Технологическая карта
Лабораторная работа №________ Дата_______ Оценка________
Тема: Оценка роста человека.
Цель:
Форма работы: работа выполняется индивидуально
Ход работы: ознакомится с содержанием работы, сформулировать цель, провести исследование, заполнить протокол, сделать выводы.
Для выполнения работы необходимо знание роста родителей!
Рост человека—одна из основных характеристик его физическогоразвития. Линейный рост — процесс неравномерный. Максимальная скорость роста отмечается у новорожденных и детей 1-го года жизни, затем скорость роста значительно понижается. Некоторое повышение скорости роста отмечается девочек с 9 до 14 лет и у мальчиков с 11 до 16 лет, затем скорость роста снова снижается. К 16 годам у девушек и к 18 годам у юношей рост тела в длину практически завершается и в норме не превышает 1 см/год. Полное окостенение наступает к 20–23 годам в женском организме и к 21–25 годам в мужском. Рост взрослого человека в пределах 130–200 см у мужчин и 120–190 см у женщин рассматривается как нормальный. Мужчины ростом менее 130 см и женщины менее 120 см называются карликами. Люди-гиганты имеют рост более 190 см женщины и более 200 см мужчины.
Рост — интегральный показатель влияния генетических, гормональных, тканевых и внешних факторов на кость и другие ткани организма. Генетическая программа роста реализуется через гуморальную эндокринную систему, включающую все известные гормоны (тиреоидные, инсулин, кальцийрегулирующие, надпочечниковые, половые), но особое значение имеет гипоталамо-гипофизарная регуляция роста, центральным звеном которой является соматотропин (СТГ). СТГ способствует росту костей в длину, росту и дифференцированию внутренних органов, развитию мышечной ткани. Основные эффекты СТГ на уровне костной ткани состоят в стимуляции роста хряща, синтеза белка, индуцировании митоза клеток. Эффекты СТГ опосредуются инсулиноподобными факторами роста (ИФР-I, ИФР-II), или соматомединами, которые под влиянием гормона синтезируются, главным образом, в печени и почках. Линейный рост человека завершается с закрытием зон роста под влиянием половых гормонов.
|
Наиболее простым и доступным методом исследования соматотропной функции является антропометрический, т. е. оценка роста человека по сравнению с его прогнозируемым ростом, рассчитанным на основании среднего роста его родителей. Для определения границ конечного роста используется следующая формула:
Прогнозируемый конечный рост мужчины = (рост отца + рост матери + 13 см): 2
Прогнозируемый конечный рост женщины = (рост отца + рост матери - 13 см: 2
Измеренный рост взрослого человека должен совпадать с прогнозируемым ростом или отклоняться от расчетной величины роста не более чем на 2 стандартных отклонения (σ), т. е. ± 10 см к расчетной величине роста. Отклонения измеренного роста более чем на 2σ от расчетной величины роста указывает на патологически низкий или высокий рост человека. В таком случае для выяснения причины нарушения роста необходимо проводить детальные исследования соматотропной функции гипофиза, а также изучение состояния других желез (прежде всего, половых и щитовидной).
Материалы и оборудование: ростомер.
Проведение исследования: Измерение роста проводят в положении стоя с помощью ростомера. Испытуемый должен стоять без обуви (в тонких носках) в правильной позиции: руки по швам; пятки вместе; пятки, ягодицы и лопатки прижаты к доске ростомера. Голова располагается в позиции «плоскости Франкфурта», т. е. нижний край глаза и наружный слуховой проход должны находиться на одной горизонтальной линии. Планку ростомера опускают до уровня головы испытуемого. Измерения проводят на выдохе с точностью до 0,5 см.
|
Указания к оформлению протокола:
1. Проведите измерение роста у испытуемого с помощью ростомера.
2. Проведите расчет прогнозируемого роста испытуемого.
3. Оцените полученный результат измерения, сравнив его с прогнозируемым ростом человека.
4. Ответьте, как повлияет избыток и недостаток гормона роста или половых гормонов в детском и юношеском возрасте на конечный рост человека.
ПРОТОКОЛ
1. Рост испытуемого равен ____________ см. Пол испытуемого _______________.
2. Рост родителей испытуемого: матери _______ см; отца ________ см. Расчет прогнозируемого роста испытуемого (ПРИ)
ПРИ = (рост отца+рост матери+(–) 13см): 2= _____±10см=от_____до_____см.
3. Выводы: Рост испытуемого______________________________________
(в норме, патологически высокий, патологически низкий).
Избыток в детском и юношеском возрасте гормона роста или недостаток половых гормонов могут привести к патологически ___________________________ росту.
Недостаток в детском и юношеском возрасте гормона роста или избыток половых гормонов могут привести к патологически ___________________________ росту.
Технологическая карта
Лабораторная работа №________ Дата_______ Оценка________
|
Тема: Оценка функционального состояния позвоночника.
Цель:
Форма работы: работа выполняется в парах
Ход работы: ознакомится с содержанием работы, сформулировать цель, провести опыты, сделать выводы.
Опыт № 1 Определение гибкости позвоночника
Оборудование: стул, линейка (стул можно заменить ступенькой лестницы).
1. Возьмите в руки линейку и встаньте на стул или ступеньку лестницы.
2. Не сгибая ног, согните корпус в пояснице.
3. Измерьте расстояние между указательным пальцем опущенных вниз рук и уровнем стула (лестницы).
Вывод:
Если палец опускается ниже уровня стула, измерьте это расстояние и запишите со знаком «+» (это говорит о хорошей гибкости позвоночника).
Если палец не достал уровня опоры, измерьте расстояние и запишите со знаком «-«(это говорит о недостаточной гибкости позвоночника).
Опыт № 2 Выявление нарушения осанки
1. Встаньте спиной к стене, так чтобы голова, плечи и ягодицы касались стены.
2. Попробуйте между поясницей и стеной просунуть кулак.
3. Если это невозможно, просуньте туда ладонь.
Вывод:
В норме в данной позе между стеной и поясницей кулак проходить не должен. Если это имеет место, осанка нарушена. Осанку следует считать нормальной, если между поясницей и стеной проходит ладонь.