных мотивов и композиционных схем, традиционных форм и конструкций.
Импровизация. Создание нового образа на основе комбинации главных отличительных традиционных элементов образа художественной вещи в новых условиях (изменение назначения, материалов, формы и конструкций)
Образ народного мастера – одна из главных фигур в учебном процессе в данной модели.
Авторы выделяют несколько типов уроков:
§ урок-сочинение на заданную тему;
§ урок-эксперимент; урок-повтор,
§ урок-вариация,
§ урок-импровизация,
§ урок-образ и др.
Отечественное искусство и культура – те волшебные ключи, которые отмыкают глаза и душу, чтобы суметь увидеть красоту мира, познать душу своего народа, целостную картину мира, развивать свои творческие способности и все те человеческие качества, отвечающие представлениям об истинной человечности, стать гражданином и патриотом России. И во всём величии в этом процессе встаёт личность Учителя, Мастера, Художника – носителей национальной культуры.